Фэндом

Предыстория

В течение 50 лет, начиная с прихода к власти в 121г и строительства Хазору-Сонга, правители из этого рода собирали дахийские острова под свою руку. К 170 г этот процесс завершился. Только Кавахон на Хумате и Гардахан далеко на западе материка сохранили независимость. Даже Посейдонцы были принуждены к миру и временно прекратили набеги на восток.

Хшаярш (Ксеркс) Великий (170-182)

170гг Зенит могущества Державы, Хшаярш (Ксеркс) Великий подчиняет Хухту и Хумату, совершает походы на материк, подчинены племена Варки (Венесуэлы) и бассейна Ранхи (Ориноко), основаны новые города-укрепления, в том числе крупный город Мишайя (Маракайбо)

179 год Путешествие мореплавателя Мануши на юг вдоль побережья материка

Нияз Киан(182-198) сын Хшаярша

182 год Новая война с пиратами, называющими себя посейдонцами, в этот год они прислали своего посла, корабли высадившие его сразу же принялись грабить соседнюю Ладан-Ану (Сент-Люсию), когда царю сообщили об этом он призвал его к ответу, тот же повел себя дерзко и в назидание был лишен языка и ослеплен.

183 год Карательный персидский флот совершил ряд операций против пиратских баз.

185 год Крупное морское сражение у западного побережья Хухты (Гаити), за годы могущества Кианы создали могучий флот, годы труда увенчались закономерным успехом

188 год Побежденные посейдонцы просят мира и снова приносят подарки, Нияз Киан совершает успешное нападение на майянское побережье. На пике морского могущества Кианы решаются даже на нападения на поселения мегалийцев.

189 год Перемирие с вождями мегалийцев, морская кампания вдали от баз снабжения в целом неудачна, множество кораблей теряется в незнакомых водах

194 год Крестьянское восстание на Дахии, Нияз Киан вынужден укрыться на Гольхане (Гваделупе). Вскоре восстание подавлено, однако государство переживает временное ослабление, отпала богатая Хумата (Пуэрто-Рико), возобновляются пиратские нападения

Трита (198-209) сын Хшаярша

199 год Неожиданно окрепший Гардахан (Катахена), отбив все пиратские набеги, становится крупным богатым городом, разросшись до 20 тыс, его жители нападают на владения царя город Мишайя (Маракайбо), провоцируют племена варваров Варки (Венесуэлы) на волнения. Новый царь Трита вынужден просить помощи у пиратов, нанимая их для нападения на Гардахан, впрочем безрезультатное.

200 год Трита впервые посылает крупное посольство к посейдонцам, некоторые нестойкие в вере его члены принимают участие в странных игрищах, в наказание они были отозваны на родину и четвертованы.

202-205гг так называемая Абазиева война. Названа так потому как когда посейдонцы решили напасть на державу и отомстить за прежние обиды, некий знатный муж Абаз, или Абазий создал заговор против царя своего Трита. Абаз договорился и с посейдонцами, страна погрузилась в пучину гражданской войны, Абаз получил особо горячую поддержку среди вольных жителей Хухты(Гаити), ее пращники прозываемые также буканьерами за особый способ приготовления мяса. В ходе тяжелых боевых действий страна оказалась в очень тяжелом положении, отпали многие острова. Посейдонцы навязали Дахии свои условия мира, цари вынуждены были платить чужеземным йонам дань.

Государство испытывало кризис. Вариация на тему ранней восточной деспотии, власть Кианов опиралась на чиновничество и была направлена на ограничение свободы знати в рамках государства, однако местная знать по прежнему практически ничем не была ограничена. Особенностью Дахии было практически отсутствие военного сословия как такового, частично именно этим объясняется некоторая внешняя слабость в ранней истории. Обычно эту роль берет на себя знать, тут же она практически не несла на себя этой функции, а значит не выгодна государству. Вооруженные формирования строились по милиционному принципу ополчений, регулярное войско насчитывало не более тысячи воинов, по сути выполнявших функции дворцовой стражи и мелких чиновников. Не в силах нейтрализовать знать Кианы пытались привлекать их на чиновную службу, сращивание аристократии и чиновничество имело фатальные последствия, эксплуатация рядового крестьянство приобрело неподконтрольный характер, азады стремительно разорялись, приобрело широкое распространение долговое рабство. Все это конечно вызывало социальную напряженность и сокращение налоговой базы, массовый характер приобретало массовое переселение, по сути бегство на свободные земли, например на Хухту(Гаити) и появление в связи с этим тамошней вольницы. Однако основной поток шел на континент, и с каждым десятилетием он только усиливался, крестьянство бежало не от власти шаха, ее оно признавало продолжая составлять ополчение и платить налоги, а от произвола т.н. поместного чиновничества. Кианы же в скором времени превратились в игрушку в руках этой аристократии, различных придворных клик, были предприняты меры ограничивающие переселения на новые земли и распространяющие власть аристократии Малой Дахии на колонии. Первой же реакцией на это стало отпадение Хухты, местное население вольных городков и недавние беглые с удовольствием поддержали бежавшего на остров Абаза, проигравшего в придворной борьбе, для своего отделения. Хумата также изгнала правительственных чиновников, ее собственная знать и старейшины городов также не желали терпеть чужих конкурентов. Однако это была по сути первая полустихийная попытка, и в скором времени формальный контроль был восстановлен.

Кай, сын Триты (209-230)

209 год В результате дворцового заговора, убив отца и трех братьев, к власти приходит молодой царевич Кай, а вернее его мать-регентша Гордия

214 год Царевичу удается взять власть в свои руки, удавив мать с помощью подкупленного слуги. Царствование отмечено стабилизацией положения страны, восстановлением экономики. Дахия по прежнему платит дань Посейдонии, но вернула контроль над всей страной помимо Хухты(Гаити) и Хуматы(П-Рико), ряд удачных походов на континенте.

220 годы Рассвет берегового братства Хухты, называемого первым, вольные охотники-пейтесы обосновавшиеся на северном берегу совершали удачные нападения на все окрестные окрестные земли, вплоть до побережья Мегалии. Среди них выделился вождь по имени Хенгамен, Абаза видимо уже давно прирезали. В конце концов соседям это надоело.

223 год Посейдонцам в ходе последовательных экспедиций удается ликвидировать разбойничью вольницу. Хенгамен бежал в Гардахен, который продолжает свое стремительное восхождение, его не затронули социальные потрясения, посейдонцы предпочитают обходить их стороной, усиливаясь беженцами с островов, гардаханцы увеличивают свои владения на материке, покоряя все окрестные племена(терр. реальной Колумбии). Ушлый пришелец развил кипучую деятельность и в результате мятежа захватил власть в городе.

Дариш (230-259) сын Кая

230 год Новый шах Дариш, смог сбросить со страны дань путем интриг и подкупов. Однако десятилетие все оказалось потрачено на изнурительные войны с Гардаханом на материке. Жизнь и деятельность философа-математика Явена.

242 год Сильнейший тропический ураган обрушился на страну. Большие разрушения и бедствия.

245 год Новая кратковременная война с Посейдонией с неясным исходом, попытка Дариша напасть на Хварту(Ямайку), серия ответных набегов на архипелаг.

250 года В ходе повторной попытки объединению вольных городов Хуматы и Хухты удается отложится от Дахии в рамках некоторого подобия конфедерации, формально лидерство принадлежит Кавахону как самому старейшему и авторитетнейшему, за ним следуют Хамантар(Сан-Доминго), Пакан(Понсе), Манния(Ле-Ке), Ясудж(Асуа), Бамун(Баямон) и так далее по уменьшению численности горожан. Общая численность населения чуть больше 100 тысяч, основная сила это городские ополчения, основная морская – дружины полупиратов-полуторговцев. Союз городов собирают общую кассу на случай чрезвычайных событий, причем тот кто больше сдает имеет право на больший вес своего голоса, при случае может быть избран общий полководец или доверенное лицо на переговорах, по традиции собираются в Кавахоне, который также играет роль своеобразного председателя. Конфедерация время от времени признает верховный шахский сюзеренитет, иногда просит посредничества в спорах, на ее территории действуют практически те же законы, однако внутренний суверенитет остается незыблем.

Тем временем в джунглях Центральной Америки отряды торговцев-авантюристов из Гардахана достигают земель Доракана(Эквадора) и Северного Перу.

251 год Волнения на островах среди знати в связи с проводимыми Дарием(Даришем) некоторых реформ. Несмотря на политические неудачи, Дахия переживает серьезный экономический подъем, в частности из-за внедрения на местной почве новых организационно-технических веяний, страна погружается в интенсивный международный товарообмен, вслед торговлей растет и ремесленное производство, исторически так сложилось что культура дахийского ремесленного производства традиционно выше чем у соседей(пожалуй лишь за исключением литья и металлообработки). Дахийские торгово-ремесленные города архипелага испытывают бурный рассвет - ткани, обувь, керамика, украшения, вино, все идет на вывоз, начинается постоянная чеканка монеты. Разрастаются старые города, Урахон превращается в настоящий мегаполис с 50 тысячным населением, поднимаеться на ноги захиревший было его сосед – Аша-Суза, а также былой противник – Персеполь, появляются новые центры – Ахваз на Гольхане, Хондж на Ладан-Ане или Шуштар(на месте Каракаса, Венесуэла). Переживает подъем и общественная жизнь, широкое знакомство со знаниями и идеями соседей, распространение различных философских учений, в частности неопифагорейства, и других, в перспективе грозящих составить конкуренцию канону. Предположительно в это время Явин завершил основной труд своей жизни «Овладевший Миром» собрание поучений и рассуждений, по сути глубокая переработка «Златых Вирш» по ходу процесса затрагивающий и вопросы прикладной математики. Поэзия, переработка старых («Бундахишн) и появление совершенно новых поэтических произведений – эпическое «Война Баримхона с Артапуром», любовное «Мариам и Сухраб», поучительное «Сказание о праведном Фирузе», «Сказание о шахе Каваде», литература – комедия«Молодой Судья», приключенческая «Владеющие под Ванантом»

255 год Снова мощный ураган обрушивается на острова страны. Усиление переселения дахийцев на материк.

Проблемы середины века

В середине 3 века снова возникла проблема аграрного переселения, вызванного веком почти спокойного существования в рамках единого государства, численность населения, составляющая еще век назад 200 тысяч пересекла рубеж в полмиллиона. Для значительной части элиты опирающейся на шаха, кровносвязанных с правящим домом и тесно с ним связанных, т.н. дворцовой аристократии, отделение городов Севера и образование ими Федерации было воспринято совершенно правильно как необходимость проведения перемен. До этого стиль был один, шах сидит во дворце, и ничего не делает, чиновники что то делают, все предоставлено самому себе, лишь бы налоги собирались. Правление Шаха Дариша отличилось, впервые за почти столетие, новой последовательной борьбой с засильем на местах чиновной знати, ограничения ее власти. Была проведена перепись населения, обновлены списки налогообложения и упорядочена вся система сбора податей. До сих пор государство жило на основе законов и даже обычаев родовой, общинной традиции, централизованное классовое государство не может существовать по патриархальным законам, к тому же и не отражающим новейшие товарно-денежные отношения, различные уже новые указы и повеления разных шахов существовали и действовали зачастую противореча друг-другу. При Дарише началась работа по кодификации дахийского права и приведения его в соответствующий современный вид. Кроме того Дарий пытался усилить боеспособность армии, уже было очевидно что территориально-милиционный принцип не отвечает изменившимся условиям, в частности из за массового разорения свободных азадов, из числа которых набиралась основная масса копейной пехоты, часть этой обязанности он переложил на разросшиеся города, в остальном перенес упор на легкую пехоту – застрельщиков. Также впервые начал вводить отряды конницы, легких конных лучников и метателей дротиков. Отряд дворцовой стражи – гвардия при нем увеличилась до трех тысяч, причем он старался увеличивать ее за счет молодежи из знатных семей, пытаясь создать новый слой аристократии. К сожалению реформы шаха оказались незавершенны, так как питая слабость к своему младшему сыну, он передал ему престол, предварительно заточив двух старших в подвалы и обрекая страну вновь на засилье интересов дворцовых группировок.

Артабаз (259-270). Конец династии

259 год По смерти шаха трон занимает любимый сын Дариша малолетний Артабаз, который быстро становится марионеткой в руках знати с которой долго и безуспешно боролся его отец. Третий сын шаха, Петроз, попытавшись опереться на одну из групп знати и горожан Урахона, организовал заговор с целью восстания, и это все в 18 лет, определенно старый шах ошибся в своем выборе. Восстание удается поднять лишь частично, ожесточенные бои несколько недель, в итоге Петроз с остатками единомышленников бежит на Хухту, где жители воинственной Мании(Ле-Ке) с радостью принимают его, лишь бы сделать какую гадость правящему дому и усилить свои позиции в Кавахонском Совете. Когда же к стенам города приходит экспедиционный флот, они с презрением отвергают предложение о выдаче беглого мятежника. Осада, два штурма, город горит, а Петроз со сторонниками бежит в глубь острова, в горное местечко под названием Вахья( будущий город на месте Ла-Веги), там его точно некому не достать.

Молодой Артабаз по примеру отца своего тоже обладал реформаторским зудом, и слегка освоившись на престоле приступил к реформам, решив правда зайти несколько с иной стороны. Если батюшка пытался это делать с опорой на внутренние силы страны, то Артабаз решил привлечь так сказать внешние заимствования.

263 год Сначала он все таки окончательно доводит главное детище отца – «Законы Дария». Затем проявляет удивительную дипломатическую активность, он хочет повернуть страну лицом к элинистическому миру( в общем один из тех кто и в правду считает что везде хорошо где нас нет). Просит включить страну в список участников Игр, рассылает посольства, также поощряет путешествия знатной молодежи в соседние государства.

265г Артабаз пытается осуществить реформу армии, так как и отец имея общую цель перевода ее на постоянную основу, однако шаги противоречивы и непоследовательны, идея создания армии по эллинскому образцу встречает неприятие. Вместо того чтобы укреплять сословие азатов он делает ставку на наемников, однако плюсами было то что он уделял гораздо больше внимания флоту и наконец упорядочил армейские звания. Ну и конечно в два раза увеличивает гвардию за счет мегалийских наемников. Двухкратное увеличение налогов на все эти игрушки конечно не могли быть восприняты народом позитивно, открытый бунт сдерживало только то люди видели что и молодой шах даже себе отказывает во многом ради своих идей, ведя аскетический образ жизни. По видимому он был скрытым последователем одной из еретических философских школ, что немыслимо для сана верховного жреца Бога-Ахуры кем одновременно являлись шахи. Тем временем дикие племена муисков, снабжаемые Гардаханом, перешли западную границу и нанесли варкам(араваки) ряд поражений начали теснить их непосредственно на земли дахийцев.

266 год Затяжная малоуспешная кампания на материке. Среди всех слоев населения начинает расти недовольство, во всех бедах обвиняют молодого Артабаза. Ему удается подавить заговор среди высших жрецов культа, традиционно самой лояльной шахам группе, он покидает Хазору Санг, справедливо полагая что собственной резиденции он протянет недолго, и с этого момента он постоянно перемещается окруженный телохранителями нигде не останавливаясь надолго. Прибыв к армии он обвиняет в неудачах и заговоре талантливого полководца Рустама, тот изгнанный бежит на Хухту и присоединяется к Петрозу, который все еще ждет своего часа скрываясь в поселениях в глубине острова.

267 год Тем временем орды западных дикарей рвуться через границу, и война поначалу обещавшая стать столь легкой и победоносной – ведь дикари же, оказалась на поверку очень тяжелой. Муиски, щедро снабжаемые и обучаемые гардаханскими инструкторами, оказались нелегким соперником, умело ведя лесную войну. Муискам удается скрытно собрать сильное 20 тысячное войско и броском выйти к крепости Истахр, осадив ее. Когда же они узнали что на выручку осажденным идет 5 тысячная армия во главе с самим шахом, скрытно отошли от города и заманили дахийцев в засаду в сражении рассеяли его, пало и зарезано больше тысячи дахийцев. Шах позорно бежал на побережье, и Петроз понял что пора выступить. Легкий посейдоно-гаитянская флотилия высаживает на Малой Дахии Петроза во главе отрядов наемников и северян, некоторые острова признают его шахом, однако жители и знать столичного острова единодушны в стремлении сопротивляться захватчикам. Урахон отверг притязания Петроза, который решает сосредоточиться на осаде крепости Хазору Санг, так она верховная резиденция-главный храм-символ державы, здесь сокровища династии. Без результатный штурм, тайные переговоры, и наконец через месяц ему открыли ворота. Однако время упущено, Артабаз уже высадился в встретившем его с радостью Урахоне, однако два месяца боев на острове показали что Артабаз может рассчитывать лишь на этих жителей шумного торгового города-порта. Все остальные медленно но верно переходят на сторону Петроза, он умеет договариваться и всем раздает авансы, каждый день остров за островом признают нового шаха.

268 год Артабаз понимает что надо бежать на материк, где его пока еще поддерживает полевая армия и флот пока тоже на его стороне, вместе с ним остров покидает и большая группа урахонских горожан, которые чуть позже заложет на месте Пуерто-Кабельо город Багахаль. В то время как другая группа урахонских колонистов, на этот раз сосланных специально, построит на берегу Ранхи город Арадви. Тем временем на материк в погоню за Артабазом послан с армией Рустам, по видимому это не настоящее имя а псевдоним, потому как по персидски Ростам так и переводится – «армия», некоторые специалисты имеют смелость полагать что не был даже дахийцем, а наемным йоном-авантюристом, которые при Артабазе активно принимались на самые высокие посты.

270 год За два года кампании Рустаму удается загнать Артабаза в самые дремучие горы на юге, не выдержав лишений Артабаз приказал убить себя, после чего его спутники принесли Рустаму его голову. Петроз планировал устранение уже ставшего ненужным полководца, но тот начеку и сам перешел к активным действиям. В конце года он с отборными войсками высаживается в гавани Урахона, озлобленного на Петроза за репрессии. Петроз принял яд, на трон сажается десятилетний царевич Кей-Явуз, фактически правит Рустам.

271г мальчик «случайно» убит на охоте, Рустам решается сам сесть за престол, тем не менее сила традиции сильна, шах принимает имя Хосров (победоносный) и объявляет себя побочным сыном Дария, кроме того он женат на дочери Петроза. Династия настоящих Кианов, называемая Старшей погибла, на свет явились Младшие Кианы.

Также на Фэндоме

Случайная вики