ФЭНДОМ

Снос памятника Дзержинского

Снос памятника Феликсу Дзержинскому на Лубянке, июль 1991-ого года

Декоммунизация в России - государственная политика ликвидации идеологического наследия советского периода истории, проявившаяся в 1990-ых годах в виде сноса памятников, посвящённых советским государственным и партийным деятелям, изменения топонимов и других названий, восстановления и сохранения памяти об участниках Белого движения. При этом, в отличие от стран Центральной и Восточной Европы, где проходила схожая политика, декоммунизация не сопровождалась запретом Коммунистической партии, введением уголовной ответственности за высказывание коммунистических идей или запретом коммунистической символики.

История

Первые шаги к полноценной декоммунизации в России начались ещё в 1990-ом году, когда под патронажем Верховного Совета, который в тот момент уже возглавлял Василий Дмитриевич Бычков, было переименовано несколько городов; так, Горькому было возвращено историческое название Нижний Новгород, а в Москве произошло переименование некоторых станций метро. Однако по-настоящему декоммунизация началась уже после Июльского путча. В России в те годы доминировали антикоммунистические настроения, поэтому в следующие месяцы в стране начался процесс массовых переименований областей, городов, улиц, станций метро, а также возвращение "исконного образа" зданий культурного наследия; так, уже в декабре 1991-ого года кремлевские звезды были заменены на орлов с нового российского герба, тогда же на здании Большого Кремлёвского дворца герб и надпись СССР были заменены на пять двуглавых орлов. При этом стоит отметить, что в основном происходило переименование топонимов, связанных с советскими партийными руководителями; оно не касалось мест, названных в честь участников Великой Отечественной войны, космонавтов, деятелей советской культуры. Не поменялись нейтральные названия, принятые в советское время; так, Волгоград сохранил своё прежнее название, а не был переименован, как предлагали некоторые местные депутаты, в Царицын. Не везде новые названия соответствовали своим дореволюционным названиям. Так, например, город Тольятти был переименован не в Ставрополь, а в Ставрополь-на-Волге.

Процесс декоммунизации сопровождался массовой ликвидацией памятников советским лидерам. В нескольких местах этот процесс происходил силами антикоммунистически настроенных активистов, однако, они пресекались действиями сначала милиции, а затем и полиции. Кроме того, памятники в некоторых регионах страны активно охранялись так называемыми "народными дружинами", создаваемыми из коммунистически настроенных граждан, выступавших против сноса памятников. Часто создание этих дружин проходило при содействии и участии членов КПР. Сам процесс ликвидации памятников занимал очень долгое время в связи с их огромным количеством и фактически затянулся вплоть до конца 1990-ых годов, в то время как большая часть переименований была закончена уже к 1995-ому году.

Однако декоммунизация вызвала несколько очень серьёзных вопросов, которые активно будоражили российское общество в 90-ых.

Судьба Мавзолея Ленина и Некрополя на Красной площади

Одним из самых тонких вопросов оставался вопрос о судьбе Мавзолея Владимира Ленина и Некрополя на Красной Площади. На одной из пресс-конференций в конце 1991-ого года Президент России Бычков заявил, что поддерживает захоронение Ленина и большинства политработников, чей прах был захоронен в Некрополе у Кремлевской стены. Не желая, чтобы вопрос о захоронении тела В.И. Ленина обсуждал уходящий Верховный Совет, Бычков добился того, чтобы вопрос был поднят уже в новой Государственной Думе. Вопрос всерьез начал обсуждаться в конце марта 1992-ого года, когда Думе не было ещё и месяца. В день начала обсуждения законопроекта Государственная Дума была пикетирована членами КПР и движения "Трудовая Россия". Параллельно с пикетированием Государственной Думы происходили массовые акции протеста прямо на Красной Площади, с лозунгами защиты Мавзолея Ленина и захоронения советских руководителей. Изначально леворадикалы планировали соорудить на территории Красной площади, прямо перед Мавзолеем, крупный палаточный городок, однако были довольно быстро разогнаны прибывшими спецподразделениями Милиции. В то же время произошло голосование в Государственной Думе (вопрос о судьбе Мавзолея и Красной Площади, в целом был передан из под контроля Москгордому в нижнюю палату всероссийского парламента). Несмотря на сопротивление левых, все демократические силы при поддержке ЛДПР проголосовали за "восстановление исторического образа Красной Площади". Было решено захоронить тело Владимира Ленина на Волковском кладбище Санкт-Петербурга, а прах и тела большинства советских партийных лидеров (от Свердлова до Черненко) перезахоронить на Новодевичьем кладбище или передать в руки родственников, если они существуют. При этом вопрос о перезахоронении не коснулся большинства советских командующих времен Великой Отечественной войны, советских космонавтов, летчиков и других не политических деятелей, захороненных в некрополе.

Во время голосования по проекту вся фракция КПР покинула здание нижней палаты, а лидер партии Валентин Купцов объявил о проведении бессрочной акции в защиту некрополя у Кремля. В это же время началась разработка планов перезахоронения тела Владимира Ильича Ленина. По распоряжению Президента, было решено решить данную проблему как можно быстрее. Решено было перезахоронить Владимира Ильича к его 122-ому дню рождения, то есть к 22 апреля. 16 апреля, в день, когда тело первого лидера СССР должно было быть вынесено из Мавзолея, леворадикальные силы объявили о проведении на Красной площади акции по защите Мавзолея от посягательства. Московские власти митинг так и не согласовали, однако для защиты Мавзолея пришло, по некоторым данным, несколько тысяч человек, которые блокировали не только саму Площадь, но и улицу Ильинку. В результате митинг был разогнан Милицией, несколько десятков человек было арестовано, однако большинство из них отделалось небольшими штрафами, либо были отпущены на следующий день. Однако, как оказалось, акция не имела никакого смысла, тело вождя Октябрьской революции было вывезено из Мавзолея ещё прошлой ночью, а ввиду того, что вход в Мавзолей был закрыт ещё с конца марта, точной информации у протестующих не было. Тело Владимира Ленина было официально, не очень торжественно, но при большом скоплении людей и прессы, перезахоронено рядом с матерью на Волковском кладбище Санкт-Петербурга. Событие активно освещалось журналистам со всего мира. По воспоминаниям, известного журналиста Владислава Листьева, в день захоронения Ленина все Волковское кладбище было заполнено цветами.

Большинство останков действительно были перезахоронены на Новодевичьем кладбище. Самым масштабным стало захоронение И.В. Сталина. Вокруг его тела возник спор. Для участия в похоронах отца из США вновь прибыла Светлана Аллилуева (имеющая американское гражданство и живущая под именем Ланы Питерс). Дочь Сталина желала перезахоронить отца в Америке, однако желание оставить тела отца в Москве выразил внук И.В. Сталина - Евгений Джугашвили, который незадолго до этого начал строить активную политическую карьеру. В конечном итоге тело "отца народов" было решено перезахоронить на Новодевичьем кладбище. Кроме того члены КПГ выступили с инициативой захоронения тела Иосифа Сталина на его Родине в Гори, но в условиях продолжающейся гражданской войны и нежелания грузинских властей принимать тело советского руководителя от этой идеи было решено отказаться. Иосиф Сталин был перезахоронен на Новодевичьем кладбище летом того же 1992-ого года. Перезахоронение проходило также при массированном освещении журналистов со всего мира и массовых митингах.

Процесс перезахоронения происходил практически до начала 1994-ого года и был довольно длительным процессом. Большинство захороненных у Некрополя, оказались захоронены на Новодевичьем кладбище. В следующие годы, несмотря на многочисленные меры безопасности, многочисленные ультраправые вандалы стали часто атаковать памятники. Останки многочисленных иностранных коммунистов по большей части были переданы местным коммунистическим или социалистическим партиям и перезахоронены на Родине; так, например, тело известного американского коммуниста Джона Рида было похоронено на Арлингтонском кладбище в Вашингтоне. Что же касается самого Мавзолея, было принято решение передать Мавзолей в Государственный Исторический Музей, а во внутренних помещениях Мавзолея развернуть крупную экспозицию, посвященную жизни В.И. Ленина. В целом, "исторический облик Красной Площади" был практически восстановлен к лету 1994-ого года.

Переименование Калининграда

Ещё одним очень важным вопросом, который активно обсуждался в обществе стал вопрос о судьбе переименования в рамках процессе декоммунизации Калининграда. Город до присоединения к СССР носил прусское название Кёнигсберг и потому среди ветеранов Великой Отечественной войны, да и вообще людей, помнящих войну, название Кёнигсберг твёрдо ассоциировалось с Третьим Рейхом и национал-социализмом, а оттого в довольно короткое время начались споры относительно будущего названия города. Несколько депутатов Калининградской Думы предложили использовать совершенно новое название - "Балтийск", нейтральное и совершенно новое. Неожиданно, руководство Калининградского государственного университета предложило переименовать город в Кантоград, в честь великого немецкого философа Иммануила Канта, который, по некоторым данным, во время Семилетней войны, когда город был занят русскими войсками, принял российское подданство. В федеральном центре, да и в самом городе идея переименования города в честь великого философа была воспринята с энтузиазмом. При этом не обошлось и без сопротивления со стороны левых сил. На митингах против переименования города активно использовалась фраза, приписываемая Канту: «Русские — наши главные враги», чтобы тем самым подчеркнуть преемственность города не только от советской, но ещё и от исторической прусской традиции. Осенью 1992-ого года на карте России появился город Кантоград, а вокруг него образовалась Кантоградская область.

Вопрос о люстрации

Вопрос о люстрации встал вместе с вопросом о декоммунизации и вызвал в обществе ожесточенные споры. Главным идеологом люстрации была Вице-президент Галина Васильевна Старовойтова, считавшая люстрацию членов Коммунистической партии и КГБ необходимой мерой для дальнейшей демократизации страны. Старовойтова активно разрабатывала и собиралась продвинуть закон, по которому ограничивалась деятельность работников партаппарата КПСС, штатных сотрудников и агентуру советских спецслужб. При этом Старовойтова считала необходимой также запрет коммунистической идеологии как тоталитарной. Но в целом, в случае, если бы такой закон принят, КПР была бы ликвидирована ввиду того что многие руководители партии (Валентин Купцов, Геннадий Зюганов) попали бы под люстрацию. В целом, в Государственной думе доминировали демократические силы, которые могли в любой момент поддержать законопроект Старовойтовой, однако тут свою роль сыграла позиция Президента.

Бычков понимал, что полная люстрация КГБ грозит российской безопасности. В то время активно проходило создание СВР и СБР (отвечающих за внешнюю разведку и контрразведку, соответственно), а большинство кадров для будущих организаций составили именно бывшие сотрудники КГБ. При этом нельзя сказать, что Бычков сильно выступал против люстрации. После того, как Бычкову удалось уговорить Галину Васильевну отказаться от выдвижения закона о люстрации в Государственную Думу, по инициативе Президента в Государственной Думы была создана комиссия во главе с Эллой Памфиловой. По результатам работы Комиссии, которая действовала на протяжении почти пяти месяцев и включала в себя представителей всех трех демократических партий (НДПР, Яблоко и ДС) создала гораздо более умеренный и спокойный документ, ставший основой для будущего закона о люстрации.

По этому закону, который был опубликован в Российской Газете 1 декабря 1992-ого года, под люстрацию сроком на 15 лет попадали все сотрудники Пятого управления КГБ (известного также как "Пятка"), которые отвечали официально за "борьбу с идеологическими диверсиями, антисоветскими и религиозно-сектантскими элементами". Под данный закон попали все 15 отделов 5-ого управления. Данный закон был гораздо более мягкой версией проекта, который готовила Старовойтова. Оттого действия Президента несколько раз критиковалась демократическими силами за чрезвычайную мягкость и слабость.