ФЭНДОМ

Виктор Николаевич Пепеляев
Виктор Пепеляев в 1930

Правительственный герб РДФР (МРГ)
5-й Президент РДФР
Штандарт президента России (МРГ)
20 марта 1946 — 20 марта 1954
Предшественник: Иван Александрович Ильин
Преемник: Владимир Григорьевич Харжевский
Флаг России (МРГ)
6-й Председатель Государственной думы РДФР
Герб Российского государства
20 марта 1922 — 1 февраля 1934
Предшественник: Михаил Владимирович Родзянко
Преемник: Михаил Иванович Терещенко
Флаг России (МРГ)
Председатель Всероссийского Учредительного собрания
15 марта 1922 — 20 марта 1922
Предшественник: Виктор Михайлович Чернов
Преемник: должность упразднена
Флаг России (МРГ)
Министр внутренних дел Комитета освобождения народов России
Герб КОНР (МРГ)
18 февраля 1919 — 15 марта 1922
Предшественник: должность учреждена, он сам как начальник управления милиции КОНР
Преемник: должность упразднена, как министр внутренних дел РДФР
Флаг России (МРГ)
Начальник управления милиции КОНР
Герб КОНР (МРГ)
3 июня 1918 — 18 февраля 1919
Предшественник: Должность учреждена
Преемник: Должность упразднена, он сам как министр внутренних дел КОНР
 
Гражданство: 135px-Flag of Russia.svg-1- Российская империя
Флаг России (МРГ) РДФР
Рождение: 8 января 1885
Нарым, Томская губерния, Российская империя
Смерть: 13 апреля 1967 (82 года)
Санк-Петербург, РДФР
Партия: Конституционно-демократическая партия
Образование: Томский государственный университет
Виктор Пепеляев в цвете

Виктор Пепеляев в 1920 году

Виктор Николаевич Пепеляев (8 января 1885 — 13 апреля 1967) — российский государственный и политический деятель. Председатель Государственной думы V, VI и VII созывов (1922—1934); 5-й президент РДФР (1946—1954). Родной брат русского генерала Анатолия Николаевича Пепеляева.

Биография

Ранние годы

Виктор Николаевич Пепеляев родился 8 января 1885 (27 декабря 1884 по ст. стилю) в Нарыме Томской губернии, в семье потомственного дворянина и генерал-лейтенанта царской армии и дочери купца.

Поступил на юридический факультет Томского университета, который окончил в 1909 году. Затем при историко-филологическом факультете Томского университета сдал особые экзамены по истории и другим предметам, дающие право преподавать в школе. С 1909 преподавал историю в Бийской женской гимназии. Здесь Пепеляев быстро завоевал симпатии учеников, вкладывая всю свою душу в гимназическое преподавание. Особенно увлекался Пепеляев преподаванием русской истории и истории Сибири.

В 1912 был избран выборщиком, а 20 октября 1912 года на губернском избирательном собрании — депутатом Государственной Думы от Томской губернии от партии кадетов. 15 января 1914 на Первом Учительском Съезде в Санкт-Петербурге выступил с предложением снабдить сибирских инородцев (якуты и т. д.) бесплатными начальными школами, где бы всё образование до третьего класса велось на их языках, и бесплатными общежитиями, чем настроил против себя русских националистов.

Первая мировая и Гражданская войны

Во время Первой мировой войны Пепеляев вместе с другим сибирским депутатом С. А. Таскиным работал на фронте во главе 3-го сибирского санитарного отряда, организованного союзом городов и прикомандированного к 11-й Сибирской стрелковой дивизии, в рядах которой сражался его брат А. Н. Пепеляев.

Во время Февральской революции 28 февраля Пепеляев был назначен ВКГД комиссаром в Петроградское градоначальство.

Утром 2 марта Пепеляев был назначен «комиссаром Думы в восставший Кронштадт». Временное правительство 2 марта отдало приказ за № 169 «с поручением члену Государственной думы В. Н. Пепеляеву быть командиромпорта г. Кронштадта и комиссаром Временного правительства». В Кронштадте Пепеляеву удалось освободить большую часть из арестованных матросами офицеров и внести некоторое успокоение в матросские ряды. Он указывал Временному Правительству на необходимость ареста матросских главарей, по наущению которых был убит адмирал Вирен и другие офицеры, и использования военной силы для ликвидации Кронштадтского Совета, но поддержки у Временного Правительства не нашёл.

Во время Корниловского выступления принял сторону Верховного главнокомандующего и вступил добровольцем в 8-й Сибирский мортирный дивизион. После Октябрьской революции до весны 1918 оставался в Петербурге, принимая участие в подпольной борьбе против большевиков. Стал членом московского отдела кадетской организации «Национальный Центр». В июне 1918 года присоединился к КОНР, возглавив управление милиции. Позднее он был назначен министром внутренних дел Комитета.

После войны

В результате победы кадетов на выборах в Учредительное собрание, 15 марта 1922 года, в годовщину отречения от престола Николая II, Виктор Михайлович Пепеляев был избран председателем, за которого было отдано 236 голоса. По окончании работы собрания и преобразования в Государственную думу, сохранил за собой пост спикера. В связи с дальнейшими успехами КДП на выборах 1930 и 1934 года, Виктор Пепеляев сохранил пост председателя Госдумы, в результате чего, стал одним из лидеров политической партии, наравне с Павлом Милюковым, занявшего должность президента РДФР. Однако в связи с мировым кризисом в начале 30-х годов, поддержка кадетов в канун выборов 1934 года резко упала. В связи с престарелым возрастом, Павел Милюков принял решение не выдвигаться на пост президента, предложив в качестве собственной замены Виктора Пепеляева. Однако тот осознавал будущее поражение партии на выборах, поэтому отказался от выдвижения на пост президента, поддержав кандидатуру председателя Госсовета РДФР Иосифа Гессена.

Несмотря на то, что на президентских выборах кадеты потерпели поражение, в парламенте партии удалось сформировать правящую коалицию с Российской народной партией, Союзом 17 октября и Прогрессивной партией. Однако Виктор Пепеляев не сохранил за собой пост председателя Думы, передав полномочия более нейтральной кандидатуре — Михаилу Терещенко. Сам Пепеляев возглавил фракцию кадетов в Госдуме.

В 1938 году перед выборами в Государственную думу, вместе с РНП Ильина подписал коалиционное соглашение о сотрудничестве двух партий на выборах президента и парламента: в случае выхода одного из кандидатов во второй тур, другой кандидат должен поддержать его, в то время как в Государственной думе две партии образовывали коалицию. Однако в результате выборов РНП и КДП вместе получили около 30%, что не хватало для большинства. Помимо того, в случае присоединения прогрессистов и октябристов к коалиции, количество депутатов равнялось бы 36%, что также было недостаточно. В связи с этим, после вступления Ильина в должность в стране начался бы парламентский кризис, однако незадолго до инаугурации Ильина, в Государственной думе был убит президент Савинков, что привело к роспуску парламента и.о. президента Аргуновым. Поражение КДП на выборах 1938 года приводит к смене руководства партии: Виктор Пепеляев окончательно возглавил Конституционно-демократическую партию.

В 1942 году, ввиду бесперспективности участия в президентских выборах, Пепеляев поддержал кандидатуру Ивана Ильина на пост президента, в то время как в парламенте с РНП была вновь сформирована коалиция. В результате выборов, кадеты получили 19% голосов, что оказалось выше предыдущих результатов.

В 1946 году Виктор Пепеляев успешно избирается на пост президента РДФР.

Президентство

Придя к власти, Пепеляев продолжил политику модернизации в условиях экономическго роста.

После войны уровень заработной платы возрастал, частные дома становились все больше, школы все лучше, все больше появлялось автомобилей и бытовой техники, пылесосов, стиральных машин, телевизоров. Массовым явлением стал водопровод с горячей водой и центральное отопление. Мебель новой моды была дешевой, броской, светлой окраски и не тяжелой. После войны потребление возросло почти на половину.

Если в прошлом владение домом и ценными вещами, путешествия, длительные отпуска и развлечения были доступны лишь для богатых, бывших выходцев из дворян, то теперь они стали обычными для широких масс населения РДФР. В этот период было построено более 5 миллиона жилых домов, так что к 1950 году 17 % горожан проживало в собственных домах. В 1957 г. из всех электрифицированных домов 96 % имели холодильники, 87 % — посудомоечные машины, 67 % — пылесосы, 18 % — морозильники, 12 % электрическую или газовую сушилку, 8 % — кондиционеры. Около 52 % домовладений к 1960 году имело автомобиль.

В конце 1940-х годов в Москве началась крупномасштабная перестройка города. Началось плановое строительство целых районов застройки средней и малой этажности. Послевоенный рост населения стимулировал их быстрое заселение, а наличие всех городских коммуникаций и близость городских центров гарантировали высокий уровень жизни.

В 1950 году Виктор Пепеляев успешно переизбирался на пост президента, набрав более 50% голосов в первом туре, значительно опередив всех конкурентов.

Второй срок правления Виктора Пепеляева оказался тяжелым и полным вызовов. В результате выборов кадеты получили большинство мест в Государственной думе и Государственном совете. Тогда же Виктор Пепеляев решается на важный шаг: через 30 лет после попытки проведения реформы русского языка, подобную реформу решает провести и Пепеляев. Долгие прения в Государственной думе завершились принятием революционного новшества: в 1951 году в русском языке произошло сокращение количества орфографических правил, не имевших опоры в произношении, например, необходимость заучивания длинного списка слов, пишущихся через «ять» (причём относительно состава этого списка среди лингвистов велись споры, а различные орфографические руководства местами противоречили друг другу). Реформа привела к некоторой экономии при письме и типографском наборе, исключив Ъ на конце слов. Также реформа устранила из русского алфавита пары полностью омофоничных графем (Ѣ и Е; Ѳ и Ф; І, Ѵ и И). В прессе за данную реформу президента Пепеляева прозвали «большевиком в либеральном обличии», активно критикуя подобное действие.

В начале 1953 года в Армении, после ряда неудачных попыток решить вопрос о бóльшей автономии или независимости, вспыхнули беспорядки. Ситуацию усугублял тот факт, что руководство Армянской Автономной области нейтрально относилось к восставшим и не оказывало должной поддержки центральной администрации.

Кризис в Армении привел к внутриполитическому кризису в России. Помимо Армении, на Западе, в частности, в Украине; а также в автономиях Средней Азии и Туве.

Последние годы

Покинув пост президента, Виктор Пепеляев продолжил заниматься политической деятельностью. В 1958 году он был избран в Сейм Русской областной автономии, а в 1962 года, переизбравшись в Сейм, вошёл в состав Государственного совета РДФР.

Смерть

Скончался Виктор Пепеляев 13 апреля 1967 после продолжительной болезни. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

Предшественник:
Иван Александрович Ильин
Штандарт президента России (МРГ)
Президент России
20 марта 1946 — 20 марта 1954
Преемник:
Владимир Григорьевич Харжевский
Флаг России (МРГ)Данная статья является частью Мира Российского государства
Право редактировать её имеет только участник George Volkov.
Флаг России (МРГ) Мир Российского государства
СтраныФлаг России (МРГ) Россия (Флаг России (МРГ) Российское государство • Флаг РСФСР (МРГ) РСФСР • Флаг Дальнего Востока (МРГ) Дальний Восток) • Флаг США 48 звёзд США • Флаг Германии (МРГ) Германия (Флаг Третьего Рейха (МРГ) Третий Рейх) • Флаг Югославии (МРГ) Югославия • Флаг Китая (МРГ) Китай (Флаг Японского Китая (МРГ) Центральное правительство) • Флаг САИФ ОАР
ЛичностиЛавр Корнилов • Александр Колчак • Николай Авксентьев • Владимир Вольский • Владимир Ульянов • Виктор Чернов • Петр Врангель • Борис Савинков • Константин Воскобойник • Андрей Аргунов • Виктор Пепеляев • Адольф Гитлер • Павел Милюков • Иван Ильин • Владимир Харжевский • Алексей Елизаветин • Владимир Поремский • Георгий Игнатьев • Владимир Гранитов • Виктор Черномырдин • Николай Рыжков • Николай Травкин • Александр Беллен • Виктор Христенко • Михаил Касьянов • Ирина Прохорова