ФЭНДОМ

Румынский кризис
Основной конфликт: Войны и конфликты на постсоветском пространстве
Дата

1989 - 23 февраля 1993

Место

Румыния, Молдавия, Приднестровье

Причина

Этнические конфликты на территории бывшей Молдавской ССР, желание части молдавского общества войти в состав Румынии, сепаратистские тенденции на территории ПМР и Гагузии

Итог

Присоединение Молдавии к Румынии, признание независимости Приднестровья и Гагузской автономии, Московский договор

Противники
Флаг Молдавии Молдавия
  • МВД Молдавии
  • ВС Молдавии

Флаг Румынии Добровольцы из Румынии

Flag of Transnistria (state).svg ПМР (до 11 августа 1992)

Приднестровье 2.0 Приднестровская Республика (с 11 августа 1992)

Республика Гагаузия Республика Гагаузия

450px-UNSO-flag.svg УНСО

600px-Flag of Russia 1991-1993.svg Добровольцы из России

При поддержке:

600px-Flag of Russia 1991-1993.svg России

Флаг Народного Фронта Народный Фронт Молдовы

При поддержке:

Флаг Румынии Румынии (с февраля 1992)

Командующие
неизвестно неизвестно
Силы сторон
неизвестно неизвестно
Потери
неизвестно неизвестно
«Днестр в огне» (рум. Nistru în foc), также известный как Румынский кризис и Кризис на реке Днестр. Продолжавшийся с конца 1980-ых по 1992-ой год, период острых политических противоречий, на территории Румынии, Молдавии и ПМР. Название конфликта "Днестр в огне", которое ныне закрепилось в России и в СНГ, с легкой руки главного редактора газеты "День" Александра Проханова.

Предыстория

Перестройка, провозглашённая советским руководством в середине 1980-х годов, привела к повышению социальной активности населения страны. В национальных республиках это выразилось, в частности, в зарождении и росте националистических движений. В Молдавии подавляющая часть местной интеллигенции и руководства Молдавской ССР поддержала националистические настроения идеологической направленности в провозглашении тезиса об идентичности молдавского и румынского языков и в призывах к объединению Молдавии и Румынии. Со временем конфликты в Молдавии лишь усилился, а силу активно набирали националистические лозунги. Конфликт лишь усилился после того как единственным языком Молдавии стал молдавский, а русский был признан языком межнационального общения, однако, все равно привёл к активному стихийному противодействию русского населения в Приднестровье. В мае 1989 года был создан "Народный фронт Молдовы", объединивший в себе ряд националистических организаций. В противовес ему в Кишинёве и Приднестровье возникло "Интердвижение", позже получившее название "Унитате-Единство", которое позднее стало основой для ОСТК, организации, активно участвовавшей в создании ПМР.

Начало конфликта

В августе 1989-ого года ОСТК организовало по всей Молдавии множество забастовок с требованием отложить сессию Верховного Совета. В забастовке участвовало более 30 тысяч человек, многие семьи были вынуждены бежать бастующих были вынуждены бежать от преследования молдавских властей в Приднестровье. После этого свой митинг, названный "Великим национальным собранием" организовал "Народный Фронт", в нём приняло участие более 500 тысяч человек, в ответ на это на многих предприятиях в Молдавии при поддержке ОСТК начались забастовки, Михаил Горбачёв попытался убедить руководителей предприятий приостановить забастовку, но это предложение было отклонено на митинге в Тирасполе. Забастовка всё-таки была прекращена 21 сентября после пленума ЦК КПСС, когда стало ясно, что помощи от центрального руководства СССР не последует.

3 декабря 1989 года в Рыбнице был проведён референдум по вопросу о целесообразности создания Приднестровской Автономной Социалистической Республики. 91,1 % принявших участие в референдуме высказались за создание автономии. 29 января 1990 года аналогичный референдум состоялся в Тирасполе. Противостояние между Молдавией и Приднестровьем нарастает после избрания 25 февраля 1990 года нового состава Верховного Совета МССР, в котором приднестровские представители, оказавшись в меньшинстве, не имеют возможности оказывать какого-либо влияния на законодательную деятельность и вскоре после неоднократных угроз, психологического давления и избиений покидают сессию парламента. С победой революции в Румынии, усилились лозунги об объединении Румынии и Молдавии.

После принятия декларации суверенитета России, независимость объявила сначала Гагаузия - 12 июня, а затем и Приднестровье - 1 июля. В Приднестровье началась разработка Конституции, а временным лидером ПМР был избран Игорь Смирнов. Осенью 1990-ого года случилось очередное обострение, теперь уже в Гагазуии в районах с компактным проживанием гагаузского населения были объявлены выборы в неконституционный орган — так называемый Верховный совет Гагаузии. Премьер-министр Молдавии Мирча Друк 25 октября с целью сорвать выборы направил в Комрат автобусы с волонтёрами в сопровождении отрядов милиции. В Гагаузии и Приднестровья началась полноценная мобилизация, избежать полноценного кровопролития удалось лишь после длительных переговоров, молдавская милиция и автобусы с добровольцами были отведены от Гагузии, а Приднестровцы вернулись домой.

Постоянные конфликты, в том числе с гибелью людей возникали все следующие несколько месяцев, МССР отказалась проводить у себя референдум о сохранении СССР, при этом референдум был проведён в Приднестровье, где абсолютное большинство населения высказалось за сохранение Советского Союза. Июльский путч в Москве привёл к новому ветку противостояния между Кишинёвом и двумя стремящимися к независимости республиками. Руководство ПМР поддержало действие ГКЧП, что привело к ухудшению отношений между Россией и Приднестровьем. Во время противостояния в Москве о своей независимости объявила Молдавия. Кишинёвские власти задержали лидеров Приднестровья и Гагаузии, однако, после нескольких недель переговоров и давления со стороны Приднестровья (в первую очередь связанных с обещаниями отключить подачу электричества в Молдавию), в это время республику возглавлял Андрей Пантеелевич Манойлов, при котором ПМР начал активно контактировать с Россией, в частности Тирасполь посетил несколько российских дипломатов. 16 августа произошло утверждение Конституции и принятие новых государственных символов Приднестровья, Верховный Совет Приднестровья принял решение о создании Республиканской гвардии. Началось переподчинение отделов внутренних дел Приднестровья. В конце октября 1991-ого года прошёл второй референдум о независимости ПМР, а название государства было официально изменено

После распада СССР

Несмотря на рост торговых и даже дипломатических отношений между Россией и Приднестровьем, после Беловежских соглашений Россия признала Молдавию, встреча между Бычковым и Снегуром, избранным на пост Президента Молдовы в конце ноября 1991-ого года, не привела к серьёзным сдвигам в двухсторонних отношениях, в частности из-за Приднестровского и Гагаузских конфликтов. Тогда "молдавскую политику" Бычков решил переориентировать на Румынию, осенью 1991-ого и в начале зимы 1992-ого Бычков неоднократно встречался с румынским президентом Илиеску, настаивая на том чтобы Румыния стала полноценным участником переговоров по мирному урегулированию Приднестровья и много говорил о "культурном единстве" Молдовы и Румынии. Бычков поздравил румынский народ 21 декабря 1991-ого года, 21 декабря со второй годовщиной "свержения тирана Чаушеску".

Российские дипломаты смогли сыграть на новых волнениях в Румынии, "Минераида" сентября 1991-ого напугала Илиеску и тот остро искал способы повышения своего очень низкого рейтинга. По воспоминаниям ряда автобиографов, именно президент Бычков предложил Илиеску начать более тесные контакты с "Народный Фронтом Молдавии" и премьер-министром Молдавии "фронтовиком" Валерием Муравским. Илиеску пытался также активно контактировать по вопросу объединения с президентом Снегуром, но тот проявлял в этом вопросе гораздо меньший энтузиазм, нежели премьер-министр Молдовы. Начиная с января 1992-ого года румынские власти начали активно финансировать ирредентистов из НФМ, те довольно быстро начали организовывать антипрезидентские демонстрации в поддержку правительства и немедленного объединения Молдавии и Румынии, по некоторым данным националисты также получали финансовую поддержку из Москвы.

В начале февраля 1992-ого года была анонсирована новая встреча президентов России и Румынии в Бухаресте, уже 4 за менее чем за полгода, президент Молдавии посчитал, что на переговорах в Бухаресте будет решаться, вопрос о разделе Молдавии, поэтому он поспешил 17 числа отправить премьер-министра Муравски в отставку и начал готовиться к военной операции против Приднестровских и Гагаузских сепаратистов, однако, всё пошло не по плану. Отставка премьера привела к массированным акциям протестам против президента под лозунгами: "Да здравствует Великая Румыния!", "Долой президента коммуниста!", "Великая Румыния сейчас!". Своими действиями националисты сыграли на пользу приднестровских властей, таким образом фактически сорвав планы по военному решению конфликта, к которому готовился президент Снегур.

За полторы недели столкновения между молдавской полицией и протестующими захлестнули почти всю страну, в это же время 29 февраля в Бухаресте началась встреча президентов России и Румынии, на которой между двумя странами был подписан подписан "Договор о дружбе, торговле и сотрудничестве", основные же переговоры проходили за закрытыми дверями и продолжались более 20 часов. На них речь фактически шла о разделе Молдавии. Бычков открыто заявил, что поддержит немедленное объединение Румынии и Молдавии, в том случае если Румынское руководство признает независимость Приднестровья и Гагузии, также Россия обязывалась выделить Румынии довольно крупный транш, направленный на восстановление и поддержку румынской экономики, кроме того российское руководство обязывалось проконтролировать спокойную и бесперебойную поставку электроэнергии из Приднестровья на территорию Молдавии. Бычкову и его дип. корпусу удалось уговорить Илиеску принять договорённости по Приднестровью, однако, тот отказался признавать независимость Гагаузии, в конечном итоге Россия смогла настоять на создании Гагаузской автономии в составе Румынии после объединения Молдовы и Румынии. Договор был подписан уже под утром 1 марта, однако, его детали стали известны много позже. Один из лидеров "Демократического Союза" - Валерия Новодворская назвала договор по аналогии с пактом Молотова-Риббентропа, пактом Бычкова-Илиеску.

В это же время противостояние в Кишинёве продолжалось, парламент раз за разом отклонял кандидатуры новых премьеров, предложенных Снегуром, в конечном итоге 7 марта проголосовал за импичмент президенту. Снегур был вынужден покинуть Кишинёв, попросив убежища на Украине, которое ему было вскоре предоставлено. Исполняющим обязанности президента Молдавии стал отправленный в отставку премьер Муравски, которой сразу же после своего назначения начал активные переговоры с Румынией об объединении в ближайшие несколько месяцев. Кроме этого руководство Молдавии также планировала провести военную операцию против сепаратистов, серьёзно усилившихся за недели противостояния в Кишинёве, однако в Бухаресте выступили против, настаивая на том что вопрос будет решён уже в рамках румынской государственности. Через несколько недель после смены власти в Молдавии, Россия начала разворачивать ещё более тесные отношения с Приднестровьем, в конце марта Бычков посетил ПМР и выступил в Тирасполе с речью поддержки местного населения. Это вызвало отзыв молдавского посла из Москвы, однако, Румыния отреагировала на действия президента России довольно спокойно, лишь в очередной поторопив руководство Молдавии с проведением в стране референдума, который молдавский парламент находящийся под контролем Народно Фронта назначил на 3 мая 1992-ого года.

Референдум в Молдавии прошёл спокойно, хоть и не без проблем, референдум не состоялся ни в Приднестровье, ни в Гагаузии, за присоединение к Молдавии высказалось более 82% населения республики Молдовы, однако проведённые за несколько дней до референдума опросы общественного мнения показали, что объединение поддерживает лишь 69-73% населения Молдовы, во время голосования были обнаружены многочисленные нарушения, от массовых вбросов бюллетеней до похищения урны для голосования, однако так или иначе, референдум состоялся и показал желания большинства жителей Молдовы объединиться с Румынией, уже на следующий день после референдума в Бухаресте произошло торжественное подписание документа о вхождении Молдавии в состав Румынии, Молдавия оказалась разделена на 14 жудецов (включая Гагузию и Приднестровье). Первой страной официально признавшей объединение Молдавии и Румынии неожиданно стала Россия и страны граничащие с Румынией, в следующие несколько недель объединение поддержали большинство мировых стран, при этом категорически признавать законность проведения референдума отказались в Приднестровье и Гагаузии.

Поход на Приднестровье, окончание кризиса

Сразу после объединения в Румынии произошёл взрыв патриотических настроений, рейтинг президента Илиеску серьёзно вырос, при этом экономическая ситуация в объединённом государстве оставляла желать лучшего, Румынии срочно требовалось получить от России обещанный транш, поэтому Бухарест довольно быстро начал вести переговоры с Приднестровьем и Гагаузией о мирном урегулировании конфликта. Переговоры проходили довольно медленно и при непосредственном участии российской стороны, в частности румынские власти смогли надавить на руководство ПМР, дабы те официально отказались от применения в своём названии и в Конституции слова "Молдавская", так в июле 1992-ого года ПМР превратилась в Приднестровскую Республику, а с флага исчез серп и молот. Также из руководства республики ушёл один из лидеров забастовочного движения и "отцов" Приднестровья Игорь Смирнов, по некоторым данным это было связано с позицией президента России, которой был очень недоволен выступлением Смирнова с поддержкой ГКЧП во время Июльского путча. Новым президентом теперь уже Приднестровской Республики стал, ранее исполнявший обязанности руководителя республики Андрей Манойлов.

Переговоры шли медленно и постепенно, но фактически в состоянии строгой секретности, однако, рано или поздно они обязательно бы стали достоянием общественности. Так и случилось в конце лета 1992-ого года, когда в прессу утекли подробности переговоров в которых фактически говорилось о независимости Приднестровья. Тут стоит сказать, что президент Илиеску очень опасался усиления влияния Народного Фронта, поэтому постоянно убирал из руководства новообразованных жудецов представителей Народного Фронта, поэтому к концу лета уровень раздражение уровень раздражение политикой президента Илиеску бывшими руководителями Народного Фронта было очень высоким (сама партия была распущена параллельно с объединением страны в связи с "выполнением своей главной задачи и влилась либо в ряды Национал-либералов, либо в ряды националистов из Партии Национально Единства Румынии). После того как переговоры появились в прессе, румынская общественность узнала о том что правительство фактически поддерживает проведение в Приднестровье референдума о независимости. Это вызвало недовольство националистов, которые с начала сентября через свои газеты начали активно писать о предательстве со стороны Илиеску и румынского правительства, а также объявили о сборе людей для "Похода на Тирасполь", 16 сентября в сторону Приднестровья выдвинулось более 20 тысяч человек. В Приднестровье началась новая мобилизация, однако румынские националисты так и не добрались до Тирасполя, они были остановлены отрядами румынской полиции уже 17 сентября, в ходе крупного столкновения, трое полицейских и двенадцать националистов было убито, ещё сотни людей были ранены, полиция применяла как дубинки так и слезоточивый газ. После подавления выступления по Румынии прокатилась серия арестов были арестованы многие члены Народного Фронта, многие историки склонны считать, что именно это действие стало началом полноценного авторитарного правления в Румынии, как сказал на суде один из лидеров Народного Фронта и первый премьер Молдовы Мирча Друк: "Революция сожрала своих детей".

После "Похода" организованного националистами позиции Приднестровья на переговорах оказались гораздо более сильными, руководство Приднестровья потребовало провести новый, уже третий по счёту референдум о независимости в самое ближайшее время, вопрос времени был очень важен, так как осенью проходили одновременно выборы в румынский парламент и выборы президента страны, выход из состава страны Приднестровья мог бы сильно ударить по позициям президента и Фронта Национального Спасения, поэтому под давлением России руководство ПР пошло на уступки, объявив, чтобы референдум состоится 16 января 1993-ого года, когда после выборов пройдет более 3 месяцев и оппозиции будет не с руки разыгрывать карту независимости ПР. Во многом благодаря административному ресурсу и "правильно расставленным людям" в Молдавии Илиеску и его Фронт Национального Спасения набрал более 71% голосов на президентских выборах и около 65% на парламентских, правда стоит сказать, что вся оппозиция, как националисты так и демократические силы выступали под единым флагом и с ярко антипрезидентской позицией.

Сразу после выборов в Румынии Илиеску начал активные переговоры с руководством Гагаузии, тут он указал на позицию России, которая хоть и поддерживает автономию, но не настаивает на независимости республики, представители России были вынуждены поддержать эту точку зрения и давить на руководство Гагаузии, Топал руководитель Гагаузии пытался найти поддержку со стороны Украины, однако, президент Кравчук не был заинтересован в поддержке непризнанной республики, вскоре поддержку Гагаузов прекратили и руководство Приднестровья, они слишком опасались, что легко могут потерять свой статус и шанс на независимость. Руководство Гагаузии оказалось один на один с руководством Румынии и в ноябре 1992-ого года таки согласились провести у себя референдум о принятии автономного статуса в составе Румынии, проведение референдумов о независимости в Приднестровье и независимости в Гагаузии хоть и со скрипом но под давлением Илиеску разрешили проведение референдума о независимости Приднестровья и о статусе автономии для Гагаузии.

16 января 1993-ого года прошёл референдум о независимости Приднестровской Республики на котором присутствовали наблюдатели из России, восточной и западной Европы, а также из США и собственно румынские. "За" независимость проголосовало более 91% пришедших на референдум, в тот же день действительность проведенного референдума и независимость Приднестровской Республики признала Россия и Румыния, в течение следующей недели и весь мир. Месяц спустя, 21 февраля референдум теперь уже об автономии прошёл в Гагаузии, по сути не имея выхода населения Гагузии с результатом в 93% проголосовали за создание Гагаузской автономии в составе Румынии. Уже 23 февраля после нескольких дней споров в парламенте в Конституцию Румынии всё-таки были внесены новые поправки о создании Гагаузского автономного района. Активная часть кризиса, была официально окончена.

Последствия

Первым событием которое оказалось затронутым стали президентские выборы в России, Владимир Жириновский который до этого очень активно критиковал Бычкова за слабость в борьбе с "румынским фашизмом" потерял довольно крупный козырь после того как Приднестровье оказалось признанным всем мировым сообществом. Транш предоставленный Россией Румынии (точнее три части из четырёх) стали достоянием общественности лишь в 2003-ем году. Что касается хороших отношений между Румынией и Россией они не продлились слишком долго, после выборов 1992-ого года власть Илиеску ещё больше укрепилась, после успешных переговоров с Приднестровьем и Гагаузией Илиеску получил первый денежный транш от России, после проведения двух успешных референдумов второй денежный транш, третья его часть была переведена зимой 1994-ого года, последняя и финальная часть должна была быть получена Румынией летом того же года, однако, но ситуация в Румынии быстро начала ухудшаться. Тяжелая социальная ситуация, высокий рост коррупции и огромные, авторитарные полномочия президента Илиеску привёл к новым акциям протестов националистов, в частности Зариаде, которая была жестоко разогнана шахтерами. В это же время Гагаузия желала получить большую автономию от Бухареста и проводили свои акциях протеста участие приняли многие предприятия Гагаузии, что поддерживалось местным руководством, после того как июню 1994-ого года акция протеста были жестоко подавлены румынской полицией, Илиеску решил окончательно ликвидировать Гагаузскую автономию и тем самым увеличив свой авторитет среди оппозиционно настроенных к нему националистов.

В июле 1994-ого года начались слушания в румынском парламенте о ликвидации Гагаузской автономии, учитывая, все парламентские силы (включая демократические силы и националистов) поддержали ликвидацию автономии и изменение Румынской конституции. Гагузские власти уже приготовились к противодействию властям, однако, Бухарест успел быстро среагировать, введя в автономию в короткие сроки полицию и войска. Руководители Гагаузии были арестованы, а вскоре автономия была реформирована в 52-ой жудец в составе Румынии. Россия после этого, ссылаясь на нарушение Бухарестских договорённостей, отказалась переводить Румынии четвёртый, заключительный транш, а также по просьбе руководства Приднестровья расположила в республике свою военную базу. Румыния не оставила действия Москвы без ответа, в сентябре 1994-ого года на территории Молдавии не открылись десятки школ преподающих на русском языке. Отношения между Россией и Румынией отличались напряжённостью вплоть до 2006 года, это вызвало протест российского руководства и акции протеста на территории бывшей Молдавии, однако, они вновь были подавлены полицией.

Режим Илиеску, с каждым годом становившийся всё более и более авторитарным не стремился к Европейской интеграции, планы по улучшению отношений с Россией быстро разбились, в то же время в стране было большое число социальных проблем, осенью 1994-ого года руководство Приднестровья объявило об упрощённом режиме въезда для румынских граждан, многие жители как бывшей Молдавии так и Румынии поехали в ПР, однако не с целью работы там, а с целью работы в России. Между Приднестровьем и Россией существовал безвизовый въезд, в следующие годы в России на ровне с нелегальными мигрантами из Средней Азии и Закавказских государств присутствовали румыны (как жители бывшей Молдавии так и Румынии).

Сам режим Илиеску, коррумпированный и популистский смог продержаться ещё более десяти лет, вплоть до 2006-ого года, когда был свергнут в результате бархатной революции.