ФЭНДОМ

Гражданская война в Китае
Время апрель 1927 - июль-август 1963
Место Китай
Итоги разделение Китая на 2 части, независимость Тибета
Причина разногласия КПК и Гоминьдана
Территориальные
изменения
На карте мира появилось 2 Китая
Участники
Флаг китай2Коммунистическая партия Китая
при поддержке:

Флаг советыСССР

Флаг монголияМонголия

Флаг гоминьданГоминьдан

Флаг китайКитайская Республика

Гражданская война в Китае - вооружённый конфликт, вспыхнувший весной 1927 года между Компартией Китая и правительством Китайской Республики (Гоминьданом). В разные годы к войне присоединялись коллаборационистские движения (типа режима Ван Цзинвэя), а также государства и коалиции, выявившие желание обрести независимость от Китая.

Предпосылки и причины

В 1917 году Китайская Республика предприняла попытку оккупировать Монголию, на что быстро отреагировали русские коммунисты. Национальные монгольские силы и красноармейцы смогли разбить китайцев и установить в освобождённой стране коммунизм. Также в Улан-Батор направилась группа китайский воинов (среди которых был и Мао Цзэдун), которые отказались от службы в гоминьдановском войске чтобы начать коммунистическую деятельность и планировать революцию в Китае.

В 1921 году в Шанхае нелегально была основана КПК. Правительство Чан Кайши реагировало на это нейтрально, а в 1926 году даже вполне положительно, так как две партии смогли победить милитаристов из Бэйяня. Однако коммунисты стремились установить в Китае мсоциалистическое государство, что породило разногласия с Гоминьданом, а в начале 1927 года борьбу за власть, которая переросла в резни. КПК не терпела этого и в апреле того же года Мао Цзэдун объявил войну Китайскому правительству.

Первый этап войны (1927-1936)

Первые месяцы войны проходили в Шанхае и недалёких от него городах, где коммунисты возглавляли восстания народа. Силы сторон были равны, пока в 1929 году гоминьдановцы не атаковали штаб КПК и распустили партию. Мао немедленно отреагировал на атаку Гоминьдана и приказал коммунистам из Шанхая перейти в Пекин, где находилась столица государства. Некоторое время (около месяца) в Гоминьдане даже подумали, что коммунисты прекратили войну, однако 27 сентября 1929 в Пекине в штабе правительственной партии был устроен теракт. Чан Кайши приказал найти всех коммунистов и казнить их, а Мао Цзэдуна - в первую очередь. Но поиски не дали результатов, а коммунисты дали о себе знать "кровавым" июнем 1932 в Нанкине, который отметился убийством Бая Чуйси. Это событие стало предпосылкой возможного поражения Гоминьдана. Никто из его деятелей не знал местонахождения коммунистов. По всему Китаю был объявлен розыск главных коммунистических деятелей. За сообщения о них Чан Кайши обещал 10,000 юаней. Однако народ не желал выдавать бывшего лидера КПК. Мао Цзэдуна прятали обычные люди и работники в своих домах тайно от гоминьдановских ищеек.

Японцы объявили Китаю войну через 3 года. Чан Кайши объявил о прекращении поисков коммунистов и пошёл с ними на компромисс - над государством нависла японская угроза, и чтобы ей противостоять, надо прекратить разногласия.

Вторая мировая война

Незадолго до начала ВВВ в восточном Китае сформировалось коллаборационистское движение, которое возглавил Ван Цзивэй. Его режим состоял в сфере восточноазиатского взаимного экономического процветания на стороне милитаристов. Мао отправил телеграмму Чану Кайши, в которой рассказал о реальных планах Цзивэя. Гоминьдан и коммунисты объявили коллаборационистам войну, постоянно сжимая их до берега.

Флаг республикаиндов

Флаг РСИ (1941-1945)

Флаг аколон

Флаг Антиколониальной армии.

В это же время на границе с Индией образовалось карликовое государство Республика Свободных Индов (сокр. РСИ), которая в союзе с Азад Хиндом образовала Антиколониальную армию, или Аколон, АА. Они воевали на стороне Японии и атаковали юго-восточные границы Китая, прочищая путь японцам в глубь Китая. Это даже позволило взять милитаристам Чунцин, однако в 1943 году этой территорией решил завладеть Цзивэй, что не понравилось Аколону. Пока у врагов начинались разногласия, Гоминьдан не без помощи коммунистов освободили юго-восток и начали наступление в Гималаи, на РСИ. 14 ноября 1944 года правительство Индов решило убежать в Индию, однако половина из его участников просто погибла, переходя неприступные горы. Коллаборационистский режим был повержен, а Китай освобождён. После окончания войны коммунисты пытались не напороться на конфликт с Гоминьданом, однако разногласия начали повторяться и война началась с новой силой.

Второй этап войны (1945-1954)

Попытка свержения Гоминьдана

После Второй Мировой Войны на карте мира стало больше социалистических государств. Мао Цзэдун и Линь Бяо решили возобновить компартию, чтобы начать наступление на Парламент и установить соцрежим в Китае. Чану Кайши стало известно о намерениях его врагов, поэтому он возобновил государственный розыск и даже увеличил премию за находку. Однако у коммунистов уже был свой Штаб в Пекине, а также тайные местоположения в Урумчи и Синьхае. Популярность социализма расширялась по Китаю как грипп, что причинило принятие соцрежима в Маньчжурии.

Чтобы прекратить расширение коммунизма Гоминьдан в 1949 году отправил маньчжурским губернаторам ультиматум: либо они отказываются от коммунистического режима, либо они будут расстреляны, а в Манчжурии будет установлена тирания. Ответ поступил от Мао Цзэдуна. В нём отправитель сказал, что "...Маньчжурия теперь находится под управлением КПК!" Чан Кайши приказал расширить власть своей партии на взбунтовавшиеся земли, однако 19 октября 1950 года Маньчжурия была оккупирована Советским Союзом.

Введение в Китай советской интервенции

Советский Союз интересовался войной в Китае ещё в первые периоды войны. Его правительство не спешило в те годы участвовать в войне, чтобы не начать международный конфликт. А после ВВВ, когда коммунистических стран стало больше, наступил хороший момент для помощи установления такого же режима и в Китае.

Узнав, что Гоминьдан оккупировал Маньчжурию, где находилась КВЖД, в октябре 1950 года советские войска отправились на освобождение ближней территории. 1 ноября 1950 в Харбине был подписан договор "о передаче Маньчжурии под опеку КПК". Китайское правительство негативно отреагировало на последние события.

Война2этап

Карта войны в Китае в 1950 году.

Чан Кайши отправил телеграмму Сталину в 1952 году с попыткой уговорить его вывести войска из его страны, однако из-за болезни получателя ответ не пришёл. В то же время советские войска занимались восстановлением городов, которые были уничтожены во время беспрерывных войн, расширяли просоветское правительство в провинциях Северного Китая. Это всё не нравилось Гоминьдану, поэтому его главы решили объявить войну СССР. Силы Китайской Республики атаковали Внутреннюю Монголию, в которой уже формировалось соцправительство. В результате нападения были убиты тысячи монголов, что заставило Монголию вмешаться в войну на стороне КПК.

Военно-экономический кризис

Гражданская война в Китае привела Китай к кризису, который сопровождался бедностью и голодом. Из-за этого поставки чая и бамбука прекратились, казна опустошилась. Правительство объявило о временном прекращении войны.

Третий этап (1955-1963)

Этот этап запомнился как самый кровопролитный и жестокий за историю войны. В нём окончательно сформировались стороны и двоевластие в Китае.

Монгольский конфликт

Социалистическая Монголия объявила войну Гоминьдану. Силы последнего находились как раз возле границ объявившего конфликт, так что между государствами началась война за границу. Китайцы имели больше оружия и даже смогли перейти границу, однако в марте 1955 года в войну вмешалась КПК, которая выбила Гоминьдан за пределы Монголии.

На этом Китайская Республика не сдалась и стала искать помощи в НАТО. Страны, входящие в эту организацию, отреагировали по-разному. Дуайт Эйзенхауэр сказал, что может помочь Чану Кайши победить в войне, однако в Китай были отправлены лишь несколько десятков добровольцев, которые воевали на стороне Гоминьдана до 1957 года, а 18 марта того же года (после победы коммунистов в битве за Синьхай) американское правительство приказало вывести добровольцев из Китая.

Народно-освободительное движение малых народов Китая

Провозглашение независимости Тибета

В 1956 году Далай-лама объявил о смертельной опасности для Тибета из-за гражданской войны и провозгласил независимость Тибета. Китайское правительство отказалось признавать это, как и в прочем, коммунисты. Тогда в Тибете стали набирать добровольческую Ламаистскую Освободительную Армию, которая должна объявить войну Китаю, войти в него и разбить КПК и Гоминьдан, чтобы они смогли признать Тибет. Армия состояла из 50 тыс. человек.

От ламы пришёл приказ "напасть неожиданно и разгромить врага". 23 декабря 1956 проходила битва между КПК и Гоминьданом под Чэнду. ЛОА напала на лагеря воюющих и даже смогла разбить их. В итоге победителем стал считаться Тибет. И Кайши, и Мао узнали о намерениях ламы и начали войну с Тибетом. Поскольку их базы находились возле границ провозглашённого государства, их легко было атаковать и перейти.

Другая сложность состояла в переходе Гималаев. Эти горы были настолько неприступны, что китайцы тратили 14 часов, чтобы пройти километр. Кроме
Флаг тибет

Флаг независимого Тибета (с 1956).

того, коммунисты и гоминьдановцы развязали резню на восьмикилометровой высоте, результаты которой оказались плачевными для обоих сторон. Это событие только ускорило процесс признания независимости Тибета. ЛОА стала продвигаться дальше, дошла до Янцзы, однако там попала в окружение враждующих китайцев. Началась трёхсторонняя битва, которая продлилась 18 дней. По её итогам границы непризнанного государтсва Тибета расширились до этой реки. Это вызвало негодование у всех участников войны:
  • Китайская Республика не хотела терять земель вообще и пыталась сохранить свою территорию.
  • Для КПК появился враг, который, возможно, захочет свергнуть порядки коммунизма в Китае.
  • Тибет был источником буддизма и ламаизма для верующих китайцев. Его независимость препятствовала свободному почитанию церкви.
  • в Совестком Союзе Косыгин назвал тибетское движение "клерикиальным безумием".

Однако Тибет заявил о готовности воевать за независимость и стал третьей стороной в войне. Правительство провозглашённого государтсва изолировало Тибет от других государств сильными пограничниками, постепенно расширяя свою границу. Ламаистская освободительная армия дошла до границы с Бирмой, однако 19 июля 1959 года коммунисты отрезали расширителей в провинции Юньань и начали продвижение на Тибет дальше. Смешавшись с Гоминьданом и подножья гор они начали битву, в которую также вмешались пограничники, которые выбили китайцев с границы.

26 ноября Далай-лама приказал "прекратить завоёвывать чужие земли и начать защищать наши границы". Это означало, что Тибет прекратит расширение своих границ и останется в тех, которых был и раньше. В 1961 году в Лхасе появились "Бё-цха" - "тибетские стражи" - партизанская организация, состоящая из 10-30 тыс. воинов, которые помогали тибетской армии в войне против Китая. Именно они сыграли главную роль в главном сражении за независимость Тибета, когда ЛОА терпела атаки от Гоминьдана и КПК, которые окружили их с севера. Из гор выехали Бё-цха, которые взяли на себя коммунистов, пока тибетцы сражались с правительством. Чан Кайши сказал, что выводит свои войска из поля боя, однако не признаёт независимость Тибета (хотя в ООН уже были готовы взять Тибет на случай его независимости). Реакция Ламы была немедленной. Он приказал атаковать либо коммунистов, либо гоминьданцев, чтобы хоть-кто-то из них признал Тибет неазвисимым.

13 марта 1960 года в Урумчи тибетцами был обнаружен один из штабов КПК. Армия вторглась в здание с целью разгромить его. Поскольку это было утром, в штабе находилась лишь пара охранников, которые сбежали с поста, поняв безнадёжность защиты здания. Известие о разрушении тайного месторасположения коммунистов стала известна всему Китаю, в том числе и Мао Цзэдуну. Под угрозой уничтожения оказалась база в Синине. От коммунистических глав в Цинхай пришёл приказ покинуть опасную зону, однако было поздно: границы Тибета распространялись на большую часть провинции и штаб КПК также был уничтожен. Социалистам ничего не оставалось делать, как признать независимость Тибета. Мао также порекомендовал это сделать и Чану, однако тот назвал КПК "трусливыми сороками" и дальше отказывался от признания независимости Тибета.

Чтобы довести начатое дело до конца, тибетские войска решили вторгнуться в крупнейшие города Китая: Шанхай и Пекин, чтобы Гоминьдан решил признать его независимым. Хотя это было сделать невозможно, лама приказал напасть во время сражения китайцев друг с другом. Жаркой осенью 1960 в Шанхае был совершён погром, жертвами которого стали 520 гоминьдановских деятелей. Это совершили тибетцы. Чай Канши объявил о чрезвычайном положении и приказал своим войскам охранять все города Китая с населением более 800 тыс. человек, однако это не спасло Гоминьдан. На следующий день погром был совершён в Пекине. Началась эвакуация власти в Тяньцзин, в ходе которой были совершены покушения на крупных деятелей, в том числе и на самого Чана Кайши. Последнему удалось чудом выдить, хотя он получил серьёзные травмы. Когда он в больнице узнал о намерениях ЛОА и о имени тех, кто совершил на него покушение, то тоже согласился признать незавиимость Тибета ради государственной бепосности.

Даосистское движение

После войны права даосистов были сильны ограничены. Это учение было запрещено в КПК, Манчжурии, Северном Китае. Несмотря на это, даосисты оставались верными своей вере.

В 1960 году Чжоу Эньлай основал "Движение Нового Дао" в Шанхае, взяв себе имя Чжун Лао Цзы. Эта организация занималась распространение учения Дао по всему Китаю. Но Гоминьдан объявил её вне закона, что заставило участников движения пойти на конфликт с участниками гражданской войны.

Целью даосистов было "наименьшими затратами добиться свободы даосизма". Ни КПК, ни Гоминьдан не относились к этому терпимо. После выздоровления Чана Кайши в 1961 году им же был издан приказ найти и арестовать Чжуна Лао Цзы и всю его группу. Чтобы скрыться от преследователей, даосисты тайно покинули Шанхай и хотели перебраться в Тибет, однако решили остаться в Гучжоу. Сам глава движения высказал желание воевать с коммунистами и правительством. В сражении 13 марта даосисты одержали победу, однако на следующий день начались аресты и казни деятелей Дао.

26 мая был арестован Чжун Лао Цзы. Он был обвинён в религиозном сионизме. На суде признал свою вину и объявил о капитуляции Движения Нового Дао.

Битвы вдоль Янцзы

В 1962 году участники войны больше стремились к распределению своих границ. Коммунисты удерживали север Китая, загнав Гоминьдан ближе к Индокитаю. Попытка проложения границы между социалистическим и республиканским Китаем называлась "битвами вдоль Янцзи". Это был период, когда бои проходили на реке ради расширения территорий. У Гоминьдана было преимущество в нескольких десятков параходов, поэтому КПК объявила о наборе в добровольцы среди крестьян, объясняя данный шаг "попыткой обуздания тиранийских амбиций в сторону трудящегося народа". Партизанам была поставлена цель обнаружить базы противника и разузнать планы. Так, первые смогли захватить несколько гоминьдановских параходов, что сделало силы сторон более-менее равными.

Исходя из печальности события, Ли Цзунжень, генерал армии Китайской Республики посоветовал Чану Кайши попросить помощи у западных союзников - у НАТО. 17 августа 1962 года президент Гоминьдана встретился с президентом США Дж. Кеннеди в Лас-Вегасе. Последний согласился поставить в Китай оружие и воинов, однако с условием, что китайцы используют их правильно и смогут добиться в войне хороших результатов. 1 сентября в Уху была разбита база коммунистов. Это позволило Гоминьдану перейти Янцзы. КПК предстояло выгнать войска врага с территории планирования будущего государтсва.

Закат военных действий

Когда Гоминьдан перешёл Янцзы, его войска направились на крупные города, а именно Шанхай и Нанкин. Они точно всё спланирования: празднование Китайского Нового Года должно отвлечь жителей. 26 января 1963 года крупные города оказались в руках Гоминьдана.

Коммунисты разработали операцию "ложка". Её суть: сухопутные войска отвлекают Гоминьдан, а тем временем флот заходит в порты городов и начинает атаку с тыла. По плану, 15 марта должен быть освобождён Шанхай, а 18 - Нанкин. Эту операцию ллично поддержал Мао Цзэдун.

1 февраля коммунисты подошли к Нанкину и начали битву с Гоминьданом. Ночью этого же дня флот прибыл в порт Шанхая. Солдаты вышли с кораблей и уничтожили охрану Гоминьдана в порту и двинулись в центр. Эта контратака уничтожила планы Чана Кайши по продвижению на север. Гоминьдан отступил из Шанхая. В Нанкине произошёл парад против Гоминьдана, в результате которого было убито 300 служащих Гоминьдана в городе. План коммунистов перевыполнен.

Чан Кайши приказал гоминьдановцам, которые находились за Янцзы, срочно вернуться. Многие из них попали в тюрьмы или погибли. Хотя устье Янцзы всё ещё принадлежало КПК, более мелкие города на Янцзы держал Гоминьдан. Коммунистические войска отправились против течения реки освобождать эти города. Весной 1963 года Гоминьдан занялся разработкой оружия массового поражения, чтобы разбить КПК. К апрелю этого же года секретное оружие готово. Удар был наненёс на базы коммунистов. Гокиньданоские войска таки смогли переплыть Янцзы и снова захватить города типа Шанхая.

На севере Гоминьдан потерпел несколько поражений в битвах с КПК. Гоминьдановцев не пустили дальше Хуанхэ. Коммунисты тем временем отправились против движения врагов.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики