ФЭНДОМ

Александр Сергеевич Пушкин
Александр Пушкин
Род деятельности: Поэт, Писатель, Общественный деятель
Направление: Романтизм, реализм. Либеральный Консерватизм
Рождение: 26 мая (6 июня) 1799

Москва, Российская Империя

Смерть: 30 марта (11 апреля) 1869

Санкт-Петербург, Российская Республика

Образование: Царскосельский Лицей
Гражданство: Российская Империя → Российская Республика

Александр Сергеевич Пушкин (26 мая (6 июня) 1799, Москва — 30 марта (11 апреля) 1869, Санкт-Петербург) — русский поэт, драматург и прозаик, общественный и политический деятель Российской Республики. Участник конституционного совета, член Верховного собора (1827 — 1841).

Александр Сергеевич Пушкин имеет репутацию великого или величайшего русского поэта. Также Пушкин рассматривается как создатель современного русского литературного языка.

Биография

Детство и юношество

Александр Сергеевич родился 26 мая (6 июня) 1799 года в Москве, в дворянской семье Пушкиных. Отец — Сергей Львович Пушкин (1767 — 1848), светский острослов и поэт-любитель. Мать Пушкина — Надежда Осиповна (1775 — 1836), внучка Ганнибала.

Летние месяцы 1805 — 1810 будущий поэт обычно проводил у своей бабушки по матери, Марии Алексеевны Ганнибал, в подмосковном селе Захарове. Ранние детские впечатления отразились в первых опытах пушкинских поэм, написанных несколько позже.

Пушкин на экзамене

Пушкин на лицейском экзамене

Шесть лет Пушкин провёл в Царскосельском лицее, открытом 19 октября 1811 года. Здесь юный поэт пережил события Отечественной войны 1812 года. Здесь впервые открылся и был высоко оценён его поэтический дар. В лицейский период Пушкиным было создано много стихотворных произведений. Его вдохновляли французские поэты XVII—XVIII веков. Учителями Пушкина-поэта стали Батюшков, признанный мастер «лёгкой поэзии», и Жуковский, глава отечественного романтизма.

Лирика Пушкина тогда была ещё подражательна, полна литературных условностей и штампов, тем не менее уже тогда начинающий поэт выбирает свой, особый путь. Не замыкаясь на поэзии камерной, Пушкин обращался к темам более сложным, общественно-значимым. «Воспоминания в Царском Селе», заслужившие одобрение Державина, — в начале 1815 года Пушкин читал стихотворение в его присутствии, посвящено событиям Отечественной войны 1812 года, стихотворение было опубликовано в 1815 году.

Молодость

Из лицея Пушкин был выпущен в июне 1817 года в чине коллежского секретаря и определён в Коллегию иностранных дел. В 1819 году он вступает в члены литературно-театрального сообщества «Зелёная лампа», которым руководит «Союз благоденствия». Не участвуя в деятельности первых тайных организаций, Пушкин тем не менее связан дружескими узами со многими активными членами декабристских обществ, пишет политические эпиграммы и стихи «К Чаадаеву»:

Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

Впоследствии последние строки этого стихотворения будут отчеканены на жетонах «Свободной России», как символ борьбы с несправедливостью царского режима и несовершенством российского общества.

Весной 1820 года Пушкина вызвали к военному генерал-губернатору Петербурга графу Милорадовичу для объяснения по поводу содержания его стихотворений, несовместимых со статусом государственного чиновника. Шла речь о его высылке в Сибирь или заточении в Соловецкий монастырь. Лишь благодаря хлопотам друзей, прежде всего Карамзина, удалось добиться смягчения наказания. Его перевели из столицы на юг в кишинёвскую канцелярию.

Новый начальник снисходительно относился к службе Пушкина, позволяя подолгу отлучаться ему и гостить у друзей в Каменке, выезжать в Киев, путешествовать по Молдавии и наведываться в Одессу. В Кишинёве Пушкин вступает в масонскую ложу «Овидий».

Пока же в июле 1823 года Пушкин добивается перевода по службе в Одессу в канцелярию графа Воронцова. Именно в это время он сознаёт себя как профессиональный литератор, что предопределилось бурным читательским успехом его произведений. Ухаживание за женой начальника обострили его отношения с Воронцовым.

В 1824 году полицией в Москве было вскрыто письмо Пушкина, где тот писал об увлечении «атеистическими учениями». Это послужило причиной отставки поэта 8 июля 1824 года от службы. 1825 году встречает в Тригорском племянницу Осиповой Анну Керн, которой, как принято считать, посвящает стихотворение «Я помню чудное мгновенье…». Он был сослан в имение своей матери, где он пробыл вплоть до событий декабря 1825 года.

Общественная деятельность

Великая Русская революция

События 14 (26) декабря 1825 года на Сенатской площади в Санкт-Петербурге всколыхнули всю Россию: страна осталась без императора и требовалось определиться с её дальнейшей судьбой. Восставшие дворяне издали «Манифест к русскому народу», который провозглашал гражданские права и свободы, отмену сословного деления и крепостного права. Вечером того же дня было принято решение о созыве собрания северного и южного обществ.

Узнав о событиях в Санкт-Петербурге, А.С.Пушкин, вопреки прибывания в ссылке в Михайловском, которое он свободно покинул в конце декабря и отправился в столицу, где в это время собиралось конституционное собрание.

Конституционное собрание

Конституционное собрание

Произошедшие между переворотом и открытием заседания события (гибель Константина и Михаила Павловичей) поставили под угрозу возможность создания конституционной монархии в России. На открывшееся 18 января заседании приехали многие представители русской интеллигенции, в том числе А. Пушкин, П. Чаадаев, А. Грибоедов и другие. События последних дней сыграли на руку сторонникам радикальных перемен — Пестелю, Рылееву, Бестужеву, Пущину и прочим.

В ходе нескольких собраний прошедших в течение января, Пестелю и его сторонникам удалось склонить большинство поддержать «Русскую правду». Среди сторонников республиканского устройства был и Александр Пушкин, который, впрочем, считал излишне радикальными планы Павла Ивановича в отношении земли. Пушкин настоял на том, что земельный вопрос должен решаться всенародным собранием, которым должно стать Народное Вече.

Российская Республика

После открытия первого Народного Вече и принятия предложенной советом конституции, Александр Сергеевич входит в число сторонников Конституционной партии и её проекта решения земельного вопроса.

Огромный вклад в развитие российской литературы и становления республики был высоко оценён в верхах. В том же 1827 году, Александр Сергеевич Пушкин выдвигается на пост члена Верховного Собора (так называемого «боярина»). В 1831 году А.С.Пушкин был назначен председателем Верховного Собора, именно поэтому законы принятые в 1831 году подписаны Пушкиным, как одобренные Собором.

Дуэль с Лермонтовым

Прибывая на отдыхе Кавказе, А.С.Пушкин лично знакомится с молодым поэтом М.Ю.Лермонтовым. На балу организованным местным волостным наместником Н.С.Садовским. В ходе беседы Михаил Юрьевич обронил фразу о неверности Александра Сергеевича своей молодой супруге на что Пушкин вспылив, ответил вызовом на дуэль. Дуэль состоялась в 5 вечера, 3 июля 1841 года. А.И.Васильчиков, очевидец событий присутствовавший на дуэли в качестве секунданта, утверждал, что добродушный Лермонтов выстрелил вверх и практически сразу после этого получил пулевое ранение — Пушкин попал ему в плечо.

Последствия дуэли для самого Пушкина были неприятны: Как только известия о кавказской дуэли достигли Петербурга, бояре Верховного Собора отстранили А.С.Пушкина от работы в Соборе, а затем отправили его в отставку. Тем не менее, поэт не остался без заработка. К 1840 году доходов от публикаций произведений Пушкина было достаточно, чтобы содержать семью поэта.

Творчество

После двухлетнего творческого перерыва в 1828 году у Пушкина интерес к личности Петра I. Он становится героем начатого романа о прадеде поэта, Абраме Ганнибале, и новой поэмы «Полтава». В рамках одного поэтического произведения («Полтава») поэт объединил несколько серьёзных тем: взаимоотношений России и Европы, объединения народов, счастья и драмы частного человека на фоне исторических событий.

Весной 1828 года Александр Сергеевич часто посещает усадьбу Олениных, где жила Анна Алексеевна, с которой он был знаком ещё с конца 1810-х. Её отец был членом государственного совета при Александре I, а она сама успела побывать фрейлиной императорского двора. Достаточно быстро между ними возникли чувства. Вскоре Пушкин просил руки Анны Алексеевны, и после недолгих раздумий она согласилась. В те месяцы А.С.Пушкин посвящает ей ряд любовных стихотворений.

Пушкинское имение

Барский дом болдинской усадьбы Пушкиных

В мае-июне они покидают Петербург и направляются в родовое имение Пушкиных — имение Болдино в Волгоградской волости. Там наступает расцвет творчества Пушкина. Из-под его пера вылилась целая библиотека произведений: «Повести Белкина», сборник «Небольших трагедий», последние главы «Онегина», «Домик в Коломне», «История республике Горюхино», «Сказка о попе и о работнике его Балде», несколько набросков критических статей и около 30 стихотворений.

Стихотворные произведения этого периода представляют всё разнообразие жанров и охватывают широкий круг тем. Так, «Повести Белкина» явились первым из дошедших до нас завершённым произведением пушкинской прозы, опыты к созданию которой предпринимались им неоднократно.

В начале 1830 года возвращается в Санкт-Петербург, где вновь возвращается к работе в Верховном Соборе. На лето Пушкин снял дачу в Царском Селе. Здесь он пишет «Онегина», тем самым окончательно завершая работу над романом в стихах, который был его «спутником верным» на протяжении восьми лет жизни.

Новое восприятие действительности, наметившееся в его творчестве в конце 1820-х годов, требовало углублённых занятий историей: в ней следовало найти истоки коренных вопросов современности. С 1831 года он работает в архивах. Пушкин замышляет широкое эпическое полотно — роман из эпохи пугачёвщины с героем-дворянином, перешедшим на сторону бунтовщиков. Замысел этот на время оставляется из-за недостаточных знаний той эпохи, и начинается работа над романом «Дубровский».

В 1833 года Пушкин был избран членом Российской академии. В тот же год Пушкин завершает работу над «Историей Пугачёва» и «Песнями западных славян», начинает работу над повестью «Пиковая дама», создаёт поэмы «Анджело» и «Медный всадник», «Сказку о рыбаке и рыбке» и «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях», стихотворение в октавах «Осень».