ФЭНДОМ

Содружество Британии, Ирландии и Американских Провинций
Флаг Британии ДЗК Всевидящее Око
Год основания: 1785
Официальный язык: Английский
Форма правления: Республика
Главы государства: См. Список консулов Британии
Столица: Лондон
Религия: Светское государство
Площадь: 315 000 км²
Население: 9 250 000 чел.
Валюта: Фунт стерлингов
Britain - 1789
Британская республика (англ. Commonwealth of Britain, в буквальном переводе Британское содружество), официальное название Содружество Британии, Ирландии и Американских Провинций (англ. Commonwealth of Britain, Ireland and American Provinces) — трансконтинентальное государство, включающее в себя территорию Британских островов, а также владений в Новом Свете. Крупнейшие города — Лондон, Глазго, Манчестер, Дублин, Эдинбург.

Была провозглашена палатой общин 5 ноября 1785 года в ходе Великой английской революции, вслед за официальным низложением последнего короля Великобритании Георга III.

Государственное устройство

Британия — федеративная парламентская республика. Государственное устройство страны утверждено Народной хартией (англ. People's Charter), принятой Вторым конституционным конвентом 25 июля 1786 года. Народной хартией провозглашались и гарантировались основные права и свободы личности, такие как свобода слова, печати, вероисповедания, собраний, равенство граждан перед законом, право иметь оружия для самообороны, неприкосновенность жилища.

Высший орган законодательной власти — однопалатный парламент Республики (англ. Parliament of the Commonwealth), избираемый каждые 5 лет путём прямого, равного и тайного голосования. Избирательным правом обладает всё свободное мужское население Британии, Ирландии и североамериканских колоний старше двадцати одного года, без учёта избирательного ценза.

Главой государства является консул Республики (англ. Consul of the Commonwealth), который избирается депутатами парламента сроком на 5 лет, с возможностью переизбрания на неограниченное число сроков. Консул осуществляет руководство внешней политикой Британии, объявляет войну и заключает мир, является верховным главнокомандующим вооружёнными силами, а в чрезвычайных обстоятельствах имеет право на роспуск парламента. Также консул по представлению парламентариев назначает и отправляет в отставку правительство — Кабинет министров (англ. Cabinet of the Commonwealth) во главе с премьер-министром, который непосредственно формирует кабинет, список членов которого представляет консулу для утверждения.

Британская республика, будучи федерацией, имеет весьма сложное административно-территориальное деление. Де-факто она делится на субъекты федерации — собственно Британию, Ирландию и американские провинции; при этом все субъекты имеют собственные парламенты, конституционные хартии и региональное законодательство — кроме самой Британии, законодательство которой устанавливается непосредственно парламентом Республики. Сами же субъекты делятся на округа или графства — более мелкие административные единицы, руководимые местными советами. Наконец, низшим уровнем административно-территориального деления являются муниципалитеты, управляющие местной жизнью населённых пунктов. Полномочия администрации округов и взаимоотношения с муниципальными властями сильно различаются в зависимости от региона.

Список консулов Британии

     Радикалы      Либералы      Конституционалисты

Портрет Имя Правление Партия Премьер-министр
1 Пейн Томас Пейн
(1737—1809)
30 августа 1786 8 июня 1809 Радикалы Чарльз Джеймс Фокс
(1786—1806)
Эдвард Фицджеральд
(1806—1809)
2 Эдвард Фицджеральд Эдвард Фицджеральд
(1763—1827)
8 июня 1809 30 августа 1816 Радикалы Уильям Коббет
(1809—1816)
3 Грей Чарльз Грей
(1764—1845)
30 августа 1816 30 августа 1826 Либералы Джон Куинси Адамс
(1816—1824)
Уильям Лэм
(1824—1826)
4 Байрон Джордж Байрон
(1788—1847)
30 августа 1826 30 августа 1836 Радикалы Уильям Коббет
(1826—1829)
Фрэнсис Плейс
(1829—1836)

История

Консулат Томаса Пейна

Революция

Основная статья: Великая английская революция

Второй конституционный конвент

Заседание Второго конституционного конвента

История Британской республики официально началась 5 ноября 1785 года, после того, как палата общин объявила о низложении Георга III, обвинённого в государственной измене, а затем официально провозгласила республиканское устройство страны. Перед Британией остро встал вопрос о будущем государственном устройстве: был созван Второй конституционный конвент, который должен был подготовить новую республиканскую конституцию Британии взамен так и не принятой Конституционной хартии. В итоге уже летом следующего года была принята Народная хартия, согласно которой в Британии были учреждены новые, республиканские институты власти.

Вслед за этим состоялись выборы первого консула Британской республики. Им был избран философ и публицист Томас Пейн — будучи лидером партии радикалов, он в то же время устраивал и представителей остальных партий, пользуясь репутацией дальновидного и склонного к компромиссам политика.