ФЭНДОМ

Gw7GK0eNN80

Битва на Кефиссе (та самая, реальная)

Введение

После падения Константинополя 13 апреля 1204 года Византийская империя была упразднена, а на её руинах победители-"франки" создали Латинскую империю, вскоре разделенную западноевропейскими феодалами между собой. Так, бургундский дворянин Оттон де ла Рош получил во владение Аттику и Беотию, основав Афинское герцогство. Под властью герцогов Афин православные и католики жили в мире, экономика процветала, города росли, а греки были лояльны герцогу и уважительно именовали его "мегаскир". После отвоевания Константинополя в 1261 году Палеологами афинские герцоги успешно сдерживали натиск возрожденной Византии. Но 15 марта 1311 года последний афинский герцог Готье I де Бриенн был убит в битве на Кефиссе с взбунтовавшимися наемниками-каталонцами, недовольными невыплатой жалования. "Каталонская компания Востока" захватила герцогство, установив режим беспощадного террора по отношению к местному населению. Крестьян закрепощали или даже продавали в рабство, города пришли в упадок, население обнищало.

Развилка

В 1303 году Византийская империя наняла крупный контингент наемников-каталонцев для освобождения византийской Анатолии от заполонивших её тюркских племен. Каталонцы показали себя как великолепные воины, одержав над турками ряд побед, но грабили греческое население и вели нечестную игру - Рожер де Флор, их командир, требовал от Андроника II всю Анатолию в лен и императорскую дочь в жены. Наконец, византийцам надоело это терпеть - 30 апреля 1305 года Рожер де Флор со своей свит был убит на пиру у Михаила IX, сына-соправителя Андроника II, в Адрианополе. В реальной истории недобитые каталаны бежали в Галлиполи, где базировались их сотоварищи, после чего Каталонская компания подняла открытый мятеж, который завершился её уходом в Афинское герцогство и последующим конфликтом с герцогом. В этой АИ все каталаны были перебиты на пиру, и не успели предупредить остальных наемников. Византийцы внезапно напали на Галлиполи и перебили большинство наемников. Немногие выжившие бежали в земли герцога Афин Готье I де Бриенна, который, ценя их высокие боевые качества, принял недобитых каталанов к себе на службу.

Таймлайн

Правление Готье I

В начале XIV века на юге Балканского полуострова сложилась довольно странная ситуация - государства, еще в прошлом веке игравшие важную роль в истории региона, скатились в хаос. Ахейское княжество, процветавшее при Вилльгардуэнах, находилось в состоянии раздробленности и частой смены князей, нередко присылаемых из Неаполя: в 1313 году дело дошло даже до короткой войны между претендентами на престол. Эпирский деспотат, вотчина славной династии Комнинов Дук, стал младшим партнером Византии, а после гибели Фомы Комнина Дуки в 1318 году и вовсе вступил в полосу смут. В этих условиях стабильное и богатое Афинское княжество имело все возможности стать более серьезным игроком в регионе.

Еще одно государство Эллады, Великая Влахия, также ослабело. Вскоре род Комнинов Дук прервался и здесь: в 1318 году умер правитель этой страны, Иоанн Ангел Дука. Византийцы воспользовались этим, завоевав большую часть Мегавлахии. Фтиотида же была захвачена Афинским герцогством - во владение Готье I перешли Неопатрас, Лидорики, Сидерокастрон, Цейтун, Гардики, Домоко, Фарсал и ряд других стратегически важных пунктов. Византийцы, чье войско состояло из ненадежных наемников, не имели никакого желания воевать с афинянами за Фтиотиду.

В 1322 году Готье выдал свою дочь за Иоанна, графа Гравины и младшего брата неаполитанского короля Роберта, заручившись таким образом поддержкой Неаполя. Эта поддержка была необходима в условиях возможного наступления византийцев на осколки Франкократии - в 1319 году Византия захватила Северный Эпир, а в 1320 Андроник Асень разгромил ахейских рыцарей у Скорты, захватив часть герцогства.

В 1325 году Иоанн Гравина совершил экспедицию в Ахею, отвоевав острова Кефаллению и Закинф. Однако больший успех развить так и не удалось.

Готье I скончался в 1327 году. От своей жены, Жанны де Шатильон, он имел двоих детей:

  • Готье II (1302-1360), будущий герцог Афинский
  • Изабелла (?-1360), вышла замуж за Иоанна Ахейского.

Правление Готье II

Готье II продолжил политику своих предшественников: в 1328 году он вторгся в Фессалию, пользуясь гражданской войной в Византии, однако два года спустя был выбит из региона войсками Андроника III. Вплоть до смерти Андроника Афины были вынуждены прекратить всякую экспансию на север. В 1332 году исчезла и связь с Ахеей: Иоанн Гравина передал Ахею своему малолетнему сюзерену Роберту в обмен на титул короля Албании.

В правление Андроника III Византия ненадолго восстановила свои позиции - император возродил флот, установил границу с Болгарией по реке Марица, завоевал Эпир и Фессалию, а также сумел уравновесить османское государство союзами с прочими бейликами. Ахейские бароны, сильно уставшие от правления матери Роберта, Екатерины и ее любовника, Никколо Аччайоли, даже предполагали избрание Андроника князем Ахейским.

Но в 1341 году Андроник III умер, и последующая гражданская война похоронила все его труды. В 1344 году бароны и греческая знать соседствующего с Афинским герцогством Ахейского княжества, недовольные произволом флорентийского банкира Никколо Аччайоли, назначенца неаполитанского короля Роберта I, безжалостно эксплуатирующего Ахайю в своих частных интересах. При поддержке местного населения Готье II устанавливает контроль над Ахайей, опираясь на старые владения афинских герцогов в Арголиде. Правителем Ахайи де-юре становится наследник Готье, Гильом Дураццо.
Greece in 1278-es.svg-0

Греция, 1344 год

Неаполь, однако, не сумел вступится - там начался конфликт между королевой Джованной, и её супругом Андреем Венгерским. Готье II, тем временем, устанавливает союз с Джованни, графом Рандаццо, регентом враждебного Неаполю Сицилийского королевства. С его помощью он нанимает несколько тысяч каталонских альмогаваров, которые далее сыграют важную роль в войнах Афинского герцогства.

Неаполитанское королевство не признало присоединение Ахеи, однако в 1345 году Джованна развязала войну с Венгерским королевством, надолго увязнув там. Князь Роберт остался без помощи и его попытка отбить Ахею в 1346 году была неудачной, а год спустя Готье заключил компромисс с противником - племянник и наследник герцога Афинского, также Роберт, передал Роберту титул короля Албании в обмен на Ахею, став новым князем сей страны и по-сути марионеткой Афин.

В 1349 году Роберт Ахейский и Готье Афинский выступили на Морейский деспотат, который был обьят беспорядками: все десятилетие область находилась в крайней анархии, а Мануил Кантакузин, присланный в 1348 году и попытавшийся восстановить порядок, натолкнулся на сильную оппозицию в лице местных архонтов. Именно при их поддержке латиняне вторглись в Морею, выбив греков из Аркадии и двинувшись в Лаконию. Мануил имел при себе лишь несколько сотен воинов вкупе с албанскими наемниками и был вынужден запереться в цитадели Мистры. Византийцы не могли прийти на помощь - в том же 1349 году генуэзцы сожгли византийский флот. Мануил, осознавая свое положение, сдал крепость и был выпущен, а территория Мореи перешла Ахейскому княжеству. Независимой осталась лишь Монемвасия - "византийский Гибралтар", осада которого без флота представлялась невозможной.

Loza Nemanjica Decani c 5 2

Симеон Синиша, правитель Эпира

В 1355 году умер Стефан Душан, создатель Сербо-греческого царства. Преемник Душана, Урош, не сумел удержать власть в своей огромной державе и она распалась на множество уделов. В наиболее близком к Франкократии владениям - Эпире и Фессалии - правил Симеон Синиша, дядя Уроша. Однако весной 1356 года против Симеона выступил Николай Орсини - бывший деспот Эпира. На стороне Орсини выступили и афиняне, пожелавшие вернуть себе Фессалию. В том же году Симеон был разбит и бежал в Сербию, а Николай Орсини вновь стал эпирским деспотом.

Через три года Орсини погиб, воюя с албанскими племенами и Симеон вернулся в Эпир. Выдав некоторым албанским вождям титулы деспотов и по сути раздробив Эпир, Симеон попытался восстановить контроль над Фессалией, однако в 1360 году был разгромлен у Трикалы. В этой битве погиб от шальной стрелы Готье II

Готье II был женат на Гульелме Паллавичини, наследнице графства Бодоница. Детей в браке не имел.

Правление Роберта I

Со смертью Готье род Бриеннов прервался, однако наследником его был князь Ахейский - Роберт из династии Анжу, родич неаполитанских королей. В его лице под властью Афин соединилась вся Франкократия.

В середине 60-ых годов ослабление Византии достигло апогея: новая опасность, турки-османы, лишили Византию Фракии и стали угрозой для всех балканских государств. Воспользовавшись этим, Роберт решил захватить Фессалоники, но город оказался готов к осаде и афинский герцог был вынужден отступить. Однако куда лучше дела пошли в Эпире - албанцы, разорявшие собственно Эпир, стали локальной проблеме, в результате чего Симеон, а затем и Фома Прелюбович предпочли союз с Афинами. В 1375 году афиняне выступили против албанцев и за два года захватили большую часть деспотата Арты, поделив его с Фомой Прелюбовичем. Тем не менее, беспокойные албанцы еще не раз поднимали восстания, надеясь сбросить чужеземное владычество.

Но беда не приходит одна: разрастающаяся Османская империя разгромила в 1371 году на Марице сербско-болгарскую коалицию, а в 1383 году осадила Салоники, где засел Мануил Палеолог, младший сын императора Иоанна. Роберт, опасавшийся вторжения турок в Фессалию, заключил союз с Мануилом и двинулся на Салоники, но попал в ловушку: османы, используя тактику ложного отступления, разгромили армию Роберта, причем сам Роберт погиб. Старший сын и наследник Роберта Готье был вынужден отдать османам равнинную Фессалию и платить им дань.

С 1353 года Роберт был женат на Марии Палеолог, дочери Андроника III. В этом браке было трое детей:

  • Готье (1356-1406), будущий князь Ахейский
  • Роберт (1360-1404)
  • Филипп (1365-1422)

Правление Готье III

Битва при Салониках нанесла серьезный удар престижу Афинского герцогства: погибли многие знатные рыцари Афин и Ахеи. Между тем османы победоносно шествовали по Балканам, в 1387 году взяв Салоники, в 1389 разгромив сербов на Косовом поле, где погиб Мурад I. Его наследник, Баязид, оказался еще опаснее отца: в 1391 году он осадил Константинополь, надеясь взять город измором. В Константинополе «не стало ни жнущего, ни молотящего», не стало съестных припасов, и для отопления разбирали дома.

Bataille de Nicopolis (Archives B.N.) 1

Битва при Никополе

Вскоре против османов выступил Сигизмунд, король Венгрии. При поддержке римского папы Бонифация был собран крестовый поход: к нему присоединились добровольцы из Германии, Франции и валашский воевода Мильчо. Войско это составляло до 60 000 человек и в 1396 году двинулось на Никополь, где их встретила армия турецкого султана. Французская тяжелая конница, сметая все на пути, донеслась до ставки Баязида, но, опьяненная успехом, потеряла порядок и не вынесла удара султанских янычар. Дрогнули валахи и венгры, немцев же избили сербские отряды, служившие султану. С немногими людьми Сигизмунд бежал на лодках вниз по Дунаю и морским путем через проливы спасся в Европу. 10 000 христианских воинов попали в плен и были перерезаны по приказу Баязида, за 25 знатнейших рыцарей, выкупленных впоследствии за большие суммы.

Катастрофа под Никополем потрясла Европу. Турецкие отряды доходили до Штирии, опустошили Валахию. Вскоре пришла очередь Афинского герцогства: турецкие войска легко захватили горную Фессалию и афинский Эпир, а затем прошли Фермопилы и разорили цветущую Беотию. Фивы, крупнейший город герцогства, был захвачен врагом, а Готье был вынужден принести вассальную клятву, отдав все владения за пределами Средней Греции.  

Казалось, что на Баязида нет никакой управы, однако справедливость нашла героя в 1402 году, когда Тамерлан разгромил турецкого султана у Анкары и взял его в плен. В Османской империи началась гражданская война между сыновьями Баязида, чем воспользовался герцог Афинский: в 1403 году он отвоевал Фессалию и Эпир, а в 1404 году вторгся в Македонию и осадил Салоники. Соперником Готье оказался Сулейман Челеби, с чьим братом и врагом - Исой - афиняне заключили союз. На следующий год при Филиппополе Сулейман потерпел поражение и погиб, а Иса признал Салоники и Македонию владением афинян. Однако взятых Салоник Готье так и не увидел - он умер в 1406 году за несколько месяцев до покорения города.  

Правление Жана II

Афинское герцогство сумело воспользоваться плодами развала Османской державы: в том же 1406 году Иса отбывает в Малую Азию для борьбы со своим братом Мехмедом. Тогда же в Болгарии произошло восстание против османского владычества: братья Фружин и Константин Шишманы провозгласили восстановление Второго Болгарского царства.

От османской Румелии осталась лишь Фракия, которая все-таки вошла в состав османского государства в 1412 году, когда ее захватил Магомет, победивший своих братьев в гражданской войне. Однако новый султан был мирным правителем, охотно сотрудничавшим с христианами: особенно идилличными его отношения были с византийцами. Мир закончился в 1421 году, когда Магомет скончался и Константинополь укрыл у себя претендента Мустафу, надеясь запугать им Мурада, нового султана. Мурад осадил Константинополь, но против оказались болгары: в 1422 году Жан II начал наступление во Фракии, поддержанный сербскими властелями и царем Болгарии Фружин. Обе армии встретились на берегах Марицы. Неопытность Мурада и отсутствие связности между разными частями войска стали причиной поражения турок: последние были разгромлены, а афинский герцог захватил Адрианополь, два года спустя выбросив мусульман с Балкан.

В 1431-1434 гг., пользуясь идущей в Италии Ломбардской войной, в которой Венеции противостоит союз Милана и Генуи, Латинская империя успешно отвоевывают у венецианцев Корон, Модон, Эвбею и ряд островов Эгейского моря. Угнетенное венецианцами православное греческое население радостно приветствует завоевателей. Начинается создание мощного флота с помощью генуэзских специалистов.

Авторитет Жана II в христианском мире стал столь велик, что в 1425 году император Сигизмунд даровал афинскому герцогу королевский титул. Умер Жан в 1436 году в Фессалониках.

Правление Жана III

800px-Palaio

Иоанн VIII, последний император Византии

Пытаясь использовать смерть Жана II, византийский император Иоанн решил пойти на сотрудничество с турками и в 1437 году переправил турок во Фракию. Турки потерпели поражение, а в 1440 году Жан III осадил Константинополь и взял его после тяжелой двухлетней осады. Иоанн VIII бежал на запад, где пытался продать свои права правителям западноевропейских государств.

На другом берегу Мраморного моря все еще оставалась довольно сильная османская держава, подчинившая себе большую часть Малоазийского полуострова. В 1443 году афиняне, опасаясь повторного вторжения османов, захватили Халкидон и Ламсак, в чем им помогла война османов с Караманидами. Тем не менее, османы смогли отстоять Панорм и Никомедию, в связи с чем латиняне так и не смогли вторгнутся в Вифинию.