ФЭНДОМ

Гессенский переворот
22c20de025e80d62a5e2ba7708cadec8
Арест Фредерика I
Время 16 марта - 17 апреля 1730 года
Место Швеция
Итоги Победа Голштинской партии. Восхождение на трон Карла XIII Фридриха
Причина Завещание Карла XII
Участники
234px-Coat of Arms, House of Holstein-Gottorp.svg Голштинская партия

22px-Merchant Ensign of Holstein-Gottorp (Lions sinister).svg Герцогство Гольштейн-Готорп

Hessen armor.svg Гессенская партия

1000px-Flag of Hesse.svg Ландграфство Гессен-Кассель

Гессенский переворот (Также, в некоторых источниках, Гражданская война в Швеции; Весеннее безумие) — (16 марта - 17 апреля 1730 года) — дворцовый переворот в Швеции, представший собой попытку оспорить завещание Карла XII, по которому, королём Швеции становился племянник Карла XII и герцог Гольштейн-Готорпский, Карл Фридрих. Вместо Карла Фридриха на трон пытался сесть Фридрих I, ландграф Гессен-Кассельский, женатый на сестре Карла — Ульрике Элеоноре.

Предпосылки

По результатам Северной войны, Швеция оказалась в тяжёлом положении: армия и флот были разбиты, росли долги Королевства, а налогов не хватало, чтобы их отдать. Но, в этих условиях, Карл XII смог найти грамотных помощников и министров и, с их помощью, начал преобразовывать страну. Благодаря этому, уже к 30-ым годам XVIII века удалось выправить казну и более-менее привести в порядок вооружённые силы. Но было обстоятельство, которое омрачало всё вышеперечисленное: Карл всю жизнь не интересовался женщинами, отчего у него не было наследника. Но в тоже время, у него были родственники по женским линиям: племянник Карл Фридрих Гольштейн-Готорпский и сестра Ульрика Элеонора, супругом которой был ландграф Гессена-Касселя, Фридрих I (Фредерика). Причём первого поддерживала Россия, так-как Карл Фридрих был женат на царевне Анне Петровне, дочери императора Петра I. К этому добавляется тот факт, что тогдашний император России — Пётр II, приходился ей племянником. А вторых поддерживала Франция, враждебная России и старавшаяся не допустить усиления России. На этом фоне, вокруг Карла Фридриха и Фредерика даже появились партии при дворе Карла XII: Голштинская и Гессенская. Однако столкновение откладывалось, из-за того факта, что Карл XII был по-прежнему жив.

Карл-Фридрих Гольштейн-Готторпский

Карл Фридрих, герцог Гольштейн-Готорпский и король Швеции Карл XIII Фридрих.

Но ситуация накалилась, когда король, 2 марта 1730 года, заболел оспой. Болезнь быстро развивалась и уже 14 марта Карл XII скончался. За день до смерти к Карлу XII вернулось сознание и он успел составить завещание, по которому новым королём становится Карл Фридрих Гольштейн-Готорпский. Основным фактором в пользу Карла Фридриха, было то, что он являлся мужчиной. Это стало отправной точкой переворота.

Силы сторон

В этом противостоянии голштинцев поддерживала часть армии, причём эта часть, в основном, состояла из ветеранов армии Карла XII, которые лично служили под его началом и боготворили его. Из-за этого обстоятельства, большинство решило выполнить последнюю волю Карла XII. К этому добавляется тот факт, что сторонниками Карла Фридриха являлась группа влиятельных придворных, организовавших Голштинскую партию. Также герцога поддерживало его Герцогство Гольштейн-Готорпское.

У гессенцев дела обстояли хуже. Несмотря на то, что при дворе у них было большинство (из-за реваншистских настроений против России), в виде Гессенской партии, в армии их поддерживало, в основном, молодое поколение, которое больше гналось за выгодой, чем видавшие Карла XII ветераны. Немалую роль в этом перевороте сыграла расположение сил на территории Швеции. Если силы голштинцев были, в основном, расположены на юге и в Стокгольме, то силы гессенцев расположились на севере. Также Карла Фридриха поддержала большая часть флота, но перевес был небольшой. Обе стороны поддерживали их родные страны.

Ход событий

Frederick I of Sweden Schroeder

Фредерик I, ландграф Гессен-Кассельский и король Швеции.

Уже через два дня после смерти Карла XII, 16 марта 1730 года, Гессенская партия, с помощью части армии, захватила Стокгольм и начала арестовывать членов Голштинской партии. Также был перехвачен посыльный с известием о завещании Карла XII, отправлявшийся в Гольштейн-Готорп. Но, из-за спешки, примерно трети партии удалось скрыться из Стокгольма на юге. Именно эта треть смогла, на корабле сама отправить известие к Карлу Фридриху Гольштейн-Готорпскому. Тот, получив 23 марта письмо, с 5 тыс отрядом выдвинулся, на кораблях, в сторону Швеции.

В самом же Стокгольме, в это время, подготавливалась коронация Фредерика и вызывались, из остальной Швеции, верные гессенцам армейские силы. Позаботились они и об охране берегов, выставив флот патрулировать у Стокгольма. Из-за ареста основных лидеров и роста сил гессенцев в столице, верные голштинцам офицеры выбрали тактику выжидания.

Битва за Стокгольм

Наконец, 28 марта, Карл Фридрих Гольштейн-Готорпский высадился на южной оконечности провинции Сконе (не имея возможности высадится у столицы, так-как у Стокгольма находился флот гессенцев), которая довольно быстро ему присягнула. В Мальмё, ставший центром контр-переворота, потянулись остатки Голштинской партии, верный флот и часть ветеранов. Другая часть, численностью в 6 тыс, была вынуждена остаться в столице. После подхода из Гольштейн-Готорпа ещё 5 тыс и доведения численности голштинцев до 15 тыс, Карл Фридрих выдвинулся ускоренным маршем на Стокгольм. Фредерик I (так-как его коронация, из-за спешки, состоялась 28 марта), с 20 тыс, решил дожидаться его у Стокгольма.

Битва состоялась 10 апреля, в окрестностях Стокгольма. Голштинцы атаковали гессенцев по всему фронту, и те начали прогибаться под натиском ветеранов. В это же время, в Стокгольме началось восстание верных Карлу Фридриху офицеров и солдат. Они за два часа смогли установить контроль над большею частью города, а затем они атаковали гессенцев с тыла. Также на сторону Карла Фридриха перешло 5 тыс гессенцев. От полного уничтожения гессенцев спас тот факт, что городские голштинцы понесли большие потери, и Фредерику I не составило труда прорваться через них, с 4 тыс армией. Далее Фредерик с семьёй, обогнув Стокгольм, переправился через о. Меларен и обосновался в Уппсале, где начал собирать силы. Оставшиеся на другом берегу озера 4 тыс гессенцев были убиты и ещё 6 тыс попали в плен. Потери голштинцев составили 6 тыс человек.

Битва окончилась сокрушительным разгромом гессенцев. Также, после, битвы, Карл Фридрих начал готовиться к коронации.

Конец Гессенской партии

800px-David von Krafft (ateljé) - Drottning Ulrika Eleonora dy

Ульрика Элеонора, королева Швеции.

После прибытия в Уппсалу в лагере гессенцев царило уныние. После битвы В победу перестали верить все, кроме Фредерика, который планировал втянуть в войну Данию и Францию. Однако эти планам не суждено было сбыться. В лагере Фредерика созрел заговор, целью которого было устранение остатков гессенцев и пленение Фредерика, чтобы выпросить у Карла Фридриха помилование. Сами заговорщики называли себя "tjänare" — слугами. Они назначили переворот на 15 апреля. Слуги ещё до начала переворота установили связь с голштинцами, и те согласились помиловать заговорщиков, если заговор удастся. Итоговые силы заговорщиков составили 3 тыс человек. По их плану, заговорщики поднимают свои отряды, затем они разоружают вражескую тысячу. После, отдельный отряд должен был пленить Фредерика и его жену, Ульрику Элеонору.

Наконец, 15 апреля 1730 года, в 3 часа ночи, мятеж начался. Сначала заговорщики подняли свои части и начали разоружать вражеские. К 5 часам вся вражеская тысяча была разоружена, причём так быстро, что они не смогли оповестить Фредерика о мятеже. И в конце, отряд из 50 человек берёт штурмом Уппсальский дворец, воспользовавшись неожиданностью атаки. В итоге, к 9 часам, вся Уппсала попала под контроль слуг, в том числе, и Фредерик с женой. На следующий день они переправились через о. Меларен и передали Фредерика Карлу. А уже 17 апреля 1730 года Карл Фридрих был коронован под именем Карла XIII Фридриха. Также, на этой коронации Фредерик с женой отказались от прав на престол Швеции, и были отпущены.

Итоги последствия

В результате переворота власть в Швеции перешла в руки династии Гольштейн-Готорпов. Их сразу же признали участники Венского союза, и, чуть позже, Ганноверского союза. Новое правительство сразу начало оказывать давление на Данию, требуя вернуть Карлу XIII Фридриху Шлезвиг. Однако датчане быстро заключили союз с Францией и Пруссией, против Швеции. В итоге Карл XIII Фридрих был вынужден на время отложить свои претензии. В итоге, улучшились отношения Швеции с Россией, но ухудшились с Данией, Францией и Пруссией.

Также, после воцарения Гольштейн-Готорпов, в Швеции началась т. н. "Эра свободы" — полувековой эксперимент в Швеции с парламентской системой и увеличением гражданских прав.