ФЭНДОМ

Американо-германская война
Американцы в окопах
Время 10 апреля — 1 октября 1899
Место Куба, Пуэрто-Рико, Штат Массачусетс
Итоги Потеря Испанией карибских островов, переход бывших испанских колоний под протекторат САСШ
Причина Борьба за Испанские колонии
Территориальные
изменения
Куба и Пуэрто-Рико обрели независимость
Участники
Флаг САСШ Северо-Американские Соединённые Штаты

Флаг Свободной Кубы Кубинские повстанцы

Флаг Испанского Королевства Испанское Королевство

Флаг Германского Союза Германский Союз

Американо-германская война (10 апреля — 1 октября 1899) — война между Северо-Американскими Соединёнными Штатами с одной стороны и Испанским королевством и Германским Союзом с другой за контроль на колониями в Карибском море.

Современное название война получила благодаря ведущей роли в войне САСШ и Германского Союза, однако в начале XX века её называли войной за независимость Кубы.

Предыстория войны

В 1896 году на Кубе началось массовое антииспанское восстание. Несмотря на мобилизацию 150 000 человек, Испания не могла справиться с ним. В Штатах проявлялось стремление поддержать кубинских повстанцев. Это было связано, в частности, с экономическими интересами американских бизнесменов на Кубе.

В январе 1899 года во время беспорядков в Гаване Вашингтон решил отправить броненосец «Мэн» в Гавану для того, чтобы показать беспокойство САСШ и защитить американских граждан.

Предвещая скорое вступление САСШ в войну за независимость Кубы, заставило Испанию искать союзников или постараться получить максимальную выгоду от утраты Кубы. Решение нашлось практически сразу: после известий о том, что американцы могут вмешаться в кубинский конфликт Германия предложила Испании продать Кубу германцам, аргументируя это тем, что Испания не сможет удержать остров в случае вступления САСШ в войну. Вскоре начались переговоры.

Причины войны

Несмотря на значительное расстояние, разделявшее Германию и Соединённые Штаты, вероятность военного конфликта между ними рассматривалась в те годы как достаточно высокая. Обе стороны активно строили и расширяли свои колониальные империи, но возможности к беспрепятственному расширению таковых были уже ограничены ввиду практически завершившегося колониального передела мира. Дальнейшее расширение колониальных владений было возможно только путем вытеснения из таковых прежних владельцев и в первую очередь старые колониальные империи Испании и Португалии.

Испанская карикатура на САСШ

Испанская карикатура на американский империализм

Также важнейшей задачей стран было сколько сами колониальные владения, сколько расширение рынков сбыта стремительно растущих производств. Так, доля мирового промышленного производства САСШ к концу XIX века составляла 25,9% от общемирового, в то время как Германии — 15,8%, и эти показатели продолжали расти.

Поводом же для войны стал ряд событий, начинавшихся со взрыва броненосца «Мэн» 20 февраля 1899 года, что привело к росту враждебных настроений в американском обществе по отношению к Испании. При этом опубликованное впоследствии письмо испанского посла утверждало уверенность в том, что американский президент Уильям Брайан, противник войны, не решиться вступить в войну. Существует версия о том, что данное письмо было сфальсифицировано, тем не менее, оно оказало свой эффект на правительство.

В послании к конгрессу САСШ от 30 марта президент Брайан предложил вмешательство в события на Кубе. Это предложению было практические единодушно поддержано. Конгресс заявил, что Испании следует предложить вывести войска с Кубы и признать её независимость, а президенту САСШ предлагалось использовать для достижения этой цели вооружённые силы.

Испании был дан срок до 10 апреля. 9 апреля американский флот начал блокаду Кубы. В ответ на это Испания объявила войну САСШ. Опасаясь того, что американцы быстро захватят острова, Германский парламент в сжатые сроки одобрил предложение вступить в войну на стороне Испании. 14 апреля Германский Союз объявил войну САСШ.

Военные действия

Начало войны

Военные действия начались ещё вечером 9 апреля, когда американская эскадра (два броненосца, десять крейсеров, пять миноносцев) открыла огонь по испанским береговым батареям. Тогда же американцы захватили первое призовое судно — груженный лесом испанский пароход. Тем не менее, американское морское командование предписывало своим боевым соединениям избегать боёв с испанскими береговыми укреплениями, считая приоритетной задачей уничтожение основных сил испанского и германского флота.

Американская стратегия предусматривала завоевание господства на море, и лишь после этого предполагалось перейти к десантным операциям. Германцы же рассчитывали на решительный рейд, который устрашит американское население и правительство, чем заставит САСШ выйти из войны.

Испанские войска в колониях

Испанские войска на Кубе

7 мая американцы попытались высадить десант в бухте Сьенфуэгос на южном побережье Кубы с целью уничтожить кабельную станцию подводного телеграфа, связывавшего Кубу с внешним миром. Испанской береговой обороне удалось отразить десант со значительными потерями для американских войск. Более того, эта акция стратегического значения не имела, так как владевшие линией англичане сбежали в самом начале войны забрав часть оборудования.

Ещё до начала войны испанцы решили послать на Кубу эскадру (четыре броненосных крейсера и три миноносца), которая 9 мая вошла незамеченной в Сантьяго-де-Куба.

Операция на Кубе

27 мая американская эскадра установила морскую блокаду Сантьяго-де-Куба. 10 июня к Сантьяго подошли 35 американских транспортных кораблей с 18-ти тысячами человек десанта. 13 июня эти войска совместно с кубинскими повстанцами осадили Сантьяго и 30 июня разбили испанцев в битве за холм Сан-Хуан.

Битва при Сантьяго

Битва при Сантьяго

1 июля испанская эскадра стоявшая в Сантьяго получила приказ прорывать блокаду города. Одной из причин этого требования был недостаток продовольствия у осажденных. При появлении испанцев американские корабли стали сразу сниматься с якорей и поднимать давление в котлах.

Испанский адмирал решил с короткой дистанции вывести из строя самый быстроходный американский крейсер. Однако при непосредственно сближении американский крейсер смог нанести значительные повреждения огнём с борта. Участие легких минных кораблей в дневном эскадренном сражении оказалось главной ошибкой испанского командования. Сражение у Сантьяго-де-Куба закончилось полной и почти бескровной победой американского флота.

Военно-морской флот США после Сантьяго был признан как один из ведущих флотов мира. Американцам, впрочем, припомнили и неорганизованность их действий и невысокую меткость стрельбы, иными словами американцы одержали блестящую победу не столько благодаря своему военному умению, сколько по причине явного превосходства сил и крайне плохой подготовки испанского флота.

10 июля началась американская бомбардировка Сантьяго и через четыре дня город сдался. Всего на юго-востоке Кубы в плен сдалось около 24 тысяч испанских солдат.

Германское вторжение

План вторжения

Ещё в 1895 году, германское командование начало разработку плана против американской метрополии, поскольку видели в ней главного противника в борьбе за влияние над Южной Америкой.

Первоначальный вариант плана предусматривал довольно ограниченные цели и не предполагал выходить за рамки исключительно морской кампании. Согласно разработанной схеме, германский флот должен был пересечь Северную Атлантику и действовать всеми силами против верфей и арсеналов флота САСШ. Германский флот должен был бомбардировкой с моря уничтожить значимые верфи в районе. Разрушение этого региона должно было критически подорвать американские судостроительные возможности.

Германский броненосец

Германский броненосец

После уничтожения основных американских судостроительных предприятий германский флот должен был поддерживать блокаду американских портов до тех пор, пока в ходе переговоров американцы не согласятся на оптимальные для Германии условия мира.

Дополненный вариант плана предполагал амфибийное вторжение на американскую территорию. Германский флот должен был высадить десант на мысе Кейп-Код, откуда предполагалось нанести удар наземными войсками по Бостону. Главная проблема заключалась в снабжении высаженного десанта, которое должны были обеспечить силы германского, а последствии и испанского флотилий.

Основная ставка в плане ставилась на психологический эффект. Германские генералы ясно понимали полную невозможность длительной оккупации плацдармов на американской территории против всей той военной мощи которую могли направить на них американцы.

Сражение за мыс Кейп-Код

На появление 27 июля у американских берегов германской эскадры САСШ отреагировали не сразу. Эффект, произведенный внезапным появлением немецких кораблей у Бостона был таков, что Конгресс поначалу категорически запретил американским броненосцам покидать Норфолк, в страхе перед возможным нападением на Нью-Йорк и Вашингтон. Это позволило германской эскадре без особого сопротивления высадиться на мысе Кейп-Код и развернуть там укреплённый лагерь.

После того, как войска были бы приведены в порядок, они выступили быстрым маршем для немедленной атаки на расположенный в 120 километрах к северо-востоку Бостон. 30 июля германские войска вели бои на подступах к Бостону с регулярными американскими отрядами армии, Национальной Гвардии и спешно сформированным ополчением. Опасения о том, что следующий удар придётся на Нью-Йорк, заставило американцев стянуть войска для обороны города. В Бостоне не хватало сил для обороны города.

Американский броненосец

Американский броненосец

Параллельно с этим в море разворачивалось крупнейшее сражение войны. В сложившейся ситуации, военно-морской секретарь обратился к Конгрессу с предложением нанести удар по германским транспортным кораблям, стоящим в заливе Кейп-Код. Моряки хорошо помнили недавние бои с испанцами, и были полностью убеждены, что справятся с немцами так же легко. 29 июля из Нью-Йорка в сторону Кейп-Кода вышла атлантическая боевая эскадра (6 броненосцев, 3 монитора и 2 крейсера). В заливе Кейп-Код стояла, укрывшись от непогоды, сильная германская эскадра (8 броненосцев и небольшой отряд миноносцев и крейсеров), охраняя и поддерживая наступавшие войска.

1 августа в 50 километрах от Франклин-Сволла встретились силы американского и германского флота. В начале боя американцы смогли удачном попаданием в барбетную установку океанского броненосца, смог вызвать там взрыв. В ответ на это началось ожесточённое сопротивление со стороны германских кораблей, первой жертвой которого стал броненосец «Миссури», который, однако смог достаточно долго оставаться на плаву, чем смог отвлечь значительную часть германского огня.

Сражение у Кейп-Кода

Сражение в бухте Кейп-Код

Обмениваясь залпами, эскадры совершили две полных циркуляции друг вокруг друга. Исход сражения решил точный удар американского флагманского броненосца по броненосцу немцев. Столб огня поднялся в небо: носовая надстройка германского броненосца была полностью разрушена. Вскоре на подмогу к американским броненосцам прибыли мониторы. Увеличение числа американских кораблей заставило германского адмирала вернуться в залив, в ожидании подкрепления.

Преследуя отступавший германский флот, американская эскадра смогла запереть его в заливе Кейп-Код, преградив 14-мильный проход своими броненосцами. В течение всего дня продолжалось сопротивление германской и испанской флотилий, однако минно-артиллерийскими обстрелами американцам взорвать столпившиеся в узости корабли противников, тем самым уничтожив большую часть германской эскадры.

Битва за Бостон

Тем временем, на суше на юге Бостона разворачивались ожесточённые бои между германскими корпусами и американскими ополченцами. Лишь к вечеру 31 июля на помощь защитникам Бостона прибыли отряды федеральной армии. Поддержка национальной гвардии и федеральной армии, несколько улучшили положение защитников, однако удары германской полевой артиллерии не позволяли изменить ход сражения. Более того, 1 августа германская армия захватила здание Капитолия, а вместе с ним весь новый центр города.

Рузвельт на коне

Теодор Рузвельт во главе полка

На рассвете 2 августа с юга неожиданно прибыл 1-й добровольческий кавалерийский полк САСШ «Мужественные всадники», сформированный для отправки на Кубу. Полк под командованием Теодора Рузвельта совершил рейд по тылам германской армии, разбив полевую артиллерию, чем помог защитникам города в наступлении на Бостон. Впоследствии за проявленную храбрость был награждён Медалью Почёта — высшей военной наградой Соединённых Штатов. Кроме того, газеты прозвали Рузвельта «спасителем Свободы», поскольку благодаря уничтожению артиллерии и разгрому германской эскадры, уже 4 августа удалось добиться сдачи в плен германских солдат.

Завершение войны

После того, как угроза над метрополией была снята американские войска на Кубе и Пуэрто-Рико смогли вновь получать резервы для продолжения наступления. В результате чего к концу августа американские солдаты совместно с кубинскими повстанцами смогли овладеть всей территорией острова.

Сражения за Пуэро-Рико продлились в течение первых двух неделей после снятия осады с Бостона и уже 18 августа американцы овладели всей территорией острова, потеряв при этом лишь 6 человек убитыми и 32 ранеными.

Мирный договор

Карикатура на победы САСШ в войне

Карикатура на победы САСШ в войне

По результатам мирного договора, подписанного 1 октября в Лондоне, Испания отказалась от прав на Кубу, уступила САСШ Пуэрто-Рико и другие острова, находящиеся под её суверенитетом в Вест-Индии.

Куба была провозглашена независимым государством, однако она попала под сильное влияние САСШ, а Пуэрто-Рико и вовсе переходил под управление Соединённых Штатов. Кроме того, Испания и Германия обязывались выплатить контрибуцию, которая оказалась весьма полезной для САСШ в предстоявшем экономическом кризисе.

Данный мирный договор имел значительные последствия: Прежде всего поражение в войне привело к отставке канцлера Германии фон Бюлова и приходу к власти социалистов на выборах 1900 года. В Испании поражение в войне стало болезненным ударом по национальному самолюбию и возникло поколение писателей, сформировавшихся в атмосфере поражения, называется «поколением 99 года».