ФЭНДОМ

Алексей Петрович Воронков
Ору

Flag of Russia.svg
Военный министр РДР
1a67cb4213016ed7322fc251b0e3886e download-full-size-double-headed-eagle-clipart 1600-1484
1946 - 1960
Глава правительства: Георгий Болдин
Президент: Артем Вольнов (1946 - 1955)

Алексей Криволапов (1955 - 1960)

Предшественник: Николай Врангель
Преемник: Афанасий Барсуков
 
Гражданство: Российская Демократическая Республика
Вероисповедание: Православие
Рождение: 6 июля 1885
Смерть: 3 января 1964
Похоронен: Мавзолей Героев, Новгород
Род: Воронковы
Имя при рождении: Алексей
Отец: Петр Игоревич Воронков
Мать: Анастасия Николаевна Воронкова
Супруга: Екатерина Сергеевна Ярцева (1904 - 1907)

Ирина Александровна Байкалова (1916 - 1923)

Дарья Аркадьевна Ветрова (1937 - 1964)

Дети: Владимир, Степан, Василий, Юлия, Иоанна.
Партия: "Правое дело"
Образование: Военная академия имени Суворова.
 
Военная служба
Годы службы: 1901 - 1960
Принадлежность: Русская Республиканская армия
Род войск: Артиллерия

Инженерная служба

Звание: Генерал армии
Командовал: 22-й "Стальной" дивизией

13-м механизированным корпусом "Стальных псов"

7-й армией

Афганским фронтом

Инженерной службой Генерального штаба

Юго-западным фронтом...

Сражения: Оборона Хуаньхэ.................
 
Научная деятельность
Научная сфера: Военная теория
Место работы: Новгород, РДР
Известен как: Автор сочинений на военную тематику, автор теории "Штормовой атаки"
 
Награды:

Золотой крест Республики

Президентская медаль

Орден Пестеля I, II-й степеней

Орден Андрея Первозванного с мечами

Орден Скобелева

Полный георгиевский бант

______________________

Герой Германии (ГДР)

Орден Белого Солнца (Китай)

Александровский крест с мечами (Ромейская Республика)

Мы пришли завершить начатую двадцать семь лет назад работенку. Теперь мы обязаны ее завершить - и завершить навсегда. Прямо перед вами, солдаты, логово французского зверя. Уничтожьте его. Сожгите. Сделайте же так, чтобы больше Франция никогда не стояла на нашем пути! (Выступая перед войсками во время форсирования Рейна)
Главная беда Алексея Петровича в том, что все его недостатки замечаешь за первые десять минут знакомства, а его многочисленные достоинства раскрываются на протяжении долгих лет. (Николай Врангель)

Алексей Петрович Воронков (6 июля 1885, Киев - 3 января 1964, Новгород) – Российский военный деятель, один из 7 генералов армий (высшее воинское звание) Российской Демократической Республики в истории, активный реформатор военного устройства и армии РДР во времена Интербеллума, теоретик и практик механизированной войны. Участник Второй гражданской войны в Китае, Великой войны, Исламского Возрождения, "Мясного кризиса" и Второй Европейской Войны. Один из заместителей Верховного главнокомандующего вооруженными силами РДР во время Второй Европейской Войны, Василия Витальевича Шульгина и его доверенное лицо в это же время. Один из самых авторитетных и уважаемых военных деятелей в истории РДР не считая Корнилова, и Врангеля в новейшей истории РДР. Также известен как активист и деятель консервативной партии "Правое Дело" придерживавшийся крайне правых и антифранцузских идей. Военный министр РДР с 1946 по 1960, во время работы в этом ведомстве так же отличился коренным реформированием российской армии, и кроме того отличился активным продвижением политики наращивания военного потенциала РДР. Писатель, автор многих трудов по военной тематике и военной истории России, а так же автор крайне откровенных для военного мемуаров под названием «Железо и кровь: Дневник Русского офицера» где автор изложил свое видение исторических событий происходивших на его глазах и собственных взгляд на них.

Отношение к этому генералу в современном российском обществе довольно противоречивое. В устах поклонников, он является реинкарнацией Наполеона, гением военного дела, лучшим командиром России во время Второй Европейской, тем, кто смог остановить вражеское продвижение по земле Отчизны. Другие же считают его грубым солдафоном, напрасно жертвующим своими солдатами и неоправданно жестоким к вражескому мирному населению.

Биография

Ранняя биография

Тян

Анастасия Николаевна Воронкова в 1870-х.

Родился будущий "Генерал-мотор" на одной из центральных улиц Киева, в семье известного в определенных кругах ученого-естествоиспытателя Петра Воронкова и его молодой жены Анастасии. Отец был потомком крестьянина, получившим прекрасное образование и обожающим любые приключения и авантюры. Он постоянно находился в разъездах по дальним окраинам России, забираясь во все более глубокие дали, причем обязательно привозя из странствий различные сувениры и памятные вещи. Мать же происходила из небогатой, но довольно знатной малороссийской фамилии, которая с помощью такой удачной женитьбы значительно поправила свои финансовые дела. Она всегда оставалась утонченной, романтичной и артистичной натурой: свои черты характера она будет стараться привить сыну, впрочем, без какого-либо особого успеха. В дальнейшем это выльется в размолвку между матерью и сыном, о которой последний к концу жизни будет сожалеть.   
...Говоря по правде, моя мать меня воспитывала чутким и отзывчивым человеком. Она верила,что все люди рождаются добрыми и хорошими, и привила мне тогда эту веру. В этом и была суть скрытой вражды моего отца и моей матери: они хотели воспитать меня по своему образу и подобию. Я тянулся тогда к своей матери, и она меня воспитала мальчиком, который не мог остаться равнодушным когда кому-то больно или плохо. Её жизненный принцип был таков: нужно ко всем людям относиться с добром. Но то,что я увидел в Африке, во французской вотчине...то отношение к коренному населению, та жестокость. Я видел людей, у которых были отрублены руки, и видел, как колонизаторы обращались с чернокожими, не жалея даже детей. В одночасье я понял, что не все люди добрые и хорошие, и столкнулся с тем, что не укладывалось в воображении маленького ребенка. Но так как я был чутким и не мог относиться к такому равнодушно, я возненавидел французов. Именно её воспитание, то,что она привила мне чуткость и милосердие и привело к моей ненависти к французам, когда я увидел всё это. Вернувшись на Родину, мне стало невыносимо жить в киевском обществе, находиться на этих балах, и приемах - ведь интеллигенция наслаждалась жизнью, и им было плевать на то,что там происходило, плевать что французы вытворяли с местным населением. Это было мне отвратительно, но моя мать это не понимала, она не видела этого. И я был очень юн и не понимал её, не понимал, почему она хотела как-то повлиять на меня, почему нанимала репетиторов по фортепиано, и прочее, что она делала ради меня. Я допустил много ошибок в своей жизни, но расставание с матерью и непонимание ее действий - самая большая личная ошибка в моей жизни, о которой я всегда буду сожалеть, ведь утраченного времени уже не вернуть никогда... - Алексей Воронков
Мальчик был долгожданным и единственным ребенком семейной пары, казалось, что ему обеспечено прекрасное и спокойное существование в стремительно растущем городе. Но в пятилетнем возрасте Леше пришлось оставить родной дом: отец отправлялся в продолжительную командировку от Русского Географического Общества в Сокото , которое в это время как раз переживала бум развития под умелым управлением королей и французских советников. Не желая оставлять мальчика с матерью, которая, по его мнению, только окончательно его испортила бы, Петр Воронков берет Лешу с собой в Африку. 

Это путешествие имело огромную важность для становления характера Алексея. Во-первых, благодаря африканским землям он приобрел любовь к приключениям (по мнению неприятелей, авантюрам) и стал яростным франкофобом, видя, как французы обращаются с местным населением. Пока папа пропадал на работе, Леша, если не сопровождал его, оставался один в доме, быстро учась самостоятельности. Во время прогулок по городу, они видели то пренебрежение, с которым колонизаторы обращались с аборигенами, хотя формально все и покрывалось благородной цивилизаторской миссией. Если доверять воспоминаниям Воронкова, то особенное впечатление на него произвела следующая сцена: на одной из главных улиц небольшого поселка пожилой негр недостаточно низко поклонился молодой француженке-аристократке, за что был бесчеловечно избит ее белыми слугами. Как рассказывали потом, старик скончался в тот же день на руках родных; когда же те решили добиваться справедливости, убитый был обвинен в покушении на жизнь девушки и его семье пришлось платить огромный денежный штраф. Этот инцидент и многие другие происшествия такого же рода всколыхнули в Воронкове-младшем ненависть и озлобление против французов, которые он сохранит на всю оставшуюся жизнь. В 1898, когда Леше было 13, в Сокото было убито более двадцати колониальных чиновников, из которых 14 были напрямую связаны с полицией. Неизвестно, к каким выводам в итоге пришло следствие, но в том же году Воронковы стремительно покидают Сокото, а Леша вернулся в Киев с охотничьим ружьем, неплохим для его возраста навыком стрельбы и обширными познаниями в человеческой анатомии. 

Семья воссоединилась - к вящему ужасу Анастасии Николаевны, которая с трудом узнавала своего ненаглядного Алексея. За время пребывания в Африке он почернел, огрубел, совершенно отбился от рук и стал неуправляемым. Попытки же обуздать его нрав с помощью уроков фортепьяно и обязательных посещений "высшего" киевского света успехов совсем не возымели. Они только ухудшали отношения между сыном и матерью, окончательно испортив их к Лешиному 15-ти летию. Единственная мера, которая хоть как-то повлияла на его характер, было обязательное посещение воскресных служб. Молодому человеку очень нравились православные обряды с их пышностью и вычурностью: позднее, день за днем, он начинает постигать саму суть веры, отдавшись ей всем сердцем. Позднее он будет писать: "В те дни я молился за счастье России и на погибель ее врагов-французов. Кто же знал, что я сам буду воплощать молитву?". Также провалом закончились все попытки Воронковой свести сына с какой-нибудь "приличной" невестой: слухи о бешеном нраве Леши успели проникнуть во все дома Киева, и везде ее ждал решительный отказ. Отчаявшись хоть что-то сделать с ним, мама поддерживает его намерение уйти в кадетский корпус, в далекий Петроград - в дальнейшем она будет вспоминать, что надеялась, что хоть там, с помощью армейской дисциплины, воспитатели обуздают буйный характер сына. Видя, с каким восторгом к этой мысли относится сам Алексей, Петр Воронков не счел возможным спорить, дав тому свое отеческое благословение и деньги на первое время в столь дорогом городе, как морская столица России. 

Учеба

Учеба в кадетском корпусе имени Суворова началась для Алексея в 1901-м году.

Китай

Великая война

Интербеллум

Вторая Европейская война

Военный министр

В отставке

Личность

Цитаты 

Запомните! Никогда ни один подонок не побеждает в войне, погибая за свою страну! Он побеждает, заставляя другого бедного подонка погибнуть за его! (Перед началом битвы за Люксембург, 1916)
Русские любят драться. Любой настоящий Русский - любит драку до крови, до победы.
Моя война будет продолжаться, пока остается хоть один француз с оружием опаснее кухонного ножа. Хотя, я бы и его у них забрал. (О мирном договоре после 1917)
Это не мир, а перемирие на, лучшее, четверть века. (Тогда же)
Русский человек - главный в России. Кто-то, кажись, забыл? Я и мои ребята напомним им их место. (Перед началом подавления восстаний в СА)
Если Вы мне понравитесь, можете звать меня Лешей. Но знаете что? Вы мне не нравитесь! (Президенту Польши Дмовскому во время "Красной атаки")
В такие минуты я искренне жалею, что у нас в стране - демократия. (Комментируя пассивность России во время "Мясного кризиса")
Я не признаю принадлежности французов к Европе - я отношу их к Азии, к Азии Атиллы, Чингисхана, Батыя и Тимура. Мы не способны понимать их, и, имея более богатый опыт общения с ними, чем хотелось бы, должен честно признаться, что у меня нет особого желания понимать их, если не считать понимания того, сколько потребуется свинца, железа и бензина для их истребления. Французы не уважают человеческую жизнь - они сукины сыны, варвары, алкоголики и фанатики. Василий Витальевич! Я жду приказа, чтобы выбросить их за Рейн, а, если хотите, и в Атлантику!
Надеюсь, Бог будет милосерден к нашим врагам - потому что я не буду. (1943)
Космические полеты? Я не считаю это интересным.

Цитаты о нем

Интересные факты

  • Прославился дурным и неуживчивым характером, сменил за воинскую карьеру более 17 адъютантов. 
  • Хвастался, что первого француза убил в тринадцать лет. 
  • Несмотря на то, что он был "отцом" бронемеханизированных войск России (состоящих из ударных соединений барелей), и то что он командовал боевыми подразделениями, сам Воронков, начиная с 1915 года при переводе из Артиллерийского корпуса в Инженерный для участия в проекте создания русских барелей, как один из практиков применения техники в военных целях во время войны, не входил в последующем в кадровый состав Бронемеханизированных войск до конца службы оставаясь кадровым офицером Инженерной службы. Таким образом он единственный Генерал Армии из 7-ми, кто был в составе Инженерных войск (2-е из Генералов Армии были от кавалерии, четверо других от пехоты).
  • Лично участвовал в испытаниях новейших видов барелей во времена Великой войны, Интербеллума и Второй Европейской войны, как практик применения барелей, опытный командир и водитель бареля. После каждого испытания давал рекомендации и советы проектировщикам и инженерам, что бы те улучшили новую боевую машину. 
  • Основоположник концепции основной боевой единицы: именно по его рекомендации инженерный корпус и военная промышленность во времена Интербеллума перешли на выпуск унифицированной военной техники. Были выпущены основные боевые барели и самолеты, что позволило улучшить производство и снизить до минимума финансовые и ресурсные затраты при производстве данной техники, а это дало возможность военному министерству перераспределять высвободившиеся средства на другие программы переоснащения армии. Впоследствии благодаря внедрению данной концепции Россия во время войны с Французским Государством во многом опережала в военном плане Францию, в чьей армии был настоящий "зоопарк" различной боевой техники, что усложняло производство новых единиц взамен утраченных в ходе боевых действий. Данная концепция позже применялась другими странами для формирования своих вооруженных сил.
  • Во время войны в Китае пристрастился к опиуму, однако преодолел зависимость к 1922 году.
  • После Люксембургского сражения французские военные прозвали его Русский Жюно, сравнивая Воронкова со знаменитым генералом Наполеоновской армии, любимчиком самого Наполеона Жаном Андрошом Жюно, имевшим прозвище "Буря" и прославившемся своей храбростью.
  • Единственный представитель "Правого Дела" в правительстве социалиста Болдина, который был премьером при социалистах Вольнове и Криволапове. Воронков занимал пост военного министра, что было обусловлено популярностью Алексея Петровича и его влиянием в армии.
  • Оппозиционная печать и партийная печать РСП в начале президентского срока Вольнова часто обвиняли Воронкова в намерении устроить переворот против правительства, с которым очень часто последний открыто не соглашался, как и с курсом Вольнова. Газеты сравнивали знаменитого генерала с Де Голлем и Петеном, ссылаясь на его личные политические убеждения. В ответ на это Воронков в 1948 году, в присутствии журналистов и президента Вольнова в Дубовом кабинете, поклялся на шпаге Строганова (которая является президентской регалией),что будет защищать демократию и конституцию страны,как он делал это раньше, и под взором телекамер, склонив колени перед портретом Строганова, обнажил шпагу и поцеловал лезвие. Данный жест прекратил кривотолки в его адрес и повысил авторитет Вольнова в народе, так как прославленный генерал, невзирая на личные убеждения, всё же не пошел напрекор его курсу. Примечательно, что до этого жеста подобную клятву приносили только избранные президенты, что имело ошеломляющий эффект. Позднее,после того как Мария Кузнецова была избрана президентом, премьер и правительство после окончания формирования правительства, приносили в Дубовом кабинете клятву в верности Конституции и Демократии на шпаге Строганова, что стало очень популярной традицией и после "Золотого Двадцатилетия" в Президентском доме. Сама Кузнецова ввела её, будучи под впечатлением от того самого жеста Воронкова.
  • Увлекался автогонками, на личные сбережения купил себе несколько гоночных автомобилей, и даже во время пребывания в должности военного министра предпочитал сам водить свой служебный мерседес белого цвета. 
  • Известен как коллекционер старинного оружия. Собрал за всю жизнь более тысячи различных видов оружия в основном именного стрелкового оружия. Предметом особой гордости Воронкова был пистолет, принадлежавший Пушкину, именной пистолет третьего президента России Трубецкого, сабля Хасан-паши и шпага Алексея Ермолова. После его смерти, по завещанию Воронкова, коллекция была передана в Музей Русского оружия, где ныне занимает особое место.
  • Высоко ценил полководческий талант Де Голля, и Оливера Фурнье. Во время Интербеллума следил за их карьерой и старался как можно лучше изучить их стиль работы, их новшества, предопределив, что в будущей войне против Франции он будет сражаться с ними обоими. Несмотря на свою франкофобию, в мемуарах высоко оценивал двух этих французов и их полководческие таланты.
  • Несмотря на приведенные выше сведения о высокой оценке со стороны Воронкова Де Голля, и Фурнье, сам Воронков на вопрос журналиста газеты "Новгородский вестник" в 1957 году кого из своих противников по ту сторону фронта Второй Европейской войны он больше всего уважает, и кто по его мнению был самым лучшим, Воронков ответил: "Рокоссовский. Он был лучшим из них. Такие полководцы встречаются раз в сто лет. И так вышло что таковым был поляк - Рокоссовский. Он был моим самым серьезным противником, и честно я бы предпочел раз триста пройти поля Фландрии и Гамбург, чем хотя бы один раз с ним воевать". Как и в случае с Де Голлем и Фурнье, Воронков после переворота в Польше так же стал присматриваться к Рокоссовскому, изучая его.
  • В 30-е годы будучи командующим Инженерного корпуса армии России, и занимаясь перевооружением, помимо того, что внедрил концепцию основного боевого бареля, осознал важность ракет и реактивных самолетов в будущем, буквально продавил создание Ракето-Реактивного Института и Агенства Высотных Исследований, которые в будущем стали ядром Русского Национального Космического Агенства, благодаря чему Воронкова можно считать "крестным отцом" русской космонавтики. Сам же Воронков, несмотря на этот титул, всегда относился к перспективе космических полетов и исследований крайне скептически, полагая затраты на космическую программу безрассудными и бесполезными.
  • Имел дружеские отношения с президентом Шульгиным, генералами Тимановским, Плиа, и Беляевым, с Петром Врангелем не смотря на определенное соперничество, и даже вражду двух генералов в Великую войну, в Интрбеллуме и самое главное во время Второй Европейской войны Воронков так же уже после назначения Военным министром сумел построить дружеские отношения.
  • Историки, исследуя жизнь великого генерала, основываясь на его заявлениях и на исследовании его мемуаров, зачастую склонны считать политические убеждения Воронкова праворадикальными, во многом близкими французскому наргосу и "великопольской" идее.

В культуре