ФЭНДОМ

"Завоевание юга" (иначе  - конкиста Индийского океана) - процесс покорения западного и северо-западного побережий Индийского океана силами Египетского королевства и подчиненного ему ордена Госпитальеров, вызванный желанием христианских государств вытеснить мусульман с рынков Индии, Африки и Индонезии, "Завоевание юга" станет важным этапом на пути к эпохе Великих Географических открытий. 

Предыстория

Завоевание султаната Айюбидов крестоносцами во главе с французским королем Людовиком IX позволило христианским государствам "прорубить окно" к рынкам Индийского океана, причем без наличия мусульманских посредников. Под контролем новорожденного Египетского королевства оказались торговые пути, связывавшие Средиземноморье с Индией, Занзибаром и Индонезией.  

Однако мусульмане все еще держали в своих руках города Занзибара, Аден, Эритрею и прочие важные форпосты на пути в Индию и важные пункты торговли. Соблазн держать в своих руках все эти земли был весьма велик, а прибыль - ощутима. Кроме того, на территории Эритреи и Сомали базировались испокон веков пираты, мешавшие торговле, что тоже было в немалой степени причиной начала экспансии.  

Военные действия

Ликвидация султанатов Эритреи

1280px-YagbeaSionBattlingAdaSultan

Европейская гравюра, изображающая войну эфиопов и мусульман

С X века на территории Восточной Эфиопии располагалось мусульманское государство - султанат Шоа, с переменным успехом воевавшее с Аксумом и его преемницей, Эфиопией. Под контролем Шоа находились все земли вплоть до побережья Красного моря, что автоматически отрезало христианскую Эфиопию от выхода к морю.

Но в XIII веке султанат Шоа начал распадаться: против него выступали как возрожденная Эфиопия, так и удельные мусульманские властители. В 1285 году новую "заявку" на роль гегемона среди мусульманских государств Эфиопии выдвинул султанат Йифат (Ифат), захвативший Шоа. Уже через три года Эфиопия и Ифат столкнулись друг с другом: ифатский султан задержал епископа, посланного императором Соломоном I в Иерусалим и попытался обратить священника в ислам. Этот шаг стоил султану его государства.

В 1289 году Соломон I вторгся в Ифат, победоносно разгромив войска султана и осадив столицу, Зейлу. На поддержку Соломона выступил египетский флот, отправленный Карлом Хромым для поддержки Эфиопии - Ифат мог выступить в качестве союзника Хулагуидов. В результате Зейла была взята штурмом и стала базой Египта, в то время как прочая территория Ифата перешла напрямую в состав Эфиопии или вновь распалась на множество княжеств, вынужденных платить Эфиопии дань.

В 1295 году император Амдэ-Цыйон, сын Соломона, захватил остатки султаната Ифат и территории Южной Эритреи, в чем ему оказали поддержку союзники - Египетское королевство и орден госпитальеров. Вскоре эти территории были рехристианизированы, а история мусульманских государств в Эфиопии, соответственно, закончена.

Орден госпитальеров на Сокотре

В 1287 году магистр Ордена Жан де Вилье желал получить новые земли - Орден хотел получить новые владения, и таковую возможность, в отличии от бесперспективного Утремера давал Индийский океан. Карл II Хромой, который был заинтересован в защите торговых судов Египта от пиратов из Аравии и Сомали, пошел на встречу де Вилье, даровав ему в 1291 году остров Сокотру, очень удобно расположенный на торговых путях из Индии. Правда, остров был независим, однако в следующем году госпитальеры достаточно легко отобрали его у аденского эмира. Население Сокотры, будучи по вероисповеданию в немалой степени христианским, не препятствовало госпитальерам, которые сделали городок Тамариду своей столицей, основав неподалеку мощную цитадель, где находилась большая часть Ордена и собственно его магистр. Вскоре Тамарида стала оживленным портом, куда заплывали египетские, занзибарские и индийские корабли.

В 1299 году ильхан Газан, сын Аргун-хана, вторгся в Палестину и взял Иерусалим, вновь оттеснив христиан на побережье Утремера и развязав целую серию войн между Египетским королевством и Ильханатом, в связи с чем ордена, а среди них и госпитальеры, потеряли большие владения в Палестине и доходы с них. В 1300-ые годы Орден окончательно закрепился на Сокотре, куда были перевезены остатки имущества из Утремера и находившиеся там же орденские рыцари.

На новом месте Орден быстро начал процветать: Тамарида превратилась в один из крупнейших городов в западной части Индийского Океана, а собственно госпитальеры весьма разбогатели на торговле. Число солдат на острове увеличилось до 20000, не считая построенного тут же, в гавани Тамариды, флота, который совместно с египетскими кораблями боролся с пиратством на побережье Сомали и Аравии (сами рыцари, впрочем, не чурались пиратства, хищничая на путях, ведущих в персидские порты)

Взятие Адена

JofTVEpiWZw

Рыцари в Адене

В 1309 году Орден совместно с египетским экспедиционным корпусом осадил Аден - крупнейший порт Западной Аравии, крайне удобно расположенный и имевший хорошую естественную гавань. Аль-Муайяд Дауд Расулид, правитель Йемена, был вынужден бороться с зейдитами, которым Египет оказал обширную помощь в борьбе с Аль-Муайядом, что оставило Аден без помощи. Благодаря примитивной пушке, привезенной из Александрии через несколько месяцев после начала осады, в стенах Адена был образован пролом (сама пушка, правда, не пережила первого выстрела), что позволило взять этот весьма важный город. Вскоре после окончания военных действий мусульманское население было большей частью изгнано, мечети - разрушены или переделаны в церкви, а сам Аден - дополнительно укреплен на случай попытки мусульман вернуть город в свои руки.

Хотя формально власть над городом осуществлял король Египта, вскоре Аден превратился в "аравийскую Монемвасию" - свободный порт, который вел себя крайне самостоятельно. Смешанное население из арабов, индусов, египтян, жителей Сокотры, эфиопов и выходцев из Европы начало быстро кооперироваться, образовав собственную культуру и созданный на основе французского "лингва-франка". Обзавелся Аден и собственным торговым флотом, чьи суда бороздили Индийский океан от Килвы до Джокьякарты.

Взятие Адена, однако, могло поколебать доходы госпитальеров, что в Тамариде учли уже во времена осады: госпитальеры смогли "выбить" в качестве награды за участие разрешение на покорение другой богатой территории, о которой пойдет речь ниже.

Завоевание Занзибара

East Africa, c.1500

Карта средневековой Восточной Африки

Госпитальеры не замедлили воспользоватся возможностью обогатится: в 1312 году госпитальеры неожиданной атакой захватили крупнейший город Сомали - Могадишо, обладавший самой удобной гаванью на северо-востоке Африки. Могадишо стал форпостом рыцарей Ордена на побережье Африки, откуда они распространяли свою власть все дальше и дальше на юг.

Южнее, однако, Орден встретился с султанатами Занзибар и Килва - богатыми за счет торговли государствами, которые собирались отстаивать свою независимость. Султан Килвы даже объявили газават (священную войну) против неверных, которые уже наступали на юг. И действительно, местным жителям удалось отбить атаку рыцарей: в 1317 году госпитальеры были вынуждены отступить от Момбасы и проиграли битву за остров Пемба.

Но везение местных султанатов закончилось в 1320 году, когда орден был возглавлен Робертом Капетингом, родным братом короля Карла III Эвергета. Роберт заручился поддержкой Александрии и тщательно подготовился к атаке на Занзибар, навербовав 40 000 солдат и заручившись поддержкой египетского флота и Эфиопской Империи.

В 1322 году силы госпитальеров обрушились на мусульман Занзибара, и на этот раз удачно: Момбаса с ее деревянными мечетями пала и случайно была сожжена. Взята была Килва, остров Мозамбик, а в 1325 году - и Занзибар. Султан Софалы, расположенной далеко на юге, не стал испытывать судьбу и перешел на сторону рыцарей, сменив религию.

Захват Восточной Африки еще сильнее обогатил Орден, который монополизировал торговлю африканскими рабами, золотом и различными древесными породами. Местные жители, чей ислам до того был весьма специфичен, быстро перешли в христианство, а перед европейцами открылась Черная Африка с ее необъятными просторами и удивительной природой.

Торговая экспансия

Уже после своего основания королевство Египет при поддержке Генуэзской республики начало "реставрировать" торговые связи мусульманского Египта: уже в 1270-ых годах парус египетского корабля был обычным зрелищем для любого аравийского, индийского или персидского порта. Но, учитывая размах торговли Айюбидского Египта, этого было мало, и в 1292 году купец Бускарелло де Гизольфи уже оказался на Яве, став свидетелем монгольского вторжения на этот остров. Плавания в Индрапуру, Бангкок, Дагон, Джокьякарту и прочие крупные города Индонезии в обход Индии стали для египтян в начале XIV века относительно привычным делом. Вскоре египетские суда стали заплывать на Филиппины и Молукки, а католические миссионеры распространяли христианство, пусть и не слишком успешно.

В правление Карла III Эвергета египетские купцы начали на постоянной основе плавать и на Дальний Восток: Одорик Фриульский, путешественник и миссионер из Италии, без особого труда проплыл с египетскими купцами до Явы(1320), откуда добрался до Нанкина и затем Пхённама - крупнейшего порта Кореи. Попадали египетские торговцы и в порты японского острова Рюкю, однако в связи с тяжелым политическим положением Японских островов торговля не получила серьезного развития.

С развитием египетской торговли в Европу хлынули товары Востока: фарфор, пряности, различные ткани, экзотические предметы и прочее. Александрия оказалась узлом этой торговли, превратившись в первый по численности населения город Старого Света, а глобализация евразийской экономики способствовало ускорению прогресса и обмену знаниями Запада и Востока.

Географические открытия

African slave trade

Африканские государства Средневековья и торговые маршруты

Африка

Завоевание Занзибара, как уже было сказано, стало началом для исследования европейцами просторов Центральной и Южной Африки. Уже в 1325 году миссия доминиканских монахов из Софалы отправилась в Большое Зимбабве, где встретилась с правителем этой страны. Вскоре была налажена торговля между странами - Зимбабве была богата золотом и охотно его продавала на европейские и азиатские товары, что вызвало появление новых городов на побережье Мозамбика и на реке Замбези. В 1334 году группе рыцарей-госпитальеров удалось из Момбасы проделать путь к Великим Озерам, где они открыли для мира еще одно государство - Империю Китара, успев повоевать с племенами луо и по течению Нила приплыть в Макурию.

Исследования предпринимались и по морю: так, в 1338 году наместник Софалы снарядил экспедицию, которая изучила побережье южных земель вплоть до мыса Бурь[1]. Оттуда же, из Софалы, в 1350 году на Мадагаскар отправился отряд госпитальеров, детально изучивший побережье острова и вступивший в контакт с прибрежными племенами.

Азия

Последствия

В культуре 

  1. Мыс Доброй Надежды