ФЭНДОМ

Война двух императоров
Война 2 императоров
Время 24 июня 1199 - 9 мая 1203
Место Балканы
Итоги Победа Византии
Причина Спор из-за принадлежности Диррахия
Территориальные
изменения
Захват Зары Венецией
Участники
Комнины Византия
Венгрия ЦН Венгрия
Галич-Волынь Галицко-Волынское княжество
Герб Гогенштауфенов Священная Римская империя
Сицилия ЦН Сицилия
Герб Венеции Венеция
Командующие
Комнины Исаак II Арпад
Комнины Иоанн Дука †
Венгрия ЦН Шаламон II
Галич-Волынь Роман Мстиславич
Герб Гогенштауфенов Сицилия ЦН Генрих VI
Герб Гогенштауфенов Фридрих VI Швабский †
Герб Гогенштауфенов Генрих V Рейнский
Герб Венеции Энрико Дандоло †

Война двух императоров (1199-1203), так же известная как Албанская или Балканская война, а так же Германо-византийская война - вооруженный конфликт между Священной Римской и Византийской империями и их союзниками.

Конфликт был связан с амбициями германского императора Генриха VI Гогенштауфена, стремившегося создать единую христианскую империю с собой во главе, однако его последствия для духовной и культурной жизни Европы оказались гораздо глубже, чем политическое влияние.

Подготовка к войне

К концу XII века власть императора в Священной Римской империи, трон которой занимал род Гогенштауфенов, значительно усилилась - кайзерам Фридриху I Барбароссе и его сыну Генриху VI удалось подчинить Сицилию, добиться признания своего сюзеренитета над Италией, усмирить оппозицию из числа князей-гвельфов, а в 1196 году на Франкфуртском рейхстаге добиться придания императорскому титулу наследственного статуса. Для укрепления собственного авторитета еще Фридрихом I была начата подготовке к войне с Византией, которая, по его задумке, должна была привести к объединению Рима и Константинополя в рамках единой христианской империи. Однако смерть Фридриха в 1195 году привела к тому, что эти планы претворять в жизнь пришлось его сыну Генриху VI.

Византия меж тем переживала непростые времена - пресечение династии Комнинов в 1180 году отдало престол в Константинополе в руки венгерского короля Белы III, ставшего императором Алексеем II Арпадом. Власть его была неустойчивой, в связи с чем все годы правления Алексея прошли под лязг оружия - сражения с сицилийцами, сербами, болгарами и сельджуками стоили империи больших средств, однако позволили восстановить древние границы империи по рекам Дунай и Галис. В 1196 году Алексей II умер, разделив перед смертью свои владения между 2 сыновьями: старший - Исаак Эмерик - получил Византию, а младший - Мануил Соломон - Венгрию.

Генрих VI-0

Генрих VI Гогенштауфен

Молодость сыновей Алексея II и традиционные противоречия между венграми и греками внушали Гогенштауфенам надежду на успех военной кампании. Поводом для конфликта стала принадлежность Диррахия - города на балканском побережье пролива Отранто, на который Генрих VI претендовал как король Сицилии. Даже смерть его жены Констанции, по праву которой он и занимал трон в Палермо, в 1198 году лишь отсрочила начало войны - добившись от сицилийской знати избрания себя в качестве регента Сицилийского королевства при своем малолетнем сыне Фридрихе, Генрих возобновил подготовку к войне. Веру в успех ему внушала поддержка злейшего врага византийцев - Венеции и лично дожа Энрико Дандоло, который обещал предоставить в распоряжение императора венецианский флот в обмен на передачу республике Далмации.

Поход Генриха VI

24 июня 1199 года флот Генриха VI отплыл из Бриндизи. Одновременно его союзники и вассалы, ведомые братом императора Фридрихом Швабским и пфальцграфом Генрихом Старшим, отплыли из Венеции вместе с кораблями Дандоло. Общая численность германской армии оценивалась современниками в 80 000 воинов, однако в реальности, по-видимому, составляла не превышала 20-30 000 человек, из которых бóльшую часть составлял обслуживающий персонал - моряки, военные инженеры, оруженосцы и т. д. Венецианцев было еще около 10 000 - в основном членов корабельных команд.

Осада Диррахия началась 26 июля - город был полностью блокирован с моря, однако горожане отчаянно сопротивлялись, надеясь на подход византийской армии. Германцам удалось прорвать цепь, перегораживающую вход в гавань, и разрушить городские стены с помощью расположенных на кораблях баллист. 9 августа Диррахий пал, после чего Генрих VI объявил о намерении идти прямо на Константинополь, однако планам этим помешало подошедшее 20-тысячное войско севастократора Иоанна Дуки. В нескольких милях к западу от города на реке Эрзен 11 августа произошло сражение в ходе которого византийское войско было разбито и отступило. После этого Генрих отправил флот в обход Греции, а сам с основными силами двинулся по суше на восток.

Штурм Фессалоник

Штурм Фессалоник

23 сентября началась осада Фессалоник - второго по размеру городу Византии, однако без флота и осадных орудий, доставлявшихся морем, Генрих мог лишь морить горожан голодом. Лишь в конце октября, с подходом кораблей, удалось предпринять решительный штурм и 3 ноября Фессалоники пали, однако начинавшаяся зима и утомленность солдат вынудила Генриха приостановить боевые действия и частично распустить армию.

Война с Венгрией

Армия Византии была разбита, однако оставались войска восточных фем и многочисленный флот. Кроме того, в войске Генриха все больше звучал ропот - венецианцы требовали возместить им затраты, вызванные длительной зимовкой в Фессалониках, а германские рыцари хотели возвращения домой. Кроме того, в апреле 1200 года в войну вступил венгерский король Шаламон II - в обмен на уступку ряда пограничных земель он согласился поддержать терпящего поражение в войне брата. Он верно оценил, куда следует нанести удар, и атаковал Истрию - владение Венеции, осадив Пулу. Не имея сильного флота, он не сумел ее взять, однако этот маневр лишил Генриха VI значительной части морских сил, которые ушли обратно в Адриатику.

Без кораблей продолжать поход на Константинополь было не разумно и Генрих вынужден был ограничиться осадой мелких крепостей на Балканском полуострове. Единственным крупным успехом стал захват города Комотини 23 июня, благодаря чему император в два раза сократил расстояние, отделявшее его от византийской столицы. В начале июля он провозгласил создание Албанского королевства и возложил на себя его корону.

Сдача Зары

Сдача Зары

Меж тем Дандоло предложил Генриху следующие условия возобновления венецианской помощи - от императора требовалось захватить для республики город Зару на далматинском побережье. В таком случае дож обещал поддержать кайзера в его походе на Константинополь. 10 ноября армия Генриха осадила город и после непродолжительного штурма взяла его. После этого король Шаламон фактически вышел из войны - внутри Венгрии все острее чувствовались противоречия между королем и крупной знатью во главе с дядей короля Гезой, недовольной централизаторской политикой династии Арпадов. Многие магнаты даже призывали Генриха VI вторгнуться в Венгрию, обещая ему свою поддержку, однако император грезил о Босфоре и весной 1201 года начался так долго вынашиваемый им поход на Константинополь.

Кульминация конфликта

В марте 1201 года Константинополь был потрясен раскрытием заговора протосеваста Алексея Комнина - двоюродного дяди императора Исаака II. Комнин собирался свергнуть племянника и, пользуясь славой своей фамилии, самому сесть на трон, заключив с Генрихом мир. Это, а так же поражение Иоанна Дуки убедило Исаака II принять командование армией, однако поражения продолжались - к тому времени с востока империи вновь грозил Конийский султанат, на время объединенный Рукнеддином Сулейман-шахом, а с севера во Фракию вторглись половцы. Более подходящего времени для удара по византийской столицы Генрих VI не мог пожелать и он поспешил со всеми силами к Константинополю.

Константинополь-1201

Морское сражение под стенами Константинополя

К тому времени численность германской армии сократилась почти в 2 раза, однако Генрих по прежнему рассчитывал на венецианский флот и мощные осадные орудия. Исаак II не мог выставить сопоставимую по численности войско, поэтому вынужден был запереться за стеной Феодосия. 5 июля венецианский флот под командованием самого дожа Энрико Дандоло вошел в Мраморное море, где его уже ждали византийцы. 23 июля разгорелось крупнейшее морское сражение войны у Принцевых островов, в котором участвовала почти сотня кораблей. Венецианская эскадра насчитывала около 210 судов, однако большинство из них были транспортными, в то время как численность боевых галер не превышала 60 судов, однако византийцы, в 1187 году заключившие договор с Венецией, по которому республика частично брала на себя защиту империи с моря, перед войной значительно сократили ассигнования на флот, в связи с чем их силы на море уступали противнику почти в три раза. Единственным преимуществом защитников Константинополя был "греческий огонь", который позволил сжечь флагман венецианцев - в ходе пожара, возникшего на корабле, слепой дож Дандоло погиб, однако это никак не отменяло полного разгрома византийцев. Флот империи был практически уничтожен, из-за чего Исаак II не мог переправить в Европу войска восточных фем.

Осада Константинополя

26 июля Генрих VI с основными силами подошел к Константинополю и начал его осаду. Из-за гибели Дандоло венецианцы по большей части покинули ряды его армии, однако император еще мог рассчитывать на верных ему сицилийцев, среди которых так же немало было опытных моряков, и передовые осадные машины, которых в его войске насчитывалось около 300.

Исаак II Арпад

Исаак II Арпад

Тем не менее, осада растянулась - сил одних только германцев явно не хватало для захвата города с 400-тысячным населением. Полную блокаду так же установить было невозможно, однако этого и не требовалось - Константинополь в силу своих размеров очень зависел от поставок продовольствия, поэтому даже малейшие перебои грозили масштабным голодом. Долго такая ситуация продолжаться не могла: против Генриха VI, который уже больше 2 лет не появлялся в Италии, уже поднимали голову итальянские города и германские князья, папа римский Урбан IV за спиной Генриха вел переговоры с византийцами, в войске усиливались дезертирство и мародерство. В итоге обе стороны замерли в шатком равновесии: Генриху было необходимо как можно скорее взять Константинополь, однако сил на это у него не было, а Исаак II должен был, чтобы избежать голода, как можно скорее разгромить врага, но так же не имел для этого сил.

В этих условиях Исаак II обратился за помощью к галицко-волынскому князю Роману Мстиславичу - одному из самых могущественных феодалов Руси. Роман к этому времени распространил свою власть практически на все южно-русские княжества и располагал весьма внушительными силами, а, кроме того, он состоял в родстве с императором благодаря браку с Анной Комниной[1]. Летом 1201 года Роман был скован борьбой за Киев с Рюриком Ростиславичем, поэтому на помощь Константинополю он сумел выступить лишь в ноябре - спустившись вниз по Днестру к Черному морю он начал поход к Босфору, двигаясь одновременно по суше и по морю. В качестве союзников Роман привлек черных клобуков и венгров. Современники описывали численность его войска колоссальными цифрами от 20 до 100 тысяч человек, однако едва ли русичей было больше 8-9 000. С союзниками их число вполне могло составить 10 000 человек - эти скромные силы, однако, вполне могли склонить чашу весов на сторону осажденных.

Роман Великий

Роман Мстиславич Галицкий

В начале марта 1202 года Роман со своим войском появился под стенами Константинополя. Соединившись с армией Исаака II он успешно отогнал Генриха VI от стен Феодосия. К этому времени в армии германцев разногласия достигли апогея - итальянцы фактически перестали подчиняться императору, некоторые даже пытались вступить в переговоры с византийцами. 6 марта возле Евдоксиополя между двумя армиями состоялось решающее сражение - силы Генриха VI практически двукратно уступали в численности союзникам, что предопределило ее быстрый разгром. В бою погибло и было захвачено в плен несколько тысяч германцев и сицилийцев, брат императора - герцог Швабский - был убит, сам Генрихом спасся на сицилийском корабле. Угроза для византийской столицы исчезла, вскоре ушли из Мраморного моря и оставшиеся корабли захватчиков, что позволило Исааку II перебросить в Европу части из Малой Азии. Вслед за этим отвоевание всех ранее занятых Генрихом территорий было лишь вопросом времени.

Окончание войны

После разгрома при Евдоксиополе Генрих VI бежал в Италию, где спешно стал набирать новое войско, однако вскоре все эти попытки разбились о сопротивление итальянских городов и спор за Швабию между ним и его братом Филиппом. Новый дож Венеции Габриеле Соранцо и вовсе вышел из войны, заключив летом 1202 года договор с Венгрией, по которому республика удерживала Зару, но прекращала всякую поддержку императора. В итоге Шаламон II сумел высвободить силы, так необходимые его брату на Балканах и в конце августа освободил от германский войск Диррахий.

Силы Исаака II так же действовали успешно, взяв 30 июля Фессалоники. Силы Романа Галицкого отправились в Болгарию на подавление очередного выступления болгар, поддержанных половцами. К осени все Балканы вновь были под контролем Арпадов - сил у Генриха VI на продолжение борьбы не было, поэтому он вынужден был пойти на примирение с Византией.

Мир в Бриндизи

Германское посольство в Константинополе

Официального мирного договора между двумя империями заключено не было, т. к. Генрих наотрез отказывался признать свое военное поражение. Вместо этого конец войне положил брачный договор, по которому германский император обязался выдать свою дочь Агнессу за Иоанна - старшего сына Исаака II и впоследствии императора Иоанна III. В случае смерти сыновей Генриха - Фридриха и Конрада - Агнессе и Иоанну должен был достаться трон обоих римских империй. Этот договор был торжественно заключен в Бриндизи 9 мая 1203 года, тогда же 9-летний Фридрих Сицилийский отрекся от всяких претензий на Диррахий. Брак этот так и остался на бумаге - в 1215 году 13-летняя Агнесса умерла.

Последствия войны

Война нанесла тяжелый урон по авторитету Генриха VI, вынудив его усмирять поднявшую голову оппозицию внутри Священной Римской империи. Чтобы смыть с себя позор поражения, Генрих предпринял очередную военную авантюру - крестовый поход, для чего в 1208 году он с войском прибыл на Ближний Восток, где успешно взял крепости Дирна и Барка, однако в 1210 году скончался от малярии. Этот поход принес ему личную славу, однако все завоевания в итоге достались иерусалимскому королю Иоанну I и жертвы, понесенные германцами, пропали втуне.

Исаак II Арпад, напротив, успешно отразив вторжение латинян неизмеримо поднял авторитет династии в глазах византийцев. Тем не менее, наступательный порыв империи на долгие годы иссяк - без флота и со в значительной степени обескровленной армией Византия более не имела такой власти над государствами Леванта - Иерусалимским королевством и Антиохией. Только к 1211 году, когда состоялось решительное столкновение с сельджуками, военная мощь Византии в значительной степени окрепла.

4 Латеранский собор

IV Латеранский собор, снявший анафему с Константинопольского патриархата

Важным последствием стало возвышение галицко-волынского князя Романа Мстиславича - 19 июня 1205 года за спасение Константинополя ему был пожалован титул деспота и автократора, т. е. "самодержца", что дало Роману основания называться "Царем Руси". Этот титул, однако, был личным и не мог передаваться по наследству, тем не менее, среди русских князей авторитет Романа взлетел до небес - он встал в один ряд со знатнейшими монархами Европы, благодаря чему удалось заключить брак между княжичем Даниилом Романовичем и старшей дочерью венгерского короля Шаламона II Марией.

Важнейшим последствием войны стал открытый конфликт папы и римского императора, в ходе которого Урбан IV и Исаак II заключили долговременный союз, вылившейся в итоге во взаимное снятие анафем 13 апреля 1204 года, положившее начало длительному и тяжелому процессу объединения православной и католической ветвей христианской церкви.

Примечание

  1. Среди историков нет единого мнения по поводу ее происхождения. Наиболее распространенной является точка зрения, согласно которой Анна была дочерью Исаака Комнина, правителя Кипра и правнука императора Иоанна II Комнина. Таким образом Анна приходилась троюродной племянницей Исааку II Арпаду.