ФЭНДОМ

Английская Республика
Англия

Упраздненное государство
Flag of None
1649 — 1970

Флаг Британии (МАР)
Флаг Англии (МАР) Герб Англии (МАР)
Флаг Англии Герб Англии
Карта Англии (МАР)
Английская Республика до создания содружества
Столица Лондон
Крупнейшие города Лондон, Глазко
Язык(и) английский
Денежная единица фунт стерлингов
Площадь 2 100 000 км²
Население 74 000 000 чел.
Форма правления Парламентская республика
Лорд-Протектор (первый правитель)
 - 1649-1658 Оливер Кромвель
Президент (последний правитель)
 - 1810-1820 Чарльз Грей

26 января 1649 года Карл I, король Англии, Шотландии и Ирландии, был приговорён к смерти за «преступные действия против английского парламента и народа». Казнь состоялась 4 дня спустя. 17 марта парламент объявил об упразднении английской монархии как «ненужной, обременительной и опасной для блага народа». Была упразднена также палата лордов. Следует отметить, что предварительно (6 декабря 1648 года) из парламента были изгнаны и частично арестованы все умеренные депутаты — 150 из общего числа 250 членов палаты общин («Прайдова чистка»).

19 мая 1649 года парламент торжественно принял «Акт об объявлении Англии республикой», где провозглашалось, что страна управляется парламентом и назначенными им должностными лицами. Фактически власть принадлежала армейской верхушке во главе с Оливером Кромвелем, которые опирались на радикальных пуритан-индепендентов.

Формально высшим органом власти был объявлен Государственный совет из 41 члена, ежегодно избираемый парламентом. Судебные органы и общее право были сохранены в прежнем виде.

В апреле 1653 году члены парламента, не переизбиравшегося с 1640 года, решили сделать своё членство пожизненным. Кромвель с группой мушкетёров явился на заседание и разогнал собравшихся со словами: «Я положу конец вашей болтовне». С этого момента он стал править страной единолично. Члены новой палаты общин, образованной в июле 1653 г., были фактически не избраны, а назначены Государственным советом, то есть Кромвелем. Однако новый орган не проявил полной покорности, и спустя всего 5 месяцев был распущен.

16 декабря 1653 года правящая группа объявила Кромвеля пожизненным «Лордом-протектором» (буквально: Верховным защитником) страны, фактически с королевскими полномочиями. Был избран новый парламент (сентябрь 1654 года) из 400 депутатов, который просуществовал немногим более года и в январе 1655 года был распущен. Новый парламент (1657) предложил Кромвелю титул короля. Кромвель отверг это предложение, но согласился сделать свою власть наследственной.

Внутренняя политика Кромвеля была жёсткой пуританской диктатурой. Все виды азартных игр были запрещены. Доказанная супружеская измена каралась смертной казнью. Постоянно проводилась (малоуспешная) борьба с пьянством, строго соблюдались постные дни. Внешняя политика в период протектората была направлена на укрепление военной и экономической мощи страны. Английский флот достиг превосходства над прежним морским гегемоном — Испанией, Средиземное море было очищено от пиратов, была захвачена Ямайка. Стремительно расширялась английская торговля. К этому времени, однако, Англия была втянута в долгую и разорительную войну с Испанией. Экономическое положение населения в целом ухудшилось, число сторонников восстановления монархии быстро росло.

Смерть Оливера Кромвеля. Создание Английской Республики

После смерти Кромвеля (сентябрь 1658 года) пост Лорда-протектора перешёл к его сыну Ричарду, который немедленно созвал новый парламент. Депутаты сразу принялись за демонтаж системы протектората, пытаясь восстановить принципы парламентской республики, и в первую очередь — поставить армию под свой контроль. 22 апреля 1659 года Ричард Кромвель был отстранен от должности лорда-протектора. Парламент избрал Государственный совет, председателем которого стал Джон Ламберт - ярый противник Ричарда Кромвеля.

Протекторат был упразднен. Была воссоздана Английская Республика (или Английское содружество). Парламент принял конституцию Англии. Главным законом конституции была "Английская свобода". Главой государства был председатель Государственного совета, который состоял из 11 (ранее из 41) человек - 10 членов и один председатель. Законодательная власть и командование вооруженными силами принадлежала Парламенту Англии. Английский парламент избирал Госсовет и председателя. Срок полномочий председателя - 10 лет без повторного переизбрания. Первым президентом Госсовета стал Джон Ламберт и остался в должности он до 1672 года.

Ламберт амнистировал «цареубийц», войско было усилено и модернизировано. В 1663 году англиканы начали восстание против республиканцев и преситарианов. Лидером восстания был Кларендон. Восстание удалось подавить, а Кларендона казнили.

При Ламберте Англия поддерживала обсолютный нейтралитет. Республика не проводила войны. Страна восстанавливалась после гражданских войн, и периода смуты. 

В 1672 году Парламент избрал новый состав Государственного совета. Председателем стал Энтони Эшли Купер.

В 1678 г. Тит Оутс начал публично объявлять о заговоре католиков, будто бы замышлявших убить председателя Госсовета и разогнать парламент. Парламент исключил из своей среды всех католиков и требовал суда над министрами.

Реформы в Англии. Учреждении должности президента

В 1680 году парламент Англии принял ряд реформ в государственной власти. Так Государственный совет упразднялся, а главой государства становился президент - сидящий впереди. Президента избирал парламент Англии, также парламент формировал Кабинет министров, который возглавлял председатель Кабинета Министров. Эти реформы привели к новым выборам в парламент, на которых победили республиканцы и пуритане. Президентом избрали на десятилетний срок Энтони Эшли Купера, а премьер-министром - Джона Эрнла.

После выборов 1680 года страна раскололась на два лагеря: сторонников монархии и сторонников республики, и последних было больше. Так появились две первые политические партии: Тори и Виги. Впоследствии эти две партии боролись за власть в стране. 

В 1690 году Парламентские выборы снова выигроли Виги. Президентом избрали Чарльза Монтегю. Он проводил ряд популярных реформ. Его репутация ещё более возросла в 1698 году благодаря чрезвычайной популярности его проекта новой Ост-Индской компании. Тем не менее, Монтегю чувствовал, что под ним колеблется почва. Чтобы обеспечить себе прочное положение в будущем, он добыл своему брату выгодную синекуру, имея в виду потом взять её ceбе. В 1699 г., после целого ряда нападок, он отказался от своих должностей и занял место своего брата.

В 1700 году Парламентские выборы выиграли Тори. Президентом был избран Генри Бойл. Бойл усилил свою власть и отстранил парламент от важных государственных дел. В 1701 году парламент вообще был распущен, а Бойл фактически стал монархом, однако в 1702 году он был убит и президентом избрали вига Джона Черчилля, графа Мальборо.

В 1702 году началась Война за испанское наследство, продолжавшаяся 11 лет. Но война утомила нацию, которая жаловалась на увеличение податей и постоянно возраставший государственный долг. Главным виновником затягивания войны считали Мальборо; в 1710 г. против него составилась придворная интрига, и он был свергнут. Опала распространилась и на министерство вигов, и так как на новых выборах в парламент большинство высказалось в пользу тори, то министерство было низвергнуто. Парламент избрал нового президента - Роберта Харли.

Новые министры немедленно открыли переговоры о мире с Францией. Результатом переговоров был Утрехтский мир (11 апреля 1713), по которому Англия получила от Франции часть её владений в Северной Америке: Гудзонов залив, всю Новую Шотландию и Ньюфаундленд, а от Испании — Гибралтар и Минорку. Сверх того, Франция и Испания дали англичанам важные торговые привилегии в своих землях. Французская морская сила была уничтожена, тогда как английский флот стал первым в Европе.

После победы Англии в войне, Шотландия была присоединена к Англии.

В 1718—1720 годах Англия приняла участие в так называемом четверном союзе, который был направлен против политики испанского министра Альберони. Она объявила войну Испании и уничтожила её флот. В 1720 году внутри страны разразился финансовый кризис, что принесло победу вигам. Парламент избрал президентом Роберта Уолпола. Уолполу пришлось с большим трудом преодолевать кризис, однако ему это удалось.

Государственная политика Уолпола зиждилась на двух китах — низкое налогообложение во внутренней политике и избегание войн в политике внешней. Эти цели вполне отвечали чаяниям влиятельного слоя сельских сквайров, но вызывали недовольство крупных землевладельцев, требовавших приращения колониальных владений с оружием в руках.

Английская Америка

Карта Английской Америки

Карта владений Европейских государств в Америки с 1743 года. Синим цветом - Английская Америка

В 1730 году президентом парламент избрал Джона Картерета. В 1739 году, вследствие посягательства на торговые интересы англичан со стороны Испании, Картерет принужден был объявить последней войну. Война имела успех: так в 1743 году Англия захватила всю Испанскую Америку. В 1743 году Испания подписала мирный договор и признала потерю своих колоний в Северной Америке. После объединения всех колоний в Северной Америке была создана новая объединенная колония - Английская Америка. Столицей колонии стал новый город - Джонвиль.

В 1740 году Парламент Англии впервые в истории переизбрал Джона Картерета на посту президента Англии.

Однако после войны с Испанией Англия не перестала воевать. В 1742 война с Испанией слилась с войной за Австрийское наследство, в которой Англия, как одна из поручительниц Прагматической санкции, приняла сторону императрицы Марии-Терезии. Первоначально. В 1743 Франция вступила в войну с Францией. Английские войска высадились в Нидерландах, где с ними соединилась 16-тысячная армия из гессенцев и ганноверцев. Георг II лично принял начальство над войсками и 27 июня 1743 г. разбил маршала Ноаля при Деттингене-на-Майне. 22 февраля 1744 г. британский флот уничтожил французский при Тулоне, но зато 11 мая 1745 г. герцог Камберлендский, сын короля, потерпел жестокое поражение при Фонтенуа. После Англия захватила колонии Франции в Америке.

В том же 1745 г. французы пытались сделать высадку в Шотландии, с сильным флотом, но не имели успеха.

По Аахенскому миру, заключенному с Францией 18 октября 1748 года, Франция признавала потерю своих колоний в Америке, а также Англия получает все территории, которые захватила во Франции.

В 1750 году парламент, где большинство снова получили Виги сделал Джона Картерета пожизненным президентом. В Семилетней войне Англия была на стороне Пруссии.

В 1761 году Англия снова напала на Французские колонии в Америке. В 1763 году Англия приобрела от Франции Канаду, Кейп-Бретон, острова Сент-Винсент, Доминику, Гренаду и Тобаго.

22 января 1763 года Джон Картерет скончался и парламент избрал вига Джорджа Гренвиля.

Гренвилю пришла мысль открыть себе новые источники доходов в североамериканских колониях. Между прочим, оно возвысило там ввозные пошлины и в марте 1765 г. ввело закон о гербовом сборе (Stamp Act). Колонии с негодованием отвергли произвольные распоряжения правительства.

В 1770 году в Англии выборы выиграли Тори и президентом избрали Фредерика Норта. Норт проводил политику расширения Английских колоний в Америке и в 1779 году расширил вплоть до Берингова пролива. После расширения колонии уничтожались индийские племена.

В 1780 году парламент избрал Уильяма Питта президентом Англии. Питт, став президентом, прежде всего обратил внимание на положение дел в Индии. Ост-Индская компания, впавшая в громадные долги, принуждена была подчиниться постановлению парламента от 1784 г., который учредил над её директорами и акционерами наблюдательное ведомство (контрольное управление по делам Индии) из шести лиц, назначаемых парламентом.

В самом парламенте оппозиция вигов, руководимая такими блестящими талантами, как Эдмунд Бёрк и Фокс, задумала целый ряд либеральных политических реформ. Её благим намерениям неожиданно положен был конец Французской революцией, которая заставила имущие классы забыть свои прежние раздоры и теснее сомкнуться вокруг правительства. В старой партии вигов произошёл глубокий раскол: более умеренные члены её под предводительством Бёрка отделились от своих единомышленников и искали сближения с тори. Партия Фокса растаяла и утратила всякое влияние на дела.

В 1790 году парламент разделился на три партии: Виги, Тори и Партия Центра, которая встала между вигами и тори. Большинство получила Партия Центра и президентом страны избрали Эдмунда Бёрка. Он провел политику сближения с Французской Республикой, и после переворота Наполеона объявил войну Франции.

В 1799 году Англия напала на Францию с целью освобождения страны от монархии и создания там демократии. Война продолжалась 3 года, и в 1802 году Наполеон был пойман англичанами и казнен 20 мая 1802 года. После этого Английские войска остались во Франции. С 1802 до 1820 президентом Франции был Эммануэль-Жозеф Сийес. В 1820 году Франция была присоединена к Англии и было создано Британское содружество.