ФЭНДОМ

Миланская конференция

Миланская конференция, посвящённая разделу африканского континента

Колониальный раздел Африки, также известен как «драка за Африку» или «гонка за Африку», (фр. Partage de l'Afrique, англ. Scramble for Africa, порт. Partilha de África) — период острой конкуренции целого ряда империалистических держав Европы за проведение исследовательских работ и военных операций, в конечном счёте направленных на захват новых территорий в Африке.

Несмотря на то, что европейская колонизация африканского континента началась ещё в XV веке, наиболее острая конкуренция между европейскими державами за африканские земли развернулась в конце XIX — начале XX века, в период так называемого «нового империализма». Особенно подхлестнуло колонизацию Африки и соперничество за неё империалистических держав принятие в 1885 году генерального акта Миланской конференции, который впервые письменно закрепил обязанности держав, налагаемые на них наличием сфер влияния и провозгласил принцип эффективной оккупации, призывавший страны добывать сырьё в своих колониях и пускать его в оборот, а при неспособности самостоятельно осваивать богатства колонии — допускать к хозяйствованию на её территории другие державы и их картели.

Кульминацией «драки за Африку» считается инцидент в Фашоде, который поставил Великобританию и Францию на грань войны. Хотя конфликт удалось разрешить дипломатическим путём, однако колониальная экспансия и соперничество великих держав за африканские владения впоследствии стала одной из причин Первой мировой войны. К 1902 году европейские державы контролировали более 90% территории Африки. В Африке южнее Сахары формальную независимость сохранила только Либерия, патронируемая США.

Французская колонизация

Завоевание Алжира

Ещё с X века Алжир стал средоточием пиратства и грозой европейцев на Средиземном море. В эпоху революции и европейских войн в водах Средиземного моря были сосредоточены сильные флоты нескольких европейских держав, присутствие которых смиряло деятельность пиратов, но когда, по восстановлении европейского мира, флоты были отозваны, разбои возобновились с прежней силой. В 1818 году в Алжире пришёл к власти дей Хусейн-паша. Будучи слабым и недальновидным, но при этом весьма самоуверенным правителем, Хусейн-паша активно содействовал пиратским рейдам, а также настоял на увеличении ежегодной дани, которую платила находившаяся в Алжире французская торговая компания, до 200 тысяч франков.

Ремув

Взятие Алжира французскими войсками

Это вызвало гнев Наполеона I, который в 1819 году решает организовать интервенцию в страну. В августе этого же года французские войска под командованием маршала Сильвена Вале высаживаются на побережье неподалёку от города Алжир, и 7 августа в результате смелой и дерзкой атаки разбивают отряды янычар и захватывают город. Хусейн-паша был пленён и повешен на главной площади города. В последующие месяцы и годы французские войска захватывают другие города Алжира — в ноябре была взята Константина, в 1820 году — Оран, а в 1823 — Аннаба.

Однако в Алжире французы столкнулись с сопротивлением местного населения — арабов и кабилов. Поддержку алжирцам оказывало Марокко, где султан Абд ар-Рахман, который хоть и не смог выступить на стороне Алжира из-за слабости собственной армии и даже дал обещание французам не вмешиваться в алжирские события, однако по требованию возбуждённого фанатизмом марокканского населения Абд ар-Рахман снабжал сопротивляющихся алжирцев оружием, лошадьми и деньгами. Лидером повстанцев стал эмиром Маскары Абд аль-Кадир, прирождённый воин и лидер, вызывавший восхищение даже у своих противников.

И снова ремув

Битва у Тлемсена

17 февраля 1837 года у Тлемсена состоялось грандиозное сражение, в ходе которого войска аль-Кадира были наголову разбиты, а сам эмир был вынужден бежать в Марокко. Однако верные Абд аль-Кадиру войска, укрывавшиеся в Атласских горах, продолжали свою борьбу и совершали рейды на территорию Алжира вплоть до 1847 года, когда под давлением французов султан Марокко был вынужден выдать аль-Кадира французскому губернатору Ламорисьеру. Завоевание Алжира завершилось окончательно; сам же Абд аль-Кадир оказался под «почётным арестом» во Франции.

Франко-турецкая война

С начала XIX века начало расти французское влияние в Египте. Большая заслуга в том принадлежала вали Египта Мухаммеду Али-паше — формально он был вассалом Османской империи, однако лишь на словах признавал власть турецких султанов. Французы вошли в окружение Мухаммеда Али и стали оказывать серьёзное влияние на его политику; армия и государственное управление в Египте были реорганизованы по французскому образцу. Дважды — в 1831—1833 и 1839—1841 годах — Мухаммед Али, подстрекаемый французами, пытался открыто добиваться независимости, и лишь вмешательство великих держав спасло Османскую империю.

Высадка французов в Египте

Высадка французских войск в Египте

В 1854 году вали Египта, после реакционно и протурецки настроенного Аббаса-паши, стал Мухаммед Саид-паша. Он был продолжателем реформаторского дела своего отца, Мухаммеда Али, и во внешней политике ориентировался на Францию. В 1854 году Саид-паша дал французскому дипломату Фердинанду де Лессепсу концессию на сооружение Суэцкого канала, и в 1859 году началось строительство. Это вызвало активное противодействие со стороны Британии и Османской империи; в июне 1860 года турками у Крита был задержан французский торговый корабль. В ответ на это 25 июня Наполеон III объявил Османской империи войну, а уже в июле на помощь Саид-паше прибыл французский воинский контингент под командованием генерала Патриса де Мак-Магона.

На Синай выдвинулась турецкая армия, которой командовал Омер Лютфи-паша, герой Восточной войны. Французам пришлось спешно прекращать строительные работы, а Мак-Магон вместе со своими зуавами и египетскими солдатами направился ему навстречу. 10 августа возле города Эль-Ариш произошло сражение, в ходе которого Мак-Магон одержал убедительную победу над турками.

Битва у Газы

Битва у Газы

Тем временем пришла в движение и французская армия в Алжире — уже в сентябре она вошла в Тунис, заставив бея Мухаммада III сдаться на милость победителей, а затем двинулась на Триполитанию. Вали Триполитании Ахмед Иззет-паша не смог должным образом организовать оборону — 22 октября пал Триполи, а в декабре французы высадились в Киренаике и взяли Бенгази и Тобрук. В свою очередь, Мак-Магон продолжал наступление на восток и в начале 1861 года вступил на земле Палестины. 10 января у Газы состоялось сражение, в котором французы одержали очередную победу. Мак-Магон уже намеревался захватить Иерусалим, стремясь повторить подвиг крестоносцев, однако после множества поражений турки решили пойти на мирные переговоры. 25 января в Ашдоде было подписано перемирие, а 3 марта — заключён Константинопольский мир. Согласно нему, Турция отказывалась от всех прав на свои африканские владения. Триполитания и Киренаика переходили Франции, Египет и Тунис формально становились независимыми, но на деле — под французским протекторатом.

Присоединение Марокко

Марокко дольше других стран Северной Африки сохраняло свою независимость: так, во время войны с Испанией в 1859—1860 марокканцы дали испанским войскам отпор и добились сохранения статуса-кво. Видя решимость европейских стран в покорении Северной Африки, султан Марокко Мухаммед IV начал решительные административные и военные реформы; политику Мухаммеда по модернизации страны продолжал и его сан, Хасан I. Однако уже с 1860-х годов иностранный капитан стал осваивать марокканский рынок, параллельно росла и численность европейского населения, что позволило европейским державам в значительной степени влиять на экономическую и политическую жизнь страны.

Альхесирасская конференция

Альхесирасская конференция

После поражения в Рифской войне и уступки ряда прибрежных территорий Испании европейские державы ещё больше усилили своё влияние на внутренние дела Марокко; особенно сильным оно стало при преемнике Хасана I, Мулай Абд аль-Азизе, который проводил открыто профранцузскую политику. Фактически же значительная часть марокканских земель не подчинялась ему, будучи занятой непокорными племенами, которые вновь начали совершать набеги на испанские владения. В итоге под давлением Франции и Испании Абд аль-Азиз был вынужден согласиться на интервенцию в его страну французской армии, а в феврале 1902 года была созвана Альхесирасская конференция, посвящённая решению марокканского вопроса. Несмотря на противодействие Британии, Франция, Испания и Россия добились заключения договора, согласно которому султан, формально сохранявший положение главы государства, вынужден был согласиться на военную оккупацию Марокко. Северное побережье Марокко между Танжером и Зелуаном отходило к Испанской республике, а остальное Марокко переходило под французский протекторат.

Махдистское восстание

Махди

Мухаммад Ахмад ибн Абдуллах

После завоевания Мухаммедом Али в 1819 году Судан управлялся египетской администрацией. Во второй половине XIX века в Судане, как и во всём Египте, усилилось влияние Франции. В 1878 году египетский султан назначил губернатором Судана француза — генерала и учёного-этнографа Луи Леона Сезара Федерба, который вошёл в историю под именами «Федерба Хартумского» и «Федерба-паши». Жестокая эксплуатация и национальное угнетение привели к возникновению мощного национально-освободительного движения с религиозной направленностью, во главе которого встал суфийский проповедник Мухаммад Ахмад ибн Абдуллах, объявивший себя «Махди» (мессией).

В 1881 году Мухаммад Ахмад возглавил восстание против французско-египетского чиновничества. Махди провозгласил отмену налогов и начал собирать армию для джихада против египтян и французов. Ряд городов в центральном Судане был занят ансарами — сторонниками Махди, по пути к ним присоединялось множество последователей, среди которых были крестьяне, кочевники, ремесленники и беглые рабы. Деятельность Махди была поддержана многими вождями суданских племен, а также арабских торговцев рабами, недовольных тем, что французская администрация запретила работорговлю. Постепенно восстание охватило провинции Дарфур и Бахр-эль-Газаль. В июне 1882 года армия Юсе-паши, анправленная на подавление восстания Махди, была разгромлена в Джебель-Кадире, после чего всё население Судана признало власть Махди, и страна выпала из-под контроля Египта.

Кавалерия махдистов

Атака кавалерии махдистов

После ряда поражений в январе 1884 года махдистские войска подошли к Хартуму, столице Судана. На помощь им выдвинулся сам Федерб, который пытался заключить перемирие с Махди в обмен на признание его правителем Кордофана, разрешение работорговли и установление с ним торговых сношений, однако получил отказ. В марте город был взят в осаду, которая завершилась 28 января 1885 года падением Хартума и гибелью Федерба. К лету 1885 года в руках Махди оказалась почти вся страна. В июне Мухаммад Ахмад умер от тифа; махдистское государство возглавил Абдуллах ибн Мухаммад ат-Таиша, который принял титул халифа. Абдуллах значительно укрепил свою власть, ему удалось ликвидировать сепаратизм отдельных племенных вождей, наладить производство оружия и создать сильную армию. Прежние лозунги «равенства всех перед лицом Аллаха» были забыты.

В мае 1894 года франко-египетские войска под командованием генерала Теофиля Ваи начали наступление на махдистский Судан. Ваи вёл кампанию медленно, строя на пути движения войск склады и укрепления для защиты своих коммуникаций. Благодаря этому французы одерживали победу за победой — были взяты Эль-Теб, Фиркет, Донгола, а в октябре 1896 года состоялась битва за столицу махдистского государства, Омдурман. В ней махдисты были наголову разгромлены франко-египетскими силами, а само государство, созданное Мухаммадом Ахмадом, было уничтожено. Потерпев поражение от французов, Абдуллах развернул в Судане партизанскую войну, но был убит в провинции Кордофан в середине 1897 года.

Колонизация Западной и Центральной Африки

Присоединение Мадагаскара

Британская колонизация

Португальская колонизация

Датская колонизация

Прусская колонизация

Германская колонизация

Итальянская колонизация

Сицилийская колонизация

Итоги колонизации