ФЭНДОМ

День памяти Гаврило Принципа - праздник, отмечаемый в РФ и странах Восточной Европы с 1994 года. Посвящен годовщине событий начала Первой Мировой войны.

История праздника

Убийство

28 июня 1914 года эрцгерцог Франц Фердинанд приехал в Сараево по приглашению генерала Оскара Потиорека. Незадолго до 10 утра в воскресенье Франц Фердинанд с женой прибыли в Сараево на поезде. В 10:10 кортеж из шести машин (супруги Фердинанд ехали во второй, вместе с Потиореком), приветствуемый толпами народа, миновал центральное отделение полиции. Там их ждали заговорщики.

Неделько Чабринович (серб. Недељко Чабриновић) бросил гранату, но промахнулся. Вместо Франца Фердинанда граната убила шофёра третьей машины и ранила её пассажиров, а также полицейского и прохожих из толпы. Чабринович проглотил заранее полученный им яд (цианистый калий), но его только вырвало. Возможно, вместо цианистого калия ему дали какой-то более слабый яд. Он попытался прыгнуть в реку, но был схвачен толпой, жестоко избит и передан в руки правосудия. Другие заговорщики не смогли ничего сделать из-за заслонившей машины толпы народа. Покушение как будто провалилось.

Франц Фердинанд поехал читать речь в городскую ратушу. После чтения речи один из придворных его свиты, барон Морсе (Morsey), предложил ему уехать. В ответ Потиорек сказал «Вы думаете, что Сараево кишит убийцами?» Франц Фердинанд решил поехать в больницу навестить раненых при покушении. Софи настояла на том, чтобы ехать с ним. Ехать решили по боковой набережной Аппель (Appel). Потиорек забыл сообщить шофёру Францу Урбану об изменении маршрута. [1][2]Автомобиль Франца Фердинанда[3][4]Донесение русского военного агента в Австро-Венгрии полковника барона А. Г. Винекена об убийстве. 15 июня 1914 г.Шофёр повернул на улицу Франца Иосифа. Ему объяснили, что он едет неправильно. Он начал медленно разворачивать машину. В этот момент машину заметил Гаврило Принцип, покупавший сэндвич в находящемся напротив магазине деликатесов Морица Штиллера. Принцип подбежал к машине и выстрелил из браунинга 1910 Софии в живот, а затем Францу Фердинанду в шею. (Впоследствии он утверждал, что первой пулей собирался убить Потиорека, а не Софию). Как и Чабринович, он попытался отравиться, и его вырвало. Затем он попытался застрелиться, но набежавшие люди отобрали у него пистолет. Как и Чабриновича, его избили— так жестоко, что в тюрьме ему пришлось ампутировать руку. [5][6]Почтовая марка Австро-Венгрии для Боснии и Герцеговины в память об эрцгерцоге Франце Фердинанде и княгине Софии.Франц Фердинанд и его жена были перевезены в резиденцию губернатора, однако по пути умерли, сначала София, затем эрцгерцог - с перерывом в несколько минут. По словам шофёра, последними словами Франца были: «Соферль, не умирай, останься ради наших детей».

Все шестеро заговорщиков были арестованы. Они отказывались отвечать на вопросы следователей, только один из них (вероятно, Данило Илич) сломался и рассказал все детали, в том числе заявил, что оружие было представлено сербским правительством. Принципа не могли приговорить к смертной казни, поскольку ему было только 19 лет и по австро-венгерским законам он был несовершеннолетним. Он был приговорён к максимальному сроку— 20 годам тюремного заключения. Он содержался в тюрьме в Терезиенштадте в тяжёлых условиях и умер от туберкулёза 28 апреля 1918 года. Данило Илич, Велько Кубрилович и Мишко Йованович были повешены 3 февраля 1915 года. Остальные заговорщики были приговорены к длительным срокам тюремного заключения; Чабринович, как и Принцип, умер в тюрьме до окончания войны.

"Указ 1590"

28 июня 1994 года, Президент России Борис Ельцин, в знак солидарности России с Югославией, подписал указ, после которого день Сараевского убийства стал праздником и памятным днем. Гаврило Принципа и Неделько Чабриновича признали героями, так как они боролись за свободную Сербию и против фашистского режима Австро-Венгрии, и убийство Франца Фердинанда Габсбурга - это великий знак борьбы с фашизмом. В России и Сербии праздник считается государственным.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики