ФЭНДОМ

383646436574

Валерий Анатольевич Соколов Президент России в 1990-2002 гг.

 Доктрина Соколова - Внешнеполитическая доктрина России, в годы правления Валерия Соколова, и в последующем уже его приемников Путина, Фрадкова, Прохорова, и Степашина, выдвинутая Соколовым на объединенной сессии Парламента в 1994 году 10 марта. Известная так же как "Доктрина Ответного удара", или как "Доктрина Отмщения". Доктрина предусматривала ответные меры направленные против тех кто поддерживает Чеченский сепаратизм, и против тех кто стоит за убийством Российских граждан как на территории России, так и за границами России. Другое название Доктрины - "Волгодонская резолюция" названная в честь города где был осуществлен теракт не за долго до озвучивания Соколовым данной Доктрины. 

Созданию доктрины предшествовало то, что некотарые политические силы в странах СНГ открыто поддерживали Чеченский сепаратизм, как и некотарые силы за границей, в частности политические силы в Турции и в Польше. Поддержка была как финансовая так и вооруженная. Однако само влияние доктрины прослеживалось ранее в 1993 году во время Грузинской гражданской войны, когда Соколов поддержал Госсовет Грузии во главе с Шеварднадзе против законноизбранного президента Грузии Звиада Гамсахурдии который поддерживал Чеченских сепаратистов. Поддержка им Шеварднадзе была во многом обусловлена тем что Гамсахурдия пропускал через свою территорию караваны с оружием в Чечню, и что Шеварднадзе дал слово сохранить Российские военные базы, и содействовать борьбе с терроризмом. В этом же году зимой, Соколов направил войска ЗакВО на подавление Абхазских сепаратистов, чей лидер Владислав Ардзинба так же имел контакты с Чеченскими сепаратистами. Кроме этого Ардзинбу поддерживала радикальная армянская группировка АСАЛА которая после того как Соколов поддержал Алиева и Азербайджан в Карабахе развернула поддержку Чеченским сепаратистам, и произвела несколько крупных террактов, что для Соколова было аргументом в пользу поддержки Шеварднадзе.

Доктрина предусматривала то что Президент России и правительство имели право сами выбирать меры ответного противодействования тем кто помогает Чеченским сепаратистам, начиная с экономических санкций и дипломатического давления, заканчивая вооруженной акцией, и физической ликвидацией террористов. Террористические акты 1993-1994 гг. осуществленных Чеченскими сепаратистами, а так же вспыхнувший конфликт в Чечено-Ингушетии после прихода ко власти Дудаева, и последующей войны, и терактов, привело к тому что Запад с пониманием отнесся к данной, доктрине, и не мешал Соколову вооплощать её в жизнь. При этом часть кругов на западе критиковали данную доктрину и обвиняли Соколова в установлении диктатуры, и во вмешательстве в дела иностранных государств. Однако уровень терроризма захлестнувший Россию в 1994-1995 гг. привели к волне сочувствия к России, и к обвинениях данных политических и других кругов и лиц в поддержке международного терроризма.  

В дальнейшем с развитием программы создания боевых беспилотников, и программы "Трехуровнего мониторинга, слежения, и защиты" в нулевых, Россия стала применять данные беспилотники в Арабских странах, и проблемных странах СНГ для ликвидации террористов так или иначе угрожающих безопасности России и Российских граждан, так или иначе пользуясь положением Доктрины Соколова, и Приднестровской резолюции.

Некоторые пацифисты в России и противники Соколова отмечали что данная Доктрина является варварским нарушением суверенитета других стран. Егор Гайдар, активный противник войны в Чечне заявлял что: "Данная Доктрина является грубым нарушением международных законов, откровенно безумной, и направленной на подавление волеизьявления не только Чеченского народа, но и других народов бывшего СССР. Скажу больше, это завуалированная доктрина Брежнева где ключевым пунктом был ограниченный суверенитет союзных стран". В США данная доктрина вызвала смешанную реакцию в 90-е, многие её критиковали. Однако после террактов 11 сентября, Джордж Буш мл. и Дик Чейни выработали схожую доктрину, и провозгласили "преимущественное право США", многие положения доктрины Буша как считают многие политологи сходны с доктриной Соколова, в частности в риторике обеих доктрин говориться о преимущественном праве государства и правительства на ведение войны против терроризма.

Озвучивание доктрины

 Речь Соколова на объединенной сесссии Парламента России 10 марта 1994 года.

Серьёзность ситуации сложившейся в Чечне начиная с 1991 года, не вызывает ни у кого никаких сомнений, в особенности после разгона Дудаевым, и его кликой Верховного Совета Чечни, и после начала военных действий против Ингушского, и Русского населения проживающего в Чечне. Мы пытались вести переговоры с Чечней, я лично предлагал Дудаеву встретиться, и обговорить все вопросы связанные с этим кризисом. Однако как мы все знаем, моя попытка не увенчалась успехом. Не смотря на то что дудаев настаивает на том что Чеченская Республика Ичкерия являеться Светским государством, многие его сторонники являються последователями экстремистских идей Ислама, в частности Ваххабизма, они получают прямую помощь от различных террористических организаций, и проводят в Чечне расистскую политику по отношению к русскому населению которое не исповедует ислам. На территории Чечни в данный момент введены законы Шариата и Шариатские суды которые зачастую убивают людей другой национальности, и убивают людей которых они называют "неверными". Не говоря о творящемся беззаконии, и росту преступности, от которого страдает Чеченский народ в том числе. На истошный и остервенелый призыв Дудаева превратить Москву в "зону бедствия" откликнулись многие бандиты которые осуществляли преступления на территории России, а затем убегали под бок Ваххабистским вооруженным бандоформированиям.

Однако, будет ошибкой полагать что Чеченских экстремистов никто не поддерживает. Такие политические силы есть в нашей стране, и что самое важное за границей. Пример тому самопровозглашенная Республика Абхазия во главе с Владиславом Ардзинбой. Ранее их поддерживал президент Грузии Звиад Гамсахурдия до его свержения. Через территорию контролируемую ими в Чечню поставлялось громадное количество вооружения, в основном ГДРовского производства, направленного в Турцию из Германии по программе взаимопомощи НАТО. Проведенное нашими спецслужбами, Интерполом, а так же Турецкими спецслужбами совместное расследование показало что за продажей данного оружия стояла радикальная националистическая партия Национального движения Турции, и её боевое крыло Бозкурд. В Турецкой армии были люди члены данного движения, которые и организовали транзит этого оружия в Чечню, а так же в районы контролирующиеся в Азербайджане сторонниками Абульфаза Эльчибея так же ответственных за поддержку Чеченских террористов. Президент Турции заверил министра иностранных дел Воронцова в том что они сделают все что бы наказать этих людей, и я готов заверить вас мои дорогие коллеги что они подкрепили слова делом.

Помимо этого Турецкого оружия, в Чечню идет оружие со стороны территорий Грузии которая по прежнему не поддается контролю учитывая обостренный политический кризис там, которое идет со стороны Армении. Армянское руководство активно снабжает Чеченские террористические организации оружием, которым они пользуются для терактов в Москве, и недавно в Волгодонске, а так же для уничтожения Ингушского населения, уничтожения оппозиции сторонников Дудаева и Верховного совета, и для уничтожения Российских граждан в Чечне. Должен напомнить, что по мимо русских, из самопровозглашенной Ичкерии бегут люди и Чеческой национальности, и они находят у наших войск поддержку и приют. Эти Чеченцы являются гражданами России, а наша конституция гласит, что каждый гражданин нашей страны, в независимости от национальности, вероисповедания, и его пола, имеет равные права, и право на жизнь, свободу, и на защиту со стороны государства чьим гражданином он являеться. Это мой личный принцип, и на нем я буду стоять всегда. Это значит что мы защищаем не только русских которых убивают в Чечне, но и Чеченцев, которые так же являются жертвами бандитского беспредела, так как эти Чеченцы так же являются гражданами России, и неотьемлемой частью нашего многонационального народа.

Многие были против нашей поддержки Госсовета Грузии, и президента Шеварднадзе. В его поддержке я видел несколько целей, во первых это уничтожение антироссийски настроенного правительства Звиада Гамсахурдии, который поддерживал террористические организации на нашей территории, во вторых взятие под контроль вооружения Закавказского военного округа, и перекрытие транзитных каналов поставки вооружений в Чечню. И в третьих восстановление законности и порядка в Грузии, путем поддержки Госсовета до проведения следующих демократических выборов. Многие были недовольны тем что мы выступили совместно с грузинами против Абхазии. Однако я должен вам и всему миру напомнить что Абхазы тренировали Чеченских террористов, а именно отряд Шамиля Басаева прославившийся там этническими чистками, терактами, и прочьими преступлениями. Должен так же напомнить что руководство Абхазии доверило Басаеву Гагринский фронт, по сути сделав его генералом своей армии. В любой цивилизованной стране, подобное считается поддержкой терроризма, считается это и у нас, считаю так я, и считает так мое правительство. Поддерживая нашу общую линию на борьбу с терроризмом, правительство приняло соответствующее решение.

Те же из наших граждан которые по причине политической близорукости, и преисполненные слепыми великодержавными чувствами считают что нам необходимо было поддерживать непризнанную Абхазию которая занималась поддержкой террористов, и что это отвечает нашим национальным интересам являются на мое мнение так же пособниками террористов. Ни одна цивилизованная страна не будет поддерживать государство занимающееся поддержкой террористов. В вопросах Нагорного Карабаха незаконно оккупированным Арменией, мы должны поддержать Азербайджанское правительство во главе с недавно избранным путем всенародного голосования, президентом Гейдаром Алиевым. Правительство и парламент едино во мнении что Нагорный Карабах оккупирован Армянскими вооруженными силами, а те из нас смутьяны которые поддерживают Армению потому что она Православная не могут влиять на нашу политику в Нагорном Карабахе. Россия как гарант целостности и независимости республик СНГ поддерживает законноизбранные правительства республик, и будет поддерживать их и впредь.

Однако, действия политических сил внутри этих республик, направленных на поддержку Чеченского терроризма, будет считаться таковым, а именно поддержкой терроризма и фактическим соучастием в убийстве наших граждан. И эти действия должны караться в соответствии с Российским законодательством. В случае же если политическое руководство любой из стран мира откажется от экстрадиции политических деятелей замешанных в терроризме, мы не сможем считать это иначе чем так же поддержкой терроризма, а в противном случае мы не сможем считать это иначе чем открытый акт войны по отношении к нашему государству.

В случае если первый характер противодействию наших мер по борьбе с терроризмом, и осуждением замешанных в убийстве наших граждан преступников с иностранными паспортами, перейдет из теоретического сценария в реальный, я как Президент России, и мое правительство с Верховным советом оставляем за собой право на выбор ответных действий на это, начиная с экономических и дипломатических санкций. А в случае открытой враждебности по отношению к нам, и поддержкой тех кто занимается убийством наших граждан, как в случае с Гамсахурдия, и Абхазией, то меры противодействия угрозе со стороны терористов будут заканчиваться адекватным военным ответом на данную угрозу, так как я сказал ранее подобные действия будут считаться поддержкой терроризма и по сути актом войны против России.

Данные меры распространяются так же и на законноизбранные правительства, в случае если они будут поддерживать терроризм. Вроде Армении где законноизбранный президент Тер-Петросян активно поддерживает Чеченских экстремистов за нашу поддержку Азербайджана в вопросе Нагорного Карабаха. Так же мы обеспокоены заявлениями господина Позняка, белорусского политика, относительно его поддержки Чеченских вооруженных бандформирований и призывами его к поддержке Чеченского терроризма как борьбы Чеченских патриотов за свободу против России. Более того наше правительство беспокоят его слова о том что Беларусь должна поддержать "Чеченских борцов за свободу", и о том что пора покончить с Российским влиянием на Беларусь, и разрушить Российскую империю. Кроме того данный господин назвал Дудаева, террориста №1 "мечтой о национальном лидере Белоруссии". Это наиболее нас беспокоит учитывая что господин Позняк баллотируется в президенты Республики Беларусь. Кроме того мы обеспокоены поддержкой Чеченских террористов от некоторых политических кругов Польше, Чехии, и стран Прибалтики, являющихся нашими торговыми и экономическими партнерами. Россия поддерживает местные законноизбранные правительства, и в последние три с половиной года Россия является частью нового мира где процветают демократические, и общечеловеческие ценности. Мы поддерживаем это, и будем поддерживать всегда. Однако Россия не может поступиться принципами согласно которым исполнительная власть должна защищать права, свободы, и самое главное жизни Российских граждан.

Мы больше не можем допустить безнаказанного убийства Российских граждан на нашей территории, и за границей, как и посягательство на их частную собственность, и на их свободу. И Россия не станет терпеть этого. С сегодняшнего дня, никто не может безнаказанно убивать Российских граждан, и каждый кто это сделает получит жестокое и заслуженное наказание по нашим законам. Мы оставляем за собой приоритетные, и преимущественные права на выбор мер противодействия терроризму, и право принимать решения так же о физической ликвидации террористов укрывающихся в других странах. Я призываю весь мир проявить солидарность с нами в этом вопросе, и поддержать наше стремление защитить наших граждан, и их право на жизнь, свободу, и счастье которых их лишают бандиты одним лишь нажатием на спусковой крючок. Подумайте чего эти бандиты лишают их. Радостей жизни, возможностей, первых поцелуев, и радости получения диплома университета. Я должен напомнить всем, что жертвами терактов в Волгодонске стали молодые подростки, обычные студенты. И эти бандиты лишили их всех этих радостей жизни которые каждый из нас воспринимает как данность. Но пока мы не покончим с этой угрозой ничья жизнь не будет в безопасности. Наши сограждане живут в страхе перед тем что они могут стать следующими жертвами терроризма. И потому я предостерегаю тех кто за границей России поддерживает Дудаева, и остальных, не важно как, политически, финансово, или поставкой оружия этим психопатам. Мы не станем закрывать глаза на это, и паспорт вашей страны не спасет вас от правосудия.

Как и Дудаев не спасется от нашего правосудия. И потому я как глава исполнительной власти требую от Парламента России, от вас мои дорогие коллеги депутаты, граждане России, поддержать введение режима Чрезвычайного Положения в Чечне и Ингушетии для восстановления там Конституционного порядка. А так же предоставления полномочий правительству России на право выбора меры противодействия поддержки терроризма из вне, естественно под наблюдением специальной комиссии Парламента, и Верховного Суда России для соблюдения всех законных процедур, и во избежание перегибов, и закрытости решений.

Как сограждане тех кто погибли в Москве, Твери, Тюмени, и в Волгодонске, мы не имеем право закрывать на всё это глаза. Мы несем ответственность перед нашим народом. Последние события возложили на нас огромную ответственность как перед народом России, как перед историей, так и перед мировым сообществом.

И я уверен, что парламент, и мы все, не откажемся от этой ответственности, и смело и решительно примем этот исторический вызов, брошенный нашей стране, и нашему народу!

Последующие события

После того как Соколов озвучил новую внешнеполитическую доктрину, состоялось голосование в Парламенте. С противовесом 443 против 67 против, была принята резолюция названная позже Волгодонской(По аналогии с Тонкинской резолюцией). Резолюция закрепляла за Президентом и правительством России право на выбор ответных мер против иностранных политических движений, и против стран которые их покрывают, начиная с экономических санкций, заканчивая даже объявлением войны. Фракции в Парламенте Выбор России, и Яблоко голосовали против резолюции. Позже политики входящие в партию ДВР активно выступали против Доктрины Соколова.

На Западе реакция на доктрину была многогранной, антироссийские круги, в частности те что поддерживали Чечню, пытались убедить Клинтона объявить России санкции. Однако попытки не увенчались успехом во многом благодаря политике Соколова направленной на привлечение инвесторов и на активную торговлю с Западом, что привело к рождению Российского лобби в Конгрессе и Сенате. Поддержка со стороны США этой Доктрины и сочувствие к ней считаются первой победой этого Лобби. Более того тогда и появился и сам этот термин.

Спустя короткое время после принятия резолюции и закрепления доктрины Соколова, последовали ответные меры против многих государств. В частности против Армении, совместно с Турцией которой уже были связанны руки недавним скандалом с раскрывшейся поставкой оружия в Чечню, и потому эта страна предпочла по просьбе Соколова объявить санкции Армении. Было троекратно увеличено военное присутствие в Грузии, в Азербайджане, и Нагорном Карабахе. С разрешения правительств Азербайджана, и с разрешения Шеварднадзе, при подписании договоров о взаимопомощи, Российская авиация стала с пугающей интенсивностью пересекать границы этих государств, и проводить бомбардировки районов подконтрольных Абхазскими вооруженными формированиями в Грузии, и территории Карабаха оккупированного Арменией. В итоге чаша весов начала склоняться в сторону Грузин, и в сторону Алиева, в Грузии, и в Карабахе соответственно.

После речей Зенона Позняка, и отказом Шушкевича от того что бы недопускать его к выборам и передать России, Россия начала активно проводить политику санкций против Белоруссии. Что привело к тому что популярность Позняка, и Шушкевича конкретно упала, что открыло дорогу пророссийским силам на выборах в президенты Республики Беларусь. Кандидаты Кебич, и Лукашенко изначально считались пророссийскими лидерами.

Данная доктрина так же оказала влияние на войну в Крыму начавшейся в том же году, Кравчук подписал договор об зонах разграничения что позволило Российским войскам не участвовать в этой войне до 1996 года, так как любое нападение на Российские войска в соответствии с Доктриной считалось актом войны. В последующем нападения на Российских военнослужащих, и на военные городки в Крыму стали поводом для вступления России в войну на Крымском полуострове.

Данная доктрина действовала и при объявлении войны Туркмении, операции ОДКБ в Узбекистане, Таджикистане, и в некоторых других странах.

Польша и Прибалтийские страны на протяжении длительного времени и по сей день находятся в режиме жестких санкций, из-за поддержкой этими странами антироссийских сил, что привело к тому что во многих из этих стран усилились эти самые силы.

Кроме того сама доктрина принесла хлопоты и самому Соколову на выборах 1997 года. Националисты во главе с Мироновым заявляли что Соколов поклялся защищать русских, а сам продает их в Прибалтике и в Крыму, что было ошибкой так как Соколов объявляя доктрину говорил о Российских гражданах, а именно о тех кто имеет Российское гражданство и проживает в России, и не имел ввиду Русских которые не имели гражданства, что дало ему возможность эффективно защищаться на выборах от нападок националистов.