ФЭНДОМ

Василий Иванович Чапаев
Фотография
Звание: Комбриг
Рождение: 28 января (9 февраля) 1887,

Будайка, Казанская губерния

Смерть: 4 июня 1965 года,

Чебоксары

Принадлежность: Российская империя →

Российская республика → Советская Россия

Род войск: Сухопутные войска
Годы службы: 1908—1917, 1918, 1937-1945

Василий Иванович Чапаев (сам подписывался как Чепаев); (28 января (9 февраля) 1887, Будайка, Казанская губерния — 4 июня 1965 года, Чебоксары) — один из командиров Красной армии России, участник Великой войны, герой Советской России. Кавалер трёх Георгиевских крестов и одной медали. Кавалер ордена Красного Знамени (1919), ордена Ленина (1931), ордена Суворова (1944), а так же медали "За взятие Лондона" (1943).

Личная Жизнь

Чапаев родился 28 января (9 февраля) 1887 года в деревне Будайка, Чебоксарского уезда Казанской губернии (ныне Будайка практически в центре города Чебоксары), в семье крестьянина-мордвина (эрзя). Василий стал шестым ребёнком в семье Ивана Степановича Чепаева (1854—1921).

В 1908 году Чапаев познакомился с 16-летней Пелагеей Метлиной, дочерью священника, и в том же году женился на ней. Вместе они прожили 6 лет, у них родилось трое детей. Затем началась Великая Война, и Чапаев ушёл на фронт. Пелагея пожила в доме его родителей, потом ушла вместе с детьми своим родителям, из-за негативного отношения со стороны родителей Василия Ивановича.

По возвращению домой, восстановил семью, в армию не вернулся, в связи с окончанием войны. После подавления Кубанского мятежа вновь вернулся в домой, больше расстований с женой не было.

Военная служба (1908-1918)

Великая Война

Осенью 1908 года Василий был призван на службу в армию и направлен в Киев. Но уже весной следующего года, по неизвестным причинам, Чапаева уволили из армии в запас и перевели в ратники ополчения первого разряда. По официальной версии, по болезни. Версия о его политической неблагонадежности, из-за которой он был переведен в ратники, ничем не подтверждается. До Мировой войны в кадровой армии не служил. Работал плотником. С началом войны, 20 сентября 1914 года, Чапаев был призван на военную службу и направлен в 159-й запасной пехотный полк в город Аткарск.

На фронт Чапаев попал в январе 1915 года. Воевал в 326-м Белгорайском пехотном полку 82-й пехотной дивизии в 9 армии Юго-Западного фронта на Волыни и в Галиции. Был ранен. В июле 1915 года закончил учебную команду, получил звание младшего унтер-офицера, а в октябре — старшего. Войну закончил в чине фельдфебеля. За проявленную храбрость был награждён Георгиевской медалью и солдатскими Георгиевскими крестами трёх степеней.

Февральскую революцию встретил в госпитале в Саратове. 28 сентября 1917 года вступил в РСДРП. После выздоровления демобилизирован.

Chapaev.jpg

В.И.Чапаев

Кубанский мятеж

В мае 1918 года — мобилизован в РККА, как комвзвод, для борьбы с поднятым на Кубани мятежом, поднятым А.И.Деникиным и М.В.Алексеевым. В Николаевске организует уездную Красную гвардию из 14 отрядов, набранную целиком из добровольцев. По его инициативе 25 мая принято решение о реорганизации отрядов Красной гвардии в два полка Красной Армии: им. Степана Разина и им. Пугачева, объединённых в Пугачевскую бригаду под командованием Чапаева.

24 июля в ходе многодневных боёв Пугачёвская бригада, под руководством Чапаева, берёт в свои руки Азов, начало перелома в восстании. 1 августа разбивает передовые части "Добровольческой армии" на реке Ея, на следующий день бригада без боя берёт Ейск. 12 августа отбивает у восставших город Кропоткин. 20 августа, несмотря на численное превосходство противника, Пугачёвская бригада совместно с бригадой Александра Егорова захватывает Екатеринодар, Генерал Деникин захвачен в плен.

В течение всего сентября добивает остатки "Добровольческой армии". После окончания Кубанской операции прослужил ещё 2 месяца, после чего был демобилизован домой.

В мае 1919 года участвовал в параде войск на Красной Площади в Москве. В этом же году Владимир Ильич Ленин лично вручил Василию Ивановичу Чапаеву орден Красного Знамени.

Деятельность между войнами

Несмотря на уговоры сверху, в январе 1920 года, Чапаев в очередной раз отказался от повышения, оставшись Комбригом.

Начиная с 1922 года - депутат Всероссийского Съезда Советов от Чебоксарского округа, от фракции Большевиков. Несколько раз переизбирался, после чего, в 1930 году вернулся в Будайку.

1931 году переезжает в Чебоксары, где становится председателем местного Областного совета. По личному распоряжению И. Сталина в конце 1931 года был награждён орденом Ленина.

1934 году был направлен в Казанское танковое училище.

Военная служба (1937-1945)

1937 году стал руководителем местных сил Рабоче-Крестьянской Красной Армии, а в 1938 году назначен командиром 12-й танковой бригады.

КВ-1 Чапаев.jpg

Танк КВ-1 В.И.Чапаева

Европейскую войну встретил в резерве, однако уже в августе был направлен на Польский фронт. Позже вместе с бригадой был отправлен в Иран. Вскоре бригада получила новейшие танки КВ-1.

Руководил сначала обороной Ирано-иракской границы, затем наступал вглубь Ирака, во главе своей танковой Бригады. 18 апреля его Бригада первой ворвалась в Багдад.

В августе того же года он был отправлен на Индийский фронт, на котором провоевал вплоть до Битвы за Британию, на которую он был переброшен, в должности Командарма РККА, как один из самых опытных командующих. За блестящее руководство получил Звезду Героя России.

Входе Битвы за Лондон его 2-я гвардейская танковая армия разбила передовые части Британцев западнее столицы, что позволило развить наступление на логово Фашизма. Лично принимал участие в штурме Лондона командуя из танка.

После окончания войны его танковая бригада была расположена в районе Британского города Манчестер. А в ноябре 1945 года, после парада на Красной площади, он был демобилизован и вернулся домой.

Послевоенная жизнь

После войны работал профессором в Чебоксарской Военной Академии (с 1965 года - Военная Академия им.Чапаева) в плоть до пенсии на которую ушёл в 1952 году. После ухода на пенсию перехал в дачу, подаренную правительством РСР. Умер в 1965 году.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики