ФЭНДОМ

Британская республика
Британская республика Герб Британии
Год основания: 1848
Официальный язык: Английский
Форма правления: Парламентская республика
Главы государства: См. Список президентов Британии
Столица: Лондон
Религия: Англиканство
Площадь: 230 000 км²
Население: 27 000 000 чел.
Валюта: Фунт стерлингов
Британия-1848
Британская республика (англ. Commonwealth of Britain, буквально Британское содружество) - государство в Западной Европе, занимающее территории острова Великобритания и ряда прилегающих островов.

Образовано 12 июня 1848 года в ходе Британской революции, после подписания Англией, Шотландией и Уэльсом т. н. Федеративного договора.

Крупнейшие города - Лондон, Глазго, Манчестер, Эдинбург, Бристоль.

Государственное устройство

Британская республика - федерация Англии, Шотландии и Уэльса. Отношения трех государств-учредителей регулируются Федеративным договором, согласно которому они делегируют свои полномочия трем общесоюзным учреждениям - Президенту, Парламенту и Правительству. Их полномочия устанавливаются конституцией Британии, принятой в результате компромисса радикальных демократов-чартистов и левых вигов, в следствии чего она многое унаследовала от традиционного британского законодательства.

Главой государства является президент, избираемый всенародным голосованием на 5 лет. По своим полномочиям президент мало отличается от монарха - он в праве распускать и созывать Парламент, осуществляет руководство вооруженными силами и внешней политикой, так же в ряде случаев президент может отстранять и назначать главу правительства и министров, отменять ранее принятые законы, присуждать и вручать государственные награды, объявлять амнистию и т. д. Кроме того ни один закон или постановление правительство не может иметь силы без одобрения президента.

Парламент состоит из двух палат. Нижняя - Народный совет (до 1851 года - Палата общин) избирается населением на 5 лет, по 1 депутату от 10 000 граждан. Верхняя палата - Государственный совет - избирается через сложную систему многоступенчатых выборов местными советами на 6 лет; 50 депутатов представляют Англию, 35 - Шотландию, 15 - Уэльс.

Народный совет назначает правительство во главе с премьер-министром. В состав правительства, помимо министерств, входят так же Синод под председательством Архиепископа Кентерберийского, который руководит Англиканской церковью, а так же Совет по делам Шотландии и Совет по делам Уэльса - фактически правительства этих территорий, члены которых назначаются Государственным советом.

Территория страны делится на округа или дистрикты, руководимые местными советами. Шотландия и Уэльс имеют ряд автономий - часть их налоговых отчислений остается в местном бюджете, полиция и суды подчиняются в первую очередь Советам по делам этих земель, а солдаты-шотландцы и валлийцы проходят службу лишь в пределах их родины. Тем не менее, Британия, не смотря на декларирование федеративного устройства, остается достаточно централизованной страной - ее составные части и колонии не имеют национально-культурной автономии и не могут выйти из состава республики.

Список президентов Британии

     Демократы      Либералы

Портрет Имя Правление Партия Премьер-министр
1 Ловетт Уильям Ловетт
8 мая 1800 - 8 августа 1877
(77 лет)
31 января 1849 17 марта 1859 Демократ Уильям Молсуорт
1849-1855
Томас Купер
1855-1858
Джон Расселл
1858-1859
2 Купер Томас Купер
20 марта 1805 - 15 июля 1892
(87 лет)
17 марта 1859 17 марта 1864 Демократ
Джордж Оджер
1859-1864
3 Милль Джон Стюарт Милль
20 мая 1806 - 8 мая 1873
(66 лет)
17 марта 1864 8 мая 1873 Либерал
Уильям Гладстон
1864-1873
4 Кример Рандал Кример
18 марта 1828 - 22 июля 1908
(80 лет)
23 июня 1873 23 июня 1878 Демократ
Джордж Оджер
1873-1877
Джордж Харни
1877-1878
Уильям Гладстон
1878-1883
5 Харкорт Уильям Харкорт
14 октября 1827 - 1 октября 1904
(76 лет)
23 июня 1878 23 июня 1888 Либерал
Чарльз Дильк
1883-1886
Уильям Гладстон
1886-1888
6 Моррис Уильям Моррис
24 марта 1834 - 3 октября 1896
(62 года)
23 июня 1888 3 октября 1896 Демократ
Джон Бедфорт Лено
1888-1894
Джордж Хоуэлл
1894-1897
7 Чемберлен Джозеф Чемберлен
8 июля 1836 - 2 июля 1914
(77 лет)
18 ноября 1896 18 ноября 1901 Либерал
Генри Кэмпбелл-Баннерман
1897-1899
Спенсер Кавендиш
1899-1901

Правление Уильяма Ловетта

В ходе первых выборов президента Британии победа досталась кандидату от Демократической партии,объединившей умеренных чартистов и радикалов из числа вигов, Уильяма Ловетту. Правительство он поручил сформировать депутату-вигу Уильяму Молсуорту, что было воспринято как отказ от программы левых и переход к политике компромиссов. Уже первые решения президента подтвердили этот курс - 24 апреля 1849 года после длительных переговоров была признана независимость Ирландии.

Внешняя политика

Британская республика на первом этапе своего существования находилась в дипломатическом вакууме - с одной стороны, ее отказывались признавать бывшие союзники Британской империи, такие как Россия, Греция, Австрия и Португалия. С другой, бывшие враги из числа республиканских стран - США и Франция - так же были настроены весьма прохладно по отношению к новому государству. В результате, Британия вынуждена была искать союзников из числа стран, которые находились в конфронтации как с монархическими, так и с республиканскими государствами Европы - прежде всего таковым союзником стала Османская империя.

Балканская война

Основная статья: Балканская война

Британцы в Мраморном море

Британские корабли в Мраморном море

13 сентября 1851 года началась война между Российской и Османской империями на Балканах, в ходе которой русские войска в союзе с румынами, сербами и греками за год полностью сломили сопротивление турок и вышли к Константинополю. Для Британии усиление России было угрозой ее господству на море, поэтому 28 октября 1852 года в Мраморное море был введен британский флот. Под давлением Британской республики, требования которой были поддержаны французами, итальянцами, пруссаками и шведами, был созван конгресс европейских держав, призванный урегулировать спор за владения Турции.

10 апреля 1853 года было заключено Кипрское соглашение между Британией и Турцией, по которому последней гарантировались ее границы в Азии в обмен на предоставление портов для английского флота. В ответ на это Россия начала стягивать войска на границе с Персией, намереваясь через ее территории вторгнуться в Индию, что еще больше накалило отношения между двумя державами.

По итогам Берлинского конгресса 6 мая был принят проекта раздела территорий Балканского полуострова, который существенно урезал претензии Российской империи, что предопределило ее дальнейшую конфронтацию с Британией, которая более других государств была заинтересована в конгрессе.

Вторая опиумная война

Индийское восстание

Внутренняя политика

Правление Томаса Купера

Правление Джона Стюарта Милля

Продолжение следует...