Фэндом

237372.jpgНад статьей ведется работа.
Александр Васильевич Колчак
Александр Васильевич Колчак

Флаг
Военный министр России
Флаг
5 ноября 1918 — 12 мая 1930
Предшественник: Александр Иванович Верховский
Преемник: Пётр Николаевич Врангель
Флаг
Морской министр России
Флаг
5 ноября 1918 — 12 мая 1930
Преемник: Михаил Иванович Смирнов
 
Рождение: 16 ноября 1874, Санкт-Петербург, Российская Империя
Смерть: 5 марта 1949, Санкт-Петербург, РДФР
Похоронен: Александро-невская лавра
Партия: Российская Народная Партия
 
Военная служба
Годы службы: 1886—1945
Принадлежность: 135px-Flag of Russia.svg-1-.png Российская империя
135px-Flag of Russia.svg-1-.png РДФР
Звание: Генерал-адмирал
Сражения: Русско-японская война
Первая мировая война
Гражданская война в России

Александр Васильевич Колчак (16 ноября 1874 - 5 марта 1949) - российский военный и политический деятель. Отец отечества, наравне с Корниловым. Первый президент РДФР (1926-1930). В 1930 назначен Военным министром и занимал эту должность до своей смерти 5 марта 1949. До 1918 - вице-адмирал, с 1918 по 1945 - адмирал, а с 1945 - генерал-адмирал.

Биография

Александр Васильевич — родом из дворян; родился в семье штабс-капитана морской артиллерии, в дальнейшем генерал-майора, военного инженера В. И. Колчака. Окончил Морской кадетский корпус (1894), произведен в мичманы. В 1894-1900 годах служил на военных кораблях на Балтике, затем на Тихом океане; занимался самостоятельно изучением гидрологии и океанографии, начал публиковаться в научной печати.

В 1900 году Александр Колчак был откомандирован в распоряжение Академии Наук. Участник Русской полярной экспедиции (РПЭ) барона Эдуарда Васильевича Толля 1900-1902 годов, один из островов Карского моря был назван в честь Колчака (ныне остров Расторгуева); в 1903 году возглавил поиски Толля, не вернувшегося с острова Беннета; на собаках, затем на вельботе совершил рискованный переход от бухты Тикси до острва Беннета, нашел следы пребывания и научные материалы Толля, но убедился в его гибели. По итогам РПЭ опубликовал ряд специальных работ, главная из которых — «Лед Карского и Сибирского морей» (СПб., 1909).

С началом русско-японской войны, несмотря на хроническую пневмонию и суставной ревматизм, ставшие следствием полярных экспедиций, Александр Колчак добился возвращения в Морское ведомство и направления в Порт-Артур, где командовал миноносцем; под его руководством были расставлены минные заграждения при входе в Порт-Артурскую бухту, затем командовал береговой артиллерийской батареей; был ранен. После сдачи крепости оказался в плену, в апреле 1905 года вернулся через Америку в Петербург. Был награжден Георгиевским оружием, орденами Святой Анны 4-й степени и Святого Станислава 2-й степени с мечами.

В 1905-1906 Александр Колчак приводил в порядок материалы Русской полярной экспедиции (они были столь обширны, что публиковались до конца 1920-х годов); в 1906 году он был избран действительным членом Русского Географического общества и награжден его большой золотой Константиновской медалью за «выдающийся и сопряженный с трудом и опасностью географический подвиг». Александр Васильевич стал одним из основателей и председателем полуофициального Военно-морского офицерского кружка в Петербурге, ставившего своей задачей воссоздание и реорганизацию на научной основе русского флота. Участвовал в разработке записки о создании Морского генерального штаба.

С образованием в 1906 году Морского Генштаба Александр Васильевич стал одним из первых его сотрудников, занимался разработкой оперативно-стратегических планов на главном, балтийском театре предполагаемых боевых действий, занимался разработками по реорганизации военно-морского флота, выступал в Государственной Думе в качестве эксперта по военно-морским вопросам. В 1908 году перешел в Морскую академию. В 1907-1910 годах занимался подготовкой Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (официально учреждена в августе 1910 года), одной из задач которой было исследование Северного морского пути. В 1909-1910 годах экспедиция, в составе которой А.В. Колчак командовал ледокольным транспортом «Вайгач», совершила переход из Балтийского моря через Индийский океан во Владивосток, а затем — плавание по направлению к мысу Дежнева, что стало его последней экспедицией в арктические моря. С 1910 года начальник балтийского оперативного отдела Морского Генштаба, занимался также разработкой судостроительной программы России, сочетая это с преподаванием в Морской академии.

В действующем флоте. Первая мировая война

С 1912 года Александр Колчак был в действующем флоте; командир эсминца на Балтике, в декабре 1913 произведен в капитаны 1-го ранга, назначен флаг-капитаном оперативной части штаба командующего флотом. В период Первой мировой (First World War) Колчак войны руководил минированием входа в Финский залив, Данцигской бухты, высадкой морского десанта на Рижском побережье в немецком тылу и т. д.

С сентября 1915 года командовал Минной дивизией, руководил обороной Рижского залива. Награжден орденом Святого Георгия 4-й степени. В апреле 1916 года произведен в контр-адмиралы, в июне назначен командующим Черноморским флотом (одновременно произведен в вице-адмиралы «за отличия по службе»). Усилил минирование портов противника, флот под его руководством практически заблокировал выход германских и турецких судов в Черное море.

Жизнь Колчака после Февральского переворота

Февральская революция поначалу меньше отразилась на Черноморском флоте, чем на других российских флотах. Колчак сам сообщал матросам о ходе событий в Петрограде; 5 марта 1917 года приказал провести парад и молебен по случаю победы революции; вывел флот в море, чтобы продемонстрировать противнику, что он сохраняет боеготовность. Однако под влиянием агитации посланцев «Кронштадтской республики» и общего развития событий в стране делегатское собрание севастопольских матросов, солдат и рабочих 6 июня приняло решение обезоружить офицеров, а Колчака отстранить от должности. Колчак демонстративно выбросил свой кортик в море, заявил о своей отставке и 8 июня выехал в Петроград. В эти дни он писал своей возлюбленной А. В. Тимиревой: «Я хотел вести свой флот по пути славы и чести, я хотел дать родине вооруженную силу, как я ее понимаю, для решения тех задач, которые так или иначе рано или поздно будут решены, но бессмысленное и глупое правительство и обезумевший дикий неспособный выйти из психологии рабов народ этого не захотели» (Минувшее. Вып.1. М.,1990. С.172).

В Петрограде на заседании Временного правительства Александр Васильевич Колчак обвинил его в развале армии и флота. Уже тогда стал рассматриваться либерально-консервативными кругами общества как возможный кандидат в диктаторы. В августе выехал во главе российской военно-морской миссии, с остановкой в Англии, в США, где пробыл до середины октября, делясь с американцами своим боевым опытом и знакомясь с их военно-технической подготовкой.

В ноябре Колачак прибыл в Йокогаму (Япония), где узнал о намерении большевиков заключить мир с Германией. В декабре обратился с просьбой принять его на английскую военную службу. В январе 1918 года отправился на Месопотамский фронт, однако по дороге был возвращен из Сингапура и по просьбе российского посланника в Китае Н. А. Кудашева отправился в Пекин, был избран в правление Китайско-Восточной железной дороги и отбыл в Харбин. В апреле-сентябре 1918 года Александр Колчак пытался сформировать объединенные вооруженные силы на КВЖД для борьбы с «германо-большевиками», но натолкнулся на сопротивление японцев и их ставленника атамана Григория Михайловича Семенова.

Колчак - верховный правитель России

Корнилов и Колчак.jpg

Два отца отечества: Корнилов и Колчак

Сложив с себя обязанности члена правления КВЖД, Александр Колчак принял решение пробраться на Юг и примкнуть к Добровольческой армии; в середине октября он прибыл в Омск, где остался, и 4 ноября был назначен военным и морским министром правительства Директории. 18 ноября в результате военного переворота Директория, представлявшая собой блок правых эсеров и левых кадетов, была упразднена и власть перешла в руки ее Совета министров; на его заседании Колчак был избран Верховным правителем России с производством в полные адмиралы. Переворот был произведен не столько самим Колчаком, сколько для Колчака, который был наиболее крупной, всероссийски известной фигурой в Сибири. По его указанию арестованные руководители Директории эсеры Николай Дмитриевич Авксентьев, Владимир Михайлович Зензинов и другие были снабжены крупными денежными суммами и высланы за границу.

Власть Колчака признали руководители основных формирований белых в других районах России, в том числе Антон Иванович Деникин (май 1919). В руках Колчака оказался золотой запас России, он получил военно-техническую помощь от США и стран Антанты; ему удалось создать к весне 1919 года армию общей численностью до 400 тысяч человек. Высшие успехи армий Александра Колчака пришлись на март-апрель 1919 года, когда они заняли Урал. В июне 1919 года принял предложение барона Карла Густава Эмиля Маннергейма двинуть на Петроград 100-тысячную армию в обмен на признание независимости Финляндии. 

В ноябре 1918 Сталин погибает при обороне Царицына. Царицын захватывают белые. Тем временем Колчак берет Уфу.

Колчак в 1920.jpg

Александр Колчак в 1920 году

После войска Колчака и Деникина объединяются и начинают освобождать Европейские города: Саратов, Оренбург, Самара, Казань, Симбирск, Пенза, Рязань, Нижний Новгород, Владимир и 30 марта 1922 года Белые берут Москву. Ленин и "Красное правительство" пытаются сбежать, однако часть погибла, часть арестована. 1 апреля 1922 проходит парад на Красной Площади. 10 января 1923 Петроград взят белыми. Ему возвращают историческое имя - Санкт-Петербург.

Взятие Петрограда стало формальным окончанием Гражданской войны.

В 1923 году бывшим помещикам разрешили убрать на своих землях хлеб, посеянный крестьянами еще при советской власти. Руководство продовольственными делами отдали буржуазии в лице «Хлебного совета» при Продовольственной управе. Были отменены, введенные при большевиках твердые цены на хлеб. Российское правительство денационализировал многие предприятия.

Одновременно для борьбы с экономической разрухой было объявлено незаконными локауты промышленников как меру борьбы с рабочими. Российское правительство законодательно ввело восьмичасовой рабочий день, ограничил женский и осуществил запрет на детский труд, учредил страховые кассы для безработных, запретил массовые увольнения.

В декларации от 24 июля 1924 Правительство России подтвердило, что земля бесповоротно перешла в народное достояние и никаких попыток возврата ее в руки помещиков не допустит. Колчак запретил сделки купли-продажи и залоги на землю сельскохозяйственного значения, а тайные и фиктивные сделки объявили недействительными. Крестьяне поддерживали новое правительство, которое сохранило им землю, но избавило от большевитсткой продразверстки. Продовольственные отряды большевиков успели отличиться бесчинствами, пьянством, насилием над женщинами и расстрелами.

4 января 1920 года на параде на Красной площади адмирал Колчак объявил о победе Белых в Гражданской войне.

10 января 1920 года российско-финскими войсками был взят Петроград, которому вернули старое имя - Санкт-Петербург.

В 1921 году началось восстановление экономики страны. Адмирал лично выделил 2000 золотых монет на восстановление заводов и фабрик. 4 января 1921 года - в День Победы прошел парад на Красной Площади. 

После началась подготовка к заседанию Всероссийского Учредительного Собрания. УС начал свою работу 15 марта 1926 года, в день отречения от престола Николая II. 20 марта 1925 года Учредительное собрание объявило о создании РДФР, как в качестве государства-преемницы Российской империи, а А. Колчака избрали президентом РДФР.

Парламентом осталось две палаты: Государственный совет и Государственная дума; Главой государства остался Верховный правитель. Председателем УС Черновым было сформировано правительство России. Началась предвыборная кампания. Парламентские выборы в России прошли 1 июня 1925 года. На них победил РНП (53%), на втором месте Партия Социал-Революционеров (21%). Остальные 26% мест разделили между рабочими и крестьянами.

В 1925 году для целей снижения социальной напряженности Российским правительством принимались специальные меры: несмотря на неизбежную во время военных действий инфляцию, особый комитет при министерстве труда утверждал специальные прожиточные минимумы по регионам, и в зависимости от них время от времени производил индексирование зарплаты госслужащих.

В 1930 году Колчак не выдвигал свою кандитару,так как заявил что является временным президентом и не более. После победы Пепеляева на выборах Колчака назначают Военным министром России.

Участник Русско-Японской войны 1941-1945. Командовал Тихоокеанским флотом. После победы в Русско-Японской войне награжден Георгиевским орденом 1 степени и орденом Андрея Первозванного.

После возвращения покинул пост председателя РНП и в 1945 повышен в звании до Генерала-адмирала. Пробыл на посту до своей смерти.

Смерть

Пантеон (МРГ).jpg

Пантеон на Сенатской площади в Санкт-Петербурге, где был похоронен Колчак

5 марта 1949 Александр Колчак умер от инсульта и кровоизлияния в мозг. На собранные народом деньги был похоронен в специально отстроенном для него пантеоне, куда перенесли и останки Корнилова.

Память

Мемориальные доски в честь и память Колчака установлены на здании Морского корпуса, который окончил Колчак, в Санкт-Петербурге (1952), на здании вокзала в Иркутске, во дворе
Памятник Колчаку.jpg

Памятник адмиралу Колчаку в Самаре

Адмирал фильм.jpg

Обложка фильма "Адмирал"

часовни Николая Мирликийского в Москве (1953). На фасаде здания Краеведческого музея(Мавританский замок, бывшее здание Русского географического общества) в Иркутске, где Колчак читал доклад об Арктической экспедиции 1901 года,написана почётная надпись в честь Колчака — рядом с именами других учёных и исследователей Сибири. Имя Колчака высечено на памятнике героям Белого движения.В честь Колчака в 2009 году был снят фильм "Адмирал".В роле Александра Васильевича выступил актёр Константин Хабенский.

Также Колчаку был поставлены ряд памятников, одним из которых находитя в Самаре на Хлебной площади напротив Хлебной биржи, где в ноябре-декабре находилось Правительство Колчака.

Награды

  • Серебряная медаль в память царствования императора Александра III (1896)
  • Орден Святого Владимира 4-й степени (6 декабря 1903)
  • Орден Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость» (11 октября 1904)
  • Золотое оружие «За храбрость» — сабля с надписью «За отличие в делах против неприятеля под Порт-Артуром» (12 декабря 1905)
  • Орден Святого Станислава 2-й степени с мечами (12 декабря 1905)
  • Большая золотая Константиновская медаль за № 3 (30 января 1906)
  • Серебряная медаль на Георгиевской и Александровской ленте в память русско-японской войны 1904—1905 годов (1906)
  • Мечи и бант к именному ордену Святого Владимира 4-й степени (19 марта 1907)
  • Орден Святой Анны 2-й степени (6 декабря 1910)
  • Медаль «В память 300-летия царствования дома Романовых» (1913)
  • Французский Орден Почётного легиона офицерского креста (1914)
  • Нагрудный знак для защитников крепости Порт-Артур (1914)
  • Медаль «В память 200-летия морского сражения при Гангуте» (1915)
  • Орден Святого Владимира 3-й степени с мечами (9 февраля 1915)
  • Орден Святого Георгия 4-й степени (2 ноября 1915)
  • Английский Орден Бани (1915)
  • Орден Святого Станислава 1-й степени с мечами (4 июля 1916)
  • Орден Святой Анны 1-й степени с мечами (1 января 1917)
  • Золотое оружие — кортик Союза офицеров армии и флота (июнь 1917)
  • Орден Святого Георгия 3-й степени (15 апреля 1919)
  • Орден Святого Георгия 2-й степени (4 января 1920)
  • Знак отличия Военного ордена «За Великий Сибирский поход» (11 февраля 1920)
  • Орден Святого Георгия 1-й степени (10 мая 1945)
  • Орден Святого апостола Андрея Первозванного (10 мая 1945)
Предшественник:
Должность учреждена
Штандарт президента России
Президент России
18 ноября 1918-7 мая 1930
Преемник:
Виктор Николаевич Пепеляев
Предшественник:
Должность учреждена
Эмблема РНП
Председатель Российской Народной Партии
19 января 1925-1 июля 1941
Преемник:
Пётр Николаевич Врангель
Предшественник:
Пётр Николаевич Врангель
Эмблема Военного министерства
Военный министр России
12 мая 1930-5 марта 1949
Преемник:
Георгий Константинович Жуков
Право редактировать её имеет только участник.
Флаг России (МРГ).png Мир Российского государства

Также на Фэндоме

Случайная вики