ФЭНДОМ

237372Над статьей ведется работа.
Виктор Михайлович Чернов
Виктор Чернов

Флаг России (МРГ)
Председатель Всероссийского Учредительного собрания
5 января 1918 — 6 января 1918
Предшественник: Должность учреждена
Преемник: Виктор Николаевич Пепеляев
 
Рождение: 7 декабря 1873, Хвалынск, Саратовская губерния, Российская Империя
Смерть: 15 апреля 1924, Москва, Российская республика
Партия: Партия Социалистов-Революционеров
Образование: Московский университет

Чернов Виктор Михайлович (псевд. Вечев Я., Гарденин, Ленуар В. Оленин Б., Тучкин, Юрьев Б. и др.) (9.11.1873, Новоузенск, Самарской губ. - 15.4.1947, Москва) - политический деятель, публицист. В 1918 году был председателем УС. 

Биография

Ранние годы

Из дворян, Отец Ч. - бывший крепостной, дослужившийся до должности уездного казначея и ордена Св.Владимира, получивший дворянство; мать - из обедневшей дворянской семьи, умерла рано, оставив пятерых детей (Виктор был младшим). От второй жены отца родилось еще пять детей, семья едва сводила концы с концами, каждое лето арендовала землю под запашку и проводила его в деревне. В детские годы у Ч. возникло трепетное отношение к деревне, земле и крестьянам. С 1883 учился в саратовской гимназии, осенью 1891 был переведен в гимназию в Дерпте.

В 1892 поступил на юридический факультет Московского университета.

Участвовал в студенческом движении, один из организаторов и депутатов Всероссийского съезда студентов, защищал идею единства и самостоятельности студенческого движения. Тяготел к народничеству, хотя сознавал, что в своем патриархальном виде оно не имеет шансов на победу, требуется обновление его идейного багажа. Тогда же начал поиск «третьего решения» в главном вопросе спора между народниками и марксистами - о судьбах капитализма в России; самостоятельно и в различных кружках штудировал произведения К.Маркса и Ф.Энгельса. В апреле 1894 арестован по делу партии «Народного права», однако принадлежность Ч. к партии не была доказана. В заключении изучал работы И. Канта, Ф. Ланге, К. Маркса, П. Струве. 23.1.1895 освобожден под залог в 1000 руб.; вышел из тюрьмы социалистом. Написал статью «философские изъяны доктрины «экономического материализма» (не опубл.), в которой освещались вопросы критической философии, социологии, судеб капитализма и революционного движения в России.

Позднее считал, что в этой статье он изложил все основные идеи, которые впоследствии развил и защищал в своих работах. Считал, что Россия может выйти из кризиса лишь заменив мелкое производство крупным, но замена эта должна произойти минуя капитализм, мирным и постепенным путем с использованием общины и артели, применяющих научные знания и передовую технику.

Чернов - революционный деятель

В ноябре 1895 сослан в Камышин, затем переведен в Тамбов. Сотрудничал в «Тамбовских губернских ведомостях» и «Саратовском дневнике», работал в местном губернском земстве. 25.1.1898 женился на А.Слетовой, учительнице местной воскресной школы. При содействии Ч.

была создана первая революционная крестьянская организация - «Братство для защиты народных прав» в селе Павлодар Тамбовской губернии, выработан его устав, в котором говорилось о необходимости крестьянского самоуправления, отмене частной собственности на землю, организации крестьян в борьбе за свои права «по возможности законными средствами» и лишь в крайнем случае - насильственными. Организовал небольшой съезд представителей от крестьян нескольких уездов, где было одобрено написанное Ч. «Письмо ко всему русскому крестьянству», призывавшее крестьян объединяться в тайные «Братства».

1.5.1899 вместе с женой и тестем легально выехал за границу. В феврале 1900 по инициативе Ч. была создана аграрно-социалистическая Лига, в программной брошюре которой «Очередной вопрос революции», написанной Ч" говорилось о том, что целью Лиги является вовлечение трудового крестьянства в революционное рабочее движение путем издания и распространения литературы для народа. Тогда же встретился с основателем и лидером Союза русских социалистов-революционеров Х.Житловским, по предложению которого перебрался в Берн, вошел в Союз, познакомился с Лавровым. В 1900 в журнале «Русское богатство» опубликовал серию статей, в которых заложены философские и социологические основы неонародничества. Считал Маркса «великим учителем» в области экономики. Вместе с тем полагал, что в российском земледелии превалировали негативные черты капитализма: этот вывод стал основой теории Ч. о благотворности некапиталистической эволюции русской деревни к социализму. Задачу социалистов Ч. видел в содействии этой эволюции, используя формы народной жизни, организации производства, а также воззрения, привычки.Ч. принадлежит идея социализации земли (стала основным требованием эсеровской программы-минимум), согласно которой земля должна не национализироваться, а становиться общенародным достоянием и предоставляться всем работающим на ней на условиях уравнительного пользования. Как социалист-утопист Ч. верил, что возможна перестройка общества согласно идеалу в виде «царства душевной гармонии, царства примирения и солидарности всех интересов».

В декабре 1901 по предложению Г.Гершуни и Е,Азефа вошел в только что созданную ими партию социалистов-революционеров (ПСР) и редакцию центральной партийной газеты «Революционная Россия». В 1901-2 объехал ряд европейских городов, выступал с рефератами по программным и тактическим вопросам партии перед русскими студентами и эмигрантами, защищал ее идеи в острых дискуссиях с Г.Плехановым, В,Лениным, Ю.Мартовым, Л.Троцким и др., читал курс лекций по аграрным вопросам и по вопросам новейшей критики учения Маркса в Русской школе общественных наук в Париже. С лета 1902 публиковал серию статей в «Революционной России», в которых сформулировал и теоретически обосновал программные и тактические принципы партии, Главный теоретик и идеолог партии эсеров в течение всей ее истории. Вместе с Азефом представлял ПСР на Парижской конференции российских революционных и оппозиционных партий (осень 1904), входил в состав эсеровской делегации на Амстердамском конгрессе 2-го Интернационала (авг. 1904).

В апреле 1905 вместе с Е.Брешко-Брешковской участвовал в конференции российских революционных партий в Женеве.

В конце октября 1905 вернулся из-за границы в Петербург. Инициатор создания, член редакции и один из ведущих сотрудников первой легальной народнической газеты «Сын отечества» (изд. ок. двух недель). Во время 1-го съезда партии (кон. дек. 1905 - нач. янв.

1906) играл исключительную роль. По воспоминаниям М.Вишняка: «Всю эту разноголосицу приводил к некоему общему знаменателю В.М.Чернов. Он был головой выше других членов съезда. И ему не было абсолютно чуждо ни одно из разноречивых мнений, высказывавшихся на съезде. В то время он в совершенстве владел искусством составлять растяжимые формулы, которые можно толковать и так и этак, Ч. был главным докладчиком и оппонентом от имени ЦК партии, автором почти всех резолюций и редактором протоколов». Избран в состав ЦК, в котором занимался преимущественно литературной работой. В 1906-7 один из основателей, член редакции и ведущий публицист эсеровских газет «Голос», «Дело народа», «Мысль», «Народный вестник», «Партийные известия», «Труд», «Знамя труда».

Выступал за бойкот выборов в 1 -ю Государственную думу, усиление центрального террора и подготовку вооруженного восстания. После того, как население страны не поддержало тактику бойкота Думы, участвовал в формировании думской фракции Трудовая группа, объединившей большинство крестьянских депутатов, в подготовке ее программы и тактики. Выступал против разрозненных крестьянских выступлений, главной целью которых был захват помещичьих земель. Одновременно настаивал на усилении социалистической пропаганды в крестьянстве, надеясь таким образом направить и удержать крестьянскую революционную энергию в русле программы своей партии. С началом восстания в Свеаборге направлен ЦК в крепость. В сентябре 1906 участвовал в работе съезда крестьянских работников партии эсеров (Иматра). Был среди организаторов летучих боевых отрядов, взявших на себя террористическую деятельность партии. Выступал против бойкота 2-й Думы. Участник 2-го съезда партии (февр. 1907), основной докладчик, автор большинства резолюций, касающихся вопросов тактики партии во 2-й Думе. Сторонник создания блока левых сил в Думе и их совместных с кадетами действий против правительства, вновь избран в состав ЦК.

Член аграрной комиссии, выработавшей земельный проект, внесенный этой группой в Думу с подписями 104-х депутатов. После роспуска Думы вместе с другими членами ЦК перебрался в Финляндию. Выезжал на Урал для выяснения возможности развернуть широкую партизанскую борьбу против правительства. Считал 3-ю и 4-ю Думу «конституционной фикцией», выступал за их бойкот.

На 1-й общепартийной конференции (авг. 1908, Лондон) предлагал усилить социалистическую пропаганду в массах, особенно среди крестьянства, интенсифицировать боевую подготовку масс и центральный террор, в том числе и против Николая II. Считал, что Боевая организация сможет осуществить террористический акт против императора лишь в том случае, если ее возглавит Азеф. Долго не мог примириться с мыслью, что Азеф - провокатор, защищал его от обвинений, считал их полицейской интригой. Поверил в них лишь после личной встречи с бывшим директором департамента полиции А.Лопухиным (дек. 1908, Лондон). 5.1.1909 вместе с Б.Савинковым и Б.Моисеенко участвовал в допросе Азефа, после которого тот скрылся. Считая себя ответственным за Азефа, Ч. вместе с другими членами ЦК на 5-м Совете партии (май 1909) заявил об уходе в отставку; был избран в состав редакции газеты «Знамя труда». Не согласившись с «Заключением» судебно-следственной комиссии ЦК по делу Азефа, в апреле 1911 вышел из состава Заграничной делегации партии и редакции «Знамени труда»; временно исполнял обязанности редактора .историко-партийного журнала «Социалист-революционер» (изд. в 1911-12 в Париже). 22.4.191 1 уехал из Парижа на Капри с намерением «посвятить себя исключительно литературной деятельности» и передать ответственные ключевые позиции в партии другим, т.к. «мы не оправдали себя как руководители и практические работники».

В 1912-13 возглавлял идеологический журнал «Заветы», 1-ю мировую войну называл величайшей катастрофой для европейской цивилизации, считал идейным и моральным самоубийством для социалиста принятие той или иной воюющей стороны, говорил, что социалисты должны стать «третьей силой», бороться за мир без аннексий и контрибуций. В годы войны играл ведущую роль в газетах эсеров-интернационалистов «Мысль» и «Жизнь». Участник Циммервальдской и Кинтальской конференций социалистов-интернационалстов.

Революция и Гражданская война

8.4.1917 вместе с большой группой эсеров (Аргунов, Авксентьев, Савинков, Фондаминскай и др.) через Англию вернулся в Петроград, вошел в состав городского комитета партии, исполняющего функции ЦК, и редакции газеты «Дело народа», избран членом Исполкома и товарищем председателя Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов, членом т.н. «контактной комиссии», поддерживавшей связи Совета с Временным правительством, затем товарищем председателя ВЦИК и почетным председателем ЦИК Совета крестьянских депутатов. Считал, что революция имеет «народно-трудовой», переходный характер, главные ее задачи - демократизация власти и социализация земли, что создает условия и возможность.для эволюционного развития к социализму. Занял пост министра земледелия в 1-м коалиционном кабинете, внес на рассмотрение Временного правительства около десятка законопроектов: они были встречены в штыки в правительстве и вызвали резкую критику буржуазной печати. Против Ч. была развернута кампания по обвинению его в связи с германскими властями в период его сотрудничества в журнале «На чужбине», пропагандировавшем интернационалистские идеи среди русских военнопленных. В политической борьбе Ч. не проявил ни воли, ни решительности, делал уступку за уступкой, в итоге лишь 2 из предложенных им законопроектов стали законами о запрещении земельных сделок и о прекращении работ столыпинских землеустроительных комиссий. Входил во 2-е коалиционное правительство, подал в отставку, полагая, что участие в проводимой политике окончательно дискредитирует партию эсеров. Считал необходимым создание однородного социалистического правительства. Выступал против требования большевиков о передаче Советам всей полноты власти.

Благодаря Ч. на 3-м съезде партии удалось на время приглушить разногласия путем избрания «эклектически компромиссного центра» и принятия компромиссных резолюций, авторство большинства которых принадлежало Ч. По словам Н.Ракитникова, Ч. «лучше, чем какойлибо другой член партии всегда олицетворял единство партии». После распада партийного центра возглавил левоцентристскую группу ЦК. 2,10.1917 получил отпуск для «объезда России» с целью выяснения настроения масс. Получив весть о большевистском перевороте в Петрограде, предпринял неудачные попытки поднять войска Западного фронта против большевиков и организовать однородное социалистическое правительство без большевиков. Во 2-й половине ноября 1917 вернулся в Петро-град, где участвовал во 2-м Всероссийском съезде Советов крестьянских депутатов (по предложению Ч. была принята резолюция о недоверии большевистскому Совету народных комиссаров), в 4-м съезде партии эсеров. Выступал за мирную агитационную пропагандистскую работу в массах, отзывы и перевыборы пробольшевистских депутатов Советов.

Высказывал опасения, что партия эсеров своими неосторожными экстремистскими действиями даст повод большевикам для срыва Учредительного собрания и развязывания гражданской войны; категорически возражал против планов эсеровских боевиков «срезать» большевистскую головку, захватить в качестве заложников, а если понадобится, то и ликвидировать Ленина и Троцкого. Депутат Учредительного собрания, на первом и единственном заседании (5.1.1918) избран его председателем. Это был «звездный час» в его политической биографии. После разгона Учредительного собрания безуспешно пытался возобновить его работу в Москве, на Дону или на Украине; в июне 1918 направился в Самару, где образовался Комитет Учредительного собрания, однако добрался туда лишь в сентябре 1918, когда уже была создана Директория. На пленуме ЦК и на съезде членов Учредительного собрания Ч. безрезультатно добивался осуждения Директории, образование которой рассматривал как тяжелое поражение демократии.

В период гражданской войны Ч. видел задачу в том, чтобы не только свергнуть диктатуру большевиков, но и сохранить одновременно социалистическую перспективу развития революции. Поэтому он считал, что эсеры вольны играть роль «третьей силы», ведущей решительную борьбу за демократию на два фронта - и против белых, и против большевиков. Наиболее эффективной, с точки зрения Ч., могла быть тактика «войны-восстания», ставка не на регулярные воинские силы, а на организованные ударные воинские части, прорывающиеся на территорию противника и поднимающие на восстание против большевистского режима недовольные слои населения. Весть о перевороте Колчака застала Ч. в Екатеринбурге; участвовал в создании комитета сопротивления.

Арестован, однако на следующий же день освобожден благодаря вмешательству чешских легионеров, вместе с другими участниками съезда членов Учредительного собрания отправлен в Челябинск, а оттуда - в Уфу, где перешел на нелегальное положение. Намеревался выехать на Украину с целью установления там власти Учредительного собрания. В Уфе принял участие в дискуссии по вопросу о тактике партии. В борьбе с белыми считал возможными все средства, «вплоть до террора и восстания», предлагая прекратить на время вооруженную борьбу с большевиками. После победы считал необходимым вновь развернуть антибольшевистский фронт. Был категорически против любых соглашений с большевиками.

В марте 1919 нелегально прибыл в Москву. Относясь с недоверием к решению ВЦИК о легализации ПСР, настаивал на сохранении законспирированного партийного аппарата и сам оставался на нелегальном положении. Участвовал в печатной и устной пропаганде, призывал массы на борьбу с Колчаком и Деникиным, одновременно резко критиковал большевистский режим. После запрещения деятельности партии эсеров участвовал в издании антибольшевистской газеты «Вольный голос красноармейца». Выступая на собрании, организованном Союзом рабочих-печатников в честь прибывшей в Москву английской рабочей делегации, заявил, что русские рабочие вместо свободного, творческого социализма получили «какой-то новый, партийный абсолютизм, какой-то своеобразный опекунский социализм, олигархически-чиновничий, по строю управления, казарменный и военно-каторжный по методам - словом, аракчеевский коммунизм...».

Послевоенные годы

После взятия белыми Москвы в декабре 1919 перешел на сторону Колчака. Был сначала арестован и отдан под суд (по "Делу Эсеров"), но вместе с большинством однопартийцев.был оправдан. В 1921 Возглавил воссозданную Партию Социалистов-Революционеров.

В 1930 году, после победы на выборах ПСР, стал премьером. Призывал бойкотировать действия президента. Парламент в основном отклонял инициативы президента, президент - парламентские и министерские. В ноябре того же года, Пепеляев объявил об отставке. На новых президентских выборах победил Ираклий Церетели, меньшевик. При нем, правительство и парламент смогли работать продуктивно. Благодаря левым реформам, страна вышла из Великой Депрессии быстрее многих других стран.

В 1934 году, ПСР уступила КДП и Чернов был снят с поста премьера. Был депутатом от своей партии. Все повторилось и в 1938 году. В 1941 призвал бороться с Японией до последнего. С 1946 отошел от дел. Умер от сердечного приступа у себя дома в 1947 году, скорая помощь не успелр спасти его. Тело было перевезено на родину, в Новоузенск, где его захоронили.

Флаг России (МРГ)Данная статья является частью Мира Российского государства
Право редактировать её имеет только участник George Volkov.
Флаг России (МРГ) Мир Российского государства
СтраныФлаг России (МРГ) Россия (Флаг России (МРГ) Российское государство • Флаг РСФСР (МРГ) РСФСР • Флаг Дальнего Востока (МРГ) Дальний Восток) • Флаг США 48 звёзд США • Флаг Германии (МРГ) Германия (Флаг Третьего Рейха (МРГ) Третий Рейх) • Флаг Югославии (МРГ) Югославия • Флаг Китая (МРГ) Китай (Флаг Японского Китая (МРГ) Центральное правительство) • Флаг САИФ ОАР
ЛичностиЛавр Корнилов • Александр Колчак • Николай Авксентьев • Владимир Вольский • Владимир Ульянов • Виктор Чернов • Петр Врангель • Борис Савинков • Константин Воскобойник • Андрей Аргунов • Виктор Пепеляев • Адольф Гитлер • Павел Милюков • Иван Ильин • Владимир Харжевский • Алексей Елизаветин • Владимир Поремский • Георгий Игнатьев • Владимир Гранитов • Виктор Черномырдин • Николай Рыжков • Николай Травкин • Александр Беллен • Виктор Христенко • Михаил Касьянов • Ирина Прохорова