ФЭНДОМ

Соединённое королевство Великобритании и Ирландии
Юнион Джек Британский герб
Год основания: 1801
Официальный язык: Английский
Форма правления: Конституционная монархия
Главы государства: См. Список монархов Британии
Столица: Лондон
Религия: Англиканство
Площадь: 29 182 000 км²
Население: 470 000 000 чел.
Валюта: Фунт стерлингов
UK-1912
Соединённое королевство Великобритании и Ирландии (англ. United Kingdom of Great Britain and Ireland) было создано 1 января 1801 слиянием Королевства Великобритании (бывшего само по себе слиянием Шотландии и Англии в 1707) с Королевством Ирландия. В XIX веке, благодаря колониальным завоеваниям, стало одним из крупнейших, наиболее влиятельных и экономически развитых государств мира; с 1857 года, после коронации королевы Виктории титулом императрицы Индии, приобрело наименование Британской империи (англ. British Empire).

Вместе с колониями и доминионами Британская империя занимала огромную территорию — почти 30 миллионов километров, что составляло около 22 % земной суши. Общая численность населения империи составляла примерно 470 млн человек (примерно одна четвёртая часть человечества).

Наивысшего расцвета Соединённое королевство достигло во времена правления королевы Виктории, получившего название Викторианской эпохи; в это время промышленная революция в стране достигла высшей стадии — Британия приобрела неофициальное звание «мастерской мира». В области внешней политики продолжалась колониальная экспансия Британии в Азии («Большая игра») и Африке («драка за Африку»). Британская империя в эти годы также была одним из культурных центров мира, подарив миру таких писателей, как Чарльз Диккенс, Артур Конан Дойл, Редьярд Киплинг и Оскар Уайльд; их творчество необычайно обогатило мировую культуру, став образцом для подражания по всему миру.

Государственное устройство

Британская империя — квази-унитарное государство с парламентской монархией. Конституция как единый документ отсутствовала; фактически неписаная конституция Британской империи состояла в основном из собрания различных письменных источников, включая статуты, судебных прецедентов и международных договоров, наравне с конституционными обычаями.

Глава государства — британский монарх или суверен, который, как правило, именовался королём либо королевой Соединённого королевства. Монарх возглавлял все три ветви власти, имел право роспуска парламента, назначал министров, а также как верховный главнокомандующий имел право объявлять войну. Британский монарх также являлся главой государства в британских доминионах, где его власть была представлена генерал-губернаторами.

Соединённое Королевство имело парламентарное правительство, основанное на вестминстерской системе. На пост премьер-министра (англ. Prime Minister of the United Kingdom), главы правительства Великобритании, согласно обычаю, монархом назначался член парламента, который смог получить поддержку большинства в Палате Общин и таким образом сформировать правительство. Кабинет министров (англ. Cabinet of the United Kingdom) обычно выбирался из членов партии премьер-министра в обеих палатах парламента, но в основном из Палаты Общин, перед которой он был ответственен. Члены кабинета приносили присягу Тайному Совету (англ. Privy Council) — органу советников британского монарха.

Парламент Соединённого королевства (англ. Parliament of the United Kingdom), заседавший в Вестминстерском дворце, являлся высшим законодательным органом и имел две палаты: выборную Палату общин (англ. House of Commons) и назначаемую Палату лордов (англ. House of Lords). Любой принятый документ требовал королевской санкции, чтобы стать законом.

Список монархов Британии

Портрет Имя Супруга (и) Правление Связь с предшественниками
Ганноверская династия
Душевнобольной Георг III
(1738—1820)
Шарлотта Мекленбург-Стрелицкая
(1761—1818)
25 октября 1760 29 января 1820 Внук Георга II
Регент Георг IV
(1762—1830)
Каролина Брауншвейгская
(1795—1821)
29 января 1820 26 июня 1830 Сын Георга III
Моряк Вильгельм IV
(1765—1837)
Аделаида Саксен-Мейнингенская
(1818—1837)
26 июня 1830 20 июня 1837 Сын Георга III, брат Георга IV
Викуля Виктория
(1819—1901)
Альберт Саксен-Кобург-Готский
(1840—1861)
20 июня 1837 22 января 1901 Внучка Георга III
Саксен-Кобург-Готская династия
Эдик Эдуард VII
(1841—1910)
Александра Датская
(1863—1910)
22 января 1901 6 мая 1910 Сын Виктории
Дежа вю Эдуард VIII
(1864—1925)
Алиса Гессен-Дармштадтская
(1892—1925)
6 мая 1910 Сын Эдуарда VII

Список премьер-министров Британии

     Тори/Консервативная партия      Виги/Либеральная партия      Либеральная юнионистская партия      Лейбористская партия

Портрет Имя В должности Партия
21 Персиваль Спенсер Персиваль
(1762—1812)
4 октября 1809 11 мая 1812 Тори
22 Ливерпуль Роберт Дженкинсон, граф Ливерпуль
(1770—1828)
8 июня 1812 19 ноября 1814 Тори
23 Каннинг Джордж Каннинг
(1770—1827)
19 ноября 1814 8 августа 1827 Тори
24 Годрик Фредерик Джон Робинсон, виконт Годрик
(1782—1859)
31 августа 1827 21 января 1828 Тори
25 Веллингтон Артур Уэлсли Веллингтон, герцог Веллингтон
(1769—1852)
22 января 1828 10 декабря 1834 Тори
26 Пиль Роберт Пиль
(1788—1850)
10 декабря 1834 30 августа 1841 Консервативная партия
27 Мельбурн Уильям Лэм, виконт Мельбурн
(1779—1848)
30 августа 1841 29 июня 1846 Виги
28 Рассел лорд Джон Рассел
(1792—1878)
30 июня 1846 21 февраля 1852 Виги
29 Дерби Эдуард Смит-Стэнли, граф Дерби
(1799—1869)
23 февраля 1852 17 декабря 1852 Консервативная партия
30 Главный по гадству Генри Темпл, виконт Палмерстон
(1784—1865)
19 декабря 1852 30 января 1855 Виги
31 Дерби Эдуард Смит-Стэнли, граф Дерби
(1799—1869)
2 февраля 1855 19 июня 1859 Консервативная партия
(1784—1865)
20 июня 1859 18 октября 1865 Либеральная партия
33 Рассел лорд Джон Рассел
(1792—1878)
21 октября 1865 28 июня 1866 Либеральная партия
34 Дерби Эдуард Смит-Стэнли, граф Дерби
(1799—1869)
28 июня 1866 25 февраля 1868 Консервативная партия
35 Гладстон Уильям Гладстон
(1809—1898)
25 февраля 1868 1 декабря 1868 Либеральная партия
36 Дизраэли Бенджамин Дизраэли
(1804—1881)
1 декабря 1868 19 апреля 1881 Консервативная партия
36 Солсбери Роберт Гаскойн-Сесил, маркиз Солсбери
(1830—1903)
25 апреля 1881 2 марта 1894 Консервативная партия
37 Монокль Джозеф Чемберлен
(1836—1914)
2 марта 1894 10 июля 1902 Либеральная юнионистская партия

История

Правление Георга III

Хороший король (нет)

Георг III в военной форме

Царствование Георга III, длившееся почти 60 лет, ознаменовалось революционными событиями в мире, которые не могли не коснуться и самой Британии. Так, в ходе войны за независимость освободились тринадцать американских колоний, образовавшие Соединённые Штаты Америки; произошла Великая французская революция, которая напугала практически всё высшее общество страны, даже недовольных монархом вигов. С одобрения высших классов король и его министры вступили в борьбу с Францией, присоединившись к европейской коалиции.

В 1801 году был принят Акт об унии, объединивший Великобританию и Ирландию и положивший начало Соединённому королевству. Данный акт вначале приветствовался в Ирландии, поскольку население, состоящее в основном из католиков, враждебно относилось к ирландскому парламенту и надеялось на то, что католики наконец-то получат равные права с англиканами, однако решение Георга III об отмене равноправия католиков существенно подорвало привлекательность союза и всерьёз настроило ирландцев против королевской власти.

Георг III был крайне самодурным и авторитарным властителем, искренне ненавидел партию вигов, временами прибегая к чрезвычайным мерам и запугиванию оппозиции. В 1811 году король окончательно впал в безнадёжное помешательство и ослеп: управление страной перешло в руки принца-регента, которым был назначен его сын Георг Август Фредерик. Правление принца-регента, который вёл разгульный и экстравагантный образ жизни, было весьма непопулярным; подтачивала его репутацию и война с Францией, тяжёлым бременем лежавшая на британском народе.

Морской бой

Морское сражение при Шербуре

К началу 1810-х гг. Великобритания была уже порядочно измотана войной с Францией и её союзниками, равно как и сопровождавшей её колониальной блокадой; кроме того, в 1812 году началась англо-американская война, из-за которой британцы вынуждены были сражаться на оба фронта, а в 1813 французы нанесли ряд чувствительных поражений Британии и её союзникам на Пиренеях, и лишь осенью этого года англо-португальская армия под командованием Веллингтона остановила продвижение французов в Португалию. 14 апреля 1814 года британский флот под командованием адмирала Максвелла потерпел поражение неподалёку от города Шербур в Нормандии, пусть и дорогой ценой для французов. В итоге обе воюющие стороны решили пойти на мирные переговоры, и в июне 1814 года был заключён так называемый «почётный мир» с достаточно мягкими условиями для Британии, которая должна была уступить Франции большую часть захваченных ею французских и голландских колоний и выплатить контрибуцию в размере 50 миллионов франков. В конце этого же года был заключён мирный договор и с США, сохранявший довоенный статус-кво.

Послевоенное положение оказалось весьма тяжёлым для Соединённого Королевства: национальный долг вместе с солидной контрибуцией тяжким грузом легли на экономику и в особенности на низшие слои населения. Вкупе с высокими ценами на хлеб это приводило к голоду, а голод — к народным восстаниям. Парламент решил отстранить премьер-министра графа Ливерпуля, объявив его виновником поражения в войне, и назначил главой правительства бывшего министра иностранных дел Джорджа Каннинга, что, впрочем, мало успокоило обнищавшую толпу. На фоне всех этих потрясений 29 января 1820 года скончался Георг III, и на трон взошёл принц-регент, коронованный как Георг IV.

Семья

Георг III с женой и детьми

Георг III с женой и детьми

С 1761 года Георг III был женат на принцессе Шарлотте Мекленбург-Стрелицкой; брак этот был удачным (у короля, в отличие от его непосредственных предшественников и преемников, не было любовниц). Георг был также самым многодетным британским королём за всю историю: у него и Шарлотты родились 15 детей — 9 сыновей и 6 дочерей.
  • Георг IV (1762—1830), король Великобритании (1820—1830).
  • Фредерик (1763—1827), герцог Йоркский, женат на принцессе Фредерике Прусской, дочери Фридриха Вильгельма II.
  • Вильгельм IV (1765—1837), король Великобритании (1830—1837).
  • Шарлотта (1766—1828), замужем за Фридрихом I, королём Вюртемберга.
  • Эдуард Август (1767—1820), герцог Кентский, женат на Виктории Саксен-Кобург-Заальфельдской; отец королевы Виктории.
  • Августа София (1768—1840), умерла незамужней.
  • Елизавета (1770—1840), замужем за Фридрихом Гессен-Гомбургским.
  • Эрнст Август (1771—1851), герцог Камберлендский, женат на Фридерике Мекленбург-Стрелицкой, дочери Карла II Мекленбург-Стрелицкого.
  • Август Фредерик (1773—1843), герцог Сассекский, женат морганатическим браком на Августе Мюррей.
  • Адольф Фредерик (1774—1850), герцог Кембриджский.
  • Мария (1776—1857), замужем за Уильямом, герцогом Глостерским.
  • София (1777—1848), умерла незамужней.
  • Октавий (1779—1783).
  • Альфред (1780—1782).
  • Амелия (1783—1810), умерла незамужней.

Правление Георга IV

Жора 4-й

Георг IV

Народная нелюбовь к новому королю, Георгу IV, была весьма велика. Денди, щедрый покровитель искусств, гурман, Георг пользовался не вполне заслуженной репутацией холодного эгоиста, равнодушного к своим близким. Ещё больше воспламенил ненависть к королю, двору и министрам неблаговидный процесс о разводе Георга IV с его супругой, Каролиной Брауншвейгской. Ненависть эта была столь велика, что многим в те годы казалось, что британская монархия в ближайшие годы повторит судьбу французской монархии Бурбонов.

Консервативный кабинет Каннинга в целом оставался верен своей политике, однако ради сохранения власти начал проводить политику по удовлетворению народных нужд. Были введены суровые наказания за работорговлю, началась политика по снижению податей и стимулированию внутренней и внешней торговли. Благодаря этому торговый кризис, вызванный акционерной игрой и торговыми сношениями с молодыми южноамериканскими государствами, прошёл без особых потрясений, в особенности после того, как в 1826 году были снижены хлебные пошлины. В итоге народное недовольство значительно снизилось, и в стране, наконец, воцарилось спокойствие.

Во внешней политике Каннинг стремился отстаивать интересы своей страны и всячески противодействовать росту влияния Франции в Европе и мире. Его твёрдая политика обеспечила за Британией влиятельное международное положение. При нём Великобритания одной из первых признала независимость испанских провинций в Латинской Америке и подключилась к борьбе греков за независимость. В то же время он поддержал и ультраконсервативное движение сторонников Мигела I во время португальской гражданской войны 1823—1833 гг. При Георге IV началась массовая эмиграция британцев из страны, в основном в США. Уезжали на заработки те, кому не хватало работы в самой Британии.

Эмансипация католиков

Два брата-акробата

Герцог Веллингтон и Роберт Пиль

Однако в Ирландии социально и политическое положение было по-прежнему весьма нестабильным. Сразу после войны Дэниел О’Коннел основал «католическую ассоциацию», ближайшей целью которой была давно обещанная, но постоянно отвергаемая тори эмансипация католиков. Каннинг предпринял попытку добиться одобрения данной инициативы со стороны парламента, однако палата лордов решительно отвергла данное предложение. В 1827 году Каннинг умер; его преемник, лорд Годрик, также недолго задержался на своём посту, и в 1828 году премьером от партии тори стал прославленный фельдмаршал Артур Уэлсли Веллингтон, а его политический союзник Роберт Пиль занял пост министра внутренних дел.

Занимая решительно консервативные позиции, Веллингтон тем не менее понимал необходимость проведения ряда реформ. В первую очередь он решил давно наболевший вопрос эмансипации католиков, поручив Пилю в 1829 году провести Билль об эмансипации католиков, по которому католики получали практически равные политические права с протестантами. С особенно ожесточённым сопротивлением эмансипации Веллингтон столкнулся в Палате лордов, где произнёс одну из лучших речей за свою политическую карьеру. Принятый после горячего сопротивления большинства тори, билль хотя и не облегчил бедственного положения ирландцев, но возбудил надежды на дальнейшие реформы во всех слоях общества. На очередь выступил теперь вопрос о парламентской реформе. В феврале 1830 году лорд Россель внёс в нижнюю палату проект парламентской реформы, отвергнутый большинством голосов. Раздражение народа, вызванное отклонением этого закона, было столь велико, что министры напрасно старались успокоить умы отменой тягостных налогов на жизненные средства. О’Коннел, после эмансипации католиков заседавший в парламенте, воспользовался этим положением дел и выступил с требованием об уничтожении союзного акта, соединявшего Ирландию с Великобританией.

На фоне всей этой внутренней сумятицы король Георг IV скончался, и на престол вступил его младший брат, герцог Кларенский, под именем Вильгельма IV.

Семья

8 апреля 1795 года Георг женился на Каролине Брауншвейг-Вольфенбюттельской, от которой имел единственную дочь.

  • Шарлотта Августа (1796—1817).

Правление Вильгельма IV

Вилли 4

Вильгельм IV

В отличие от своего предшественника, Вильгельм IV пользовался достаточно большой популярностью в английском обществе; адмирал флота, несший тяготы морской службы наравне с остальными моряками, и друг Горацио Нельсона, он имел репутацию либерала, и народ приветствовал в нём провозвестника великих реформ. Несмотря на то, что в недолгое правление Вильгельма IV господствовали консервативные министерства Веллингтона и Пиля, было проведено несколько важных реформ. Так, было пересмотрено законодательство о бедных, проведена демократизация муниципалитетов, ограничен детский труд и отменено рабство в британских колониях.

Одним из важных вопросов в те годы стал вопрос о проведении парламентской реформы. Так, в 1831 году виги во главе с Росселем вновь внесли законопроект о парламентской реформе. Согласно нему большим городам, возникшим в ходе промышленной революции, должно было быть предоставлено представительство в парламенте а также упразднено представительство в палате так называемых «гнилых местечек» — обезлюдевших в конце XVIII — начале XIX веков деревень и малых городков, сохранивших представительство в парламенте.

Парламент

Обсуждение проекта избирательной реформы, 1831

Против реформы решительно выступили тори и особенно герцог Веллингтон. Билль прошёл второе чтение в палате общин с перевесом всего в один голос и застрял в поправках. Весной 1831 года палата общин, наконец, приняла билль, однако он был решительно отклонён палатой лордов. В ответ на это Британию захлестнула волна народных выступлений. Демонстранты дважды за год атаковали резиденцию Веллингтона в Эпсли-Хаус, однако это не остановило герцога, который смог добиться от Вильгельма IV роспуска парламента; в новом составе преобладала партия тори, заблокировавшая на сей раз принятие билля в нижней палате.

Преемник Веллингтона, Роберт Пиль, всячески способствовал росту влияния собственной партии, чему способствовали хорошо организованные выборы и его стремление прислушиваться к чаяниям народа. Основными целями его политики были облегчение положения бедноты и поощрение промышленного развития страны через стабилизацию финансовой системы и общее снижение налогов и сборов. Тем не менее, именно в эти годы зародилось чартистское движение — движение рабочих за расширение политических прав, ставшее во многом предтечей социал-демократии.

Семья

11 июля 1818 года Вильгельм женился на Аделаиде Саксен-Мейнингенской. В этом браке у Вильгельма родились две девочки, Шарлотта и Елизавета, но ни одна из них не выжила.

Правление Виктории

Молодая

Королева Виктория в молодости

После смерти бездетного Вильгельма IV 20 июня 1837 года престол наследовала его племянница Виктория. Её правление, продолжавшееся более 60 лет, стало периодом наибольшего расцвета Британской империи, бурного промышленного, культурного, политического, научного и военного развития страны, и, несмотря на подолжительное правление консерваторов — временем глубоких внутренних преобразований, пусть и частично, но изменивших её старый аристократический строй в духе современного демократизма.

Либеральные реформы

В 1841 году консервативный кабинет Пиля наконец ушёл в отставку, и к власти впервые за несколько десятилетий вернулись виги во главе с лордом Мельбурном. В этот раз вигам наконец удалось добиться принятия обеими палатами парламента Закона о внесении поправок в представительство в Англии и Уэльсе, утвердившего избирательную реформу. Закон действовал только на территории Англии и Уэльса; отдельные законы были приняты для Шотландии и Ирландии в том же году. Благодаря нему промышленные города, наконец, получили представительство в парламенте, также было изъято представительство в палате так называемых «гнилых местечек». Кроме того, закон увеличивал количество лиц, имеющих право голоса, расширив число избирателей с приблизительно 500 тысяч до 821 тысяч человек, что позволило участвовать в голосовании каждому пятому взрослому мужчине. Всего право голоса получили около 6% от общей численности населения, в том числе женщин и детей.

Чартисты

Демонстрация чартистов с требованием принятия Народной хартии, 1842 год

Естественно, избирательная реформа, которая при всей своей либеральности так и не дала полноценного права голоса широким народным массам, вызывла недовольство как со стороны консерваторы, которые были готовы противодействовать всякому дальнейшему торжеству демократического принципа, так и радикалов-чартистов, которые разработали Народную хартию — петицию парламенту, где требовали всеобщего избирательного права, тайной подачи голосов, ежегодно возобновляемых парламентов. Начиная с осени 1838 года чартисты подняли сильную агитацию на сходках, собирали подписи для петиций и созвали в начале 1839 года так называемый национальный конвент в Лондоне, ища себе сторонников среди рабочего населения фабричных городов. Правительство ответило на это арестами лидеров чартистского движения. В 1842 чартисты выдвинули новую, куда более радикальную хартию, которая также была отклонена, а демонстрации в её поддержку — разогнаны полицией.

Глухое неудовольствие против хлебных законов, ложившихся всей своей тяжестью на бедную часть населения, достигло таких размеров, что правительство уже не могло его игнорировать. Хлебные законы были сначала смягчены, а потом окончательно отменены, главным образом, под давлением Лиги против хлебных законов, основанной Джоном Кобденом и поддержанной самыми выдающимися деятелями партии вигов. Торговля хлебом сделалась свободной, и английский народ приобрёл право утолять свой голод дешёвым хлебом. Правительство Джона Рассела, сменившего лорда Мельбурна в 1846 году, сделало ещё несколько шагов вперед по пути расширения свободы торговли. Оно открыло английские гавани для кораблей всех наций без исключения, уничтожило навигационные ограничения, существовавшие с XVII века. Этому немало способствовали страшный голод, разразившийся над Ирландией в 1846 году, и последовательный ряд неурожайных лет во многих местностях Англии и Шотландии.

Весна народов

Основная статья: Весна народов

Марш чартистов

Митинг чартистов, 1848 год

В 1847 году в Англии начался новый промышленный кризис, опять стала усиливаться безработица, и чартизм вновь оживился. Способствовали его оживлению и революции, прошедшие по Европе. В первых числах сентября в Глазго, Манчестере и других городах вспыхнули беспорядки, которые быстро были подавлены, а в Ирландии поднялась сильная агитация в пользу немедленного отделения от Англии. В Лондоне, Бирмингеме, Шеффилде и других местах чартисты собирали многолюдные сходки с нескрываемой республиканской тенденцией и завязали сношения с ирландскими агитаторами. Собрался новый конвент чартистов, на котором была принята третья хартия, и 18 сентября толпа двинулась к Вестминстерскому дворцу с петицией, под которой подписались около пяти миллионов человек.

Однако демонстранты вели себя слишком показательно нагло, начав громить лавки и выкрикивать республиканские лозунги. В результате они были атакованы полицией, к которой вскоре присоединились и солдаты. Началась перестрелка, повлекшая за собой человеческие жертвы, и в конечном итоге бунтующая толпа была разогнана. Начались аресты лидеров чартистского движения; часть из них, такие как Уильям Ловетт, Томас Купер и Фергюс О’Коннор, были приговорены к смертной казни либо длительным срокам заключения, однако королева помиловала их и заменила суровые приговоры ссылкой.

Практически одновременно с восстанием чартистов беспорядки охватили и Ирландию, в которой голод 1846 года всерьёз настроил ирландцев против британских властей и против самой Виктории, которую прозвали «королевой голода». Однако новый закон об охране престола и правительства дал министрам возможность приступить к решительным мерам против ирландского движения. В Дублине в 1848 году было объявлено осадное положение; обе палаты почти единогласно приняли предложение правительства о приостановке Habeas Corpus в Ирландии. Когда лидер партии «Молодая Ирландия» Уильям Смит О’Брайен призвал к открытому восстанию, повлекшую за собой кровопролитное вооружённое столкновение, дело было выиграно правительством. Вожди мятежа были приговорены к смертной казни, также заменённой ссылкой.