ФЭНДОМ

Александр Иванович Гучков
Александр Гучков
Должность: Глава Российской Республики
Предшественник: Сергей Муромцев
Преемник: Виктор Чернов
Рождение: 26 октября 1862

Москва

Смерть: 17 марта 1938

Москва

Образование: Московский Университет
Партия: Конституционная партия
Гражданство: Российская Республика
Александр Иванович Гучков (26 октября 1862 года, Москва — 17 марта 1938 года, Москва) — государственный и политический деятель, предприниматель Российской Республики. Министр внутренних дел (1897 — 1902), Девятый глава Российской Республики (1902 — 1912).

Биография

Детство и юность

Александр Иванович Гучков выходец из московской купеческой семьи. Его отец — Иван Ефимович (1833—1904), совладелец торгового дома «Гучкова Ефима сыновья», почётный мировой судья Москвы, мать — Корали Петровна, урождённая Вакье, француженка.

В 1881 году Гучков с золотой медалью окончил 2-ю Московскую гимназию — одно из самых крупных и престижных средних учебных заведений конца XIX века.

Молодость

В 1885 году он завершил обучение на историко-филологическом факультете Московского университета и продолжил образование в Берлинском и Гейдельбергском университетах. Будучи студентом, Гучков занимался в кружке молодых историков, юристов и экономистов, где со своими первыми рефератами выступали известные впоследствии учёные и политические деятели.

В 1888 году Гучков был избран почётным мировым судьёй в Москве. В начале 1890-х годов он стал работать в Московском городском управлении, где очень быстро сделал себе имя талантливого чиновника. В 1894 году он назначается первым заместителем руководителя Москвы.

В 1895 — 1896 годах Гучков посетил Турецкий султанат, совершил переход через Тибет, путешествовал по Китаю и Сибири.

Политическая деятельность

Министр внутренних дел

Министр Гучков

Министр Внутренних Дел А.И.Гучков

По возвращении в Москву вместе с Михаилом Николаевичем Щербатовым организуют предвыборный штаб для выдвижения в Народное вече как независимый кандидат. Ещё большее влияние личности Александру Ивановичу придаёт то, что Николай Иванович, его брат, на выборах главы Москвы избирается новым градоначальником. После выборов 1897 года с небольшим отрывом Гучков проходит по второму округу Москвы и становится членом Народного Вече. Учитывая его заслуги Сергей Муромцев, председатель кабинета министров, приглашает Александра Гучкова возглавить министерство внутренних дел.

На посту министра внутренних дел Александр Иванович отправляет в отставку руководителей полиции Уральской (1898) и Кавказкой (1900) губерний по обвинению в коррупции, а также "делах портящих репутацию служащего Российской Республики". Кадровые перестановки и чистки во внутренних органах делают Александру Гучкову громкое имя, чем он и пользуется в 1901 году, вступая в Конституционную партию и выдвигаясь с её поддержкой в Народное Вече.

Глава Державной Думы

Экономический кризис, который был в те годы, обеспечил популярность идей протекционизма Конституционной партии, которая заняла большинство мест в Народном Вече в 1902 году, а широкая популярность Александра Ивановича Гучкова привела его на пост председателя Державной Думы. После выборов он, как фактический руководитель конституционной фракции Вече, выступил с предложением образовать коалицию с либералами во главе с Василием Воронцовым, тем самым не допуская создания коалиции между социалистами и либералами.

В целом, период его председательства в Державной Думе укрепляются протекционистские меры правительства, которые усиливают монополизацию экономики. Тем не менее, новые меры значительно ускорили выход российской экономики из рецессии в 1904 году она вновь показала убедительный рост.

Военная реформа

Главным достижением на своём посту по признанию самого Александра Ивановича является предвоенная военная реформа, которая реорганизовала устаревшую армейскую систему России. Согласно принятым законам в российской армии началось массовое перевооружение всех родов войск. Огромные суммы денег, которые были затрачены на закупку армейского вооружения влились в российскую экономику ускорив её развитие в основных отраслях, связанных с военно-промышленным комплексом. Идея военной реформы появилась ещё 1902 году, однако Гучкову и его команде понадобилось более двух лет для того, чтобы склонить Народное Вече нарастить государственный долг для перевооружения армии.

Гучков-0

Александр Гучков на посту Председателя Державной Думы

Законом от 29 августа 1905 года была сокращена действительная военная служба в пехоте и полевой артиллерии с 6 до 3 лет, в других родах войск с 5 до 4 лет, на флоте с 7 до 5 лет, сохранив при этом образовательные льготы установленные после Восточной войны. Рядом указов был введен новый порядок аттестации офицеров, улучшен быт солдат, их питание и вещевое довольствие. Было реорганизовано управление артиллерийского, инженерного и военно-учебного ведомствами.

Важным мероприятием стала реорганизация армии. Полевая армия была усилена за счет упразднения слабых в боевом отношении резервных и крепостных войск, составлявших в то время до 15% армии. В 1907 — 1908 годах были приняты на вооружение 122-мм и 152-мм гаубицы, 107-мм пушки, в полках созданы пулеметные команды по 10 пулеметов, сформированы корпусные авиаотряды и радиостанции.

Великая война

Основная статья: Великая война

Являясь неформальным главой «ястребов» в российской власти, Гучков был сторонником вмешательства в Великую войну начиная с первых дней войны. Тем не менее, его воззрений не поддерживал парламент, который отказывался объявлять войну Германии и Венгрии. Тем не менее, он неоднократно ходатайствовал о вмешательстве в войну с помощью лояльных депутатов Народного Вече, особенно в моменты моменты поражения Польской Республики.

Державный поезд

Державный поезд. Специальный железнодорожный состав, предназначенный для нужд главы Державной Думы

В июне 1910 года начались бои во Франции, кульминацией которых стало сражение за Париж. Возникла опасность того, что вслед за падением Парижа начнётся большое наступление в Польше, которое приведёт к окончательному тяжёлому поражению Польши и Франции, а значит к нарушению баланса сил в Европе. В этой ситуации Александр Гучков, в ночь на 3 июля направил министру иностранных дел телеграмму, которая выдвигала ультиматум правительству Германии. Схожий ультиматум выдвинула Великобритания.

Несмотря на угрозы со стороны России и Великобритании на следующий день Германия продолжила наступление на Париж. В ответ на это "державный" поезд срочно отправился в Волгоград — Александр Гучков решил выступить перед Народным Вече, чтобы добиться военного вмешательства против Германии.

Несмотря на грандиозную речь, произнесённую главой Державной Думы, депутаты Народное Вече в большинстве своём так и не одобрили решение начать войну. Причин тому было несколько. Прежде всего все депутаты прекрасно понимали, что разрыв отношений с Германией грозил большими экономическими потерями, в виду большой взаимозависимости экономик. Кроме того, многие депутаты продолжали рассчитывать на то, что после выхода Франции из войны Германия и Польша быстро заключат мирный договор.

Второй избирательный закон

Массовое движение за избирательные права, которое к 1905 году насчитывало почти 3 миллионов человек, среди которых было немало женщин, которые вовсе не могли иметь избирательных прав в те годы. Настроения в обществе быстро поддержали социалисты из «Народного союза», которые вскоре возглавили движение за всеобщее избирательное право по всей России.

Консервативная фракция в Народном Вече первоначально крайне осудили попытки расширить избирательные права на граждан на необразованных и не имеющих недвижимого имущества, тем более женщин. Образовательный ценз, по мнению консерваторов, оберегал российское государство от прихода к власти полулистов; имущественный ценз — должен был ограничивать от выборов безответственных граждан, так как считалось, что тот кто не имеет имущества будет не правильно выбирать управленцев страной, так как им нечего терять; а женщины отрезались от избирательного права, так как считалось, что те будут голосовать по указке своих мужей, а не по свой воле.

В конце 1911 года, тем не менее, некоторые консерваторы присоединились к избирательной коалиции (для принятия закона требовалось квалифицированное большинство), чтобы воспользоваться новым избирательным законом и привлечь на свою сторону необразованных и бедных граждан. Однако для самого Александра Гучкова новый закон оказался вредным — в 1912 году Александр Гучков не смог выиграть выборы в московском избирательном округе и проиграл социалисту.

Жизнь после ухода из политики

Участвовал в качестве добровольца в Великой войне с февраля 1912 до ноября 1912 года, где после ранения был отправлен в тыл и был демобилизован. Во время военных действий, с учётом его гражданских заслуг был пожалован в чин командира штурмового взвода прежде чем успел прибыть на фронт.

После проигрыша на выборах он ушёл в коммерческое дело. В 1912 — 1918 годах работах директором Московского учётного банка, затем с 1918 года возглавлял ссудный банк страхового общества «Россия», а затем с 1921 года и само страховое общество «Россия».