ФЭНДОМ

Гражданская война в Алжире
Abadan
Время 5 марта 2011 - 14 марта 2012
Место Северо-запад Африки (Алжир - Марроко)
Итоги Создание Социалистической Республики Алжир
Участники
Свободная Кабильская Социалистическая Республика Исламская Республика Алжир

Алжирская война - вооруженный конфликт между правительственными силами, опиравшимися на идеологию арабского национализма и умеренного исламизма, радикальными исламистами и просоветскими социалистами (в основном берберами), шедший в 2011-2012 годах. Закончился провозглашением жителей Алжира особой двуединой алжирской нацией (арабо-берберской), отдельной от арабов, резкой антиисламской политикой новых властей и взятием курса на союз с СССР и вводом франко-советских войск.

Предпосылки конфликта

Некогда всю Северную Африку населяли племена берберов. После арабского завоевания местное население приняло ислам, причем на территорию: 1) переселилось некоторое количество арабов, 2) значительная часть берберов ассимилировалась и стала арабами, т.к. на территории распространения ислама арабский был необходим для участия в культе и чтения Корана (примерно по той же схеме шла арабизация территорий от Марокко до Ирака). В результате, к XX веку, большинством в Алжире стали не берберы, а алжирские арабы.

Французы успешно использовали конфликты между берберами и арабами Алжира. Тем не менее, в 50-ые годы берберы и арабы совместно боролись за независимость и добились её (в 1961 году). Однако ожидания борцов за независимость оправданы не были- очень скоро арабы начали национальное угнетение берберов, объявив, что все жители Алжира относятся к алжирской арабской нации (Алжир сотрудничал с такими панарабистскими странами, как Египет и Сирия). Хотя номинально в Алжире был провозглашен социализм, по сути руководство страны, установившее однопартийный режим, вело довольно прагматический экономический курс.

В 80-ые в Алжире начался упадок экономики, для подавления народных волнений были привлечены войска. В 1980-ые годы произошел идеологический поворот в религиозной области, алжирское руководство в поисках источников экономической помощи взяло курс на сотрудничество с консервативными мусульманскими странами, вкладывая значительные средства в развитие исламской инфраструктуры. В 1991 году исламисты едва не победили на выборах, и в стране произошел военный переворот.

С 1991 по 2002 годы военные пытались подавить исламистов, однако действовали непоследовательно, т.к. сами придерживались панарабских и отчасти даже умеренно-исламских идей. Одновременно, из-за национального угнетения берберов росло их недовольство властью, хотя берберы были по взглядам наиболее левыми и наиболее антиклерикально настроенными. Все попытки "замирить" исламистов в итоге сводились к регистрации умеренно-исламистских партий с по сути той же программой, что у радикалов, только действующих "законными" методами.

В 2000-ые годы СССР совершил поворот в политике на 180 градусов и взял курс на поддержку берберских движений, выступающих на двунациональный социалистический Алжир. США же начали оказывать помощь алжирским исламистам, как умеренным, так и радикальным. Алжирское правительство оказалось меж двух огней - СССР требовал от него прекращения угнетения берберов, национальной автономии для них и строительства социализма, а США, фактически, хотело, чтобы правительство сдало власть исламистам. В итоге, когда Арабская Весна захватила все североафриканские и ряд ближневосточных стран, исламистский мятеж стал неизбежным

Начало гражданской войны

В марте 2011 года ряд исламистских сил, таких как Исламский фронт спасения и Вооруженная исламская группа, поднял мятеж против правительства Бутефлики. Мятеж был поднят по всей стране, так что даже в столице - Алжире - часть кварталов была захвачена, но главным оплотом мятежников стали внутренние пустынные районы страны, традиционно бедные и исламизированные, а также захваченный в первые дни мятежа город Оран, второй по величине город страны. Правительство Алжира попросило помощи у СССР, но СССР отказался, т.к. Алжир не принял советскую программу прекращения гражданской войны путем уничтожения всех исламистских организаций, создания автономии для берберов, полной секуляризации и социализации Алжира (введение социалистической модели экономики, а так же передача некоторых отраслей экономики под контроль Советского Союза и Совета Экономической Взаимопомощи). США же открыто поддерживало исламистов техникой и оружием и даже планировали интервенцию в Алжир (позднее они предпочли вторжение в Ливию), но при этом предлагали правительству своё с Евросоюзом посредничество в переговорах с исламистами.

Алжирские исламисты

Армия Алжирских Исламистов

Правительственные войска оставили большую часть страны и населения практически без защиты, ограничиваясь обороной в основном приморских районов. В результате практически вся страна, кроме окрестностей Алжира, включая такие крупные города, как Тлемсен, Сиди-Бель-Аббес, Бискра, Гардая, Бешар, Тинду, попала под власть исламистов, провозгласивших Исламскую Республику Алжир, или впала в хаос. Единственным исключением оказалась Кабилия - урбанизированный и плодородный район от города Алжира до тунисской границы, населенный в основном берберами.

В условиях коллапса правительства левые и берберские партии создали там правительство Свободной Кабильской Социалистической Республики, силы самообороны которой защитили регион от исламистов. СССР и Франция (с середины июля) открыто поддержали её и отправили ей на помощь технику, оружие и военных советников.

Контрнаступление правительства

Т-90 в Алжире

Танки Т-90 в Алжире

В апреле - мае исламисты предприняли крайне неудачную попытку взять Алжир и разгромить войска Кабилии, однако уже в июне правительственные силы перешли в контрнаступление и освободили наиболее населенные районы страны. Правительство "исламской республики" бежало из освобожденного Орана в Таманрассет, лежащий на самом юге страны. Войска Кабилии освободили Бискру, Гардаю и весь северо-восток Алжира. Под контролем исламистов остался только юг страны и территории на марокканской границе. Отдельные исламистские группировки начали войну друг с другом.

Но уже в августе наступление правительственных и кабильских войск в южном Алжире практически остановилось из-за огромных размеров региона и плохой инфраструктуры. В тылу, особенно на правительственной территории, действовали исламистские террористы и партизаны, происходило множество терактов. При этом, правительство требовало ликвидации Кабилии и возвращения её в состав Алжира, и между правительственными и кабильскими войсками шли бои. После неудачной попытки правительства в сентябре взять Таманрассет, оно пошло на Оранский сговор с исламистами. В обмен на прекращение гражданской войны и помощь правительству против берберов, исламисты входили в правительство. Алжир объявлялся Арабской Исламской Республикой Алжир, в некоторых районах начались массовые убийства берберов

Арабо-берберская война и примирение

Flag of Algeria

Флаг АСР

В октябре объединенные силы правительства и исламистов начали наступление против Кабилии, закончившееся полным провалом, так как Кабилии открыто помогали СССР и Франция, а США потеряли интерес к поддержке исламистов в этом регионе. В ноябре кабилы захватили город Алжир, и правительство бежало в Оран. В декабре наиболее антиисламски настроенные члены правительства, тайно вступив в переговоры с СССР, Кабилией и Францией, совершили госпереворот, ликвидировав остальное правительство и исламистских вожаков. Алжир и Кабилия объединились, была провозглашена Алжирская Социалистическая Республика, двуединое арабо-берберское светское социалистическое государство. Исламистам была объявлена война на уничтожение. В январе 2012 года был взят Таманрассет, в феврале при поддержке социал-демократического правительства Марокко была зачищена от исламистов марокканская граница, в марте последние исламисты в обмен на амнистию сложили оружие и были изгнаны из страны.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики