ФЭНДОМ

Абхазский конфликт
Конфликт в Абхазии
Время 14 августа — 2 ноября 1992
Место Абхазия
Итоги Победа национальной гвардии, возвращение Абхазии в состав Грузии
Причина Статус Абхазской республики
Участники
Республика Грузия Республика Абхазия
Грузино-абхазская война (также называется Абхазский конфликт) — вооружённый конфликт на территории Абхазии между абхазскими и грузинскими вооружёнными силами.

Конфликт привёл к почти полному опустошению обширных районов и массовому перемещению населения. В результате боевых действий сотни тысяч гражданских лиц стали беженцами и были вынуждены покинуть свои дома.

Формально конфликт был завершён принятием конституцией Республики Грузия 15 мая 1994 года, который институциональнно закрепил военную победу Национальной гвардии, утвердив статус Абхазии в качестве автономной республики в составе Грузии.

Предыстория конфликта

Одновременно с распадом СССР политические конфликты в Грузии перешли в фазу открытого вооружённого противостояния как между Грузией и её автономиями — Абхазией и Южной Осетией. В 1991 году руководство Грузии решило окончательно ликвидировать абхазскую и осетинскую автономии.

9 апреля 1991 года Грузия под руководством председателя Верховного Совета республики Звиада Гамсахурдиа провозгласила восстановление своей независимости. Впрочем, уже в январе 1992 года Звиад Гамсахурдиа был свергнут вооружённым путём, и победители пригласили Эдуарда Шеварднадзе вернуться в Грузию, рассчитывая воспользоваться его авторитетом и влиянием как на международном уровне, так и внутри страны.

21 февраля 1992 года правящий Военный совет Грузии объявил об отмене Конституции Грузинской ССР 1978 года и восстановлении конституции Грузинской демократической республики 1921 года. Декларацией было объявлено, что власти Грузии признают верховенство международных правовых актов и Конституцию 1921 года без изменения ныне существующих границ и национально-государственного устройства Республики Грузия. В реальности же формально руководивший Грузией Государственный Совет, сформированный руководителями переворота, контролировал большую часть территории Грузии, за исключением Южной Осетии, Аджарии и Абхазии.

В это же время активизировалось противостояние в Абхазии. Жители Абхазии искали пути стабилизации обстановки, которая особо обострилась из-за переворота в Тбилиси и разногласий между грузинской и абхазской фракциями в Верховном Совете Абхазии. Созданный весной того же года Совет национального единства Абхазии, призывал многонациональное население республики воспрепятствовать нарушению Конституции автономии, узурпации власти и беззаконию, к объединению всех демократических сил для предотвращения эскалации межнационального противостояния.

23 июля 1992 года Верховный Совет Абхазии аннулировал Конституцию Абхазской АССР 1978 года и восстановил Конституцию ССР Абхазии 1925 года. Через два дня Госсовет Грузии отменил это постановление и конституцию. Верховный Совет объявил Госсовет не легитимным и отказался подчиняться его решениям.

Военные действия

Ввод грузинских войск

В Тбилиси 10 августа 1992 года было принято решение о вводе войск в автономию. Официальными причинами были названы освобождение заложников и необходимость охраны железной дороги, использовавшейся в качестве единственного маршрута транспортировки грузов из России в Армению, уже находившуюся в состоянии войны с Азербайджаном.

Эксперты расходятся во мнении кто инициировал ввод войск в Абахазию. Так, экс-министр безопасности Грузии Игорь Гиоргадзе заявлял, что приказ отдал Эдуард Шеварднадзе, стремившийся укрепить свою власть за счёт «маленькой победоносной войны» или как минимум консолидировать разделённое после переворота грузинское общество. С другой стороны, другие эксперты указывают на то, что Шеварднадзе не имел рычагов воздействия на национальную гвардию и был не в состоянии контролировать действия вооружённых отрядов, подчиняющихся его партнёрам по власти.

Грузинские танки на улицах

Танк Грузинской армии на улицах города

Тем не менее, 14 августа 1992 года, в самый разгар курортного сезона, отряды Национальной гвардии Грузии под командованием Тенгиза Китовани под предлогом охраны железной дороги вошли на территорию Абхазии. В данных отрядах находилось около 2,5 тысяч грузинских «гвардейцев», свыше 65 единиц бронетехники, большое количество артиллерии (в том числе реактивных установок «Град» и «Ураган»). В составе военной колонны, отправленной на подавление «сепаратистов» и защиты грузинского населения Абхазии, находилась новая боевая техника, доставшаяся Грузии после распада СССР. Напротив, у властей Абхазии боевая техника отсутствовала, а всё вооружение абхазской армии состояло из стрелкового оружия, самодельных броневиков и старых градобойных пушек.

План возвращения Абхазии в состав Республики Грузия получил кодовое название «Меч». Наступление сухопутных войск поддерживалось военно-воздушными и военно-морскими силами. Накануне ввода войск, по сообщениям российских журналистов, Грузия получила со складов бывшего Закавказского военного округа около 240 танков, множество бронетранспортёров, около 25 тысяч автоматов и пулемётов, десятки орудий и ракетно-артиллерийских систем.

Грузинские танки у Гумиста

Танки Госсовета Грузии у реки Гумиста

Основная ставка делалась на внезапность нападения. С момента перехода через абхазо-грузинскую границу по реке Ингури грузинские войска беспрепятственно двигались по трассе Зугдиди — Сухуми. В Гали к грузинским войскам присоединились местные «гвардейцы». Трасса Гали — Очамчири была заблокирована, чтобы держать абхазское население в неведении о происходящем. На следующий день, 15 августа, на севере Абхазии высадился грузинский десант и взял под контроль абхазо-российскую границу. Абхазия оказалась в кольце. Отряды Национальной гвардии на севере Абхазии продвинулись до реки Гумиста.

Заместителем губернатора Краснодарского края с целью прекращения бегства из Абхазии в Краснодарский край и стабилизации обстановки с беженцами был отдан приказ о закрытии государственной и административной границы России с Абхазией. В августе 1992 года подразделениями ГКЧС России была организована доставка медикаментов и продовольствия мирному населению. С 18 по 21 августа морским путём силами ГКЧС из зоны конфликта в Абхазии было эвакуировано 15 тысяч человек.

В зоне конфликта, на территории, контролируемой абхазскими и грузинскими силами, оказалось несколько частей российских Вооружённых Сил, находившихся ещё с советских времён. Формально они сохраняли нейтральный статус, занимаясь охраной имущества Министерства обороны РФ и обеспечением безопасности гуманитарных операций (эвакуация мирного населения и отдыхающих, доставка продуктов в блокированный город Ткуарчал).

Битва за Сухуми

Абхазкие отряды в Сухуми

Абхазские отряды перед последним боем в Сухуми

Грузинская гвардия 18 августа подошла к подступам к Сухуми, однако в сам город не входила. В этот период велись интенсивные переговоры, в которых принимали участие лидеры обеих сторон, однако положительного результата не удалось достичь. Первое столкновение в Сухуми произошло в районе Красного моста с местным грузинским отрядом «Мхедриони». Появились погибшие с обеих сторон.

В течение дня 19 августа абхазские подразделения оставили большую часть города и отступили к зданию правительства Абхазии, которое затем также было захвачено грузинским силами. Примечательно, что бои в городе удалось локализовать, в связи с чем большинство жителей города не были под угрозой обстрела.

Правительство Абхазии во главе с председателем Верховного Совета Владиславом Ардзинба перебазировалось из столицы в Гудаутский район. Здесь абхазские отряды предприняли попытку получить помощь от сепаратистов из Северного Кавказа (в первую очередь добровольцами), однако российские власти пресекли попытки боевиков пересечь российскую границу. Доходило вплоть до вооружённых столкновений российских пограничников и северо-кавказских боевиков. Тем не менее, полностью пресечь проникновение добровольцев на территорию Абхазии не удалось.

Перемирие

Война в Абхазии

Карта военных действий в Абхазии в августе — октябре 1992 года

Грузинские силы взяли под свой контроль Гагры на севере Абхазии, одержав победу над абхазскими отрядами в ходе комплексной военной операции в августе 1992 года, в попытке организовать наступление на юг против анклава вокруг Гудауты, где находилось абхазское руководство после того, как грузинские войска вошли в столицу Сухуми.

После неудачного начала кампании, абхазские лидеры пытались убедить Российскую Федерацию и Конфедерацию горских народов Кавказа вмешаться в конфликт. Конфедерация ответила на просьбу, объявив войну Грузии и послав сотни добровольцев абхазской стороне.

Россия была искренне заинтересована в прекращении кровопролития и содействии соглашению о политическом статусе Абхазии в рамках Грузии — российское руководство было озабочено тем, что добившаяся независимости Абхазия могла бы создать прецедент для нестабильных северокавказских республик, особенно Чечни. Россия также хотела, чтобы её рассматривали как верховного арбитра и единственного гаранта.

Именно поэтому, 3 сентября российское правительство инициировало подписание соглашения о перемирии, согласно которому большая часть Абхазии оставалась под контролем Грузии, но та, в свою очередь, была обязана вывести большую часть своих войск и техники из Гагры и её окрестностей, что, де-факто так и не было сделано. Стороны конфликта возобновили переговоры относительно статуса Абхазии в составе Грузии, неприкосновенная территориальная целостность которой была подчеркнута в соглашении о перемирии. Однако, соглашение о перемирии не имело долговременный характер. Вскоре после подписания соглашения, абхазская сторона объявила, что грузинское правительство не выполняет свои обязательства по соглашению.

Завершение операции

Грузинский танк, сожженный в центре Гагры

Т-55, сожженный в центре города Гагры.

1 октября, спустя неделю после того, как Верховный Совет России выразил осуждение политики Грузии в Абхазии и потребовал ввести российские силы по поддержанию мира в регионе, абхазские силы возобновили военные действия и начали наступление на Гагру. Застигнутые врасплох, военные подразделения, остававшиеся в городе, были вынуждены обороняться и отступить, однако это продолжалось недолго: грузинские войска быстро оправились и в течение нескольких часов восстановили линии фронта. Нападение абхазских сепаратистов означало возобновление войны.

Грузинские солдаты выдвигаются на передовые позиции

3 октября грузинские войска начали наступление по с юга и севера на территорию Гудаутского района. Гудаута был базой для размещения военных комплексов советской эпохи, которые в общей сложности состояли из 643-го зенитного ракетного и продовольственного полков, которые снабжали абхазов. С ожесточёнными боями 6 октября грузинские подразделения заняли Гудауту. Однако неоднократные контратаки со стороны сепаратистов остановили наступление грузин с севера. Напротив, на юге 7 октября почти без боя пал Ахалшени, располагавшийся севернее Сухуми.

Падение крупного абхазского города Гудауты, закономерно, привело к стремительному поражению сепаратистов. Уже 14 октября Грузинские подразделения соединились севернее Нового Афона, а 15 октября был взят в плен руководитель самопровозглашённой республики — Владислав Ардзинба. Фактически война переместилась в горные районы Абхазии и небольшой участок вокруг города Ткварчели, который удерживали абхазские сепаратисты.

Московское соглашение

Поскольку практически вся территория Абхазии контролировалась грузинскими подразделениями, а руководитель республики находился в грузинском плену, то фактически условия нового мира навязывались грузинской стороной. Для легитимации соглашения, Шеварднадзе настоял на подписании нового договора там же где было подписано предыдущее — в Москве. В этот раз, впрочем, посредничество российских властей было скорее номинальным.

Грузино-абхазский договор

Заключение мирного договора в Москве

Несмотря на относительно скорую и уверенную победу грузинских сил, Тбилиси отказался от полного уничтожения сложившейся автономии. Напротив, Государственный совет Грузии, в лице Шеварднадзе настаивал на восстановлении автономного статуса региона в составе Грузии, учитывая сложный этнический состав Абхазии. По результатам Московских соглашений, аннулировалась Конституция Абхазской ССР, действовавшая на территории самопровозглашённой республики и восстанавливалась Конституция Абхазской АССР 1978 года. Кроме того, было оговорено, что данная конституция носит временный характер, вплоть до принятия новой Конституции Грузии. Также на лето 1993 года в автономии должны были пройти внеочередные выборы в Верховный Совет Абхазии.