ФЭНДОМ

1e77e77c86d1-1-.jpgЭта статья - часть проекта "Инопланетные Летучие Мыши"!
Не надо падать в обморок от нереалистичности :-)
Великолитовская Федеративная Республика (рус.)
Great Lithuanian Federal Republic (англ.)
Вялікалітоўская Федэратыўная Рэспубліка (бел.)
Lietuvos Didžiosios Federacinė Respublika (лит.)
Lielālietuvas Federatīvā Republika (лат.)
Великолитовська Федеративна Республіка (укр.)
Флаг ВЛФР Герб ВЛФР
Флаг ВЛФР Герб ВЛФР
Дата независимости: 1991
Языки  
  Государственный белорусский, латышский, литовский, украинский
  Другие русский (грамматика отлична от классической)
Политические центры: Вильно, Менск, Киив, Риига
Форма правления: Федеративная парламентарная республика
Площадь (км²): 941 089
(32-е место)
Население 61 501 527 — 2010
(23-е место)
ВВП (ППС): 1 919 647 (ППС)
31 213 (на душу населения)
(26-место)
Этнохороним: литвин, литвинка, литвины
Валюта: Литовский талер (LTT)
Интернет домен: .gl (.by, .lv, .lt, .ua)
Телефонный код: +370
Часовой пояс: +2
На карте Европы
Контурная карта
Аналог в нашем таймлайне: Литовская Республика, Латвийская Республика, Республика Беларусь, Украина. В границах 1991 года

Великолито́вская Федерати́вная Респу́блика — крупнейшее, полностью находящееся в Европе государство. Официальные краткие названия на русском языке — Литва́, ВЛФР. Неофициальное (распространенное) название — Литовская Федерация

С севера омывается Балтийским морем, на юге — Чёрным и Азовским. На севере граничит с Эстонией, на востоке — Россией, на юго-западе — c Румынией и Федеративной Республикой Молдова, на западе — с Польшей, Словакией, Венгрией и Калининградской областью России.

Политические центры — Вильно, Киив, Менск, Риига.

После распада СССР в конце 1991 года Литва, наряду с Российской Федерацией, была признана международным сообществом как государство-продолжатель Союза ССР и заняла место в Совете Безопасности ООН. Литва состоит в ряде международных организаций — ООН, Совет Европы, Организация Экономического Сотрудничества «Север-Юг», ВТО, Балтийская ассамблея, Организация черноморского экономического сотрудничества и д.р.

Подписала Шенгенское соглашение.

Обладает атомным оружием в соответствии с поправкой к Договору о нераспространении ядерного оружия от 21 марта 1992 года. Ратифицировала договор 15 июля 1992 года.

Название

Название «Литва» (Lituae) впервые упомянуто в Кведлинбургских анналах в 1009 году, когда миссионер Брунон Бонифаций был убит на границе Руси и Литвы (Прибужское Подляшье, район современного Бреста).

Древняя Литва (Великое княжество Литовское) была полиэтничным государством с существенным преобладанием славянского населения и славянской культуры.

Современная Литва является результатом сложных политических процессов, происходивших на всём протяжении XX века и представляет собой государство обладающее признанным мировым сообществом правом на историческую преемственность как ВКЛ, так и СССР (паритетное наследование наряду со всеми бывшими республиками СССР).

Термин «Лятува» принят общеупотребительным в русском языке ВЛФР для обозначения соответствующего субъекта Федерации, с целью разделения устного восприятия названия субъекта и краткого названия государства.

История

Основная статья: История ВЛФР

Реставрация государственности — создание ВЛФР

11 марта 1990 г. Верховный Совет Литовской ССР провозгласил Акт о восстановлении независимости Лятувы. В феврале 1991 года восстановленная независимость Лятувской Республики была признана Исландией, в августе 1991 года — Россией и международным сообществом.

4 мая 1990 г. новоизбранным Верховным Советом Латвийской ССР была принята Декларация о восстановлении независимости Латвийской Республики. Одновременно был созван Конгресс Граждан Латвийской Республики, в выборах которого, в отличие от выборов в Верховный Совет, участвовали только лица, бывшие гражданами Латвии до её присоединения к СССР и их потомки. 3 марта 1991 г. на опросе большинство жителей Латвии (включая будущих «неграждан») высказались за демократию и независимость. Реально независимость была восстановлена 21 августа 1991, после неудавшейся попытки переворота ГКЧП в Москве.

27 июля 1990 г. Верховный Совет БССР принял Декларацию о государственном суверенитете. Решение о подготовке Декларации было принято 18 июня 1990 года под влиянием Декларации о государственном суверенитете РСФСР 12 июня. Проект декларации был представлен 23 июля и находился на утверждении по статьям и отдельным формулировкам. В итоге 27 июля за принятие Декларации целиком проголосовало 229 депутатов из 232 зарегистрировавшихся (при трёх не голосовавших).

24 августа 1991 г. Верховная рада (Верховный Совет) провозгласила независимость Украины, подтверждённую всенародным референдумом 1 декабря 1991.

ВЛФР было основано главами БССР, УССР и Лятувской Республики путём подписания 8 декабря 1991 года в Вискулях под Брестом (Беларусь) «Соглашения о создании Великолитовской Федеративной Республики» (известно в СМИ как Беловежское соглашение). Текст соглашения был составлен на четырёх языках — белорусском, лятувском, русском и украинском.

В документе, состоявшем из Преамбулы и 14 статей, констатировалось, что Союз ССР прекращал своё существование как субъект международного права и геополитической реальности. Однако, основываясь на исторической общности народов, связях между ними, учитывая двусторонние договоры, стремление к демократическому правовому государству, намерение развивать свои отношения в составе единого субъекта мирового права, стороны договорились об образовании Великолитовской Федеративной Республики.

Уже 10 декабря соглашение было ратифицировано Верховными Советами Беларуси и Украины, а 12 декабря — Сеймом Лятувы.

14 декабря в городе Риига состоялась встреча представителей Сейма Латвии и Сейма Лятувы, на которой представители Латвии заявили о готовности Латвии войти в состав Великолитовской Федеративной Республики на правах субъекта федерации.

Федеративный договор был подписан главами парламентов 4-х стран 1 января 1992 года. Эта дата считается датой образования Великолитовской Федеративной Республики.

26 октября 1995 г. — принят федеральный закон о постоянном нейтралитете. 12 декабря 1995 года была принята Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН № 50/80, в которой выражается надежда на то, что «статус постоянного нейтралитета Литвы будет содействовать укреплению мира и безопасности в регионе». В этой резолюции ООН «признает и поддерживает провозглашенный Литвой статус постоянного нейтралитета». Подобный уникальный документ принят впервые в деятельности всего международного сообщества наций. Поддержка нейтралитета ООН — редкое явление в более чем полувековой истории этой международной организации. Резолюция ГА ООН призывает уважать и поддерживать нейтралитет Литвы. За ее принятие на сессии ГА проголосовали 185 государств-членов мирового сообщества.

Государственно-политическое устройство

Основная статья: Политическое устройство ВЛФР

ВЛФР — федеративная парламентарная республика. Политическая система государства делится на два уровня: федеральный, на котором принимаются общегосударственные решения международного значения, и региональный, на котором решаются задачи федеральных субъектов. Каждый уровень обладает собственными органами исполнительной, законодательной и судебной власти. Хотя субъекты и имеют неравное представительство в Вальном Сейме, юридически они имеют равный статус, что характеризует федерацию как симметричную.

Согласно федеральному закону «О государственных символах Великолитовской Федеративной Республики» государственными символами федерации являются Флаг ВЛФР, Герб ВЛФР и Гимн ВЛФР. Кроме федеральных символов, закон регулирует использование государственных символов субъектов федерации.

Глава государства — федеральный президент, который выполняет представительские функции и назначает федерального канцлера. Федеральный канцлер руководит деятельностью Федерального правительства.

Верховная Рада (парламент) и Вальный Сейм (орган представительства субъектов) осуществляют законосовещательную и законодательную функции на федеральном уровне. На региональном уровне законотворчеством занимаются парламенты субъектов — Рады. Парламенты однопалатные.

Выборы в Рады всех уровней осуществляются по пропорциональной системе. Места распределяются между политическими партиями. Порог прохода составляет 3%.

Исполнительная власть на федеральном уровне представлена Федеральным правительством, во главе которого стоит федеральный канцлер. Федеральной и субъектными администрациями руководят министры, которые стоят во главе административных органов.

Федеральный конституционный суд следит за соблюдением конституции. Также к верховным органам правосудия относятся Федеральный суд юстиции, Федеральный административный суд, Федеральный суд по трудовым спорам, Федеральный общественный суд и Федеральный финансовый суд. Большая часть судебных разбирательств находится в ответственности субъектов. Федеральные суды в основном занимаются пересмотром дел и проверяют решения местных судов на предмет формальной законности.

Партийная система и основные политичесие партии.

Для ВЛФР характерна многопарийность. Партийная система в ВЛФР имеет блоковый характер. Основные политиеские блоки объединяют в себе идеологически близкие партии субъектов федерации. Так в ВЛФР существуют следующие партийные блоки:

Объединеный Литовский Народный фронт (ОЛНФ) — коалиция партий правой консервативной ориентации, объединяющий приимущественно национально-демократические и христианско-демократические партии. В ОВНФ входят следующие партии:

  • Литовская народная партия «Свобода» (общефедеральная партия, наиболее представлена в Лятуве и Беларуси);
  • Лятувская христианско-демократическая партия (Лятува);
  • Белоруская христианская демократия (Беларусь);
  • Движение «Возрождение» (общефедеральная партия, наиболее представлена в Лятуве);
  • Народный Рух Украины (Украина);
  • Народный фронт Латвии (Латвия);
  • Союз патриотов Великолитвы (общефедеральная партия — наиболее представлен в Беларуси и Украине).

Гражданская платформа ВЛФР (ГПВЛФР) — центристское объединение, приимущестенно либеральных и демократических политических партий. В данную политическую коалицию входят следующие партии:

  • партия «Латвийский центр» (Латвия);
  • Гражданская партия (Беларусь);
  • Демокраическая партия Украины (Украина);
  • партия Свободы и Прогресса (общефедеральная партия, наиболее представлена в Беларуси и Украине);
  • Союз либералов Лятувы (Лятува);
  • партия «Гражданское согласие» (общефедеральная партия, демократической ориентации, предсавлена национальными меньшинствами, в основном русским).

Социал-демократический блок Великолитвы (СДБВ — объединение партий левоцентристской, соцал-демократической ориентации. В этот блок входят:

  • Социал-демократическая партия Лятувы (СДПЛ) (Лятува);
  • Белорусская социал-демократическая громада (БСДГ) (Беларусь);
  • Социалистическая партия Украины (Украина);
  • Партия соцал-демократов Латвии (Латвия);
  • Новая левая партия (общефедеральная партия).

Кроме основных блоков существуют партии, которые не входят в постоянные политические объединения:

  • Региональняа партия Литовской федерации — лево-центристская популистская партия, наиболее представлена в Беларуси и Украине;
  • Лятувская национально-демократическая партия — национальняа партия Лятувы, выступающая за выход Лятувы из федерации;
  • Союз украинских националистов — сепартистская партия в Украине;
  • Союз «Отечество» — «Независимая Латвия» — национально-ориентированная, сепаратистская партия в Латвии;
  • Русский славянский собор — правая русская партия;
  • Партия татарского возрождения;
  • Польская партия Литвы;
  • Коммунистическая партия ВЛФР.

Федеративное устройство

Основная статья: Федеративное устройство ВЛФР
ВЛФР — государство с федеративным устройством, в составе 8 равноправных субъектов — 4-х республик (Беларусь, Латвия, Лятува и Украина) и 4-х городов федерального подчинения (Вильно, Киев, Минск, Рига).

Субъекты федерации имеют своё административно-территориальное деление. Украина делится на воеводства, которые в свою очередь делятся на уезды. Беларусь, Латвия и Лятува делятся на уезды.

Украина в свою очередь имеет асимметричное федеральное устройство и состоит из Украины (23 воеводств), Рутении и Автономной республики Крым. Автономная республика Крым и Рутения, унитарные республики, являются неотъемлемой составляющей частью Украины и в пределах полномочий, определенных Конституцией Украины, решают вопросы, отнесенные к их ведению. В состав Автономной республики Крым не входит юго-запад полуострова, подчинённый Севастопольскому горсовету, который является единицей республиканского подчинения.

Рутения занимает территорию юго-западных склонов Карпат и Закарпатской низменности.

ВЛФР разделяется на 5 федеральных округов, которые не являются субъектами или иной конституционной частью административно-территориального деления. Границы федеральных округов совпадают с границами военных. В округах работают полномочные представители Федерального правительства в рангах федеральных министров.

Вооружённые силы

Основная статья: Вооружённые силы ВЛФР

После распада Советского Союза и подписания Федерального Договора, Литва унаследовала одну из наиболее мощных группировок войск в Европе, оснащенную ядерным оружием, достаточно современным флотом и достаточно современными образцами вооружения и военной техники; инфраструктуру и промышленные мощности.

С 1 января 1992 г. под юрисдикцию Литвы перешли: 22 мотострелковых, 8 танковых, 5 артиллерийских дивизий и 14 артиллерийских бригад, 2 бригады спецназа, 14 бригад ПВО, 12 полков боевых вертолетов, 4 воздушные армии (около 1400 боевых самолетов) и отдельная армия ПВО. Стратегические ядерные силы, дислоцированные на территории Литвы, имели 176 межконтинентальных баллистических ракет, а также около 2600 единиц тактического ядерного оружия. На время подписания Федерального Договора численность войск насчитывала около 1 млн. чел.

Ukraina.jpg

ТРКР «Україна» — флагман ВМФ Литвы

В декабре 1994 года завершился раздел флота Советского Союза. Приняв на себя ответственность за 33% долговых обязательств СССР (2-я Ялтинская конференция) Литва получила в собственность 8 атомных подводных лодок, 8 дизельных подводных лодок, 3 глубоководных аппарата, 1 тяжёлый ракетный крейсер (в постройке), 1 ракетный крейсер (на консервации), 3 эсминца (1 на консервации), 5 сторожевых кораблей (2 на консервации), 10 малых противолодочных кораблей (2 на консервации), 5 малых ракетных кораблей (1 на консервации), 10 ракетных катеров (2 на консервации, 2 в ремонте), 21 тральщик (1 на консервации), 4 десантных корабля (3 на консервации).

В ходе военной реформы была существенно сокращена численность войск. В соответствии с программой модернизации к 1 июля 2001 года дивизионная структура организации ВС была заменена бригадной, введена новая система воинских званий, модернизированы силы специальных операций и быстрого реагирования — выделены в отдельный род войск — Десантный корпус, создана структура РВСН.

На 2012 год Вооружённые силы Литвы включают в себя 3 вида войск — Армию (сухопутные войска), ВВС, ВМС; 3 рода войск — Десантный корпус, РВСН, Корпус обеспечения. По данным на апрель 2011 года, 246 000 человек проходили службу в регулярных частях вооруженных сил (из них 52 тысячи — гражданский персонал). Службу в обязательном порядке проходят все совершеннолетние граждане страны обоего пола (9 месяцев военной службы или 12 месяцев альтернативной трудовой службы в социальных и благотворительных организациях). Обязательному призыву подлежат граждане с 18 до 25 лет. Действует система отсрочек. 66% личного состава формируется на контрактной основе. 300 000 человек составляют постоянный резерв первой очереди.

В целом, Литва является одной из немногих стран, в составе вооружённых сил которой есть почти полный спектр современного оружия и военной техники собственного производства — от стрелкового оружия до ударных бомбардировщиков.

Военный бюджет составляет 3% ВВП.

Физико-географическая характеристика

Основная статья: География ВЛФР
Kosmos.jpeg

Вид из космоса

Литва находится в пределах Восточно-Европейской равнины, в зонах сосновых и смешанных лесов, лесостепи и степи. К северу от чернозёмного пояса распространены серые лесные и дерново-подзолистые почвы под смешанными лесами, к югу — темно-каштановые и каштановые почвы под сухими степями. Лесная зона включает разнообразные смешанные и лиственные леса с белой пихтой, сосной, буком и дубом, в лесостепной зоне леса в основном дубовые, а для степной зоны характерны травы и ленточные лесонасаждения.

Климат Литвы — умеренно мягкий и изменяется в меру продвижения в глубину страны — от умеренно-морского на побережье Балтийского моря, умеренно-континентального в центре страны, до средиземноморского на южном берегу Крыма.

Рельеф большей части территории имеет равнинный характер: низменности занимают 70 %, а возвышенности и горы — 25% и 5%. Горы находятся на юго-западе (украинские Карпаты, высшая точка — гора Говерла, 2061 м над уровнем моря) и в южной части Крымского полуострова (Крымские горы, высшая точка — Роман-Кош, 1545 м). Основные низменности: на юге — Причерноморская низменность, в центре — Полесская, на западе — Закарпатская, на севере — Приморская.

Экономика

Основная статья: Экономика ВЛФР
010 ltt a.jpg

Банкнота в 10 талеров

Экономика Литвы — 26-я в мире по объёму ВВП по ППС (на 2012 год).

Литва успешно перешла к стабильной рыночной экономике. Литовский талер получил статус СКВ — был принят для расчётов в международной межбанковской системе CLS, что позволяет как частным лицам, так и предприятиям производить международные расчеты в талерах, минуя перерасчёт в другую конвертируемую валюту.

Основу экономики составляют малые и средние предприятия в производственной сфере (36%) и сфере услуг (33%).

В целом, Литва характеризуется как индустриально-аграрная страна с развитой сферой услуг. Наиболее развитыми отраслями промышленности являются металлургия, энергетика (имеются атомные электростанции и каскад гидроэлектростанций на реке Днепр), машиностроение и металлообработка, а также химическая и горнодобывающая промышленность (добыча угля, руды).

Наиболее развитые в экономическом отношении регионы — Донбасс (Донецкое и Луганское воеводства), Украинское Приднепровье (Днепропетровское и Запорожское воеводства), Беларусь (Менское, Могилёвское и Гомельское воеводства).

Литва обладает значительными запасами полезных ископаемых, в основном это уголь, торф, калийные соли, но есть также запасы газа и нефти — Прикарпатье и Причерноморско-Крымская нефтегазовая область, Припятская нефтегазоносная впадина. Собственные ресурсы нефти покрывают внутренние потребности экономики на 25—30 %, газа — на 35%. В настоящее время национальная угледобывающая промышленность представлена около 1000 угледобывающих предприятий.

Литва имеет выгодное физико-географическое положение, находясь на пересечении многих важных международных транспортных путей и коридоров. В первую очередь, это коридоры в направлении Восток-Запад. Через Литву проходят автодороги и железные дороги, которые связывают Европу и Азию. Литва — крупнейший транзитёр нефти и газа в ЕС.

После распада СССР экономика независимой Литвы, оказалась в состоянии кризиса в результате разрушения кооперации между предприятиями различных республик СССР. Литва — бывшая социалистическая страна, поэтому на её экономику оказали серьёзное влияние политические перемены, произошедшие в начале 90-х годов. Так, в это время началась волна приватизации, в ходе которой основная часть государственной собственности перешла в частные руки. Широкие незаполненные ниши развивающейся экономической системы всерьёз интересуют многих западных инвесторов, что делает литовскую экономику значимой и важной для всего европейского рынка.

У литовской экономики есть и свои слабые стороны. В первую очередь это относительно высокая, по меркам Евросоюза, безработица (в 2011 г. — 6,5 %). Сельское хозяйство страдает от отсутствия инвестиций, обилия мелких хозяйств и избыточного персонала.

Культура

Основная статья: Культура ВЛФР

В стране выходит (2010) 269 периодических изданий на языках национальных общин. Действуют около 800 общественных организаций национальных меньшинств, из них 30 имеют общегосударственный статус: Ассоциация национально-культурных объединений, Литовское общество русской культуры «Руский Мiр», Федерация греческих организаций, Союз поляков Литвы и др. Действует Ассоциация продюсеров Литвы, занимающаяся развитием национальной киноиндустрии.

Всего в Литве действует более 50 000 общественных объединений и благотворительных фондов.

Понятие «государственный язык» в законодательстве Литве отсутствует. Языками делопроизводства являются беларуский, латышский, лятувский и украинский языки. Любой официальный документ должен быть составлен не менее чем на двух языках из разных языковых групп — балтийской (латышский и лятувский) и славянской (беларуский и украинский).

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики