ФЭНДОМ

Гражданская война в Ливии
F3650
Время 18 февраля 2011 - 11 сентября 2011
Место Ливия
Итоги Подавление восстания, обновление Джамахирии
Участники
Ливия (Джамахирия)

САСР

Курдистан

Ливия (Повстанцы)

США

Италия

Командующие
Муаммар Каддафи

Абу Бакр Юнис Джабер

Мехди эль-Араби

Али Хасан аль-Маджид

Мустафа Абдель Джалиль

Омар аль-Харири

Абдул Фатах Юнис

Шарль Бушар

Силы сторон
17 000 — 19 000 чел. (Ливия)

10 785 чел. (контингент САСР и НРК)

около 17000 чел. (Ливия)

12 500 чел. (контингент НАТО)

Гражданская война в Ливии — вооружённый конфликт между силами, подконтрольными находившемуся у власти с 1969 года лидеру страны полковнику Муаммару Каддафи и вооружёнными отрядами Национального переходного совета Ливии. Конфликт начался с волнений в феврале 2011 года, которые произошли после свержений правящих режимов в соседних Тунисе и Египте (см. Арабская Весна) и быстро приняли форму гражданской войны.

Причины

Несмотря на социальные и экономические победы прошлых лет (высокая продолжительность жизни, самый высокий ИЧР в Африке, решение проблемы голода, повышение общей грамотности, снижение безработицы и т.д.), после свержения правительств в соседних странах (Тунис и Египет) во время "Арабской весны", в Ливии начались волнения. По большей части они возникли из-за низкого уровня свобод и прав граждан, к тому же высокий уровень коррупции губил рост уровня жизни за счёт доходов от нефти.

Часть политологов указывают на неоднозначность официальных причин и всё чаще выдвигают версию о том, что восстание в Ливии организованно западными спецслужбами.

Некоторые эксперты так же склоняются к тому, что правление Каддафи вызвало раздор в племенах Ливии, так, например, в Триполитании большинство поддерживали его правление, а в Киренаике большинство было оппозиционно ему.

Предвоенный этап

Восстание в Ливии началось с инцидента в городе Бенгази 15 февраля. Причиной волнений стал арест юриста и правозащитника Фатхи Тербиля (позже был отпущен). Демонстранты, координировавшие свои действия через социальные Интернет-сети, собрались у здания местной администрации, требуя его освобождения.

"День гнева"

17 февраля прошли массовые выступления в городах Бенгази, Бевида, Зентан, Ружбан и Дерна. В столице Триполи прошёл митинг сторонников Каддафи. Произошли столкновения с правительством, в результате чего 4 человека погибли.

С 18 по 20 февраля 2011 года в Восточной Ливии (Киренаика) произошли восстания, которым не смогли подавить местные правоохранительные службы, с этих дней начинается гражданская война в Ливии.

Военные действия

Начало войны

Начиная с 18 февраля антиправительственные волнения в Бенгази переросли в вооружённый мятеж, поскольку расквартированные здесь части ливийской армии перешли на сторону оппозиции. Глава МВД Ливии генерал армии Абдель Фаттах Юнес порвал с Каддафи и призвал армию переходить на сторону протестующих.

20 февраля Абу Бакр Юнис сообщил в СМИ информацию, что согласно которой ливийские власти расстреляли демонстрацию протеста из пулемётов в результате чего погибли около 200 человек, около 800 получили ранения, однако эти сведения не подтвердились.

22 февраля мятежники распространили свою власть на город Тобрук, войска перешли на сторону оппозиции.

К 24 февраля вся Киренаика перешла под полный контроль мятежников. Ливийские власти временно оставили попытки вернуть контроль над регионом.

26 февраля мятежники провозгласили в Бенгази временное правительство Ливии во главе с бывшим министром юстиции страны Мустафой Мухаммедом Абдель-Джалилем.

2 марта революционеры атаковали нефтяной порт Брега.

5 марта отряды революционеров выдвинулись в направлении Сирта. В этот же день с запада к Бин-Джаваду подошла тяжело вооружённая группировка войск Каддафи, после чего начались ожесточённые бои за город.

6 марта войскам Каддафи удалось перехватить инициативу и начать контрнаступление на восточном фронте. Первой их победой стал захват города Бин-Джавад.

Через два дня 8 марта армия Каддафи атаковала крупный нефтеперерабатывающий центр Рас-Лануф.

Победы армии Каддафи над восставшими были достигнуты за счёт использования артиллерии, танков и авиации. Однако ввиду эскалации конфликта, чреватого резнёй в городе Бенгази с населением около миллиона человек, в ночь на 18 марта Совет Безопасности ООН попытался принять Резолюцию 1973, однако вето СССР и КНР не позволило его принять.

19 марта бои завязались на окраинах Бенгази — оплота восставших. Утром начался обстрел города из артиллерийских орудий, затем началась первая атака на город, которая к середине дня была отбита.

Вмешательство Западных стран

USA LIv

Солдаты США у города Зинтан (запад Ливии)

20 марта без разрешения ООН, войска США начали наступление с территории, ставшего прозападным, Туниса. Началась операция «Одиссея. Рассвет».

21 марта ВВС Франции, Великобритании и США утром нанесли удар по танковой колонне.

Одновременно 21—22 марта войска Каддафи были вытеснены из окрестностей Бенгази, и к 23 марта бои переместились к городу Адждабия, в 150 километрах к югу от оплота повстанцев в восточной Ливии.

26 марта ночью, после боёв на подступах к Адждабии повстанцы сумели захватить Адждабию. В этот же день автоколонна повстанцев, не встречая сопротивления, вошла в Брегу.

28 марта повстанцы вошли без боя в Эн-Нофаллию и находились в 140 километрах от Сирта (их наибольшее продвижение в направлении Сирта весной 2011 года). Однако 28-29 марта они без боя оставили Эн-Нофаллию, Бин-Джавад и Рас-Лануф.

К 30 марта линия фронта находилась между Рас-Лануфом и Брегой, где на тот момент происходила перестрелка из артиллерийских орудий.

Между тем западный фронт начал всё ближе и ближе подходить к Триполи. Войска США были остановлены на рубеже Завия - Сабрата. Немного позже войска Каддафи смогли отбросить войска НАТО от берега, однако они потеряли город Мисрата.

Libya

Состояние фронтов на 4 апреля 2011

3 апреля войска на восточном фронте отступили из Адждабии и заняли оборонительные позиции.

6 апреля войска Соединённых Штатов Америки взяли город вновь взяли город Сабрата. Началось генеральное наступление на Триполи.

7 апреля по всему Советскому Союзу прошли манифестации в поддержку Ливии. По просьбе Президента СССР Социалистические страны ограничили поставки нефти на запад.

10 апреля войска США и повстанцев на западном фронте начали захват пригородов Триполи.

12 апреля силы НАТО были остановлены на подступах к Триполи объединённой Ливийской армией.

13 апреля при поддержке авиации началось наступление Триполитанских войск на Мисрату для прорыва блокады столицы.

15 апреля войска Каддафи на Восточном фронте захватили город Джалу - центр нефтепереработки в Киренаики. В этот же день авиация Союза Арабских Социалистических Республик произвёл массированную бомбардировку позиций провстанцев в Адждабии.

18 апреля освобождение города Мистрата, войска противника на Западном фронте потеряли выход к морю, была восстановлена связь со столицей.

К 20 апреля войска Каддафи захватили Адждабию.
445144

Штурм Триполи

26 апреля неожиданное нападение повстанцев южнее Брега, прорыв повстанцев к морю, окружение войск Каддафи в Адждабии, Бреге и Джалу.

27 апреля десант Итальянской морской пехоты около Триполи, одновременное наступление на город НАТОвских войск.

30 апреля отступление восточных войск к Уджале. Штурм Триполи объединённой американо-итальяно-ливийской армией.

1 мая перестрелка в городе, центр остаётся за Правительственными войсками. Там же ночью
000f2cxk

Техника на ночном параде

проходит парад техники, призванный поднять боевой дух. На параде выступил Каддафи и призвал бороться с врагами до последней капли крови.

2 мая по СССР вновь прокатилась волна манифестаций. Народ требовал немедленного вмешательства в войну. Лидер "Левого Фронта", Сергей Удальцов, назвал отказ от вмешательств в войну - предательством.

3 мая было решено отступить из Триполи. Ночью, оставив в городе лишь наёмные африканские корпуса, Каддафи, его гвардия и вся ливийская армия города с боями начала прорыв к Мистре, а через неё к Сирту.

Международное мнение

С началом войны в Ливии мнения во всём мире разделились: часть считала Каддафи - тираном и диктатором и поддерживала его свержение, а часть - великим правителем и борцом с "пятой колонной".

США

La110320

Манифестация в Нью-Йорке

С начала войны руководство США было за повстанцев, а позже, когда повстанцы начали проигрывать - за вмешательство в войну. Однако эту позицию разделяли не все граждане США, после вступления в войну по Нью-Йорку прошла манифестация против войны в Ливии.

После взятия Триполи 4 мая 2011 года, президент США Джон Маккейн, выступил перед гражданами города, объявив, что они приносят в страну демократию, освобождение от тирании.

383420753

Маккейн в Триполи

СССР

Ldp1103

Владимир Жириновский. Митинг в поддержку повстанцев.

С начала войны президент СССР, Александр Лукашенко, заявил, что любое вмешательство западных сил в ход гражданской войны - неприемлимо и, то что Советский Союз будет помогать Джемахирии, однако ссылаясь на опыт Афганской войны не спешил посылать войска в Ливию. Такую позицию поддержали правые силы в стране в том числе и ЛДПСС, во главе с Жириновским.

Он считает, что любое коммунистическое правительство (в т.ч. и советское), нужно свергать, так же, по его мнению: Союз (Советский) не должен вмешиваться в дела других. Мы и так кормим пол Африки! Лучше б на эти деньги своим гражданам жизнь улучшили! А это ведь немалые деньги, на них каждый смог бы жить как арабский шейх!

IMG 8384-1

Удальцов во время митинга в Москве

Коммунистическая Партия Советского Союза заявляла, что СССР должен немедленно вмешаться в войну, пока Ливия не превратилась в очередную американскую марионетку.

Многие активные граждане Советского Союза её поддержали: так Сергеем Удальцовым были организованны манифестации 7 апреля и 2 мая на которые, по разным данным, пришло от 70 000 до 120 000 человек.

После манифестации 7 апреля Президент СССР
110317b

Манифестация 7 апреля

решил увеличить помощь Каддафи: он "попросил" Союз Арабских Социалистических Республик и Народную Республику Курдистана выступить против НАТО и поддержать Ливийскую Джамахирию, кроме того начались поставки современного Советского оружия в Ливию. Однако от вступления в войну он воздержался.

Вступление в войну Арабского Союза

7 мая морская пехота САСР, высадилась в Тобруке, где после непродолжительного сопротивления местного ополчения, город перешёл в руки Арабского Союза. Начался набор и обучение местных лоялистов. Поддержка войск САСР в войне значительно повысила боевой дух в армии Джамахирии.

9 мая началась операция прозванная в Советском Союзе "Белое Солнце Пустыни": после утренней артиллерийской подготовки по всем фронтам началось наступление: Арабский контингент на Дерну, Киренаикская армия на Адждабию, Пустынный фронт (быв. восточный) на Джалу, а Западный фронт во главе с Муамором Каддафи начал наступление на Триполи.

Неожиданность наступления, а так же внезапные авианалёты вызвали панику в рядах противника. Так уже к вечеру на восточном фронте войска Каддафи вернулись к позициям 15 апреля, а на западе Каддафи остановился в пригороде Триполи.

10-12 мая армия США начала контр-наступление и, в обход основной армии части Каддафи, атаковали пригороды Сирта, Лидер Джамахирии оказался в опасности. Тем временем, при воздушной поддержке САСР, армия полковника приблизилась к Бенгази. Сама же армия Арабского Союза была остановлена у города Байда.

14 мая был взят центр и восток города Триполи.

16 мая войска восточного ополчения (во главе с военным специалистами из СССР) и Джимахирии соединились к югу от гор Эль-Ахдар, Киренаикская группа войск повстанцев оказалась в блокаде.

17-27 мая бои за город Триполи. Центр города переходит от одной армии к другой. Войска пустынного фронта направились на юг подавлять повстанцев в Куфре. Затишьее на остальных фронтах.

30 мая - Триполи в руках Каддафи. Армия США заняла Сирт.

Перемирие

Map of traditional provinces of Libye

Провинции Ливии

Затянувшиеся военные действия не дали успеха в июне ни одной из сторон, поэтому по предложению СССР все стороны сели за стол переговоров. Заседания в разное время происходили в Триполи, Сирте и Бенгази.

Соединённые Штаты Америки, предложили разделить Ливию на три её основные части: Триполитанию, Феззан и Киренаику, при чём на территории первых двух сделать социалистическую республику, а на территории Киренаики - независимую страну Переходного Национального Совета (повстанцев Ливии).

Однако это предложение не устроило ни Каддафи, ни Советский Союз: на территории Киренаики расположено крупное нефтяное месторождение (Сарир), в котором находиться около 3,8 млрд тонн нефти.

СССР в свою очередь предложил создать объединённое правительство во главе с Муамором Каддафи для реформирования и демократизации страны. Однако в этом случае власть останется у полковника, а это не устраивало США и повстанцев.

После длительного перемирия, 11 августа 2011 года США начали военную операцию "Сципион".

Возобновление войны

11 августа в 5 часов утра крупные группировке войск начали массированную атаку побережья Ливии, как со стороны пустыни, так и с моря. В результате неожиданной атаки (которую привыкшие к миру солдаты не сочли за таковую) побережье от Дерна до Триполи было занято Американцами (в некоторых районах занятая позиция была меньше 1 км. вглубь страны), предполагалось, что внезапное изменения ситуации в сторону США значительно ускорят переговоры, однако это лишь затянуло войну.

В течении августа ливийские войска выбили противника с берегов Триполитании. После чего началось генеральное наступление на Бенгази.

В ходе ожесточённых боёв, которые велись не за кварталы, а отдельные дома, миллионный город Бенгази пал 11 сентября 2011. Этот день в Ливии назвали Днем Народного Единства, а в США - "днем поражения демократии".

Мирный договор

Мирный договор возвращал Ливию к январю 2011 года: власть Каддафи восстанавливалась на всей территории Ливии. А США октазывались от притензий к Джамахирии, взамен Ливия отказывалась от требования констрибуции со Штатов.

После войны СССР надавил на Ливию и в ней произошли некоторые либеральные сдвиги. Начались реформы и, вскоре, Джамахирия стала Арабской Социалистической Республикой.

Последствия войны

  • Реформирование Ливии, превращение из Джамахирии в Социалистическую Арабскую Республику.
  • Гласность в Ливии.
  • Торможение Арабской весны.
  • Пересмотр внешней политики США.
  • Увеличение популярности сил выступавших против войны в США.
  • Вхождение Ливии в "Социалистическое содружество" и СЭВ.
  • Национализация нефтедобычи и промышленности, депортация всех капиталистических специалистов.