ФЭНДОМ

Борис Викторович Савинков
Б.В. Савинков

Гражданство: 135px-Flag of Russia.svg-1- Российская империя
Флаг России (МРГ) РДФР
Рождение: 31 января 1879
Харьков, Российская империя
Смерть: 11 февраля 1930 (51 год)
Санкт-Петербург, РДФР
Отец: Виктор Михайлович Савинков
Мать: Софья Александровна Савинкова (Ярошенко)
Партия: Партия социалистов-революционеров (1904—1924)

Организация спасения Родины (1924—1929)

Образование: Петербургский университет

Борис Викторович Савинков (рус. Борисъ Викторовичъ Савинковъ; 31 января 1879, Харьков — 11 февраля 1938, Санкт-Петербург) — российский государственный и политический деятель, революционер, один из лидеров партии эсеров, руководитель Боевой организации партии эсеров. В 1930 году возглавил Социал-демократическую партию России. Третий президент Российской Демократической Федеративной Республики (1934—1938). Убит в результате покушения во время выступления президента в Таврическом дворце.

Биография

Отец, Виктор Михайлович — товарищ прокурора окружного военного суда в Варшаве, за либеральные взгляды уволенный в отставку, умер в 1905 в психиатрической лечебнице; мать, Софья Александровна, урождённая Ярошенко (1852/1855—1923, Ницца), сестра художника Н. А. Ярошенко — журналистка и драматург, автор хроники революционных мытарств своих сыновей (писала под псевдонимом С. А. Шевиль). Старший брат Александр — социал-демократ, был сослан в Сибирь, покончил с собой в якутской ссылке в 1904; младший, Виктор — офицер русской армии (1916—1917), журналист, художник, участник выставок «Бубнового валета», масон. Сёстры: Вера (1872—1942; в замужестве Мягкова) — учительница, критик, сотрудник журнала «Русское богатство»; София (1887/1888—после 1938; в замужестве Туринович) — эсерка, эмигрантка.

Савинков учился в гимназии в Варшаве (в один период с И. П. Каляевым), затем в Петербургском университете, из которого исключён за участие в студенческих беспорядках. Некоторое время повышал образование в Германии.

В 1897 году арестован в Варшаве за революционную деятельность. В 1898 входил в социал-демократические группы «Социалист» и «Рабочее знамя». В 1899 арестован, вскоре освобождён. В том же году женился на Вере Глебовне Успенской, дочери писателя Г. И. Успенского, имел от неё двух детей. Печатался в газете «Рабочая мысль». В 1901 работал в группе пропагандистов в «Петербургском союзе борьбы за освобождение рабочего класса». В 1901 арестован, в 1902 выслан в Вологду, где работал непродолжительное время секретарём консультации присяжных поверенных при Вологодском окружном суде.

Деятельность до Революции

Савинков в 1910х годах

Борис Савинков в 1910-х годах

В июне 1903 года Савинков бежит из ссылки в Женеву, где вступает в партию эсеров и входит в её Боевую организацию. Принимает участие в подготовке ряда террористических актов на территории России: убийство министра внутренних дел В. К. Плеве, московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича, покушения на министра внутренних дел Дурново и на московского генерал-губернатора Дубасова.

Савинков становится заместителем руководителя Боевой организации Азефа, а после его разоблачения — руководителем. Вместе с Азефом выступает инициатором убийства священника Георгия Гапона, заподозренного в сотрудничестве с Департаментом полиции.

В 1906 году Савинков в Севастополе подготавливал убийство командующего Черноморским флотом адмирала Чухнина. Был арестован полицией и приговорён к смертной казни, но бежал в Румынию. После начала Первой мировой войны Савинков «устремляется в Париж», где, «благодаря своим связям, получает удостоверение военного корреспондента». Его корреспонденция публиковалась в газетах «Биржевые ведомости», «День», «Речь». Годы войны Савинков провёл с ощущением политического бездействия и чувством, что у него «перебиты крылья» (из письма к М. А. Волошину).

Революция 1917 года

После Февральской революции 1917 Савинков вернулся 9 апреля в Россию и возобновил политическую деятельность: он был назначен комиссаром Временного правительства в 7-й армии. С 28 июня — комиссар Юго-Западного фронта. Савинков активно выступал за продолжение войны до победного конца. Был «всей душой с Керенским» (письмо Гиппиус от 2 июля). Поддержал генерала Корнилова в его решении 8 июля ввести смертную казнь на Юго-Западном фронте. В середине июля Савинков советовал Керенскому заменить генерала Брусилова Корниловым на посту Главковерха, обосновывая это тем, что Корнилов заслужил доверие офицерства.

В том же месяце Савинков стал управляющим военного министерства и товарищем военного министра (военным министром был сам премьер Керенский) и реальным претендентом на полноту диктаторской власти в стране. Волошин в письме к нему утверждал, что судьба хранит Савинкова для «чрезвычайной» роли и что он скажет «одно из последних слов в русской смуте».

22 августа 1917 года по указанию Керенского прибыл в Ставку для переговоров с Корниловым. Согласовав ряд вопросов, Савинков уехал в Петроград.

27 августа 1917 при наступлении Корнилова на Петроград был назначен военным губернатором Петрограда и исполняющим обязанности командующего войсками Петроградского военного округа. Предложил Корнилову подчиниться Временному правительству, но 30 августа подал в отставку, не согласный с изменениями в политике Временного правительства.

Был вызван в ЦК партии эсеров для разбирательства по так называемому «корниловскому делу». На заседание не явился, посчитав, что партия больше не имеет «ни морального, ни политического авторитета», за что и был 9 октября исключён из партии. На Демократическом совещании 22 сентября был избран во Временный Совет Российской Республики (Предпарламент) как депутат от Кубанской области и вошёл в состав его секретариата.

Гражданская война

Савинков в 1920х годах

Савинков в 1920-х годах

Октябрьскую революцию встретил враждебно и считал, что «Октябрьский переворот не более как захват власти горстью людей, возможный только благодаря слабости и неразумию Керенского». Пытался помочь осаждённому в Зимнем Временному правительству, вёл об этом переговоры с генералом М. В. Алексеевым. Уехал в Гатчину, где был назначен комиссаром Временного правительства при отряде генерала П. Н. Краснова. Позднее на Дону занимался формированием Добровольческой армии, входил в антисоветский Донской гражданский совет.

В феврале-марте 1918 года создал в Москве на базе организации гвардейских офицеров подпольный контрреволюционный «Союз защиты Родины и Свободы», включавший около 800 человек. Целями этой организации было свержение советской власти, установление военной диктатуры и продолжение войны с Германией. Были созданы несколько военизированных группировок. В конце мая заговор в Москве был раскрыт, многие его участники арестованы.

После подавления мятежей против советской власти в Ярославле, Рыбинске и Муроме летом 1918 скрылся в занятую Каппелем Казань.

После взятия Петрограда в ноябре 1918 года, по просьбе Виктора Чернова Савинков занялся восстановлением Партии Социалистов-Революционеров. На выборах 1921 года провёл довольно успешную кампанию, восстановив доверие населения к умеренным социалистам и к социализму, в целом. В результате выборов в Учредительное собрание Партия Социалистов-Революционеров получило 29,8% голосов и заняло второе место. В 1922 году — депутат Учредительного собрания, затем с 1922 по 1923 — депутат Государственной думы V созыва. После переворота Корнилова, в 1924 году покинул ПСР и создал Организацию спасения Родины. Целями этой организации было свержение диктаторской власти и проведение демократических выборов в России.

Убийство Врангеля. Суд.

25 апреля 1929 года в Санкт-Петербурге несколькими выстрелами неизвестный смертельно ранил Врангеля.

Убийце удалось скрыться с места преступления. В течение нескольких месяцев Государственная стража проводила расследование гибели военного министра. Было установлено, что убийцей являлся рядовой член Организации спасения Родины Бориса Савинкова Алексей Чернореченский. В то же время, ОСР была запрещена, а Борис Савинков и все причастные к убийству Врангеля были арестованы и после судебного процесса, состоявшегося в конце 1929 — начале 1930 года, осудили к смертной казни и длительным срокам заключения.

Борис Савинков был приговорен к смертной казни и был расстрелян 11 февраля 1930 года.

Семья

  • первая супруга — Вера Глебовна Успенская (1877—1952), дочь писателя Глеба Успенского, сестра Бориса Успенского, также задействованного в террористической деятельности.
    • сын — Виктор Борисович Успенский (Савинков) (1900—1983)
    • дочь — Татьяна Борисовна Успенская-Борисова (Савинкова) (1901-1979)
  • вторая супруга — Евгения Ивановна Зильберберг (род. 1883/5, Елисаветград, ум. 1978), сестра террориста Льва Зильберберга. Савинков был её вторым мужем.
    • сын — Лев Борисович Савинков (1912—1987) поэт, прозаик, журналист.
Флаг России (МРГ)Данная статья является частью Мира Российского государства
Право редактировать её имеет только участник George Volkov.
Флаг России (МРГ) Мир Российского государства
СтраныФлаг России (МРГ) Россия (Флаг России (МРГ) Российское государство • Флаг РСФСР (МРГ) РСФСР • Флаг Дальнего Востока (МРГ) Дальний Восток) • Флаг США 48 звёзд США • Флаг Германии (МРГ) Германия (Флаг Третьего Рейха (МРГ) Третий Рейх) • Флаг Югославии (МРГ) Югославия • Флаг Китая (МРГ) Китай (Флаг Японского Китая (МРГ) Центральное правительство) • Флаг САИФ ОАР
ЛичностиЛавр Корнилов • Александр Колчак • Николай Авксентьев • Владимир Вольский • Владимир Ульянов • Виктор Чернов • Петр Врангель • Борис Савинков • Константин Воскобойник • Андрей Аргунов • Виктор Пепеляев • Адольф Гитлер • Павел Милюков • Иван Ильин • Владимир Харжевский • Алексей Елизаветин • Владимир Поремский • Георгий Игнатьев • Владимир Гранитов • Виктор Черномырдин • Николай Рыжков • Николай Травкин • Александр Беллен • Виктор Христенко • Михаил Касьянов • Ирина Прохорова • Михаил Прохоров