ФЭНДОМ

Генералиссимус-222.svg

Парадный погон Генералиссимуса Советского Союза

 Генералиссимус Советского Союза - Высшее воинское звание в Вооруженных Силах СССР. Введено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1944 года на основания рассмотрения коллективного ходатайства рабочих и служащих Московского завода "Рессора" от 6 февраля 1943 года, и записки командующего Западного фронта К. К. Рокоссовского от 22 апреля 1943 года. И других писем от Баграмяна, Говорова, Шапошникова, Ворошилова. 

На следующий день, 27 июня, по предложению Политбюро ЦК ВКП(б) и письменному предоставлению командующих фронтами звание было присвоено первому в истории СССР Генералиссимусу И. В. Сталину, в ознаменование его исключительных военных, и организационных заслуг во время ведения войны с ненавистными Гитлеровцами. Кроме того, Иосиф Виссарионович был награжден Орденом "Победа" за №1, и присвоено звание Героя Советского Союза. В последующем в 1954, и в 1972 соответственно, звание Генералиссимуса Советского Союза было присвоено Лаврентию Берии, и Андрею Гречко. По иронии судьбы начиная со Сталина, это звание присваивали после него лидерам советского государства. Эту традицию разрушил Горшков который пришел ко власти после Гречко в 1976 году.

История

Начиная с 1939 года велись первые в истории СССР армейские реформы направленные на улучшение боеготовности, и мобильности армии. Вместе с реформой Военно-Промышленного Комплекса, реформировалась и сама армия, были упразднены специальные звания, и уменьшено их число. Была унифицирова общая система воинских званий сухопутных войск, и авиации. Так же велась реформа военной униформы войск РККА, и РККФ. Были добавлены для оптимизации погоны-пустушки(Как их прозвали в первые годы в войсках), и вскоре пошла дискуссия насчет введения знаков различия на погонах. 

Тогда эта идея показалась всему высшему командному составу дикой, и контрреволюционной, так как погоны были при Царе, и в Царской Армии. Однако Шапошников, тогдашний начальник Генштаба высказался в поддержку этой идеи. Зимой 1942 года, еще до начала Великой Освободительной Войны, и вместе с тем вступлением во Вторую Мировую Войну, было принято постоновление верховного совета СССР о введении новых знаков различия в армии и флоте на погонах. Уже через год во время войны, когда Сталин был назначен на место Верховного Главнокомандующего, встал вопрос о присвоении ему воинского звания. В соответствии с порядком присвоения воинских званий, Сталину присвоили звание Маршала Советского Союза. На тот момент это было высшее воинское звание. После поступления первых писем с предложением о создании звания Генералиссимуса, Сталин часто отказывался от этого, и блокировал рассмотрение этого вопроса. Судьбу звания решил Рокоссовский: 

"Товарищ Сталин, вы маршал и я маршал, вы меня наказать не сможете" - Рокоссовский в беседе со Сталиным.

После рассмотрения этого вопроса на заседании Верховного Совета, и принятия соответствующего решения, на следующий же день звание было присвоено И. В. Сталину, как верховному главнокомандующему вооруженными силами СССР. 

В дальшейшем встал острый вопрос о самой форме Генералиссимуса СССР. Многочисленные варианты были разработаны службой тыла армии. И почти все они были отклонены Сталиным, как "слишком напыщенные и не соответствующие условиям теперешнего времени". В некотарых вариантах мундира были и эполеты, и расшитые золотом мундиры напомирающие старые мундиры генералов времен Отечественной Войны 1812 года. Один из таких вариантов Сталин крайне резко отбраковал словами: "Я вам что, клоун?". По свидетельствам современников Сталин отбраковал в общей сложности 34 варианта. Уже после войны, в качестве формы Генералиссимуса официально стала незаменимый форменый генеральский китель, с четыремя карманами, уникального светло-серого цвета коротый Сталин часто носил, и изображался в нем на фотографиях, портретах, и плакатах. Единственное что до официального утверждения Сталин носил Маршальские погоны. После утверждения официального погона Генералиссимуса, ко вмему прочему к форме Сталина прибавились золотые лампасы, в петлицы красного цвета добавили дубовые листы, и большая звезда на погоне была увенчана венком из дубовых листьев. На фуражке Сталина так же кокарду с красной звездой увенчали венком из дубовых листьев, и самими листьями разходящимися от кокарды с лево и вправо. Новый вариант формы Сталину очень понравился, и назвал его: "Наилучшим показателем советской скромности нужной современности". Однако по воспоминаниям Молотова Сталин до конца своих дней сожелел о том что позволил ввести в систему воинских званий это звание.

Юридический статус.

Юридический статус Генералиссимуса а так же порядок присвоения этого звания регулируеться "Правовым положением о прохождении службы Офицерами Вооруженных Сил СССР". В частности данный документ определяет критерии для присвоения этого звания тому или иному лицу:

"Звание Генералиссимуса Союза Советских Социалистических Республик присваиваеться за руководство Советскими Вооруженными Силами во время ведения войны, за выдающиеся военные успехи во время ведения войны, за выдающиеся заслуги в деле усиления Вооруженных Сил СССР, за победу в войне над врагами Социалистического отечества." 

Под эти критерии за всю историю существования звания Генералиссимуса попадали Сталин, Берия, Гречко, которым собственно оно и было присвоено. В свое время велась дискуссия по поводу правомерности предложения о присвоении этого звания Андропову, однако доводы против перевысили доводы за, и Андропову было присвоено звание Маршала Советского Союза.

Генералиссимусы

Иосиф Виссарионович Сталин

1 02

Первый Генералиссимус СССР Иосиф Сталин.

Иосифу Виссарионовичу данное звание было присвоено во время Великой Освободительной Войны, в ознаменование его выдающихся заслуг в деле угрепления РККА, её усиления, и за выдающиеся заслуги во время ведения войны. В тексте официального указа говорилось следующее:

       "Присвоить Иосифу Виссарионовичу Сталину, за гениальное руководство Вооруженными Силами СССР во время ведения войны с ненавистными врагами, за выдающиеся военные заслуги, и выдающуюся организационную работу во время войны направленной на повышение боеспособности РККА, и РККФ воинское звание Генералиссимуса Советского Союза, и наградить Сталина Иосифа Виссарионовича, за выдающиеся военные заслуги орденом "Победа", с присвоением Звания Героя Советского Союза, и Ордена Ленина соответственно." - М. И. Калинин в тексте официального указа.

Лаврентий Павлович Берия

0 1

Генералиссимус Берия.

 Приемнику Сталина, Лаврентию Берии данное звание было присвоено за титанический вклад в развитие Военно-Промышленного комплекса, и за чоздание новых родов войск. В частности ВДВ, РВСН, и Пехотно-механизированных войск. В тексте официального указа говорилось:

"Присвоить Лаврентию Павловичу Берии, за титанические усилия в деле усиления Вооруженных Сил СССР, и за выдающуюся организационную работу направленную на усиление Вооруженных Сил СССР, звание Генералиссимуса Советского Союза, с присвоением звания Героя Советского Союза, с награждением Берии Лаврентия Павловича орденом Ленина, и орденом Сталина соответственно." - В. С. Абакумов в тексте официального указа.

Андрей Антонович Гречко

240px-Andrei Grechko 1967

Генералиссимус Гречко.

 Андрею Гречко звание Генералиссимуса было присвоено за победу в Корейской войне 1968-1971 гг., а так же за выдающиеся заслуги в деле усиления армии. В тексте официального указа говорилось:

"Присвоить Андрею Антоновичу Гречко, за победу над врагами, за гениальное руководство Вооруженными Силами СССР во время ведения войны, и за выдающиеся заслуги в деле укрепления Вооруженных Сил СССР звание Генералиссимуса Советского Союза, и наградить его орденом "Победа" в ознаменование победы над врагом, с присвоением звания Героя Советского Союза, с награждением его орденом Ленина и Сталина соответственно." - А. Н. Шелепин в тексте официального указа.

Дискуссия насчет присвоения Генералиссимуса С. Г. Горшкову.

Дискуссия началась сразу после того как Горшков поспособствовал Угандийской войне, и поимки Иди Амина, и активного вклада в победу дружественных СССР сил в Анголе, и Мозамбике. Инициатором данной дискуссии был секретарь ЦК КПСС Воронов. Инициативу быстро подхватили другие секретари и депутаты Верховного Совета. Так как Горшков был одним из авторов армейской реформы 1962-64 года, он уже мог стать по критерию Генералиссимусом. В 1978 году предлагалось внести поправку в "Положение о прохождении офицерами службы в Вооруженных Силах СССР", в часности предлагалось внести в критерий присвоения звания, и помощь в одержании победы Национально-Освободительному движению, и помощь Революции в чужой стране с дружественным народом. Однако данную инициативу отверг сам Горшков, мотивируя это тем что он не самохвал, и свои заслуги превозносить не собираеться. А так же он это мотивировал тем что он флотский, и потому будет ходить с Адмиральскими погонами. Так Горшков стал единственным президентом СССР со званием Адмирала Флота Советского Союза. Его приемник, Огарков, так же не получил звания Генералиссимуса, хоть и так же имел определенные заслуги которые были в критерии.

Современный статус.

В нынешнее время в вооруженных силах СССР нету Генералиссимуса, так как после Гречко не было ни одного человека который соответствовал критерию по присвоению звания. Недавно у СССР мог появиться новый Генералиссимус, им мог стать Борис Пуго, за победу над Пакистаном, Саудовской Аравией, Оманом, Алжиром, и Марокко которые были известны в мире как Ось Зла. Причиной по которой Пуго мог стать Генералиссимусом достаточно просты. Он на время президентства служил в армии, а точнее в МВД, он руководил вооруженными силами во время войны, и он был автором новой военной реформы. Однако он отказался от звания Генералиссимуса, по примеру Горшкова хоть и имел все права на звания. Ему присвоили звание Маршала Советского Союза. Звание Генералиссимуса по прежнему остаеться высшим военским званием в системе воинских званий Советских Вооруженных Сил.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики