ФЭНДОМ

Βασιλεία Ῥωμαίων
Флаг Византии (альтернатива) Герб Византии
Год основания: 395 (1261)
Официальный язык: Греческий
Форма правления: Монархия
Титул правителя: Император
Правящая династия: Ласкарисы/Палеологи
Законодательный орган: -
Столица: Никея/Константинополь
Религия: Православие
Площадь: 400 000 км²
Население: 8 000 000 чел.
Валюта: Иперпир
Jll;ul;
Византийская Империя (греч. Βασιλεία Ῥωμαίων)  - государство в Юго-Восточной Европе, существовавшее с 395 по 1204 годы. Возрождено в 1261 году никейским императором Михаилом VIII.

Крупнейшие города - Константинополь, Салоники, Адрианополь, Никомедия, Никея, Мистра. 

История: 

Введение:

К 1250 году восстановление единства территории Византийской Империи под эгидой Никеи явно близилось к завершению: под властью императора Иоанна Ватаца были Фракия, Македония и запад Малой Азии. Молодое и централизованное государство, обладавшее боеспособной армией, отлично налаженной системой финансов (Иоанн Ватац вел протекционистскую политику, покровительствуя никейским товарам) и стабильностью, окружило дряхлеющий латинский Константинополь, который являл собой полную противоположность - остаток Латинской Империи жил де-факто на попечении венецианцев и последние местные бароны, в том числе и сам император Балдуин II, стремились покинуть полунаселенные руины, каковыми стал некогда богатый Новый Рим.

Кроме Венеции, которая захватила в свои руки торговлю на Эгейском море заодно со множеством островов, Латинскую империю поддерживали ее вассалы - Ахейское княжество и Афинское герцогство. Мудрая политика де ла Рошей и Виллардуэнов - правители благоволили греческому населению, не притесняя его - позволила добиться этим государствам процветания. Государства эти, однако, друг с другом не ладили - в 1256 году Гильом Виллардуэн, князь Ахеи, вел долгую войну со своим соседом Оттоном де ла Рошем и Венецией за треть острова Эвбея.

К северу от латинских государств располагались владения Михаила II Комнина Дуки - Эпирский деспотат. Его дядя Феодор захватил в 1224 году Салоники и захватил Фракию с Македонией, претендуя на титул базилевса, однако в 1230 году царь Иоанн Асень разгромил Феодора под Клокотницей, ослепив затем неудачливого претендента. После смерти Иоанна Асеня во Фракию вторгся другой Иоанн - Ватац - который положил конец притязаниям эпиротов, в 1244 году захватив Салоники.

Таким образом, несмотря на то, что Никейская империя сумела очистить многие области бывшей Византии от латинян, до объединения оставалось еще далеко.

Правление Ласкарисов

В 1250 года, в канун захват франками Каира эпирский деспот Михаил II напал на Фракию, подстрекаемый своим дядей - слепым правителем Водены Феодором. Кампания, однако, оказалась для него неудачной: никейский царь Иоанн III Ватац на следующий год переправился с войском через Дарданеллы и выгнал эпиротов из Фракии, обрушившись на Македонию. И, хотя в горах Албании деспот весьма успешно отбивался от превосходящих сил противника, к Ватаци начала перебегать знать Эпирского царства: богач Петралифа, брат жены деспота Эпира и вместе с тем зять никейского вельможи Торника; в его лице перешла нейтральная часть македонской земельной аристократии. Вслед за архонтами начали и города переходить под царскую руку: Преспа, оба Девола, Костур (Кастория) с их славянским крестьянством; приехал и албанский князь из Эльбассана. Ватаци принимал всех с честью, и положение Михаила Эпирского стало опасным. Он прислал послов к Ватаци и согласился уступить сверх захваченного Прилеп, Белее, албанский город Крою. За Михаилом осталась Фессалия и Эпир. Македония и Средняя Албания были утрачены. Для безопасности от дальнейших выступлений Комнинов Дук Ватаци настоял на выдаче ему слепого Феодора и отослал его в Малую Азию. Никейский царь пожаловал сыну Михаила Никифору звание деспота как жениху царской внучки. Таким образом, развязанная эпирским деспотом война оказалась триумфальной - для Никеи.

Через год после завершения войны (1254) Иоанн Ватац, правивший Никейской Империей 33 года, скончался в палатке, которую приказал поставить в дворцовом саду Нимфея, своей резиденции. Наследовал ему сын Феодор.

Феодор, будучи единственным наследником царской четы, получил всестороннее и широкое образование. Науки давались ему легко, однако характер престолонаследника был тяжек: Феодор был подозрителен и вспыльчив, что позднее сослужило его династии плохую службу.

В том же году вместе с императором Иоанном сошел в могилу и патриарх Мануил, в связи с чем были устроены по предложению царя выборы патриарха жребием. Провозглашая имя кандидата, открывали Евангелие наугад и читали первые слова страницы. Одному попались слова «им не удается», другому – «потонули», сосандрскому игумену вышло даже «осел и цыпленок». Наконец Арсению Авториану посчастливилось: при его имени было прочтено «он и его ученики», и он был избран.

Внешние дела также требовали присутствия нового государя: в 1254 году болгарский царь Михаил захватил часть Фракии и Македонии, в связи с чем Феодор во главе войска быстро выдвинулся во Фракию. Ему сопутствовала удача: болгарский авангард за Адрианополем был разбит наголову, болгарский царь бежал. Взяв Старую Загору (Веррию), Феодор с большой добычей вернулся в Адрианополь и не преминул расхвалить в письме к Влеммиду успех «эллинской доблести». Охридский округ и Родопы, кроме крепости Чепены, были завоеваны греками. Вскоре восстало болгарское население крепости Мельника в Родопах и захватило греческий гарнизон, но государь выказал недюжинную энергию и усиленными переходами в десять дней привел свою армию из Адрианополя в Серее. В Ропельском дефиле на Струме он разбил болгар в ночной атаке, причем погиб Драгота, бывший начальник Мельника, передавшийся болгарам. Феодор перешел в Македонию, взял Водену, Белее, Прилеп. В руках болгар остались лишь крепости Чепена и Стенимак, которые Феодор не смог взять и был вынужден отступить.

Во время болгарской кампании случился любопытный эпизод: два знатных полководца, Торник и Стратигопул, бежали с поля боя и отказались возвращаться. Неясны причины их бегства, однако вскоре император начал в массовом порядке замещать знатных лиц как в армии, так и на гражданских постах незнатными.

Впрочем, вскоре ему вновь понадобилось отвлечься от внутренней политики: в 1256 году болгары вместе с половцами опустошили Фракию до стен Дидимотики. Оставленные Феодором знатные начальники , вопреки царскому запрещению выступили против половецкой конницы и были наголову разбиты; Ласкарь ускакал, прочие архонты попали в плен. Узнав о том, Феодор в один день прошел с войском 400 стадий и прибыл к Болгарофигу (Баба-Эски). Болгары бежали при его приближении; часть их под Визою была рассеяна и перебита.

Война закончилась, но по пути в Азию Феодор одержал победу на дипломатическом фронте: задержав при себе сына эпирского деспота, Никифора, никейский царь выторговал себе город Сервию и земли вплоть до Диррахия. Лишь тогда Никифор вместе со своей невестой - дочерью Феодора - были обвенчаны и отпущены на родину.

Последние два года правления Феодора, отличаясь спокойствием на внешней арене, были омрачены репрессиями против высшей знати. Вновь в тюрьму угодил Михаил Палеолог, один из лучших полководцев Никеи, туда же попал и Алексей Стратигопул, позже взявший Константинополь. Некоторые вельможи были ослеплены или пострижены в монахи - лишь клан незнатных Музалонов, пользовавшихся полной поддержкой Феодора, никак не был затронут. Такое поведение царя было, видимо, вызвано прогрессирующей болезнью неизвестного характера, которая и свела Феодора в могилу в августе 1258 года.

8-летний сын Феодора Иоанн, разумеется, не был способен править самостоятельно и регенство получил друг прежнего царя, Георгий Музалон. Правление Музалона длилось всего три дня - на заупокойном богослужении по Феодору в зал ворвались вооруженные люди, изрубившие регента и всех его родственников прямо над гробом императора. После гибели регента началась борьба за трон между знатными семействами, закончившаяся возвышением одного из заговорщиков - Михаила Палеолога.

Палеолог, сначала изображая скромность и отказываясь от регентства и в то же время щедро раздавая деньги, сумел привлечь на свою сторону множество людей. Вскоре Михаил испытал карьерный взлет: в 1259 году он с полного согласия Церкви и при поддержке большей части знати он получил сан деспота, а 1 января 1260 года - титул царя-соправителя. На Палеолога "работала" не только его щедрость и обходительность, но и внешние события - в 1260 году ахейско-эпирская коалиция потерпела тяжелое поражение при Пелагонии, где в плен попал сам князь Ахейский, Гильом Виллардуэн. Но для закрепления единоличного правления Палеологу нужен был более существенный успех - возвращение древней столицы Византии, Константинополя. Попытка отбить город в 1260 году оказалась неудачной, хотя теперь в руки греков попали почти все ближайшие к Константинополю города.

Тем не менее, чудо произошло, хоть и случайно: в 1261 году войска Алексея Стратигопула, шедшие на войну против Эпира, прошли в подгородной местности и выведали у жителей, что многие латиняне и венецианцы ушли из города на завоевание городка Дафнусия. Под покровом ночи 25 июля греки сумели открыть при помощи лазутчиков одни из врат Константинополя и захватили город. Последний император Латинской Империи, Балдуин, даже не думал сопротивляться, сев на венецианский корабль и покинув свое владение. Подданые Балдуина вместе с венецианцами последовали его примеру, и с этого дня Константинополь вернулся в руки Византии.

Сам со-император узнал о новости лишь несколько дней спустя, а после того поехал в освобожденный город незамедлительно. В церкви Святой Софии патриарх вторично помазал Палеолога на царство и, хотя восстановление руин, коими стал некогда один из богатейших городов Средневековья, должно было крайне тяжело обойтись бюджету, среди греков наблюдался патриотический подъем. Этим подъемом и воспользовался царь, ослепив малолетнего Иоанна IV Ласкариса и лишив его царского сана. Бывший император был заключен в далекую крепость, на чем правление династии Ласкарисов подошло к концу.

Эра Палеологов

Правление Михаила VIII

Став полновластным и единственным властителем Византии, Михаил VIII столкнулся с новыми проблемами, как внутренними, так и внешними. Отвоеванный у латинян Константинополь требовал реставрации: большая часть города, еще полвека назад бывшего одним из крупнейших в Европе, была в руинах. Сам факт падения Латинской Империи затронул интересы могущественных сил Запада: Венецианской республики, на чьей торговле очень тяжело сказалась утрата Галаты, и папы Римского, чья церковная политика на Востоке с падением Города окончилась крахом. Их поддерживало "общественное мнение" западных стран, для которых гибель Латинской Империи была крайне плачевным событием. Неудивительно, что уже в ближайшее время начала собираться антивизантийская коалиция: венецианский дож пообещал даром корабль любому венецианцу, который отправится воевать с Палеологом, Папа Римский угрожал Генуе интердиктом и объявил крестовый поход, одновременно пытаясь уговорить королей Франции и Арагона выступить для защиты прав императора Балдуина. Венеция к тому времени уже перешла к пиратской войне на морских путях, на что император Михаил не замедлил ответить захватом части островов Архипелага. Началась подготовка к экспедиции на Пелопоннес, который был передан Византии по итогам "Дамского парламента" в Никли.

Военные действия были нацелены на поднятие авторитета Палеолога: внутри страны также было неспокойно. Патриарх Арсений после ослепления Иоанна Ласкариса выступил против Палеолога и отлучил последнего от церкви. Ропот стал громким в самой столице. Исчезла ласковая обходительность царя, преступление повлекло за собою тиранию. Посыпались кары на смевших жалеть Иоанна. Знатному юноше Оловолу отрезали нос и губы, и несчастный ушел в монастырь. Иных обходили почестями, иных постигала опала в жестокой форме. В то же время восстание поднялось и в провинции: псевдо-Иоанн сумел поднять акритов Вифинии на восстание, которое было с трудом подавлено.

Однако успех во внешней политике все-таки произошел: в 1263 году греческие войска высадились в морейской Монемвасии. Под власть Палеолога перешла как сама Монемвасия, тяготившаяся владычеством князя Ахеи, так и славянские племена юго-востока полуострова. Гильом Виллардуэн, ценой своих завоеваний в этой области вернувшийся в Ахею, попытался отвоевать эту область, взяв Лакедемон, однако за греками оказался перевес сил и князь был вынужден отступить. Вскоре греки перешли в наступление, вторглись в Аркадию и Мессению, разорив цветущую Ахею. На их пути встал больной подагрой рыцарь Карабас: привязанный к седлу, он вместе с небольшим числом всадников напал под Приницей на греков и обратил их в бегство. Поход на Андравиду был отложен, и попытка повторить его в 1264 году так же окончилась неудачей. Вскоре чаша весов вновь оказалась на стороне франков: турецкие наемники перешли на сторону ахейцев и в битве при Фанеромене греки были опять разгромлены. Турки разорили непокорную Скорту в Аркадии, на чем война с Гильомом пока что была закончена. Хотя победа осталась за франками, Ахейское княжество оказалось ослаблено этой тяжелой, разорительной войной.

Не менее странная ситуация сложилась и на севере: после битвы под Касторией Эпирский деспотат оказался на грани краха: никейская армия заняла болгарскую и албанскую Македонию, греческий Юг, отряды Стратигопула и Рауля вторглись в Эпир, осадили Янину, взяли столицу деспота, цветущую Арту, проникли до Коринфского залива – и все в течение нескольких месяцев и недель... Разгром государства Комнинов Дук был полный, и сам старый деспот с семьей скитался на кораблях, не имея прочного пристанища. Вскоре, однако же, грабежи восточной армии, состоявшей наполовину из тюркских полков, заставили туземное население пожалеть о своем прирожденном государе. Инициатором движения опять явился Иоанн, побочный сын деспота. Он освободил Арту, куда немедленно явился деспот, и прогнал отряд, осаждавший Янину.

Уже полгода спустя после Михаил и его наследник Никифор, получив помощь от Манфреда, не только разбили в Фессалии посланного против них Алексея Стратигопула, но и захватили его в плен. Был заключен мир, и Стратигопул был отпущен на свободу. И влахи, и албанцы встали под знамена деспота. Одновременно Манфред укрепился на побережье Южной Албании, занятом им за год до Костурской битвы. Палеолог выслал свои войска и против войск Манфреда, и против деспота. Против последнего был послан все тот же Стратигопул. По дороге он имел неслыханную удачу – захватил Константинополь, а поход в Эпир задержался на год. Прибыв в Эпир, генерал опять был пойман в горах эпирцами, и на этот раз он был отослан к Манфреду, который обменял его на свою сестру Анну. Ситуация повторялась несколько раз - как только византийские войска уходили, эпирский деспот восстанавливал свою власть, однако в 1266 году был вынужден уступить: король Сицилии Манфред оказался в тяжелом положении в связи с формировавшейся против него коалицией и резко сократил помощь тестю, который признал все завоевания Палеолога и вассалитет по отношению к Константинополю. В 1271 году неутомимый Михаил, наконец, умер, а его владения оказались разделены между сыновьями - Иоанном и Никифором.

События в Италии оказались благотворны для Палеолога: в 1268 году состоялась битва при Тальякоццо, в которой Манфред сложил голову. Престол занял его противник и племянник Конрадин, чье положение, однако, было непрочным - помощь Латинской Романии оказать он не мог. Западное рыцарство теперь было занято походом в Тунис, где засели сторонники Манфреда. В год Восьмого крестового похода (1270) Михаил Палеолог вновь отправил армию, усиленную турецкими и половецкими наемниками, на Пелопоннес. Ослабленная Ахея с трудом противостояла новому вторжению: был отвоеван Лакедемон и Скорта, а в 1272 захвачена Мессения. Внутренние области были вновь разорены. Позднее Византия отвлеклась на события в Центральной Греции, но 1270-ые годы оказались для Ахеи роковыми - из одиннадцати фамилий баннеретов (баронов, имевших свое знамя) большая часть вымерла, лены других были захвачены греками. Сыновей у князя не было, остались две дочери (Изабелла и Маргарита), безвременно сошел в могилу зять Филипп. Вместе с последним представителем славного рода Виллардуэнов (1278) сошло в могилу, можно сказать, племя франкских завоевателей Мореи. Оставшись без поддержки и собственных сил, Ахейское княжество будет завоевано в 1282 году последним из государств Франкократии.

События в Средней Греции также шли на пользу Византии: в 1272 году Иоанн Комнин Дука, деспот Фессалии, признал себя вассалом императора, выдав дочь за племянника Палеолога. Во многом эти действия были обусловены враждой со сводным братом - деспотом Эпира Никифором. Тем не менее, деспот вел себя осторожно и не поддерживал императора активно.

Между тем на другом латинском владении, Эвбее, шла война: в 1271 году пират Ликарио перешел на службу к византийском императору, открыв дорогу на остров грекам, которые после долгой борьбы в 1278 году завоевали весь остров, кроме венецианского порта Негропонте. Вскоре на остров высадился герцог афинский Жан, который, однако, не просто потерпел поражение от греков, но даже попал к ним в плен. Вскоре войска деспота Иоанна вторглись в Беотию и осадили Фивы. На выручку поспешил брат Жана Гильом, которого разгромил подошедший с Негропонта Алексей Филантропин (1279). Через год Афинское княжество пало перед завоевателями.

Таким образом, благодаря энергичным мерам императора Михаила по созданию собственного флота и армии Византия отвоевала Грецию: под властью латинян остались только часть островов Эгеиды и Крит. Внешняя политика Палеолога в Азии и в славянских странах Балкан была куда менее удачна.

Государственное устройство:

Список правителей: 

Портрет Имя Время правления Супруга Связь с предшественниками Династия
St. John Vatatze the Merciful Иоанн III 1222-1254 Ирина Ласкарина (1221-1239) Зять Феодора I Ласкарисы
Анна Гогенштауфен
(1248—1254)
Theodore II Laskaris miniature (cropped) Феодор II 1254-1258 Елена Асень Сын Иоанна
John IV Laskaris miniature Иоанн IV 1258-1261 - Сын Феодора II
Michael VIII Palaiologos - National Library of Russia, gr. 118 - f. 22r Михаил VIII 1259-1282 Феодора Дукина (1259—1282) Нет Палеологи
Serres IM Prodromou Andronicos (cropped) Андроник II 1282-1332 Анна Венгерская (1273-1281) Сын Михаила II
Ирина Алерамичи
(1284—1317)
200px-Михаил IX Михаил IХ 1294- Рита Рубинян

(1294—13**)

Сын Андроника
Andronikos III Palaiologos Андроник III Сын Михаила IХ