ФЭНДОМ

Александр Валерьевич Соколов
VfC9POT8Qss

Александр Соколов в Грозном 1994 год.

Гражданство: Flag of the Soviet Union СССР;
600px-Flag of Russia 1991-1993.svg Россия
Рождение: 25 июля 1973 года, Токио, Япония
Смерть: 13 июня 1996 года, село Гандалбос, Республика Ингушетия
Похоронен: Петрозаводск, Автономная Республика Карелия, Россия
Отец: Валерий Анатольевич Соколов
Мать: Маргарита Борисовна Соколова(Еремеева)
Супруга: Анна Романовна Соколова(Лавриненко)
Дети: Петр Александрович Соколов р. 1993.
Профессия: Военный
 
Военная служба
Годы службы: 1991-1993;

1994-1996(Контракт)

Принадлежность: 600px-Flag of Russia 1991-1993.svg Россия
Род войск: Национальная Гвардия России
Звание: 100px-Rus jun-serjant field.svg Младший Сержант
Сражения: Осетино-Ингушский конфликт

Чеченская война

Награды:

Order personal courage rib Orden of Courage Orden of Courage

 Александр Валерьевич Соколов - Сын первого президента России Валерия Соколова, известный тем что воевал в Чечне во время войны там, на ровне со старшим сыном Соколова, и своим братом Юрием.  Ранее так же участвовал в Осетино-Ингушском конфликте и принимал участие в боях в Пригородном районе Северной Осетии. После начала Чеченской войны подписал контракт и вернулся в родную часть. Во время Чеченской войны участвовал в штурме Грозного, и штурме Бамута. Как и старший сын привлекал повышенное внимание прессы. Во время проведения спецоперации у села Гандалбос во время ожесточенного боя проявил храбрость, кинувшись на гранату тем самым сумев спасти своих товарищей, тем самым погиб.

Гибель сына Соколова на Чеченской войне привела к международному ажиотажу, и к волне сочувствия семье президента. Сам Соколов тяжело переживал его гибель, и сразу после известия самоустранился от работы в правительстве на две недели, закрывшись от окружения. Похожая ситуация была и с матерью Соколова Маргаритой. Похороны Александра сопровождались как проправительственными митингами, так и антивоенными. Считается что после его смерти Соколов стал на более агрессивную позицию по отношению к войне в Чечне, и к её противникам, и аналитики считают что принятию Акта об общественной безопасности поспособствовала его смерть. 

Ранняя биография

Александр Валерьевич родился 25 июля 1973 года в Токио где его родители работали, вместе с сестрой близнецом Верой. В первые годы жизни вместе с родителями жил в Японии, после повышения отца, и переезда в Москву, жил со своей семьей там. В 1980 году вместе с сестрой поступил в среднюю школу, где так же как и она встретил неприязнь со стороны одноклассников за то что он носил дефицитную одежду. Проучился вместе с ней в данной школе до 1987 года когда семья вынужденно переехала в Петрозаводск, из-за ухода Соколова в оппозицию.

В новой школе как и Вера часто подвергался нападкам со стороны одноклассников, родители и учителя который науськивали детей на это. Вместе с сестрой записался в секцию по карате, и вскоре близнецы стали давать серьезный отпор одноклассникам. Если Веру едва не исключили, Александр же после очередной драки был исключен из школы, так как во время неё сламал челюсть одному из однокласников а одному во время драки нанес серьезную травму глаза. Из-за этого стоял на учете в детской комнате милиции. Однако родители сумели перевести его в другую школу.

Увлекался музыкой, и сочинял свои рок-композиции. Собрал вокруг себя небольшой кружок любителей музыки, задумывался о карьере рок-музыканта.

После того как отец был избран депутатом СНД от Москвы он с семьей снова переехал в Москву. Во время путча находился в Белом Доме вместе с семьей. Вместе с родным братом стоял на барикадах, и был членом созданного отряда "Россия". Во время концерта на барикадах, общался с музыкантами групп Машина времени, и Секрет. После этого часто играл на митинге и в Белом Доме. Участвовал в боях за Белый Дом. После Путча, и победы Соколова, занимался музыкой и автогонками. Вскоре после развала, был призван в армию.

Первая служба в армии

Александр был призван в Армию 25 декабря 1991 года, то есть фактически после развала СССР. Во время призыва попросил отца не дергать за ниточки, и что бы его отправили куда отправят. В итоге перераспределения Александр попал в Национальную Гвардию России, а именно в 131-ю отдельную мотострелковую бригаду(Знаменитая Майкопская бригада) которая была недавно передана в подчинение НГР. Где Александр Соколов служил срочную службу. 

В октябре-ноябре разгорелся вооруженный конфликт в Пригороднем районе Северной Осетии, где проживали этнические Ингуши. В зону конфликта ввели Национальную Гвардию, включая 131 бригаду. Бандоформирования Ингушей вели ожесточенные бои с местным ополчением и милицией, велись даже бои в окраинах столицы Осетии Владикавказа. Все 5 дня Александр Соколов участвовал в боях против бандформирований в Пригороднем районе и принимал участие в зачистках.

Во время боев у Владикавказа 1 ноября проявив мужество уничтожил две пулеметные точки противника, взяв в плен двух бандитов. Уничтожение этих пулеметных точек обеспечило продвижение его роты вперед. Во время битвы за Куртат, 4 ноября, Александр Соколов во время ожесточенного боя в селе, вытащил из под обстрела тяжело раненного товарища, сам при этом Александр был ранен в плечо, и эвакуирован с поля боя. Боец которого он вытащил из под обстрела так же выжил. 

За проявленное мужество и героизм был награжден Орденом "За личное Мужество". Так как ранее всего пару месяцев назад его старший брат отличился в Приднестровье, награждение уже второго сына не прошло незамеченным от прессы, и вскоре это попало на страницы газет. После поправки Александр подолжил службу в 131-й бригаде, и вскоре ушел на дембель.

Между войнами

Во время недолгого перерыва между Осетино-Ингушским конфликтом, и демобилизацией, и Чечней, Александр ненадолго вместе с женой совершил поездку в Америку, где посетил Голивуд, и Гран-каньон. Кроме этого как сын Соколова посетил Белый дом. По возвращению на родину сдал вступительные экзамены в ЛГУ где училась его сестра Вера, на юридический факультет. Стал формировать вместе со своими друзьями детства рок-группу, часто играл в клубах. Сына президента и молодого певца заметили газеты и журналы, сохранились видеозаписи его выступлений. Предпочитал Русский рок, записал несколько песен, включая каверы на знаменитые, включая и иностранные. Кроме того увлекался автогонками. Не раз говорил о том что учиться он будет для того что бы иметь специальность, а зарабатывать будет песней. Часто приезжал в Москву к своему отцу, и матери. Его брат в это время воевал в Абхазии. Участвовал в нескольких визитах своего отца за границу.

Однако вскоре после осложнений обстановки в Чечне и ожесточения кризиса там, и после того как его товарищи по 131 бригаде сообщили ему что их готовят к возможной войне в Чечне, не в силах сидеть в стороне подписал контракт на 2 года с вооруженными силами России(Тогда как раз начали вводить эту систему). По воспоминаниям Веры вся семья, и даже Юрий были против этого, однако Александр твердо решил что будет воевать там вместе со своими ребятами. Не смотря на возражения отца и матери с остальными, они приняли это его решение.
Я не хотел что бы Саша шел на эту войну, он свое уже отслужил, повоевал в Осетии, имел награду. Но я хорошо его воспитал. Он не мог сидеть в стороне когда его товарищи будут воевать. Юра был офицером, командиром роты 106-й дивизии которую мы собирались отправить туда. Рита, я, Оля, и Вера были против. Хватало того что Юра постоянно рисковал собой то в Приднестровье, то в Абхазии. Юрия я отговорить не мог, и не мог отговорить Сашу. Я был против этого, но я очень гордился Сашей в тот день когда он сообщил мне об этом. Я хорошо воспитал его. В нем было чувство долга, он чувствовал что должен быть там со своими товарищами. Кроме того он был в бою, имел опыт, был обстрелянным бойцом, и считал что Майкопцам нужны такие солдаты. Именно солдаты, потому что та бригада в тот момент комплектовалась исключительно призывниками, многие которые если не все были не обстрелянными. Он убедил меня в том что это необходимо. Мой Саша был как я, его невозможно было остановить если он хотел что-то. Я не мог мешать ему. За день до того как я объявил по Чечне режим ЧП, я провел с сыновьями тот вечер, мы говорили, пили как мужчины. Я понял что мои сыновья выросли. Юра потом начал при мне отговаривать его, но Саша был против того что бы остаться. Он тогда предложил ему перевестись в ВДВ в его роту. Но Саша ответил что он Гвардеец и пойдет в бой с Гвардейцами. Он был принципиален. В тот день мы попрощались, я знал что они могут не вернуться больше. Саша улыбнулся мне и сказал что вернется как только война закончиться, и что мы сразу пойдем на рыбалку. Так и не пошли. - Из воспоминаний Соколова.
После того как Александр прошел переподготовку, и тесты, он вылетел в часть, где был определен в тот же взвод в котором он ранее служил. Спустя пару дней 131-я бригада отправилась в Чечню.

Война в Чечне

Битва за Грозный

После ввода войск в Чечню Александр Соколов принимал участие в боях с первых дней сражений. Принимал участие в битве за Долинское, и в сражениях под селом Октябрьским. В начале августа 131 бригада вместе с остальными войсками стала у Грозного в ожидании штурма. Бригада входила в Оперативно-Тактическую группировку "Север". Согласно плану штурма разработанному командующим объединенной группировкой войск в Чечне Лебедем, и генералом Пуликовским, Майкопцы должны были при поддержке 81-го танкового полка ворваться в город со стороны Старопромысловского шоссе к улице Маяковского и в дальнейшем двигаться в направлении к вокзалу. Перед началом штурма Лебедь дал 72 часа на то что бы жители покинули город. Местом приема беженцев было выбрано Старопромысловское шоссе. Совместно с остальными бойцами Александр принимал участие в фильтрации беженцев в течении этих трех дней. После истечения срока начался штурм города. Грозный обороняло 12 000 военных ВС ЧРИ, без учета ополченцев, и диких отрядов не подчиняющихся никому. Для штурма Грозного было выделено 50 000 солдат и офицеров ВС РДФР. Так как ранее жители покинули город, оставшиеся согласно Доктрине Соколова объявлялись пособниками террористов, и считались враждебными, потому артиллерия и авиация применялись крайне активно.

В составе бригады сражался за вокзал Грозного где бригада едва не попала в окружение из-за ошибок командования во время штурма. Во время боев за вокзал его рота была в составе штурмовой группы вместе с десантниками 300-й гвардейской парашютно-десантного полка которым командовал Алексей Лебедь, брат Александра Лебедя командующего объединенной группировкой войск в Чечне, и участвовал в штурмовых операциях штурмуя и зачищая здания города. Имея боевой опыт недолгой войны в Пригороднем районе в Северной Осетии, Александр Соколов оказался чуть ли не единственным солдатом своего взвода который комфортно чувствовал себя в бою. Так как командир взвода хоть и был так же с опытом боев, его солдаты были неопытными, как и сержанты, из-за чего Александр выполнял самые опасные поручения.

Во время боев за вокзал, бригаду несколько раз выбивали от туда, и ей снова приходилось штурмовать вокзал. В дальнейшем в течении нескольких дней из-за превосходства в авиации, боевики уже не смогли контратаковать и выбить бригаду с вокзала. Вскоре после того как противник начал выдыхаться командующий группировкой "Север" Константин Пуликовский передал приказ Ивану Савину, командиру 131-й бригады наступать. В последующем началось наступление в центр города, начались бои на втором рубеже обороны. В дальнейшем в течении двух дней из-за наступления Рохлина на востоке города и захвата консервного завода, при активном применении артиллерии и авиации, 131-я прорвала второй рубеж обороны и устремилась к Президентскому дворцу, и первому рубежу обороны. Александр вел дневник, и в период затишья написал об этом.
Тяжелый будет завтра, а вернее уже сегодня день, всего в километре от нас дворец Дудаева, всем взводам раздали знамена. Прямо как в фильме освобождение, во время битвы за Берлин. Чеченцы с остервенением защищают Дворец, и Совмин. Вчера говорил по рации с Юрой, он в Совмине, они пытаются выбить его от туда. Рохлинцы наступают с юга. Чертовы подонки продырявили мой сидишник, теперь музыку не послушаю. Пацаны уже повзрослели как я в свое время, теперь воюют как надо, всё же батя прав мой, надо создавать исключительно контрактную армию. "Камин"(Савин) ранен но продолжает командовать нами, вот это мужик я понимаю, всегда рядом с нами. Завтра пойдем на дворец, многие погибнут. Завтра-послезавтра но знамя победы будет над дворцом Дудаева. Надеюсь и он будет там, не терпится убить эту мразь.
В последующем Александр участвовал в захвате дворца Дудаева, и именно его штурмовая группа вместе со штурмовой группой Морской пехоты ворвалась в дворец, и после 6 часового боя внутри овладела им. Однако бои за Грозный всё продолжались. В дальнейшем Александр принимал участие в зачистке города от боевиков и ополченцев вместе с остальными штурмовыми группами, и отрядами Лабазанова и Гантемирова. Несколько раз воевал в штурмовой группе вместе с братом Юрием. Во время боев за Грозный погибли многие полевые командиры включая и вице-президента ЧРИ Зелимхана Яндарбиева.

После окончания боев за Грозный Александр отправился вместе с остальной бригадой на переформирование и на ротацию. Во время месячной передышке зимой 1995 года, Александр поступил в сержантскую школу, на базе бригады, и окончив курсы став младшим сержантом, параллельно сдал тест на право ношения Краппового берета(Отличительный признак гвардии). Имея отличные показатели и крапповый берет перевелся в разведроту 131-й бригады, став командиром отделения 1-го взвода. Тогда же за бои в Грозном и неоднократно проявленное там личное мужество и героизм был награжден Орденом Мужества.

Битва за Бамут

131-я бригада после окончания переформирования была на ряду с другими подразделениями выбрана для штурма Бамута, и высоты "Лысая гора" которая станет известна как русская высота "Гамбургер". Использование Чеченскими сепаратистами подземных коммуникаций бывшей ракетной части РВСН, и гористо лесистой местности привело к тому что бои за Бамут затянулись почти на год.

Александр принимал участие во всех неоднократных штурмах Бамута. Во время второго штурма его взвод попал в окружение, в результате чего погиб командир взвода. Александр заняв его место не имея выбора вызвал огонь артиллерии на себя, воспользовавшись заминкой боевиков в этот момент вместе с раненными и оставшимися в строю бойцами ушел от огня артиллерии, в итоге банда боевиков рванувшаяся за ним попала под огонь артиллерии, в результате чего противнику были нанесены серьезные потери и части бригады совместно с пограничниками сумели деблокировать взвод Соколова.

В течении последующих месяцев Александр участвовал в боях за Лысую гору. И за сам Бамут. Во время штурма бункера при проведении спецоперации освободил из плена группу пограничников которые были в плену у боевиков которые обороняли Бамут, среди которых был и Евгений Родионов.

После захвата высоты Лысая гора, начался финальный штурм Бамута. В помощь Гвардейцам и пограничникам была прислана группа спецназа ГРУ во главе с Юсуп-Беком Евкуровым из Ингушетии, которые сумели овладеть выходами из бункера. Данное сражение запомнилось во многом тем что впервые использовались ручные огнеметы для "выкуривания" боевиков из нор. В результате последнего штурма Бамут был зачищен от боевиков, а полевые командиры Хачукаев, и Батаев были ликвидированы спецназом. Руслан Хайхороев был взят в плен спецназовцами. Об этой битве Александр записал в дневнике:
Наши ракетчики строили на совесть, мы никак не могли выкурить этих крыс. Почти целый год жестоких сражений за сраное село от которого остались лишь фундаменты домов, и груда мусора. Вокруг всё выжжено. Мне это напомнило те фильмы про Вьетнам которые я смотрел. Очень напоминает фильм высота "Гамбургер". И опять повсюду шныряют эти журналюги из НТВ. Терпеть их не могу. Клянусь богом, если еще когда нибудь увижу этого журналиста, я убью его, и плевать что меня посадят. Лучше бы я еще раз Грозный штурмовал, чем хоть один день тут воевать. Бамут у многих тут уже ассоциируется со словом ад. Но как по мне Бамут хуже ада. Ничего, скоро пойдем в горы, там мы добьем их окончательно.
За бои в Бамуте был вновь представлен к награде. Примечательной стала история когда журналист телекомпании НТВ снимавший антивоеный сюжет и поражаясь на камеру стойкостью Чеченцев, нарвался на Александра Соколова выходившего со своим взводом из окружения, завязалась перепалка во время которой Александр угрожал убить его в прямом эфире, и после дембеля убить Гусинского и каждого работника НТВ. Эмоциональное выступление сына Соколова облетело весь мир.

В дальнейшем Александр вновь был отправлен на ротацию и получил две недели отпуска, воспользовавшись ими что бы навестить свою жену, и отца в Москве. После окончания отпуска вернулся на службу и участвовал в операциях в горах. Ранее будучи в отпуске продлил свой контракт еще на два года, мотивируя это тем что его бойцам нужен сержант и что он будет воевать до победы. Отец вновь его отговаривал, однако Александр был непреклонен.

Гибель

Спустя всего пару месяцев после небольшого отпуска, разведрота в которой служил Александр проводила спецоперацию по выявлению и уничтожению противника в горах, южнее Бамута. Роте поступило сообщение что группа из 20-40 человек находиться за пределами административной границы Чечни в Ингушетии у села Гандалбос. Разведрота выдвинулась к селу.

Дойдя до села, взвод Александра проводя разведку на подножье горного хребта у реки Фортанги, попал в хорошо организованную засаду. Будучи отрезанными командир взвода лейтенант Артемьев принял решение спускаться к реке и укрыться под утесом вызвав огонь артиллерии. Уже в русле реки прикрывая товарищей которые выносили тяжело раненного бойца. Александр заметил как в их сторону кинули гранату, не имея времени на размышления, сын президента закрыл собой гранату, которая спустя долю секунды взорвалась. Бойцы остались живы. Взрывом Александру оторвало обе руки, и разорвало шею. Он умер не приходя в сознание. Бойцы вытащили его тело из под обстрела.

В дальнейшем вызвав авиацию которая зачистила район, Артемьев и взвод Александра вместе с раненными вышел из окружения, и соединился с остальными. Тело Александра вместе с раненными вывезли на вертолете в Моздок. Спустя час о гибели сына доложили отцу.

Гибель сына Соколова стала сенсацией, и в последующем её долго обсуждали в прессе. За героизм проявленный во время данного боя Александр посмертно был награжден Орденом Мужества. Стоит заметить что раненный которого вынесли его товарищи ради которых он и пошел на смерть, выжил. И он был единственным погибшим в этом бою. В результате зачистки банда боевиков была уничтожена.

Хоронили Александра в Петрозаводске рядом с дедом и бабушкой которая умерла всего за месяц до него. Не смотря на все попытки сделать похороны внутренним делом семьи Соколовых, журналисты превратили их в очередной репортаж в прайм-тайм. После смерти сына Соколов и его супруга замкнулись в себе, и как минимум две недели не с кем не контактировали. Брат Александра Юрий после гибели брата перестал брать пленных, и стал знаменит своей жестокостью во время битвы за Шатой и зачисток горных аулов. После гибели Александра, Соколов перестал слушать противников войны и настоял на принятии акта об общественной безопасности. Война в Чечне стала более ожесточенной.

Личная жизнь

495 12568

Валерий Соколов, со своим внуком Петром, сыном Александра, на рыбалке.

Был женат на Анне Романовне Лавриненко с которой познакомился во время защиты Белого дома в дни Путча, спустя пару недель после него они поженились. Свадьба была скромной, и на ней присутствовали лишь родители и друзья, что позже назовут самой скромной свадьбой Соколовых. От брака с ним Анна Соколова имеет сына Петра.

После гибели мужа, осталась в Москве и жила на даче Соколова на медвежьих озерах, вместе с сыном которого воспитывал сам президент, и его старший сын Юрий. В 2000 году Анна Соколова повторно вышла замуж за бизнесмена Виктора Панина, от брака с ним имеет двух детей, дочь Арину, и сына Константина.

Сын Александра Петр(1994 г.), закончил школу, и после неё подписал контракт с вооруженными силами, служил в 131-й бригаде, там же где его отец. Так же сдал тест на право ношение Краппового берета. После окончания контракта поступил в ЛГУ на исторический факультет.

Интересные факты

  • В Чечне имел позывной "Голливуд" из-за того что он знал английский, и был в Америке.
  • Как и брат во время боев за Грозный сдружился с Русланом Лабазановым.
  • Превосходно знал Английский.
  • Дневник Александра который он вел во время войны в Чечне был опубликован в 2002 году его отцом.
  • Сохранились записи его песен которые он сделал во время службы, и во время перерыва между войнами.
  • По признанию сестер, брата, и родителей, Александр был всеобщим любимчиком в семье.
  • Вера Соколова, сестра-близнец Александра основала фонд его имени который помогает семьям погибших в Чечне.
  • По сей день Юрий Соколов говорит что проклинает себя за то что он не смог убедить брата служить под его началом в его роте, и считает что если бы он служил у него, он бы не погиб.
  • Увлекался автогонками.
  • Любимая группа Бит-квартет Секрет, из иностранных любил Bon Jovi.
  • Имел татуировку на плече - Двухглавый орел держащий в лапах мечи.
  • Обладал черным поясом по карате.
  • Как и отец имел проблемы с курением.
  • Как и в случае с Юрием за его голову была объявлена награда, и Дудаев ставил задачу боевикам при удобном случае похитить Александра и Юрия, для последующего торга.