Фэндом

Гражданская война в Югославии
Часть Холодная война
YPA victory flag.jpg
Время 19.02.2010- 1.03.2011
Место Северная часть Югославии
Итоги Подавление мятежа, отказ Югославии от нейтральной позиции, переход в СоцЛагерь, вхождение в состав ОВД.
Участники
Югославия

СССР ГДР Венгрия Болгария

Болгария

Хорватские и словенские сепаратисты
Командующие
Слободан Милошевич

Алексей Волков

Многочиленные полевые командиры
Силы сторон
300.000 солдат ЮНА

2000 ед. бронетехники 70.000 Советских солдат при поддержке 400 танков 20.000 болгарских военнослужащих

150-300 тысяч сепаратистов

около 100 западных военных специалистов

Потери
17 тысяч солдат и 200 единиц бронетехники более 100 тысяч сепаратистов
Война в Югославии — один из крупнейших конфликтов за последние 20 лет, стоит сказать что данная война была выгодна обоим лагерям, как капиталистическому, стремившегося воспоьзоваться плохой ситуацией в стране и смести социалистический режим. Так и СоцЛагерю, так как Югославия несмотря на социалистический строй,вела самостоятельную политику, это приносило большие трудности ОВД как в политическом, так и в военном отношении.

Предпосылки

СФРЮ- очень сложное по своей структуре государство. Оно различно как по наицональному, так и по экономическому признаку. Северные республики (Хорватия и Словения) намного более развиты в экономическом отношении, также в них имелось последние 20 лет довольно сильное сепаратистское подполье. В тоже время скрытую поддержку сепаратистам оказывали страны НАТО.

Экономическое положение страны также было довольно тяжелым, отсутствие централизации экономики привело сначала к стагнации, а потом (к 2008 году) и к спаду экономики, разумеется это вызвало и падение уровня жизни населения.

Как итог- лояльными Белградскому правительству к 2010 году оставались: Сербия, Черногория, Македония, и сербское население остальных республик. Нейтральными осталась Босния и Герцоговина, где население не выражало ненависти к режиму, но и не поддерживало его. Крайне негативно были настроены Словения и Хорватия.

Восстание

Очередной объединённый митинг сепаратистов "День Гнева" 19 января 2010 года, перерос в патасовку с частями МВД. Югославская полиция была вынуждена применить оружие по отношению к митингующим, но эти меры сработали не во всех Хорватских и Словенских городах, митингующие смогли за счёт численного превосходства, и наличия оружия, уничтожить полицейские кордоны, а часть сотрудников МВД перешла на сторону восставших. Началась настоящая народная революция, в результате которой, к вечеру в руках сепаратистов оказались такие города как : Любляна, Марибор, Риекка, Сплит, начались ожесточенные бои в Загребе, где восставшие захватили больую часть города и начали осаду военных частей расположенных в городе. Уже на утро большая часть городов Словении и Хорватии, в том числе и павший под Загреб, оказались под контролем мятежников.

В городах начался настоящий геноцид сербского населения, а командование ЮНА приняло решение разоружить Хорватские и Словенские части в совем составе. Началась мобилизация резервистов в Сербии и Черногории.

Оффициальное заявление Правительства СФРЮ от 24 января 2011 года

В связи с тяжелым положением дел в северных регионах страны и нарастающих там сепаратистских настроений правительство приняло решение о введении чрезвычайного положения в Социалистической Республике Словения и Социалистической Республике Хорватия.Основные города и магистрали данных республик начинают патрулироваться усиленными частями ЮНА.
Просим граждан сохранять верность социалистической власти и не поддаваться на провокации западных спецслужб и сепаратистов.

Реакция на данное заявление от МИД СССР, и гос.секретаря США

МИД СССР:СССР выступает защитником территориальной целостности Югославии и готов выделить в помощь ЮНА некоторые части Советской Армии для подавления сепаратистких движений в Хорватии и Словении.СССР не допустит раскола братской социалистической Югославии!

Гос.Секретарь США:США-как гарант демократии и свободы на земном Шаре,всегда выступали за право на самоопределение народов.Коммунистическое правительство Югославии потеряло свою легитимность и должно предстать перед международным трибуналом за преступления перед собственным народом.США признает независимость Хорватии и Словении и призывает сделать тот же шаг весь Демократический Мир.

Первая фаза военных действий (25.01- 6.09. 2010)

25 числа началось полномасштабное наступление частей ЮНА. Крупные танковые соединения уже к концу дня ворвались в южные части Загреба, где столкнулись с необычайно сильным сопротивлением хорватов. Черногорские части взяли в осаду город Сплит на Адриатическом побережье.

Благодаря захвату военных складов ЮНА, сепаратисты были хорошо вооружены как огнестрельным оружием, так и противотанковыми средствами. Это позволило остановить сербские части в Загребе. Город превратился в настоящий местный "Сталинград", где бои велись за каждый дом.

Наступление же на других участках также остановилось, хорватам и подошедшим им на помощь словенцам удалось отбросить части ЮНА от Сплита. В ответ на данные действия авиация югославов начала бомбить Любляну и зачищать районы Загреба от мятежников методом ковровой бомбардировки, что привело к огромным жертвам среди мирного населения, которое еще более ожесточилось в борьбе с Белградским правительством.

Но эти крайние меры не помогли ЮНА взять под контроль Загреб, удалось взять лишь южные его пригороды и установить контроль над автомагистралью Белград-Загреб, также был взяты под контроль хорватские регионы с преимущественно сербским населением.

Тем временем в самом Белграде назревало недовольство войной, в том числе и в кругу военных требовавших более решительных действий по отношению к восставшим. Другая группировка политиков из реформисткого крыла Союза Коммунистов Югославии,предполагало, что нужно отпустить северные регионы, а чтобы не допустить дальнейшего распада страны, следует объединиться с Западом, просить у него финансово-экономической поддержки.Но сильнейшой групировкой стали просоветские коммунисты, они планировали запросить военной и финансовой помощи у ОВД, а уже после подавления мятежа, стать полноценным членом советского блока.

Военный переворот в Белграде (05.09-06.09)

Рост недовольства вялотеущими боевыми действиями и нерешительностью перехода в крупное наступление, вынудило высшие офицерские чины совершить военный переворот. К городу в течении последних недель августа стягивались пехотные резервы, состоящие из Сербов и Черногорцев. А уже вечером 5-го сентября войска заняли основные магистрали и оцепили основные правительственные и партийные сооружения. Но взять резиденцию президента с ходу не удалось, он был предупрежден и находился под усиленной охраной, силы МВД оказали сопротивление взбунтовавшимся войкам и присоединились к частям охраны осажденным в правительственном районе. Стрельба и применение бронетехники вызвали панику у жителей Белграда.Стоит также упомянуть что СМИ были сразу взяты под контроль военными и информация о происходящем в Белграде не дошла до остального населения страны.

В результате ночных боёв практически все подразделения охраны и МВД были уничтожены или сдались в плен. Штурм же президентского дворца был назначен на 9 утра.

В 8 утра военные передали через СМИ сообщение о случившимся, и объявили что отныне власть переходит в руки временного военного совета, а посты в партии также займут сторонники военного переворота, также было заявлено о том, что новые власти обязуются в течении полугода подавить сепаратисткие мятежи на севере страны.

Штурм президентского прошел практически чисто, президент страны совершил самоубийство.

Президентом был объявлен просоветский политик Слободан Милошевич.

Наступление ЮНА и ввод сил ОВД на территорию восставших республик

Новое руководство страны приняло решение о немедленном переходе в наступление по всему фронту и запросило поддержку у СССР, советское руководство приняло решение выделить в помощь югославам сводный военный контингент из Советского Союза (2 танковые дивизии), ГДР (1 мотопехотная дивизия) и Болгарии (3 пехотные дивизии), общей чиленностью более 70 тысяч солдат.

Наступление началось 20-го сентября со стороны Венгрии и территорий находящихся под контролем ЮНА. Сепаратисты не смогли сдержать натиск сил ОВД и начали отступать в сторону Загреба и Любляны, оказывая яростное, но малоэффективное сопротивление, их части все время оказывались под ударами Советской и Венгерской авиации.

Как итог- Загреб пал 7 октября, а Любляна 21-го, практически вся территория Хорватии и Словении перешла под контроль сил ОВД и Югославского правительства, датой окончания партизанской войны считается 1 марта 2011 года.

Итоги

Югославия полностью перешла под советскую опеку, вступила в ОВД и СЭВ. Советский Союз также оказал Белграду значительную помощь в восстановлении страны.

Конфликт дал начало новому витку холодной войны, запад крайне негативно отнесся к действиям Москвы по подавлению мятежей в Югославии. А в самом СССР усилились позиции консерваторов и неосталинистов, выступающих за консервацию дальнейших реформ в стране.

Также на Фэндоме

Случайная вики