Фэндом

Борис Львович Розинг
Фотография
Род деятельности: российский физик, учёный, педагог , инженер-изобретатель
Направление: телевидение
Рождение: 23 апреля 1869, Санкт-Петербург, Российская империя
Смерть: 20 апреля 1935, Севастополь, Российская империя
Образование: Техническое
Гражданство: Российская империя

Борис Львович Розинг (23 апреля 1869, Санкт-Петербург — 20 апреля 1935, Севастополь) — российский физик, учёный, педагог, изобретатель телевидения, автор первых опытов по телевидению, за которые Русское техническое общество присудило ему золотую медаль и премию имени К. Г. Сименса.

Биография

Борис Львович Розинг родился 5 мая 1869 г. в Петербурге в семье государственного чиновника. Его предки происходили из так называемых аптекарских детей, к которым относились потомки химиков, минералогов и других ученых-иностранцев, приглашенных во времена Петра I в Россию для содействия развитию науки и техники. Отец Б. Л. Розинга, Лев Николаевич Розинг, был очень образованным и начитанным человеком. При Александре II он работал в комиссии по воинской повинности. Он проявлял интерес к математике и технике, увлекался различными изобретениями, в частности летательной машины, особо точных весов и т. д. С выходом в отставку он всецело отдался занятиям механикой и математикой, поглощенный жаждой изобретательства. Его сын живо интересовался работами отца. От отца мальчик и получил первые сведения по математике и механике.

В 1879 г. Б.Л. Розинг поступил в Петербургскую Введенскую гимназию, которую окончил в 1887 г. с золотой медалью. В гимназии проявились и развились его склонности к точным наукам, литературе и музыке.

По окончании гимназии он поступил на физико-математический факультет Петербургского университета, который в то время был не только высшим учебным заведением, но и научным центром. Среди профессоров и преподавателей Петербургского университета были видные русские ученые: Д.И. Менделеев, П.Л. Чебышев, Ф.Ф. Петрушевский, А.А. Марков, И.И. Боргман и др.

С 1884 г. в университете впервые в России были введены обязательные практические занятия для студентов в учебной физической лаборатории. Розинг активно участвовал в работе студенческого семинара по физике, где неоднократно выступал с докладами. В 1891 г. он окончил университет с ди­пломом первой степени и в числе других выдающихся своими способностями студентов был оставлен при кафедре физики на два года для подготовки к научно-педагогической деятельности и к профессорскому званию.

За два года самостоятельной исследовательской работы в физической лаборатории университета Розинг прошел хорошую школу экспериментального мастерства. Борис Розинг хотел остаться на кафедре физики университета в качестве ассистента, так как это дало бы возможность продолжать начатые исследования и работать над магистерской диссертацией. Но на кафедре все вакансии были уже заняты. Профессора университета И.И. Боргман и Н.А. Гезехус, читавшие лекции по физике в Петербургском технологическом институте, рекомендовали Совету института пригласить Розинга лаборантом для ведения практических упражнений по физике и руководства работами студентов в физическом кабинете. Розинг принял это предложение.

Условия работы в Петербургском Технологическом институте - старейшем техническом учебном заведении России - позволяли вести наряду с учебными занятиями и исследовательскую работу.

В 1898 г. в связи с расширением в институте учебных занятий по курсу электричества и электротехники Розинг был избран на должность преподавателя для чтения лекций и проведения практических занятий по электричеству и электрометрии. Педагогическую работу в Технологическом институте он продолжал почти до конца своей жизни.

С 1894 г. он также преподавал физику и заведовал физическим кабинетом в Константиновском артиллерийском училище в Петербурге, а с 1906 г. читал лекции по электрическим и магнитным измерениям в Женском политехническом институте.

Для преодоления недостатков механической развёртки Розинг изобрёл первый электронный метод записи и воспроизведения изображения, использовав систему электронной развёртки (построчной передачи) в передающем приборе и электроннолучевую трубку в приёмном аппарате, то есть, впервые «сформулировал» основной принцип устройства и работы современного телевидения. В июле 1907 года этот факт был официально зафиксирован как русская привилегия, — 25 июля 1907 года учёный подал заявку на «Способ электрической передачи изображений на расстояние». По этой заявке 30 октября 1910 году ему был выдан патент (привилегия по существовавшей тогда терминологии) № 18076.

В 1908 и 1909 годах открытие нового способа приёма изображения в телевидении подтвердили патенты, выданные в Англии и Германии. В 1911 году усовершенствованное Б. Л. Розингом телевизионное приспособление было запатентовано в России, Англии, Германии, США. 9 мая 1911 года Б. Л. Розингу удалось в своей лаборатории добиться приема сконструированным им кинескопом изображений простейших фигур. Это была первая в мире телевизионная передача, ознаменовавшая начало эры телевидения.

Через год он был избран деканом электромеханического факультета курсов, а затем института, по прежнему продолжая читать лекции. Преподавательской работе Б.Л. Розинг отдавал много времени и сил, но не считал ее основным делом своей жизни. Он всегда стремился к исследовательской деятельности. Не ограничиваясь только вопросами физики, он решал различные, важные для того времени технические задачи.

В 1923 году, начинает работать в Русском Физическом институте.

Будучи членом Русского технического и Русского физико-химического обществ, Розинг выступал с докладами и сообщениями, принимал участие в дискуссиях, входил в состав различных комиссий.

Зворыкин.jpg

Ученик Розинга - Владимир Зворыкин

Работая в Русском Физическом институте вместе со своим бывшим учеником Зворыкиным, в 1925 году создал высоковакуумную телевизионную приемную трубку — кинескоп, к 1927 году завершил создание конструкции передающей трубки — иконоскопа.

В 1930 году была введёна в действие первая передающая станция электронного ТВ в Москве, было освоено производство телевизоров «ТК-1» с кинескопом Розинга-Зворыкина.

Не за долго до своей смерти, вместе со Зворыкиным, разбил световой луч на синий, красный и зелёный цвета и таким образом получил цветное телевидение.

Так же Розингу принадлежит огромное количество работ по физике.

Также на Фэндоме

Случайная вики