ФЭНДОМ

Германский союз
Флаг Германского Союза Герб ГС
Год основания: 1848
Официальный язык: Немецкий
Форма правления: Выборная конституционная монархия
Главы государства: См. Список президентов Германии
Столица: Франкфурт
Религия: Протестантизм, католицизм
Площадь: 2 086 500 км²
Население: 45 190 000 чел.
Валюта: Талер
Germany-1912
Германский союз (нем. Deutscher Bund), также именуется Германской конфедерацией или просто Германией (нем. Deutschland) — государство в Центральной Европе, омываемое с севера водами Балтийского моря. Крупнейшие города — Мюнхен, Франкфурт, Дюссельдорф, Штутгарт, Лейпциг, Дортмунд.

Германский союз был официально провозглашён 14 марта 1848 года решением Национального собрания как объединение немецких монархий, ранее входивших в состав Рейнского союза.

Государственное устройство

Германский союз — федеративное государство с выборной конституционной монархией. Государственное устройство регламентировано Конституцией Германского союза (нем. Verfassung des Deutschen Bundes), которая также известна как Конституция Паульскирхе (нем. Paulskirchenverfassung), поскольку была ратифицирована 14 марта 1848 года на Франкфуртском национальном собрании, заседавшем в церкви Святого Павла.

Исполнительная власть

Главой государства является Федеральный президент (нем. Bundespräsident), который избирается Союзным сеймом из числа монархов государств, входящих в состав Германского союза сроком на 10 лет — как правило, из соображений старшинства или длительности правления. Федеральный президент выполняет, главным образом, представительские функции, но все законы и вносимые в конституцию поправки подлежат его утверждению.

Высшим исполнительным органом власти является Федеральное правительство, во главе которого стоит Федеральный канцлер (нем. Bundeskanzler). В компетенцию канцлера входит назначение министров и определение политического курса правительства. Как правило, федеральным канцлером становится лидер партии, победившей на парламентских выборах.

Законодательная власть

Законодательную власть в Германии представляет двухпалатный парламент — Федеральное собрание, или Бундестаг (нем. Bundestag). Бундестаг состоит из двух палат — Палаты штатов (нем. Staatenhaus) и Народной палаты (нем. Volkshaus).

Палата штатов формируется из числа членов правительств государств, входящих в состав Германского союза. По сути, она играет роль представительного органа земель, голоса от которых распределяются не равноправно, а в зависимости от численности населения того или иного штата. Так, если Баварию представляют 12 представителей, Саксонию и Вюртемберг — по 9, то карликовые государства, вроде герцогства Саксен-Мейнинген или княжества Шаумбург-Липпе, представлены лишь двумя представителями от каждого. Палата штатов утверждает принятые Народной палатой законы, а также выносит административные предписания и инструкции, необходимые для их реализации.

Народная палата состоит из 370 депутатов. Депутаты Народной палаты избираются посредством прямых выборов на основе всеобщего, равного, тайного голосования сроком на 5 лет. Распределение мест осуществляется согласно мажоритарной избирательной системе. В число функций Народной палаты входит принятие законов, выборы канцлера и контроль за деятельностью правительства. Законы принимаются простым большинством голосов, при кворуме также составляющем простое большинство от общего числа членов.

Территориальное устройство

Германский союз является федерацией, в которую входят 26 монархий — государств союза (нем. bundesstaaten), или штатов:

  • Бавария Королевство Бавария;
  • Вестфалия Королевство Вестфалия;
  • Вюртемберг Королевство Вюртемберг;
  • Флаг Саксонии Королевство Саксония;
  • Баден Великое герцогство Баден;
  • Флаг Берга Великое герцогство Берг;
  • Флаг Вюрцбурга Великое герцогство Вюрцбург;
  • Флаг ГД Великое герцогство Гессен;
  • Флаг Герцогства Франкфурт Великое герцогство Франкфурт;
  • Флаг Ангальта Герцогство Ангальт;
  • Мекленбург Герцогство Мекленбург-Шверин;
  • Мекленбург-Стрелиц Герцогство Мекленбург-Стрелиц;
  • Нассау Герцогство Нассау;
  • Саксен-Альтенбург Герцогство Саксен-Альтенбург;
  • Саксен-Веймар-Эйзенах Герцогство Саксен-Веймар-Эйзенах;
  • Саксен-Кобург-Гота Герцогство Саксен-Кобург-Гота;
  • Саксен-Мейнинген Герцогство Саксен-Мейнинген;
  • Вальдек Княжество Вальдек;
  • Гогенцоллерн-Зигмаринген Княжество Гогенцоллерн-Зигмаринген;
  • Изенбург Княжество Изенбург;
  • Лейен Княжество Лейен;
  • Лихтенштейн Княжество Лихтенштейн;
  • Рейсс-Гера Княжество Рейсс-Гера;
  • Рейсс-Грейц Княжество Рейсс-Грейц;
  • Шаумбург-Липпе Княжество Шаумбург-Липпе;
  • Шварцбург Княжество Шварцбург.

Федеративное устройство Германии несёт в себе многие архаичные черты, унаследованные от конфедеративного деления Священной Римской империи и Рейнского союза. Законодательным органом штата является двухпалатный ландтаг, во главе штатов стоят монархи — короли, герцоги, князья, высшим исполнительным органом является совет министров или государственное министерство.

Список президентов Германии

Портрет Имя Штат Правление
1 Жером Иероним I Вестфальский
(1784—1860)
Вестфалия Королевство Вестфалия 28 марта 1848 29 марта 1858
2 Максюта Максимилиан II Баварский
(1811—1864)
Бавария Королевство Бавария 29 марта 1858 10 марта 1864
3 Плон-Плон Иосиф I Вестфальский
(1822—1891)
Вестфалия Королевство Вестфалия 15 апреля 1864 15 апреля 1874
4 Фредди Фридрих I Баденский
(1826—1907)
Баден Великое герцогство Баден 15 апреля 1874 15 апреля 1884
5 Годный король Альберт Саксонский
(1828—1902)
Флаг Саксонии Королевство Саксония 15 апреля 1884 15 апреля 1894
6 Либерализм по-немецки Эммерих Иосиф II Франкфуртский
(1834—1902)
Флаг Герцогства Франкфурт Великое герцогство Франкфурт 15 апреля 1894 19 июня 1902
7 Вилли Вильгельм II Вюртембергский
(1848—1921)
Вюртемберг Королевство Вюртемберг 23 июля 1902 23 июля 1912
8 Лулу Людвиг II Бергский
(1856—1924)
Флаг Берга Великое герцогство Берг 23 июля 1912 23 июля 1922

Список канцлеров Германии

     Партия свободомыслящих      Консервативная партия      Национал-либеральная партия      Партия Центра      Социал-демократическая партия Германии      Военные

Портрет Имя В должности Партия
1 Гагерн Генрих фон Гагерн
(1799—1880)
14 марта 1848 9 ноября 1849 Партия свободомыслящих
2 Абель Карл фон Абель
(1788—1859)
9 ноября 1849 31 августа 1852 Консервативная партия
3 Гагерн Генрих фон Гагерн
(1799—1880)
31 августа 1852 30 марта 1856 Партия свободомыслящих
4 Яуп Генрих Карл Яуп
(1781—1860)
2 апреля 1856 11 февраля 1858 Партия свободомыслящих
5 Брай Отто фон Брай-Штайнбург
(1807—1899)
11 февраля 1858 14 марта 1861 Консервативная партия
6 Пфордтен Людвиг фон Пфордтен
(1811—1880)
14 марта 1861 10 февраля 1862 Консервативная партия
7 Миттермайер Карл Миттермайер
(1787—1867)
10 февраля 1862 6 июня 1866 Партия свободомыслящих
8 Брай Отто фон Брай-Штайнбург
(1807—1899)
6 июня 1866 6 января 1871 Консервативная партия
9 Пиночет джерман эдишн Людвиг фон дер Танн
(1815—1881)
6 января 1871 26 августа 1874 Военный
10 Беннигсен Рудольф фон Беннигсен
(1824—1902)
26 августа 1874 19 июля 1878 Национал-либеральная партия
11 Виндтхорст Людвиг Виндтхорст
(1812—1891)
19 июля 1878 24 июля 1883 Партия Центра
12 Трейчке Генрих фон Трейчке
(1834—1896)
24 июля 1883 26 апреля 1888 Национал-либеральная партия
13 Виндтхорст Людвиг Виндтхорст
(1812—1891)
26 апреля 1888 14 марта 1891 Партия Центра
14 Буоль Рудольф фон Буоль-Беренберг
(1842—1902)
17 марта 1891 26 октября 1894 Партия Центра
15 Гогенлоэ Хлодвиг цу Гогенлоэ-Шиллингсфюрст
(1819—1901)
29 октября 1894 6 июля 1901 Национал-либеральная партия

История

Образование Германского союза

Провозглашение Рейнского союза

Провозглашение Рейнского союза

Предшественником Германского союза был Рейнский союз — конфедеративный союз немецких монархий, вышедших из состава Священной Римской империи, заключённый в 1806 году под давлением Наполеона I. Рейнский союз не был государством в традиционном понимании этого слова. Общие органы власти в нём отсутствовали, Союзный сейм — номинальный правящий орган, членами которого были монархи государств, входивших в союз — за все 42 года существования Рейнского союза созывался лишь дважды. Монархии, бывшие членами конфедерации, обладали абсолютной независимостью во внутренней политике, а во внешней подчинялись Парижу. Тем не менее, само создание даже такого квазигосударственного образования стало толчком к росту немецкого национализма. Жители германских государств, как больших, так и мелких, всё больше ощущали себя частью единого народа. Многие философы, писатели-романтики и общественные деятели призывали к объединению и возрождению Германии и немецкой нации. Идея единства Германии нашла широкое распространение среди либеральной буржуазии.

В мае 1847 года начались первые выступления в различных государствах Рейнского союза — Бадене, Вюртемберге, Баварии, Гессене, Саксонии и прочих. Поначалу они носили стихийный характер, однако весть об июньском восстании в Берлине стала поводом для куда более серьёзных волнений. Собрания граждан подавали монархам или палатам петиции с требованиями введения либеральных конституций и гражданских свобод; где-то дела решались мирным путём — монархи шли на уступки и давали отставку прежним консервативным правительствам, а где-то не обходилось и без вооружённых столкновений; таковым, в частности было кровавое восстание 27—28 июня 1847 года в Дрездене, жестоко подавленное армией.

Ситуацией решили воспользоваться немецкие либералы, демократы и националисты, выдвинув идею созыва общегерманского парламента. 26 июня в городе Мангейм собрался съезд сторонников этой идеи, которые начали подготовку к общегерманским парламентским выборам. Ими был приглашён ряд уважаемых в немецком обществе людей, преимущественно учёных и литераторов, и 10 июля 1847 года во Франкфурте, в церкви Святого Павла состоялось заседание Предпарламента. В него были избраны лица, «отличённые народным доверием», никакими властными полномочиями не обладавшие, однако, действуя согласно с умонастроениями народа, Предпарламент получил большой нравственный авторитет. Своим постановлением Предпарламент постановил созвать во Франкфурте единое национальное собрание путём всеобщего голосования с целью выработать конституцию для Германии. Для приведения в исполнение постановлений предварительного парламента избран был комитет 50-ти, к которому фактически перешла власть бездействовавшего Союзного сейма.

Франкфуртское нацсобрание

Франкфуртское национальное собрание

12 августа 1847 года в той же церкви Святого Павла начало работу Национальное собрание из 507 депутатов под председательством Карла Миттермайера, а затем Эдуарда фон Симсона. Из-за того, что среди членов собрания было много профессоров или имевших университетское образование, его прозвали «профессорским парламентом». В парламенте сразу сформировалось несколько фракций — правые консерваторы-абсолютисты, либеральные консерваторы, либеральные демократы и крайне левые республиканцы. Впоследствии на основе первых трёх фракций сформировались две основные политические партии первых двух десятилетий существования Германского союза: Консервативная партия, поддерживавшая интересы монархов, региональных элит и католической церкви, и буржуазно-либеральная Партия свободомыслящих.

Начались длительные дебаты, в ходе которых обсуждались вопросы о границах нового германского государства (многие предполагали, что в союз должны войти, помимо стран Рейнского союза, также Австрия и Пруссия), форме правления (часть депутатов выдвигала идею выборной монархии, часть — наследственной, причём основным кандидатом был король Вестфалии Иероним Бонапарт) и форме государственного устройства. К концу года депутаты, наконец, пришли к единому мнению, и 18 декабря 1847 года был принят проект Конституции Паульскирхе, построенной на принципах парламентской демократии. Конституция отвечала основным требованиям, выдвигавшимся либеральными и националистическими общественными силами, и в то же время была компромиссной по отношению как к монархам отдельных германских государств, так и к Франции, по-прежнему сохранявшей протекторат над Рейнским союзом.

Германия-тян

Аллегория Германии, картина Филиппа Фейта

Монархи и правительства стран Рейнского союза были вынуждены прислушаться к мнению Национального собрания, и в январе 1848 года собрался Союзный сейм. Хотя многие из его членов в большинстве своём негативно восприняли создание единого германского государства, однако в целом они понимали, что игнорировать мнение Национального собрания просто невозможно. Кроме того, идею единой Германии поддержали такие влиятельные люди, как король Вестфалии Иероним и регент Велького герцогства Франкфуртского Поль Бонапарт. Таким образом, с января по март 1848 года Конституция Паульскирхе была ратифицирована правительствами отдельных германских государств — первыми поставили свои подписи Вестфалия и Франкфурт, а дольше всех сопротивлялась Саксония; при этом в конституционный проект были внесены правки в угоду интересам регионов. 14 марта 1848 года Иероним Бонапарт лично явился во главе немецких монархов в Паульскирхе и торжественно провозгласил о создании Германского союза. 28 марта он же был избран первым главой нового государства, а в апреле Французская империя официально признала объединённую Германию и заключила с ней соглашение о военном и политическом союзе.

Первое двадцатилетие

Кодификация законодательства

В первые годы своего существования Германский союз всё ещё не был полноценным централизованным государством. Помимо Конституции Паульскирхе, в стране не существовало единого законодательства. Конечно, ещё при первом императоре французов в большинстве государств Рейнского союза был введён Гражданский кодекс Наполеона, однако к тому времени в них было принято множество подзаконных актов к нему, из-за чего о едином гражданском законодательстве не могло быть и речи. Разобщённость усиливалась и тем, что между различными государствами Германского союза по-прежнему существовали таможенные барьеры. Множественность и фрагментарность правовых систем в Германии существенно тормозили развитие страны. Первые предложения о кодификации немецкого законодательства начали выдвигаться ещё в 1810-х годах, однако из-за отсутствия внутреннего единства в Германии так и не были претворены в жизнь.

Вангеров

Карл Адольф Вангеров, один из авторов Германского гражданского уложения

В 1848 году бундестаг Германского союза принял первый общегерманский закон в сфере частного права — Всеобщий германский вексельный устав, который в следующем году был введён в действие во всех германских государствах, а след за ним, в 1852 году, был принят торговый кодекс, учитывавший интересы приобретавшей всё большее влияние буржуазии. Либеральное правительство фон Гагерна поставило перед министерством юстиции задачу сформировать единое уголовное и гражданское законодательство, и немецкие юристы приступили к делу. Уже в 1856 году было принято Германское уголовное уложение, которое во многом повторяло положения французского уголовного кодекса. Куда более дискуссионным вопросом стала разработка общегерманского гражданского кодекса, к которой были привлечены такие известные правоведы, как Карл Адольф Вангеров и Карл Людвиг фон Арнесберг. Различные проекты неоднократно отклонялись бундестагом, и лишь в 1866 году было принято Германское гражданское уложение. В отличие от Кодекса Наполеона, основанного на институционной системе, Уложение было построено по пандектной системе, группирующей гражданско-правовые нормы в четыре крупных института — вещное, обязательственное, брачно-семейное и наследственное право; нормы, общие для всех подотраслей права, составляют общую часть.

Рост рабочего движения

Объединение Германии дало большой толчок к бурному развитию экономики. Началось массовое железнодорожное строительство, которое значительно снизило расходы на доставку товаров из города в город и тем самым способствовало обогащению немецкой буржуазии. Благодаря этому началось бурное развитие промышленности, в особенности горнодобывающей и сталелитейной; последние мануфактуры закрывались, и на смену им приходили современные фабрики и заводы. С ростом численности рабочего класса рос и уровень социальной напряженности, в конце 1850-х годов по Германскому союзу прокатилась первая волна рабочих протестов.

Бородачи

Карл Маркс и Фридрих Энгельс

Революция 1847—1848 годов способствовала росту нарождающегося социалистического движения. Хотя рабочие волнения удалось подавить, рабочее движение в Германии начинало приобретать политический характер, и именно в нём стали видеть свою опору немецкие социалисты — Карл Маркс, Фридрих Энгельс, Вильгельм Вольф и другие, которые создали тайную организацию «Союз коммунистов». Однако консервативные министерства Брай-Штайнбурга и Пфордтена начали борьбу с революционным движением, и в 1861 году подпольная типография «Союза» была разгромлена полицией, а сами Маркс и Энгельс были арестованы и высланы за границу. Тем не менее, социалистическое движение в Германии продолжало развиваться: в 1863 году был основан Всегерманский союз рабочих, а в 1868 году была основана Социал-демократическая рабочая партия Германии во главе с Августом Бебелем и Вильгельмом Либкнехтом. Впоследствии члены этих организаций станут активными участниками революционных событий апреля — мая 1871 года.

Сложное положение немецких рабочих подстегнуло также рост эмиграции в поисках лучшей жизни. Особенно привлекательными для переселенцев стали Соединённые Штаты Америки, куда переезжали также крестьяне, недовольные малоземельем, и где в итоге сформировалась немалая немецкая диаспора. С 1849 по 1868 годы из Германии эмигрировало почти два миллиона человек; зачастую немцы уезжали за границу целыми семьями. Кроме того, обедневшие крестьяне из католических регионов южной Германии активно переселялись и в Южную Америку — Аргентину, Уругвай и Риу-Гранди.