ФЭНДОМ

"Жест Соколова" - Жест показанный Председателем Верховного совета РСФСР Соколовым Премьер-министру Великобритании Маргарет Тэтчер 18 мая 1990 года, во время его официального визита в Великобританию, после Мартовского путча, и ещё во время существования СССР. Данный визит сам Соколов в своих мемуарах, и люди из его тогдашнего окружения считают самым неудачным государственным визитом за всё время правления Соколова, который закончился после продолжительной перепалки между Соколовым, и Премьер-министром Тэтчер с глазу на глаз, и скандальной пресс-конференцией где перепалка которая должна была остаться за закрытыми дверьми была перенесена под взоры прессы, и телекамер. Сам жестикуляционный жест был показан Соколовым Тэтчер когда он садился в свою машину, а именно приложил два пальца которые до этого держал в форме знака победы Черчилля, к нижней части челюсти у основания горла, а после направил указательный палец в Тэтчер моргнув левым глазом. Так как Британцы не были знакомы с жестом, как и большая часть мировой публики, жест стал дико популярным, особенно в Британии, где он стал активно использоваться противниками Маргарет Тэтчер, в частности его перед отставкой Тэтчер активно начал использовать Пол МакКартни. Подробности описаны ниже.

Визит Соколова в Великобританию

C914efad8f924849a65a996a41d8f3d7

Маргарет Тэтчер, Премьер-министр Великобритании.

Соколов будучи Председателем Верховного совета РСФСР, после выборов в СНД РСФСР, стал фактически главой РСФСР, так как новая конституция ещё не была принята. И в СССР фактически сложилось двоевластие, и Соколов боролся за то что бы стать главой СССР. Год в который он пришёл ко власти по сути стал годом фактического распада СССР а в следующем году было уже юридическое оформление. В этом ключе пользуясь полномочиями Соколов старался наладить отношения с западными странами.

Sergey-Yastrzhembskiy-02

Валерий Анатольевич Соколов, Председатель Верховного совета РСФСР.

Маргарет Тэтчер известная в СССР как Железная Леди, при этом была скептически настроена против Соколова который был выходцем из КГБ, кроме того ранее она обозначила себя как резкая противница объединения Германии из-за боязни того что объединённая Германия попадёт в зависимость от СССР, и это разрушит НАТО. Сам Соколов если судить из её дневников, и воспоминания её окружения вызывал у неё если не опасения то подозрения, из-за своего прошлого в КГБ. Известно что во время её встреч с Соколовым у неё сложилось двойственное впечатление о его личности, с одной стороны она считала его умным и расчётливым политиком, с другой отмечала его закрытость и не искренность. Во время резкого старта политической карьеры Соколова в 1989 году когда он был избран депутатом СНД СССР и ставшего по сути мощной политической фигурой Советской оппозиции а именно Демократического лагеря построив свой рейтинг на публичном покаянии за свою деятельность в КГБ, и на жесткой критике Перестройки, КПСС и Горбачёва который как известно был симпатичен Тэтчер, последняя публично выразила во время одной из Пресс-конференций сомнения в искренности Соколова относительно его демократических идей, и что он сторонник демократических реформ, открыто предположив что он может быть агентом КГБ.

Соколов не реагировал на эту критику и считал что сможет договориться с Тэтчер воззвав к прагматизму и к бизнес интересам. Кроме этого Соколов ранее сумел развеять аналогичные опасения в администрации Буша-старшего. Действия Соколова на его посту уже доказали по сути что он действительно оппозиционер, и работает против Горбачёва как ранее будучи председателем депутатской комиссии по расследованию событий в Тбилисси сумев доказать причастность центрального руководства СССР к этому. И Соколов активно пользовался создавшимися условиями для того что бы заручиться международной поддержкой. В частности Британской. Соколов прибыл в Великобританию 17 мая 1990 года, в программу визита в первый день входила экскурсия по Лондону, примечательно что во время экскурсии его сопровождала Маргарет Тэтчер. На следующий день были запланированы переговоры.

Встреча с Тэтчер и пресс-конференция

Встреча с Тэтчер состоялась в официальной резиденции Премьер-министров Великобритании в доме на Даунинг-стрит 10, перед переговорами была произведена экскурсия по зданию. После этого начались переговоры. Однако спустя 30 минут Соколов превосходно знающий английский предложил поговорить с глазу на глаз, при этом без переводчика. Соколов рассчитывал как в случае с Рейганом, и Бушем, пользуясь своим превосходным английским без переводчиков поговорить в свободной обстановке, что бы снять напряжение, и свести переговоры в простую беседу обсудив возможности. Тем не менее это стало ошибкой поскольку Тэтчер продолжала стоять на своих позициях, а именно что такие переговоры нельзя вести без участия Горбачёва который по прежнему являлся Президентом СССР. Кроме этого в остальных темах разговора так же стояла на своих позициях, ссылаясь на то что нужен Горбачёв, кроме этого Соколова по его собственным воспоминаниям возмутил тон Тэтчер и её суждения о России и СССР.

То что должно было стать переговорами с глазу на глаз, превратилось сначала в жаркий спор, а после вылилось в открытую перепалку, которую слышали работники Даунинг-стрит 10 и сопровождающие Соколова официальные лица, включая Министра Иностранных дел РСФСР Козырева даже за закрытыми дверьми, и по воспоминаниям многих за дверьми во время перепалки под конец слышалась нецензурная брань как со стороны Соколова который перемежал английскую брань русской, как и со стороны Тэтчер. В итоге переговоры были сорваны. Так как по сути межгосударственные переговоры провалились из-за практической психологической несовместимости Соколова и Тэтчер, и что бы не ударить грязью в лицо было решено дать совместную пресс-конференцию у дверей Даунинг-стрит 10, объявив о успешном обсуждении многих поставленных вопросов, что было обычной политической процедурой. Однако уже с самого начала пресс-конференции которая началась по сути удачно, оба лидера обменивались любезностями, а Соколов рассказывал о своих впечатлениях от Лондона, и от Тауэра. Но уже через 10 минут неожиданно стал атаковать Тэтчер, задевая её различными фразами напоминая ей что её отец был обычным лавочником что у неё дурной вкус к шляпам, и что у неё были проблемы с речью. Вызывающее поведение Соколова вызвало ожидаемую реакцию со стороны Тэтчер которая так же стала нападать на него и напоминать ему что он служил в КГБ, на благо тоталитарного режима, и что он разворачивает борьбу за власть, нарушая конституцию своей страны. Соколов на это активно отвечал припомнив Тэтчер её меры по борьбе с Ирландским сепаратизмом, в частности закон о том что Полиция может задержать людей на 7 суток без предъявления обвинений, Гилфордскую четверку, и прочее, сравнив это с методами Горбачёва в Тбилисси и в Баку, и посетовав не является ли Тэтчер сторонницей коммунистов. При этом стоит заметить что Соколов эффективно отбил нападки на себя со стороны Тэтчер и Пресс-конференция напоминала дебаты.

Наиболее знаменитой частью пресс-конференции стала когда Соколов заявил что он не удивлён что Американцы победили в войне за независимость, так как они умнее Британцев. Что вызвало возмущение у Тэтчер, конец пресс-конференции стал заменит фразой Соколова в сторону Тэтчер в театральной позе - "До свидания мадам!". После этого Соколов попрощался с журналистами, и уходя к своей машине в сопровождении Коржакова и Козырева стал показывать жест два пальца вверх который любил показывать Черчилль символизирующий победу. Уже садясь в машину Соколов повернулся в сторону Тэтчер по прежнему показывая два пальца вверх, и не сжимая их приставил их к горлу под челюстью, чуть приподняв подбородок, и после уже указательным пальцем указал на Тэтчер моргнув ей левым глазом, после чего убрав с лица улыбку сел в машину. Через пару часов Соколов уже летел в СССР, в Москву. Этот жест был заснят множествами телекамер, и стал крайне популярен из-за своей неординарности. При этом учитывая перепалку, и то что у Соколова явно не сложились отношения с Тэтчер, было сделано справедливое предположение о том что этот жест нес оскорбление, или вернее всего угрозу в сторону Премьер-министра Великобритании.

Последствия

Данный визит сам Соколов называл своим самым неудачным визитом за всю свою политическую карьеру, и называл главным виновником его срыва именно Маргарет Тэтчер которая заняла жесткую позицию при новой политической реальности и по сути просто тупо цеплялась за Горбачёва и говорила о неприемлемости политики репрессий против членов КПСС в России. О самой Маргарет Тэтчер Соколов вспоминал исключительно в плохом свете, часто критиковал её, и в своих оценках её роли в истории, и её политики и её самой как личности был крайне резок, и жесток. Сама Тэтчер же обвиняла в срыве переговоров Соколова, и так же была крайне резка в оценках в отношении Соколова. Сам его жест она посчитала оскорбительным для неё как для государственного деятеля, так как именно сама Тэтчер восприняла его как угрозу в её отношении. Скандальная пресс-конференция на отъезде Соколова не закончилась и Тэтчер пришлось отвечать на неприятные вопросы, учитывая что соколов во время неё открыто раскритиковал Тэтчер, и вынес наружу все что было в её кабинете, обвинив в симпатии к коммунисту Горбачёву направившего войска на людей в Баку и в Тбилисси. Срыв переговоров из-за жесткой позиции на них привел к серьезной критики Тэтчер как политика, и многие полагают что эта неудача и публичное унижение привело к отставке так как пресс-конференция по сути проходила по форме дебатов, и многие политические аналитики на результате опросов склонялись на то что верх в них одержал Соколов.

Соколова в СССР и в России так же раскритиковали за срыв переговоров, за эмоциональное поведение, и за явный жест угрозы или оскорбления. В частности критиковал его за это Горбачёв бывший Президентом СССР, и министр иностранных дел Бессмертных которые назвали поведение Соколова неприемлемым, сам Соколов на их критику ответил что он в отличие от них обоих не пойдёт на компромиссы когда на кону стоят интересы Родины, которую они распродали раньше и разбазарили, что привело к росту его рейтинга. Сам свой жест Соколов позднее назвал эмоциональной реакцией, и признался что данный жест он перенял во время работы в Японии, и означает он среди кругов Якудзы очень грубое выражение что-то вроде - "Я надрал тебе зад!". Что удивительно уже 28 ноября того же года Тэтчер таки покинула свой пост, и по сути была забыта, так как наступала бурная эпоха, как считается срыв данный переговоров так же повлиял на это, так как в новых рынках были заинтересованы и Британские бизнесэлиты.

Сам Соколов был в такой ярости от данного визита что вплоть до 1995 года не ездил в Великобританию с официальными и даже с рабочими визитами не смотря на свои отличные отношения с приемником Тэтчер Джони Мэйджором, а после данного визита буквально дал команду что бы до того момента пока Тэтчер будет оставаться у власти Британского посла не принимали в его кабинете в Белом доме, и ни один из должностных лиц РСФСР не встречался с британскими представителями. Что удивительно это было исполнено. После развала СССР в 1993 году Тэтчер посетила Россию к неудовольствию Соколова, который не мог и не имел оснований включить её в черный список, но по воспоминаниям многих Соколов был недоволен тем что ему пришлось пустить её на свою уже территорию. При этом не смотря на то что её сопровождали официальные лица, Соколов более с ней никогда не встречался, и часто критиковал.

В культуре

Жест показанный Соколовым стал крайне популярен в Британии, и стал использоваться сторонниками Лейбористов против Консерваторов, членом партии которых была Тэтчер, в частности Пол МакКартни после этого случая стал часто использовать этот жест. Явно оскорбительный жест со стороны Соколова по сути ныне в Британии таковым и считается. Примечательно что это был не последний раз когда Соколов использовал данный жест, и за время карьеры и после отставки всего на камеры он его показывал 33 раза, и потому наиболее запомнился именно этот случай, и собственно говоря жест потерялся на фоне скандала когда Соколов не выдержав во время пресс-конференции при визите в Нижний Новгород в 1995 году оскорблений со стороны противников войны в Чечне в прямом эфире показал им средний палец.

Жест стал популярен в культуре, и особенно в кинематографе, в частности в фильмах где присутствует президент России как действующее лицо прототипом которого является именно Соколов. Сам данный случай обыгрывался во многих фильмах про Соколова в России, и в фильме Железная леди 2011 года с Мэрил Стрип в главной роли, данная пресс-конференция и перепалка с Соколовым является небольшим эпизодом(В роли Соколова Мэл Гибсон) и там так же была восстановлена сама ситуация при которой был показан данный жест. Примечательно что для своей автобиографической книги "За рулём истории" Соколов потребовал от издателя разместить на обложки фото когда он показывает данный жест Тэтчер снятое с боку, а именно когда он прижал два пальца к горлу задрав подбородок, посчитав что данный жест помнят все особенно на западе и это повысит продажи книги. В сериале Соколовы, в 8 серии первого сезона так же обыграна данная ситуация(В роли Соколова Олег Меньшиков). Так же в американском сериале Карточный домик министр Орлов который списан с Соколова, и чью роль так же исполнил Мэл Гибсон, после встречи с Фрэнком Андервудом(Кевин Спейси) в Израиле на Российской военной базе, Орлов так же показывает этот жест прощаясь с Андервудом.