Фэндом

Антон Иванович Деникин
Антон Иванович Деникин

Флаг
1-й Президент Российской Республики
Флаг
1919 — 1930
Предшественник: Должность учреждена
Преемник: Василий Витальевич Шульгин
 
Рождение: 16 декабря 1872
Смерть: 7 августа 1947
 
Военная служба
Годы службы: 1892-1923
Звание: Генерального штаба генерал от инфантерии

Деникин, Антон Иванович (1872-1947) - русский военачальник, политический и общественный деятель, писатель, мемуарист, публицист и военный документалист.

Участник Русско-японской войны. Один из наиболее успешных генералов Русской императорской армии в период Первой мировой войны. За поддержку Корниловского выступления (1917),  арестован Временным правительством А.Керенского. Один из основателей Белого движения в годы Гражданской войны, его руководитель на юге России 1918-1919 гг. После трагической гибели адмирала Колчака Верховный правитель России (1919—1923). Первый президент Российской Республики (1923-1930).

Родился в Влоцлавеке, уездном города Варшавской губернии, в семье отставного майора пограничной стражи. Отец из крепостных крестьян Саратовской губернии, выслужившийся из нижних чинов в офицеры, мать полька, из семьи обедневших мелких землевладельцев. Крещен в православии. С детства свободно говорил на русском и польском языках.

По окнчании реального училища в Ловиче, Варшавской губернии (1890), поступает в Киевское юнкерское училище. Из училища выпущен (1892) подпоручиком во 2-ю полевую артиллерийскую бригаду Варшавского военного округа.

В 1899 г. окончил Николаевскую Академию Генерального Штаба.

В феврале 1904 г. добился перевода в действующую армию в Манджурию. Принимал участие в боевых дествиях русского Восточного отряда, в Мукденском сражении и др. За отличие произведён в полковники и награждён орденами Св.Станислава 3-й степени с мечами и бантами и Св.Анны 2-й степени с мечами.

По окончании войны в 1906 г. совершил путешествие по Европе после чего назначен на должность начальника штаба 57-й пехотной резервной бригады в Саратове. Принимал участие в подавлении беспорядков 1907 г. в Саратовской губернии. В этот период много писал для журнала "Разведчик", в рубрику "Армейские заметки".

В 1910-1914 гг командовал 17-м пехотным Архангелогородским полком, расквартированным в Житомире. В марте 1914 г. назначен исполняющим должность генерала для поручений при Командующем войсками Киевского военного округа.

С началом Великой войны на командных должностях на Юго-Западном фронте. С августа 1914 г. по август 1916 г. успешно командовал 4-ой  стрелковой бригадой, позже развернутой в дивизию. Генерал-лейтенант (1915). С августа 1916 г. командующий 8-м корпусом  на Румынском фронте.

Сочуственно встретил Февральский переворот. В марте - мае 1917 г. начальник штаба Верховного Главнокомандующего ген. Алексеева. Отрицательно относился к, проводившейся социалистами, "демократизации армии". Выступил за ликвидацию солдатских комитетов  и изъятие политики из армии.

В мае 1917 г. назначен командующим Западным фронтом. С августа 1917 г. командующий Юго-западным фронтом. На этом посту выражал свою полную поддержку деятельности  нового Верховного главнокомандующего ген. Корнилова. После предательства Керенского, объявившего ген. Корнилова "мятежником", арестован. Содержался сначала в Бердичеве, затем переведен в Быхов к арестованной группе генералов во главе с Корниловым, откуда в ноябре 1917 г. бежал на Дон.

В Новочеркасске принял участие в формировании Добровальческой армии, с которой  в феврале - марте  1918 г. принял участие в  1-м (Ледяном) кубанском походе. После гибели ген. Корнилова во время штурма Екатеринодара 31 марта 1918 г. Командующий Доброармией.

С января 1919 г. Главком Вооруженными Силами на Юге России (ВСЮР). Под его командованием был разгромлен советский Южный фронт и освобождена от большевиков Москва.

С ноября 1919 г., после гибели адм. Колчака, Верховный правитель России.Стоял во главе военной диктатуры (1920-1923 гг.).

В 1921 г., во время жестокой засухи и неурожая в Поволжье, неоднократно лично посещал районы охваченные бедствием, принимая личное участие в руководстве ликвидацией его последствий, что привело к росту его популярности и сыграло не последнюю роль в его победе на президентских выборах 1923 г.

TIME 1925.png

Обложка американского еженедельника Тайм со статьей о деятельности российского правительства. 1925 г.

В апреле 1923 г., после избрание его первым Президентом Российской республики, вышел в отставку с присвоением очередного звания генерала от инфантерии и с правом ношения военной формы.

Президенство А.И.Деникина ознаменовалось модернизацией всех сторон российской действительности. Восстановлена промышленность, доведена до конца аграрная реформа, национальные меншинства получили национально-культурную автономию, и т.д и т.п.

По окончании президентских полномочий в 1930 г. активно занялся литературным творчеством. В 1932 - 1934 гг. вышли 4 тома его "Очерков русской смуты", в 1940 г. его воспоминания "Путь русского офицера". Активно публиковался в военной прессе.

Преподавал в Академии ГенШтаба курс по истории гражданской войны.

В июне 1941 г. подал прошение об отправке на фронт. Приказом ГлавКоВерха Кутепова назначен командиром армейского корпуса 2-й очереди Западного фронта. С корпусом дошёл до Штеттина в Померании.

После войны активно занимался научной и общественной деятельностью.

В 1947 г. по приглашению Мичиганского университета, с целью чтения курса лекций по новейшей русской истории, прибыл в США, для , где и скончался от инфаркта 7 августа 1947 г.

Похоронен в Благовещенской усыпальнице Александро-Невской лавры в в С.-Петербурге.

Также на Фэндоме

Случайная вики