ФЭНДОМ

237372Над статьей ведется работа.
Александр Васильевич Колчак
Верховный Правитель России

Флаг России (МРГ)
Морской министр РДФР
Правительственный герб РДФР (МРГ)
20 марта 1930 — 20 марта 1942
Предшественник: Василий Александрович Канин
Преемник: Михаил Иванович Смирнов
Флаг Русской Византии
Константинопольский генерал-губернатор
Флаг России (МРГ)
25 июля 1923 — 20 марта 1930
Предшественник: должность учреждена
Преемник: Антон Иванович Деникин
Андреевский флаг
Командующий Черноморским флотом России
Флаг России (МРГ)
5 августа 1918 — 25 июля 1923
Предшественник: Михаил Павлович Саблин
Преемник: Михаил Александрович Кедров
28 июня 1916 — 7 июня 1917
Предшественник: Андрей Августович Эбергард
Преемник: Александр Васильевич Нёмитц
 
Рождение: 16 ноября 1874
Санкт-Петербург, Российская империя
Смерть: 5 марта 1949 (74 года)
Санкт-Петербург, РДФР
Похоронен: Исаакиевский собор
 
Военная служба
Годы службы: 1886—1942
Принадлежность: 135px-Flag of Russia.svg-1- Российская империя
135px-Flag of Russia.svg-1- РДФР
Род войск: флот
Звание: Генерал-адмирал
Сражения: Русско-японская война
Первая мировая война
Гражданская война в России
 
Награды:
Орден Святого апостола Андрея Первозванного (муар)
Орден Святого Георгия (муар)Орден Святого Георгия (муар)Орден Святого Георгия (муар)Орден Святого Георгия (муар)
Орден Святого Владимира (муар)Орден Святого Владимира (муар)Орден Святого Владимира (муар)Орден Святого Владимира (муар)
Орден Святого Александра Невского муарОрден Святой Анны (муар)Орден Святой Анны (муар)Орден Святой Анны (муар)
Орден Святого Станислава муарОрден Святого Станислава муарМуаровая лента флаг России Орден с цветами флага Российской империи

Александр Васильевич Колчак (рус. Александръ Васильевичъ Колчакъ; 16 ноября 1874 — 5 марта 1949) - российский военный деятель, учёный-океанограф, полярный исследователь (1900—1903), флотоводец (1915—1917). Участник Русско-японской и Первой мировой войн. Георгиевский кавалер. Командующий Черноморским флотом (1916—1917; 1918—1926). Морской министр РДФР (1930-1942), крупный военачальник Второй мировой войны. Генерал-адмирал (1940).

Биография

Ранние годы

Александр Васильевич — родом из дворян; родился в семье штабс-капитана морской артиллерии, в дальнейшем генерал-майора, военного инженера В. И. Колчака. Окончил Морской кадетский корпус (1894), произведен в мичманы. В 1894-1900 годах служил на военных кораблях на Балтике, затем на Тихом океане; занимался самостоятельно изучением гидрологии и океанографии, начал публиковаться в научной печати.

В 1900 году Александр Колчак был откомандирован в распоряжение Академии Наук. Участник Русской полярной экспедиции (РПЭ) барона Эдуарда Васильевича Толля 1900-1902 годов, один из островов Карского моря был назван в честь Колчака (ныне остров Расторгуева); в 1903 году возглавил поиски Толля, не вернувшегося с острова Беннета; на собаках, затем на вельботе совершил рискованный переход от бухты Тикси до острва Беннета, нашел следы пребывания и научные материалы Толля, но убедился в его гибели. По итогам РПЭ опубликовал ряд специальных работ, главная из которых — «Лед Карского и Сибирского морей» (СПб., 1909).

Русско-японская война

С началом русско-японской войны, несмотря на хроническую пневмонию и суставной ревматизм, ставшие следствием полярных экспедиций, Александр Колчак добился возвращения в Морское ведомство и направления в Порт-Артур, где командовал миноносцем; под его руководством были расставлены минные заграждения при входе в Порт-Артурскую бухту, затем командовал береговой артиллерийской батареей; был ранен. После сдачи крепости оказался в плену, в апреле 1905 года вернулся через Америку в Петербург. Был награжден Георгиевским оружием, орденами Святой Анны 4-й степени и Святого Станислава 2-й степени с мечами.

Полярная экспедиция

В 1905-1906 Александр Колчак приводил в порядок материалы Русской полярной экспедиции (они были столь обширны, что публиковались до конца 1920-х годов); в 1906 году он был избран действительным членом Русского Географического общества и награжден его большой золотой Константиновской медалью за «выдающийся и сопряженный с трудом и опасностью географический подвиг». Александр Васильевич стал одним из основателей и председателем полуофициального Военно-морского офицерского кружка в Петербурге, ставившего своей задачей воссоздание и реорганизацию на научной основе русского флота. Участвовал в разработке записки о создании Морского генерального штаба.

С образованием в 1906 году Морского Генштаба Александр Васильевич стал одним из первых его сотрудников, занимался разработкой оперативно-стратегических планов на главном, балтийском театре предполагаемых боевых действий, занимался разработками по реорганизации военно-морского флота, выступал в Государственной Думе в качестве эксперта по военно-морским вопросам. В 1908 году перешел в Морскую академию. В 1907-1910 годах занимался подготовкой Гидрографической экспедиции Северного Ледовитого океана (официально учреждена в августе 1910 года), одной из задач которой было исследование Северного морского пути. В 1909-1910 годах экспедиция, в составе которой А.В. Колчак командовал ледокольным транспортом «Вайгач», совершила переход из Балтийского моря через Индийский океан во Владивосток, а затем — плавание по направлению к мысу Дежнева, что стало его последней экспедицией в арктические моря. С 1910 года начальник балтийского оперативного отдела Морского Генштаба, занимался также разработкой судостроительной программы России, сочетая это с преподаванием в Морской академии.

В действующем флоте. Первая мировая война

С 1912 года Александр Колчак был в действующем флоте; командир эсминца на Балтике, в декабре 1913 произведен в капитаны 1-го ранга, назначен флаг-капитаном оперативной части штаба командующего флотом. В период Первой мировой войны Колчак руководил минированием входа в Финский залив, Данцигской бухты, высадкой морского десанта на Рижском побережье в немецком тылу.

С сентября 1915 года командовал Минной дивизией, руководил обороной Рижского залива. Награжден орденом Святого Георгия 4-й степени. В апреле 1916 года произведен в контр-адмиралы, в июне назначен командующим Черноморским флотом (одновременно произведен в вице-адмиралы «за отличия по службе»). Усилил минирование портов противника, флот под его руководством практически заблокировал выход германских и турецких судов в Черное море.

Жизнь Колчака после Февральского переворота

Февральская революция поначалу меньше отразилась на Черноморском флоте, чем на других российских флотах. Колчак сам сообщал матросам о ходе событий в Петрограде; 5 марта 1917 года приказал провести парад и молебен по случаю победы революции; вывел флот в море, чтобы продемонстрировать противнику, что он сохраняет боеготовность. Однако под влиянием агитации посланцев «Кронштадтской республики» и общего развития событий в стране делегатское собрание севастопольских матросов, солдат и рабочих 6 июня приняло решение обезоружить офицеров, а Колчака отстранить от должности. Колчак демонстративно выбросил свой кортик в море, заявил о своей отставке и 8 июня выехал в Петроград. В эти дни он писал своей возлюбленной А. В. Тимиревой: «Я хотел вести свой флот по пути славы и чести, я хотел дать родине вооруженную силу, как я ее понимаю, для решения тех задач, которые так или иначе рано или поздно будут решены, но бессмысленное и глупое правительство и обезумевший дикий неспособный выйти из психологии рабов народ этого не захотели» (Минувшее. Вып.1. М.,1990. С.172).

В Петрограде на заседании Временного правительства Александр Васильевич Колчак обвинил его в развале армии и флота. Уже тогда стал рассматриваться либерально-консервативными кругами общества как возможный кандидат в диктаторы. В августе выехал во главе российской военно-морской миссии, с остановкой в Англии, в США, где пробыл до середины октября, делясь с американцами своим боевым опытом и знакомясь с их военно-технической подготовкой.

В ноябре Колачак прибыл в Йокогаму (Япония), где узнал о намерении большевиков заключить мир с Германией. В декабре обратился с просьбой принять его на английскую военную службу. В январе 1918 года отправился на Месопотамский фронт, однако по дороге был возвращен из Сингапура и по просьбе российского посланника в Китае Н. А. Кудашева отправился в Пекин, был избран в правление Китайско-Восточной железной дороги и отбыл в Харбин.

Гражданская война. Командующий Черноморским флотом

В апреле 1918 Александр Колчак принял решение пробраться на Юг и примкнуть к Добровольческой армии; в середине мая он прибыл в Екатеринодар, где остался, и 5 августа был назначен командующим Черноморским флотом, восстановлением которого он занялся.

В ноябре 1918 воссозданный Колчаком Черноморский флот наносит удар по немецким войскам в Крыму и Одессе, в результате чего немецкие войска уходят оттуда. За успех в операциях в Крыму, Колчак был награждён орденом Святого Георгия III степени и стал адмиралом.

Колчак в 1920

Александр Колчак в 1920 году

После заключения Севрского мирного договора в августе 1920 года, под командованием Колчака Черноморский флот высадился в Константинополе для того, чтобы сразу на нём обосноваться и обеспечить место высадки для последующих войск. В результате своевременной высадки, в сентябре 1920 года кемалистам не удалось взять Константинополь и хоть как-то приблизиться к городу. За успешную операцию, Александр Колчак был награжден Святым Георгием I степени.

Константинопольский генерал-губернатор

24 июля 1923 года, после подписания Лозанского мирного договора, Константинополь окончательно вошёл в состав России. На следующий день приказом Корнилова на территории Константинополя и окрестностей было образовано Константинопольская областная автономия «с временным ограничением демократических институтов», а Колчак назначен генерал-губернатором.

После создания генерал-губернаторства, в 1924 году Колчак инициировал принудительное выселение всего мусульманского населения в Турцию, главной целью которого было предотвращение развития сепаратизма со стороны потенциальных этнорелигиозных меньшинств.

Морской министр

После прихода к власти кадетов на выборах в 1930 году, 20 марта Александр Васильевич Колчак был назначен морским министром РДФР, сменив вышедшего в отставку Василия Канина.

Вступив в должность, морской министр принялся заниматься усовершенствованием Русского флота, а также наращиванием военно-морских сил. Оставаясь человеком вне политики, Александр Колчак сохранил свой пост после прихода к власти в 1934 году социал-демократов, что сказалось на целостности реформы флота.

К началу Второй мировой войны корабельный состав ВМФ РДФР насчитывал 3 линейных корабля, 7 крейсеров, 59 лидеров и эскадренных миноносцев, 218 подводных лодок, 269 торпедных катеров, 22 сторожевых корабля, 88 тральщиков, 77 охотников за подводными лодками и ряд других кораблей и катеров, а также вспомогательных судов. На тот момент в постройке находилось 219 кораблей, в том числе 3 линейных корабля, 2 тяжелых и 7 легких крейсера, 45 эсминцев, 91 подводная лодка.

Вторая мировая война

Александр Васильевич Колчак

Александр Колчак, 1935 год

Западный фронт

После начала Второй мировой войны, когда оказалось, что вести боевые действия против Германии и Италии придётся в основном при помощи военно-морских сил, 12 февраля морское министерство под руководством адмирала Колчака начинает разработку плана ведения боевых действий.

Александр Колчак, был сторонником высадки в Италии, которую, в случае вторжения, можно было «выбить» из войны, и таким образом устранить влияние итальянского флота на Средиземном море, а значит, обезопасить средиземноморские морские пути.

10 июня 1938 год началось совместное русско-британское вторжение на Сицилию. Итальянцы были не в состоянии предотвратить захват острова союзниками, но им удалось эвакуировать на полуостров большую часть своих войск. Последние войска покинули Сицилию 17 августа 1938. Операция дала союзникам необходимый опыт в проведении высадки с моря, ведении совместных операций и массовыми выбросками воздушного десанта.

3 октября 1938 года в ходе военной операции при поддержке авиации, русский флот пересек Мессинский пролив и высадился в юго-западной Калабрии, около города Реджо-ди-Калабрия. В этот момент, поддержку оказала Великобритания. 15 октября британские войска высадились в Салерно и Таранто, почти не встретив никакого сопротивления. Русская армия довольно быстро продвинулась на западном побережье, захватив порт Бари и важные аэродромы возле Фоджи. Основные усилия Антанты на западе были направлены на захват портового города Неаполя. Неаполь был выбран потому, что он являлся самым северным итальянским городом, который мог бы быть взят при поддержке авиации, базировавшейся на аэродромах в Сицилии.

В условиях потери более 50% территорий, 1 ноября 1938 Бенито Муссолини был арестован. Было сформировано правительство во главе с маршалом Пьетро Бадольо, начавшее тайные переговоры с Россией и Великобританией. Известие об аресте Муссолини вызвало бурные антифашистские выступления, и 4 ноября было объявлено о роспуске фашистской партии. 5 ноября 1938 Италия капитулировала.

По мере того, как союзные войска продвигались на север, они сталкивались со всё более сложной местностью: Апеннинские горы, формирующие «позвоночник» полуострова, явились серьёзным препятствием. К концу ноября немецкие войска начали движение в Италию, с целью выбить противника из государства. В наиболее гористых районах Абруцци более половины длины полуострова занимают горные хребты и вершины более 910 м в высоту. Обороняться в такой местности можно было достаточно эффективно. Достигнув с севера эти места, немецкие войска взрывали перед собой важные мосты и с помощью запруживания многочисленных рек затапливали большие пространства. Это создавало союзникам значительные трудности в пересечении таких мест и расстраивало таким образом союзнические планы.

Восточный фронт

Воспользовавшись отвлеченностью России войной в Европе, 27 декабря 1938 Япония объявляет войну России и начинает наступление. В первую очередь, Япония оккупировала КВЖД и начала наступление на Владивосток. Колчак отправляется на Дальний Восток для того, чтобы лично контролировать ситуацию. Неожиданное нападение японцев на Россию дало положительный результат, и через 5 дней Владивосток был взят. После падения Хабаровска и Благовещенска, Приморье было присоединено к Манчжоу-Го. Начались чистки неазиатского населения, в то время как некоторые русские, украинцы и другие из числа местных жителей ушли в подполье и создавали партизанские отряды.

После взятия Владивостока Японский десант высаживается на северной части Сахалина, оккупируя его, и присоединяя к Японской империи. С Сахалина Императорские войска начали движение к Петропавловскому порту. 15 февраля 1939 года Японская армия начала битву за Петропавловский порт. Имея значительный перевес, Япония захватывает Петропавловский порт за 19 дней.

17 июня, после ряда побед над Российской армией, Япония создает марионеточную Камчатскую Республику, со столицей в Петропавловской бухте (с 1940 город стал называться Тоцуй).

В июле 1939 Япония также напала на Монголию. Монголия и Россия заключили союз.

Тогда же, Соединенные Штаты Америки разорвали дипломатические отношения с Японией и вступили в войну на стороне России. Япония осуществила атаку на Пёрл-Харбор. Между РДФР и США был заключен секретный договор о разделе Японии на две части: Северную (Собственно Япония, Корея, Манчьжурия, Южный Сахалин, Северный Китай) и Южную (Южный Китай, Бирма, Филиппины, Лаос, Таиланд Индокитай). Договор был подписан 15 августа 1939 года.

Начиная с конца 1939 произошли решающие бои за Благовещенск, в ходе которых японские войска были разгромлены. После освобождения своих территорий (к весне 1940), русские войска атаковали Корею и Манчжоу-Го (освобождены к концу 1940). Русско-монгольские войска оккупируют Менцзян, тот был присоединен к Монголии после референдума.

В 1941 году, пошел процесс освобождения Китая и Индокитая, совместная высадка русских и американцев привела к освобождению стран.

Высадка в Японии 1941-1942 годов привела к падению милитаристского государства. Власти Японии капитулировали. Однако незадолго до этого, после президентских выборов в 1942 году, Александр Колчак, ввиду своего пожилого возраста, отказался от работы в новом правительстве России в качестве морского министра. После отставки Колчак остался работать в министерстве в качестве советника морского министра.

Смерть

5 марта 1949 Александр Колчак скончался в своей квартире от кровоизлияния в мозг. Похоронен в Исаакиевском соборе в Санкт-Петербурге.

Память

Памятник Колчаку

Памятник адмиралу Колчаку в Севастополе

Адмирал фильм

Обложка фильма "Адмирал"

Заслуги Александра Васильевича Колчака во время Второй мировой войны ставятся в один ряд с заслугами Лавра Корнилова в Гражданскую войну. Корнилов и Колчак стали единственными военачальниками в РДФР, получившими высшие воинские звания: Генерал-фельдмаршал и Генерал-адмирал, соответственно. Мемориальные доски в честь и память Колчака установлены на здании Морского корпуса, который окончил Колчак, в Санкт-Петербурге (1952), на здании бывшего штаба Черноморского флота в Новороссийске, во дворе часовни Николая Мирликийского в Москве (1953). На фасаде здания Краеведческого музея (Мавританский замок, бывшее здание Русского географического общества) в Иркутске, где Колчак читал доклад об Арктической экспедиции 1901 года, написана почётная надпись в честь Колчака — рядом с именами других учёных и исследователей Сибири. Имя Колчака высечено на памятнике героям Освободительного движения. В честь Колчака в 2009 году был снят фильм "Адмиралъ". В роле Александра Васильевича выступил актёр Константин Хабенский.

Также Колчаку был поставлен памятник перед штабом Черноморского флота в Севастополе.

Награды

  • Серебряная медаль в память царствования императора Александра III (1896)
  • Орден Святого Владимира 4-й степени (6 декабря 1903)
  • Орден Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость» (11 октября 1904)
  • Золотое оружие «За храбрость» — сабля с надписью «За отличие в делах против неприятеля под Порт-Артуром» (12 декабря 1905)
  • Орден Святого Станислава 2-й степени с мечами (12 декабря 1905)
  • Большая золотая Константиновская медаль за № 3 (30 января 1906)
  • Серебряная медаль на Георгиевской и Александровской ленте в память русско-японской войны 1904—1905 годов (1906)
  • Мечи и бант к именному ордену Святого Владимира 4-й степени (19 марта 1907)
  • Орден Святой Анны 2-й степени (6 декабря 1910)
  • Медаль «В память 300-летия царствования дома Романовых» (1913)
  • Французский Орден Почётного легиона офицерского креста (1914)
  • Нагрудный знак для защитников крепости Порт-Артур (1914)
  • Медаль «В память 200-летия морского сражения при Гангуте» (1915)
  • Орден Святого Владимира 3-й степени с мечами (9 февраля 1915)
  • Орден Святого Георгия 4-й степени (2 ноября 1915)
  • Английский Орден Бани (1915)
  • Орден Святого Станислава 1-й степени с мечами (4 июля 1916)
  • Орден Святой Анны 1-й степени с мечами (1 января 1917)
  • Золотое оружие — кортик Союза офицеров армии и флота (июнь 1917)
  • Медаль «За освобождение России» (28 октября 1919)
  • Орден Святого Георгия 2-й степени (4 октября 1920)
  • Орден Святого Владимира 3-й степени с мечами (25 июля 1923)
  • Орден Святого Владимира 2-й степени с мечами (17 августа 1938)
  • Орден Святого Александра Невского (6 ноября 1938)
  • Орден Святого Владимира 1-й степени с мечами (4 января 1940)
  • Орден Святого Георгия 1-й степени (17 апреля 1940)
  • Английский Орден заслуг (12 июня 1941)
  • Орден Святого апостола Андрея Первозванного (13 июля 1942)
Флаг России (МРГ)Данная статья является частью Мира Российского государства
Право редактировать её имеет только участник George Volkov.
Флаг России (МРГ) Мир Российского государства
СтраныФлаг России (МРГ) Россия (Флаг России (МРГ) Российское государство • Флаг РСФСР (МРГ) РСФСР • Флаг Дальнего Востока (МРГ) Дальний Восток) • Флаг США 48 звёзд США • Флаг Германии (МРГ) Германия (Флаг Третьего Рейха (МРГ) Третий Рейх) • Флаг Югославии (МРГ) Югославия • Флаг Китая (МРГ) Китай (Флаг Японского Китая (МРГ) Центральное правительство) • Флаг САИФ ОАР
ЛичностиЛавр Корнилов • Александр Колчак • Николай Авксентьев • Владимир Вольский • Владимир Ульянов • Виктор Чернов • Петр Врангель • Борис Савинков • Константин Воскобойник • Андрей Аргунов • Виктор Пепеляев • Адольф Гитлер • Павел Милюков • Иван Ильин • Владимир Харжевский • Алексей Елизаветин • Владимир Поремский • Георгий Игнатьев • Владимир Гранитов • Виктор Черномырдин • Николай Рыжков • Николай Травкин • Александр Беллен • Виктор Христенко • Михаил Касьянов • Ирина Прохорова