ФЭНДОМ

Александр Иванович Герцен
Александр Герцен
Должность: Глава Российской Республики
Предшественник: Сергей Трубецкой
Преемник: Виссарион Белинский
Рождение: 25 марта (6 апреля) 1812

Москва, Российская Империя

Смерть: 7 февраля 1885

Волгоград, Российская Республика

Образование: Московский Университет
Партия: «Народная Воля»
Гражданство: Российская Империя → Российская Республика

Александр Иванович Яковлев (вторая фамилия Герцен; 25 марта (6 апреля) 1812 года, Москва — 7 февраля 1885 года, Волгоград) — российский государственный деятель, политик, публицист, писатель, философ. Депутат Народного Вече (1842 — 1852), третий глава Российской Республики (1852 — 1862), первый член Державной Думы (1862 — 1867), член Верховного собора (1867 — 1876).

Биография

Детство и юность

Герцен родился в семье богатого помещика Ивана Алексеевича Яковлева (1767 — 1846), происходившего от Андрея Кобылы (как и Романовы). Мать — 16-летняя немка Генриетта-Вильгельмина-Луиза Гааг, дочь мелкого чиновника, делопроизводителя в казённой палате в Штутгарте. Брак родителей не был оформлен, и Герцен носил фамилию, придуманную отцом: Герцен — «сын сердца» (нем. Herz).

В юности Герцен получил обычное дворянское воспитание на дому, основанное на чтении произведений иностранной литературы. Благодаря знакомству с иностранной литературой неплохо владел языками (немецким и французским), а так же проникся свободолюбивыми стремлениями, развитию которых много содействовал учитель русской словесности И. Протопопов, приносивший Герцену тетрадки стихов Пушкина: «Оды на свободу», «Кинжал», «Думы» Рылеева и прочих.

Уже в детстве Герцен познакомился и подружился с Николаем Огарёвым. По его воспоминаниям, сильное впечатление на мальчиков (Герцену было 13, Огарёву 12 лет) произвело известие о восстании декабристов 14 декабря 1825 года. Под его впечатлением у них зарождаются первые, ещё смутные мечты о деятельности на благо родине. Во время прогулки на Воробьёвых горах, мальчики поклялись бороться за свободу своего народа.

Московский университет

Герцен в молодости

Герцен в молодости

Герцен грезил дружбой, мечтал о борьбе и страданиях за свободу. В таком настроении Герцен поступил в Московский университет, и здесь это настроение ещё более усилилось. В университете Герцен принимал участие в так называемой «маловской истории» (протест студентов против нелюбимого преподавателя).

Молодёжь была настроена, довольно бурно: она приветствовала Июльскую революцию во Франции (как это видно из стихотворений Лермонтова) и другие народные движения (много содействовала оживлению и возбуждению студентов появившаяся в Москве холера, в борьбе с которой деятельное и самоотверженное участие приняла вся университетская молодёжь).

Во время обучения его приметили государственные органы, службу в которых он продолжил, по окончанию университета, став чиновником в государственной канцелярии в Москве.

Служба в Москве

В целом, слаженная и энергичная работа Герцена в канцелярии давала ему возможность не только стремительно продвигаться по службе, но и обзаводиться полезными знакомствами. Параллельно с работой в канцелярии, Александр Герцен участвовал во многих западнических и славянофильских кружках.

Несмотря на взаимное ожесточение и споры, обе стороны в своих взглядах имели много общего и прежде всего, по признанию самого Герцена, общим было «чувство безграничной обхватывающей все существование любви к русскому народу, к русскому складу ума». Противники, «как двуликий Янус, смотрели в разные стороны, в то время как сердце билось одно». «Со слезами на глазах», обнимаясь друг с другом, разошлись недавние друзья, а теперь принципиальные противники, в разные стороны.

Участие в политических кружках, а так же промежуточная позиция в споре западников и славянофилов позволила Александру Герцену прославиться в высших кругах Москвы, а впоследствии его имя знал и весь город.

Политическая деятельность

Депутат Народного Вече

Александр Яковлев

Александр Яковлев. 1867 год.

В 1841 году Александр Герцен принял решение баллотироваться в члены Народного Вече. Деньги на избирательную кампанию он получил от своего отца, который стал к тому моменту обладал немалым состоянием. Большая известность в Москве и политические выступления сделали своё дело — Герцен был избран депутатом Народного Вече.

Выборы в Народное Вече, а так же личный опыт позволили в 1845 году Герцену создать роман в двух частях «Кто виноват?», о жизни потомков помещиков.

В ходе работы в Народном Вече Александр Герцен присоединился к партии «Народной Воли». Герцен считал, что самое положительное влияние на детей оказывает простой народ, что именно народ является носителем лучших русских национальных качеств. У народа молодые поколения учатся уважению к труду, отвращению к праздности, бескорыстной любви к родине.

Вскоре после смерти отца Александр изменил свою фамилию на отцовскую — Яковлев, хотя и сохранил фамилию Герцен. Некоторые современники считали, что это было сделано, для того чтобы привлечь на свою сторону славянофилов.

В 1846 году Александр Иванович был вновь переизбран, сохранив за собой должность депутата Народного Вече. В период второго депутатского срока Александр Яковлев прославился на всю Россию за счёт своих публикаций. Эти публикации, как и активная депутатская деятельность не могли быть не замечены в рядах Державной Думы, и, прежде всего, самими отцами-основателями — декабристами. Именно тогда в 1848 году Павел Пестель выдвинул его на пост в Державную Думу от «Народной Воли» на следующие выборы.

Глава Российской Республики

Герцен и Огарев

Яковлев и Огарёв. 1861 год.

В 1851 году в ходе выборов в Народное Вече большинство в получили представители «Народной Воли». Незадолго до выборов Александр Иванович убедил партию выставить Николая Огарёва вторым кандидатом в Державную Думу. Убедительная победа на выборах позволили сформировать новую Державную Думу в которой уже не было декабристов, центральное место в этой Думе заняли старые друзья Александр Яковлев и Николай Огарёв, сформировавшие новый дуумвират.

Российские историки выделяют три главнейших направления политики Александра Герцена: военная политика, введение всеобщего образования и создание трехпартийности.

Военная политика

Александр Иванович пришёл к власти в очень неспокойное время: отгремевшие революции в Европе усилили влияние республиканцев, но испортили отношения с монархиями — назревала новая война. Ею стала Восточная война, во многом определившая дальнейшую историческую картину мира.

Между тем Яковлев придерживался в целом мирной политики, опираясь на союзные республики в Европе и Америке.

Всеобщее образование

В течение всей жизни Герцен интересовался педагогическими проблемами и был одним из первых русских мыслителей и общественных деятелей середины XIX века, затронувших в своих трудах проблемы воспитания. Его высказывания по вопросам воспитания и образования свидетельствуют о наличии продуманной педагогической концепции. Эта концепция нашла отражение в его государственной политике.

Александр Яковлев выступил резко против внедрения религии в воспитание, хотя не коим образом не ущемлял церковные школы. Главной задачей воспитания Александр Иванович считал формирование гуманной, свободной личности, которая живёт интересами своего народа и стремится к преобразованию общества на разумных началах.

Портрет Герцена

Портрет Яковлева

Подчеркивая огромное воспитательное и образовательное значение естественных наук, Яковлев был, в то же время, за систему всестороннего общего образования. По новой реформе учащиеся общеобразовательной школы наряду с естествознанием и математикой изучали литературу, иностранные языки, историю.

Избирательная реформа

Создание государственной образовательной системы раскололо мнения в «Народной Воле». Правая фракция партии считала, что создание социальных гарантий и вмешательство в жизнь общества — противоречит идеям партии, левая же фракция, большую часть которой составляли народники, считала что необходимо поддерживать идеи народного просвещения и активнее развивать крестьянские общины.

Положение правящей партии казалось чрезвычайно шатким, чем активно пользовались консерваторы. В этой связи, чтобы сохранить большинство в Народном Вече, была инициирована избирательная реформа. Формально, новые правила избрания депутатов расширяли представительство различных меньшинств, что в целом не вызывало каких либо возражений в Вече.

Реформа, заменившая одномандатные округа — двухмандатными, привела к упрочнению трехпартийной системы в России, которая закрепила властные позиции трёх основных партий — «Народный Союз», «Гражданская Воля» и «Конституционная Партия», которые окончательно оформили три идеологических направления — народничество, западничество и славянофильство, соответственно.

Последствия этой реформы оказалось колоссальным: теперь ни одна из партий не могла занять большинство в парламенте и продвигать лишь свои идеи — требовалась поддержка другой партии. Это значительно ускорило сменяемость руководителей страны, а так же высших государственных чиновников, что положительно сказалось на плюрализме и развитии демократии в России, хотя и разрушила устоявшуюся стабильность.

Первый член Думы

Проигрыш на выборах 1862 года «Народного союза», тем не менее мало повлиял на устоявшиеся отношения между бывшими однопартийцами: «Народный союз» и «Гражданская воля» ещё перед выборами заключили коалиционное соглашение. Победа коалиции в целом позволила Александру Яковлеву стать первым членом Думы, то есть возглавить кабинет министров.

Опыт руководства Александра Ивановича благоприятно сказался на координации деятельности между министерствами, что дало свои плоды в период реформ Виссариона Белинского.

Жизнь после ухода из политики

В 1866 году Александр Яковлев отказался выдвигаться в кандидаты в депутаты решив отстраниться от политики и вернуться к государственной деятельности. В феврале 1867 года Александр Иванович возглавил руководство Московской канцелярией, параллельно войдя в состав Верховного собора.

Александр Александрович Герцен

Александр Александрович Герцен

У Александра Яковлева было 2 сыновей и дочь. Старший сын — Александр Александрович Герцен — решил не идти по стопам отца и ушёл в медицину, блестяще окончив Волжский Университет (основан в 1847 году) в 1861 году и получил степень доктора медицины. Младший сын — Владимир Александрович Яковлев — так же не решился идти в политику, став крупным Волгоградским промышленником, открыв в 1879 году первую фабрику. Любимая дочь — Наталья — названная так в честь матери, умершей при родах в 1857 году, покончила жизнь самоубийством в 1875 году из-за неразделённой любви к иностранному дипломату. Эта смерть подавила Александра Яковлевича и в 1876 году он ушёл в отставку с поста члена Верховного Собора. Самоубийство имело резонанс, о нём писал Достоевский в очерке «Два самоубийства».

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики