Фэндом

Альтернативная История

Анатолийская война (МПБД)

2007статей на
этой вики
Добавить новую страницу
комментариев0 Поделиться
Анатолийская война
Wrangel Pyotr and pilots.jpg
Ген. барон Врангель инспектирует русские авиачасти в Галлиполи
Время 1920 сентябрь-1921 год ноябрь
Место Анатолия
Итоги Победа России, Лозаннский мирный договор.
Причина отказ турецких националистов признать Севрский мирный договор
Территориальные
изменения
образование Турецкой республики и королевства Курдистан
Участники
Flag of Russia.PNG Россия Flag of Turkey svg.png турецкие националисты
Командующие
Flag of Russia.PNG П.Н.Врангель

Flag of Russia.PNG Н.Н.Юденич

Flag of Russia.PNG А.П.Кутепов

Flag of Russia.PNG Д.М.Канаян

Flag of Russia.PNG М.М.Силиков

Flag of Russia.PNG Г.Б.Ангуладзе

Flag of Turkey svg.png Мустафа Кемаль Ататюрк

Flag of Turkey svg.png Кязым Карабекир

Flag of Turkey svg.png Исмет Инёню

Flag of Turkey svg.png Али Фуад Джебесой

Flag of Turkey svg.png Февзи Чакмак

Силы сторон
125 000 120 000
Потери
- -
-

Анатолийская война (1920-1922) принятое в русской историографии название вооруженного конфликта России с турецкими националистами в период греко-турецкой войны 1919-1922 г.

Вспыхнула с связи с отказом кемалистов признать результаты Севрского мирного договора и участием России в разделе Османской империи.

На первом этапе войны в сентябре 1920 г турецкие войска под командованием генералаКарабекира без объявления войны вторглись на армянские территории, по Севрскому мирному договору отошедшие к России. Русские войска на Кавказе, находившиеся в процессе переформирования, не сумели оказать кемалистам достойного сопротивления и турки в короткий срок заняли Саракамыш, Карс и Ардаган. В октябре 1920 г. командующий войсками на Кавказе ген. Эрдели, как не справившийся со своей задачей, был заменен ген. Юденичем, которому удалось переломить ход боевых действий. В конце ноября 1920 г. основные силы турок были разгромлены под Александрополем и отброшены к Трапезунду и Эрзеруму. 2 декабря 1920 года в Трапезунде было подписано соглашение о прекращении огня.

На втором этапе конфликта, в августе - ноябре 1921 г. кемалисты, воспользовавшись изменением международной обстановки в их пользу (вывод итальянских войск, колебание греков в отношении к войне), предприняли попытку вернуть контролировавшуюся русскими международную зону Черноморских проливов. 23 августа войска генерала Мустафы Февзи-паши форсировали р. Сакарья и успешно продвинулись в направлении Константинополя. Однако в сражении при Никее 29 - 31 августа были разгромлены русскими войсками в зоне проливов под командыванием ген. барона Врангеля. В последовавших за этим двухмесячных ожесточенных боях кемалисты отброшены к Анкаре, окружены в результате Третьей битвы при Иненю (сказалость превосходство русских в тяжелой артиллерии, авиации и танках) и вынежденны подписать соглашение о перемирии.

В соответствии с заключенным в 1922 г. в Лозанне мирным соглашением, турки признавали положение Севрского мирного договора, Черноморские проливы оставались под международным контролем, Россия сохраняла Трапезунд и Эрзерум, а также получала международный мандат на управление курдскими территориями в юго-восточной Анатолии и обязалась принять депортированных турками в 1915 г. армян.

Также на Фэндоме

Случайная вики