ФЭНДОМ

Византийская империя
Флаг Комнинов Комнины
Год основания: 395
Официальный язык: Греческий
Форма правления: Абсолютная монархия
Титул правителя: Василевс ромеев
Правящая династия: Комнины
Законодательный орган: Сенат
Столица: Константинополь
Религия: Православие
Площадь: 1 280 000 км²
Население: 12 000 000 чел.
Валюта: Иперпир
Карта Византии

Византийская империя (греч. Βυζαντινή Αυτοκρατορία, Византини́ Автократо́рия, или Византия, греч. Βυζάντιο, Виза́нтио, официально - (Восточная) Римская или Ромейская империя, греч. Βασιλεία Ῥωμαίων, Васили́я Роме́он, или кратко Романия, греч. Ῥωμανία, Романи́я) - государство в восточном Средиземноморье, занимающее территории Балканского и Малоазиатского полуостровов.

Образовано после смерти Феодосия I Великого в 395 году в результате раздела Римской империи на Западную и Восточную. Римские историки этого времени нередко именовали империю на востоке Византийской для противопоставления ее Западной или Гесперийской империи, однако с падением последней в 476 году этот термин надолго вышел из употребления.

Крупнейшие города - Константинополь, Фессалоники, Филиппополь, Никея, Адрианополь.

Государственное устройство

Византия - монархическое государство, возглавляемое императором или василевсом. Власть императора близка к абсолютной за редкими исключения - ввиду отсутствия закона о престолонаследии императоры вынуждены искать поддержки у народа и, прежде всего, жителей Константинополя, попадая таким образом в зависимость от переменчивого настроения толпы. Кроме того ввиду византийского консерватизма император был связан обязанностью следовать жесткому церемониалу и освященным традицией обрядам.

Главным источником права в Византийской империи выступает Corpus iuris civilis - свод гражданского права, составленный в 529-534 годах при императоре Юстиниане Великом.

Юго-восток Европы

Византия и сопредельные государства в 1165 году

Высшим законодательным органом является Сенат, роль которого, однако, неуклонно снижается, начиная с конца VI века. С XI века, зачастую, под Сенатом подразумевается императорский двор, состоящий из крупнейших аристократических фамилий. Позиции аристократии наиболее усилились в период правления династии Комнинов - с 1081 по 1180 годы. В этот период традиционная византийская бюрократия уступает свое место земельной аристократии в качестве главной опоры трона.

Государственная система Византии предусматривает целый ряд титулов, предоставляемых в основном членам императорской семьи или ее родственникам:

  • Деспот - высший наградной титул после императорского. Введен Мануилом I Комниным специально для своего зятя - венгерского короля Белы III, в дальнейшем императора Алексея II. Титул присваивался правителю значительной области, т. о. Венгрия воспринималась в Византии как зависимое от нее государство;
  • Севастократор - титул, введенный Алексеем I Комниным для своего брата Исаака. С практической точки зрения он не играл никакой роли и лишь обозначал родство с императором;
  • Цезарь - титул, присваивавшийся некоторым высокопоставленным чиновникам и, чрезвычайно редко, иностранцам. Не смотря на то, что в иерархии он считался не таким почетным, как деспот или севастократор, тем не менее, продолжал сохранять престиж, т. к. в эпоху поздней Римской империи обозначал соправителя императора;
  • Нобелиссимус - титул, которым награждались высокопоставленные византийские и иностранные чиновники, в основном правители провинций;
  • Куропалат - изначально обозначал чиновника, обеспечивающего функционирование императорского дворца, однако начиная с XI века девальвировался и в дальнейшем присваивался вассальным правителям Армении и Иберии;
  • Севаст - впервые введен Алексеем I Комниным для своих братьев. В XII веке присваивался детям императоров и севастократоров, а так же высших иностранных должностных лиц.

Территория Византийской империи делится на фемы, во главе которых стоят дуки. Существуют и более мелкие административные единицы, в основном используемые на территории Греции.

Список византийских императоров

Портрет Имя Супруга (и) Правление Родственные связи
Алексей II Алексей II
ок. 1148 - 1196
Мария Комнина
(1170-1196)
24 сентября 1180 23 апреля 1196 Зять Мануила I Комнина
Исаак II Исаак II
1173 - 1232
Маргарита-Мария Монферратская
(1188-1223)
23 апреля 1196 3 июля 1232 Сын Алексея II
Гизелла Германская
(1225-1232)
Иоанн III Иоанн III
1193 - 1259
3 июля 1232 18 августа 1259 Сын Исаака II

Правление Алексея II Арпада

Бела III

Алексей II закладывает церковь в Сентготтхарде

Еще в марте 1180 года престарелый император Мануил I Комнин из-за болезни фактически отошел от дел, решив полностью посвятить себя астрологии, и передал руководство империей своему зятю и официальному преемнику Беле III, королю Венгрии. 24 сентября Мануил скончался и Бела немедленно был провозглашен императором под именем Алексея II Арпада.

Император-иностранец не устраивал многих в Константинополе - прежде всего, родню покойного Мануила I, крупную аристократию и духовенство. Они составляли т. н. "патриотическую партию", вождем которой считался двоюродный брат предыдущего василевса Андроник Комнин. Особенно сильны позиции "патриотов" были в восточных фемах империи - Пафлагонии, Никомедии, Вифинии, Тарсе и Синопе. Алексей II вынужден был опереться на враждебную им "латинскую партию", основу которой составляли фемы европейской части Византии, а также латинская диаспора в самом Константинополе, численность которой оценивалась в 60 000 человек. Кроме того, Алексей мог рассчитывать на силы подвластного ему Венгерского королевства.

Чтобы задобрить "патриотов", Алексей решил вопрос о спорных территориях на границе Византии и Венгрии в пользу ромеев - Босния, Далмация и Срем стали византийскими фемами, однако их наместником стал его брат Геза, который исполнял обязанности регента Венгрии на период отсутствия короля. Эти уступки расположили к новому императору многих представителей оппозиции. Кроме того, Алексей пошел на примирение с духовенством, пройдя обряд помазания на царство по православному обряду и в целом демонстрируя приверженность восточной церкви, чем добился поддержки со стороны патриарха Феодосия I.

Однако важнейшим способом, с помощью которого Алексей II рассчитывал сплотить византийскую аристократию вокруг себя, была война. Уже в 1180 году он выбрал первую цель для показательной карательной экспедиции - ей стала Сербия.

Стефан Неманя

Стефан Неманя

Войны

Завоевание Сербии

В конце XI века вследствие упадка сербского государства Дукли или Диоклетии из нее выделилась область Рашка, правителем которой в 1160-е годы стал энергичный деятель Стефан Неманя. Воспользовавшись византийско-венецианской войной, он сумел завоевать значительные территории на побережье Адриатики, однако после того, как венгерским королем стал Бела III - ставленник Византии, Рашка оказалась со всех сторон окруженной врагами, и Неманя вынужден был признать вассальную зависимость от византийского императора.

Воспользовавшись смертью Мануила I и непрочностью позиций Алексея II, Неманя вновь восстал и в 1180 году присоединил к своим владениям Ниш, Призрен, Равно и нек. др. города, тем самым предоставив Алексею решить внутренние проблемы за счет внешней угрозы. В 1181 году византийско-венгерское войско с двух сторон вошло на территорию Сербии и разбило армию Немани в битве на реке Мораве. Подавляющий численный перевес привел к тому, что сопротивления солдаты Алексея II практически не встречали и уже к осени взяли сербскую столицу - Рас. Неманя с сыновьями Вуканом, Стефаном и Растко был отправлен в Константинополь, где окончил свою жизнь почетным пленником Алексея II. Сербское государство было ликвидировано, его территории вошли в состав Византии как отдельные фемы.

Однако не смотря на то, что уже в том же 1181 году византийская армия была выведена с территории Сербии, в некоторых районах страны продолжалось сопротивление местной знати, однако оно никогда не выходило за пределы партизанской борьбы. К концу 1180-х годов регион в целом был замирен.

Болгарское восстание

В 1185 году против Алексея II поднялось восстание в Мёзии, возглавленное братьями Петром, Иваном и Калояном Асенями. Причиной восстания стал отказ Алексея даровать братьям пронию - право сбора налогов на контролируемых ими землях. Благодаря народному недовольству новыми налогами, введенными для финансирования войны с Сицилией, Асени смогли подбить болгар взяться за оружие и провозгласили в Тырново создание Второго болгарского царства.

Болгарские повстанцы-0

Братья Асени во главе войска болгарских повстанцев

Весной 1186 года Алексей II лично возглавил войско, во главе которого вторгся в Болгарию, нанеся поражения Петру и Ивану, которые вынуждены были бежать к половцам. Осенью они вернулись во главе армии кочевников, но вновь потерпели поражение при Лардее. Зимой 1187 года половцы покинули Асень и после этого византийцы перешли в решительное наступление - в апреле пала крепость Ловеч, а осенью Алексей II вступил в Тырново. В руках Асеней осталась только Добруджа и ряд крепостей на Дунае. Взять их византийцы и венгры смогли лишь к 1190 году, после чего всякое организованное сопротивление болгар прекратилось.

Война с Сицилией

11 июня 1185 года из Мессины отплыл флот Танкреда ди Лечче, а уже 24 июня сицилийцы захватили Диррахий - важнейший порт на адриатическом побережье Балкан. С этих событий началась Византийско-сицилийская война - ее инициатор, король Вильгельм II Добрый, считавший себя продолжателем дела своего двоюродного прадеда Роберта Гвискара, всерьез рассчитывал силой завоевать Константинополь, хоть лично в боевых действиях участия и не принимал. 6 августа сицилийцы вышли к Фессалоникам - второму по размеру городу Византии, а 24 августа захватили их, учинив при этом страшный разгром. Однако эта победа вселила в норманнов беспечность - их армия разделилась на 3 части, стремясь захватить как можно больше территорий, что облегчило Алексею II разгром - 11 сентября была одержана первая победа при Мосинополе, а 19 октября при Димитрице состоялось решающее сражение, в котором сицилийцы подверглись полному разгрому, а их командующий, граф Ришар д'Ачерра, попал в плен.

Вскоре сицилийцы потеряли все завоевания на суше. Лишь флот во главе с Танкредом ди Лечче сохранил боеспособность и в полном составе отступил на Сицилию. Фактически на этом война прекратилась.

Восточная политика

Семья

В 1170 году согласно желанию Мануила I Комнина женился на его дочери Марии. В браке родилось несколько детей, однако совершеннолетия достигли только двое сыновей:

  • Исаак II (1173 - 1232) - император Византии. Так же носил венгерское имя Имре;
  • Шаламон II (1177 - 1220) - король Венгрии, так же получивший греческое имя Мануил. Женат на Констанции Монферратской.

Правление Исаака II Арпада

Продолжение следует...