ФЭНДОМ

Европейская кампания
Основной конфликт: Второй Мировой Войны
Дата

6 мая 1940 - ??????

Место

Европа

Причина

Стремление реваншистов пересмотреть итоги Первой Мировой Войны; притеснение русскоязычного населения в странах "Фронтира"

Итог

Поражение Германской Империи и союзников, начало "Ближневосточного хаоса", вступление в войну Японии.

Противники
Германская империя Германская Империя

Флаг Османов Османская Империя

Болгарияяя Третье Болгарское Царство

Австро-Венгро-Чешская Империя

Сечевые стрельцы Украинское королевство

Flag of Belarus (1991-1995).svg Беларусь

Балтика Балтийское герцогство

Flag of Lithuania (1918-1940).svg Литовское королевство

Flag of Russia Российское Государство

Франция Франция

Flag of the United Kingdom Великобритания

Итальянская Советская Республика Итальянская Социальная Респулика

Юзовская Республика

Национально-освободительные движения:

Командующие
Герб Вильгельма II Вильгельм III †

Царь Болгарский Борис III

Герб Франца-Иосифа Отто I †

348px-Alex K Ukrainska Derzhava.svg Василь I #†

Более подробный список:

Сечевые стрельцы Павел Скоропадский †

Flag of Russia Петр Врангель

Франция Густав Эрве

Royal Standard of the United Kingdom.svg Эдуард VIII

Итальянская Советская Республика Амадео Бордига

Более подробный список:

Силы сторон
неизвестно неизвестно
Потери
неизвестно неизвестно

Европейская кампания - вооруженный конфликт, являющийся частью Второй Мировой войны и происходивший, что понятно по названию, в Европе. Шел с 1940 по 194. , именно с него и начался самый глобальный конфликт в истории человечества, кардинально изменивший баланс сил в геополитике, сокрушивший старые Империи и воздвинувший на их места новые.

Предпосылки

Кризис Донбасса

Предпосылки и начало конфликта 

Непосредственным поводом для эскалации послужили события на. казалось бы, далеком "фронтире" - Украинское королевство буквально взрывалось из-за внутренних противоречий. Коррумпированность правительства, оголтелая политика "украинизации", вызывавшая отторжение у русскоговорящих Востока, скандалы, связанные с именем самого короля, откровенный и пышно декларируемый вассалитет по отношению к Берлину - все это подрывало популярность правящего режима, который, совершая кучу ошибок, в то же время был слишком слаб для "закручивания гаек". Фигура Василя I и все его правительство совершенно перестали устраивать как русскоговорящих, чувствовавших себя угнетенными, так и украинских националистов, недовольных и внешней политикой, и "послаблениями москалям" - во внутренней. Делу плохо помогало даже относительное богатство державной казны, пополнявшейся за счет торговли сельскохозяйственными продуктами стабильно - народ перестал вестись на разовые подачки, начав смотреть глубже, в самые корни своих проблем. Примерно с середины 1930-х русофильское движение приобретает пугающие для руководства Украины размахи: с помощью Москвы ему удается усилиться практически по всему левому берегу Днепра, а особенно - в Донбасском регионе. Своеобразным симметричным ответом стало усиление националистических настроений на правом берегу, где силу берут организации вроде "Самообороны" и "Национал-синдикалистской партии Украины": эти силы декларировали верность Украине, но не королю - таким образом, представляли едва ли меньшую опасность, чем русские ирредентисты.

Карикатура

Карикатура на короля Украины, опубликованная в легальном русофильском издании М. Булгакова зимой 1940.

После скандала, связанного с киевским клубом, Василю I под давлением общественности приходится идти на досрочные выборы в Светлейшую Раду, которые и прошли в конце марта 1940, через месяц после смерти Вильгельма II Великого, которого украинский правитель всегда считал своим покровителем. По приказу премьера Скоропадского выборы ужасающим образом были сфальсифицированы: "Русское единство" опустилось на предпоследнее место, национал-синдикалисты едва-едва их обошли, а большинство взяла правящая на тот момент "Единая Украина", во что уже просто никто, находящийся в здравом уме, поверить не мог. Самыми наглыми и массовыми нарушения были на Донбассе, где, по мнению Скоропадского, изложенному в письме Вильгельму III, жило "покорное население, готовое смириться с монаршей волей". Но жизнь доказала ошибочность таких утверждений: когда по всей Украине после публикации результатов "народного" волеизъявления начались протесты, они стали особенно массовыми именно на востоке страны. Копившееся долгое время недовольство мгновенно всплыло: люди начали самоорганизовываться, в рабочих поселках и по городам появились первые "дружины самообороны", призванные первоначально "поддержать порядок", но на деле быстро ставшие ударным тараном "русской весны" на Украине. 27 марта в Юзовке гарнизон переходит на сторону восставшего населения и совместно с ним занимает органы местного самоуправления; этому примеру следуют жители многих шахтерских поселков, рабочие заводов и иные слои населения. Во главе восстания становится запрещенное властями Украины еще в 1920-х "Русская народная партия", стоявшая на ирредентических позициях: понимая свой шанс, Петр Врангель, Верховный Правитель Российского Государства, отправил на Донбасс военных специалистов и военное снаряжение, необходимое для оказания сопротивления регулярным частям украинской армии хотя бы на первое время.

250px-Yevgen Konovalec

Евгений Коновалец, один из лидеров национал-синдикалистов, подписавших соглашение с королем "о совместных действиях в период российской агрессии".

Украинское правительство, очутившееся промеж двух огней (русские ирредентисты и украинские националисты), недолго выбирало, с кем пойти на компромисс: Василь I уже 29 марта принимает руководителей НСПУ и "Самообороны" у себя во дворце и они ведут переговоры целый час: их результатом становится включение НСПУ и "Самообороны" в правительство, передел мандатов во Всеукраинской Светлейшей Раде в пользу двух вышеназванных политических сил и обещание Вышиваного "железной рукой навести порядок в восточных областях" - тем самым руководство окончательно выбрало в свои союзники радикалов-националистов, оголтело желавших грабить и убивать. Следовательно, любая возможность компромисса с русскоязычными была отметена в пользу решения вопроса путем вооруженного противостояния и разделения страны по этническому признаку. Однако выработка условий достижения согласия заняла некоторое, пусть и относительно небольшое, время: это позволило повстанцам закрепить достигнутые успехи, овладев Луганском и Славянском: мелкие населенные пункты быстро переходили в руки восставших, стоило тем лишь показаться на горизонте. Расквартированные на Донбассе воинские части, сформированные в подавляющем большинстве своем из числа местных, быстро разлагались и практически в полном составе переходили на сторону провозглашенной 2 апреля "Юзовской Республики" - согласно политическому заявлению ее руководителей, главной ее задачей было "Очищение нашей Родины от западных гадов и достижение подлинной независимости" - тогда казалось, что это вполне осуществимо. Военспецы, к тому моменту уже начавшие процесс объединения местечковых дружин и прочих формирований в монолитную воинскую силу, уверяли Врангеля в своей способности дойти до Киева за пару недель, не больше не меньше. Наконец, закончив с наведением хотя бы относительного порядка в тылу, Василь I отдал приказ о начале перемещения войск на Восток - кризис перерос в Гражданскую войну. 

Гражданская война на Украине 

Rossa-Guardia2

Бойцы ополчения на грузовом автомобиле, первые дни мятежа.

Первые же столкновения, прошедшие  6-7 апреля под Изюмом, доказали полную несостоятельность "Украинской королевской армии": ее громили вчерашние рабочие и немногочисленные специалисты из Российского Государства, неся втрое меньшие потери, чем у врага. Такие бои только укрепили мятежников, позволили им обрести веру в собственные силы и разжиться амуницией: дальнейшие бои грозили превратиться для армии Киева в сущий кошмар. Павел Скоропадский практически сразу же после завершения Первого сражения под Изюмом предложил своему королю обратиться за помощью к Берлину, заинтересованному в сохранении своей сферы влияния в целостности и сохранности. Позднее многие специалисты будут уверены в том, что если бы украинское правительство сразу же привлекло к подавлению восстания немецкие войска, то ему удалось бы как минимум отсрочить свое падение и Вторую мировую: но король желал показать себя воином и полководцем, лидером, способным самостоятельно решать проблемы своего государства. Самолично отправившись на восток страны, он приказал стянуть туда же остававшиеся у Украины войска, готовясь приступить к решающей кампании. Согласно воспоминаниям близких ему людей, Василь считал этот кризис лучшей возможностью восстановить пошатнувшуюся репутацию и войти в историю победителем не абы каких мятежников, а самой России - сомнений, что за Юзовкой стоит Москва, у него не было никаких. Заголовки в украинских правительственных газетах были соответствующими: "Мятеж будет раздавлен!", "Нет места панике - только дела!", "Работать - как прежде, но лучше!", "Доблестные сечевеки отправляются на войну с верой в Бога, Украину и Его Величество". 

Курень

27-й "Житомирский" курень перед отправкой на фронт.

Опасаясь, что сил "Юзовцев" может не хватить для противостояния со всей украинской армией и желая победить эти опасения, Врангель перешел к большей поддержке мятежа: по его приказу границу с территорией, занятой повстанцами, перешли многие переодетые русские "нижние чины", призванные "цементировать" ряды обороняющихся" и учить тех боевому искусству. После "Изюмской баталии" примерно четыре дня на фронтах было относительное затишье, вызванное подготовкой обеих сторон к решающему наступлению. Наконец первым ударом решился нанести Василь, санкционировавший 12 апреля атаку под Покровском: первые дни боев правительственной армии сопутствовал успех: ей удалось занять город и разбить две недавно сформированные дружины. Успехи вскружили голову королю, начавшему отдавать нереальные приказы, и его генералам-недоучкам, стремившимся их исполнить раньше назначенного им срока. К тому же было не учтено важнейшее обстоятельство: украинская армия не была готова к войне, а повстанцы были на содержании Москвы и обладали колоссальной моральной силой: они были готовы жертвовать собой во имя малой Родины и ее свободы. Также средний офицерский состав Украинского королевства зачастую был русским по этническому делению; он имел соответствующие симпатии в этой войне и частенько саботировал приказы верховного командования, которые и сами по себе не отличались ни гениальностью, ни тщательностью проработки.

Все эти факторы, опасные и сами по себе а в массе представлявшие из себя ужас любого правителя и полководца, привели в итоге  к двум тяжелейшим поражениям королевской армии: 16 числа отходившие части ополчения заманили преследовавшие их курени в ловушку под Волновахой, отрезав в итоге противника от путей выхода и навязав ему бой на невыгодных условиях. Результатом стала безвозвратная потеря украинской армией убитыми и взятыми в плен семи тысяч человек при том, что действовавшие под чутким руководством военных специалистов, утратили менее четырех сотен солдат. Даже такая неудача не заставила короля отойти от его светлых мечтаний: он отдал приказ начать штурм Крамоторска, предварительно стянув к городу практически всю артиллерию УК и лучшие части, некогда бывшие "Сечевыми стрельцами". Сражение, которое во многом, по мнению исследователей и военных теоретиков, могло бы закончить историю восстания, началось 19 апреля и боевая удача первоначально сопутствовала войскам короля Вышиваного: им удается отбросить мятежников с первого рубежа обороны и войти в город. Здесь же украинское командование начало делать ошибки, в дальнейшем стоявшие ему победы и элитных формирований: Василь I cамолично водил несколько раз свою гвардейскую конницу в атаку, очевидно, вообразив себя рыцарем из старинных легенд, не занимаясь более приличиствующими ему координацией всех действий и раздачей приказов, был упущен момент подхода вражеских подкреплений, самая большая батарея оказалась под фланговым ударом кавалерии сепаратистов, "сечевики" увязли на улицах Краматорска, а связные не смогли наладить связь между штабом и частями на поле боя. Одним словом, украинцы в 19-20-х числах потерпели катастрофическое поражение, утратив шанс задавить восстание и потеряв больше пятнадцати тысяч человек убитыми, ранеными и пленными. Тон газет начал меняться на истерично-патриотический - постороннему наблюдателю могло показаться, что издатели, редакторы и писатели дружно сошли с ума: "Среди нас измена!", "Глупость генералов - предательство офицеров - пьянство солдат!", "Его Величество: нужна национальная мобилизация", "Украина да восстанет на смертельный бой!" и, наконец, заголовок, наиболее полно все отразивший: "Бей москаля да жида!". 

На войне

Василь I позирует для пропагандистов, апрель 1940

Уверовав в свои силы и отразив вражеское наступление, ополчение само перешло в атаку по всем ключевым направлениям, буквально сметая ослабевшие и дрогнувшие украинские войска. Василю I едва удалось эвакуироваться из станицы, где был расположен его штаб: находясь в вагоне поезда, направлявшемся на запад, в столицу страны, он телеграфировал 22 апреля Скоропадскому немедленно начать переговоры с Берлином, признавая свой провал и невозможность решения проблемы собственными силами. Он не мог знать, что его премьер еще после поражения под Волновахой вступил в сношения с послом Германской Империи в Украинском королевстве, прося оказать военную помощь. Получив же монаршие согласие, он сел за написание телеграммы Вильгельму III: она была отправлена уже на следующий день. В ней Павел, по-холопски унижаясь перед императором, расписывая свои убогости и немощи, буквально умоляя "сюзерена" об оказании помощи. Таким образом началась дипломатическая игра вокруг Донбасса, в ходе которой вскроются все противоречия ведущих европейских стран и из-за которого начнется Вторая Мировая война. О ней подробнее будет рассказано в следующем разделе, здесь же мы остановимся на освещении исключительно военного аспекта "украинского вопроса".

Ополчение Юзовской Республики продолжало развивать наступление, вдохновляясь своими успехами в обороне и стремительным развалом регулярной армии Украинского королевства: 24 апреля повстанцы с хода берут Лозовую, арестовав ряд вражеских генералов и овладев воинскими складами и важным железнодорожным узлом региона. В тот же день пал Мариуполь: войскам Юзовки открылась прямая дорога на Бердянск, Мелитополь и Херсон. Особенного соблазна придавал факт слабой защищенности обширного фронта: после начала "драп-марша" Украинское королевство на южном направлении не распалогало ни одной боеспособной дивизией, готовой дать хоть какой-то отпор надвигающимся противникам. Казалось, что сейчас перед руководством Донбасса открываются захватывающие перспективы мгновенного и победоносного наступления, но оно само, добровольно, начало снижать темп своего продвижения. Это объяснялось как страхом перед отрывом от коммуникаций и последующим окружением, связанными с малочисленностью самого ополчения, так и внешним давлением: идущая дипломатическая игра не позволяла развить максимальную скорость, ибо это было чревато немедленным началом всеобщей, всеевропейской войны, которую стороны старались оттянуть хотя бы на пару дней, лишь бы получить побольше времени на подготовку к ней. Поэтому не случалось особенно крупных боев: лишь 31 апреля ополченцы овладели Харьковом, одержав там легкую и красивую победу с помощью мирного населения, вовремя разоружившего ослабленный гарнизон. 

Сбавление темпов ополчением позволило украинцам хоть немного, но прийти в себя после разгрома в начале двадцатых чисел апреля. Василь I наконец-то понял, что он совсем не является гениальным полководцем, и остался в Киеве, целиком посвятив себя дипломатии и уговорам Берлина немедленно оказать своему сателлиту всевозможную помощь, тем самым давая генералам свободу действий. Им удается остановить бегство частей по линии Сумы-Полтава-Павлоград-Гуляйполе-Бердянск: там была установлена условная демаркационная линия между Юзовкой и Киевом, которую временно никто не нарушал. Стороны готовились к тому, что конфликт постепенно будет утихать; согласно обрывочным данным из архива УК, Скоропадский говорил своим министрам из "Единой Украины" о необходимости садиться за стол переговоров с лидерами ЮР: он утратил веру в возможность "Всеукраинской Светлейшей Рады" и "Великой армии" решить конфликт без уступок местному населению. Но здесь в дело вступает тыл Украинского королевства, который, как внезапно оказалось, сохранял лишь условную преданность королю и его премьеру: как только разнеслись слухи о возможных переговорах, на Западе страны начались волнения. Члены "Самообороны", НСПУ и радикальнаяч часть "Воли и дома" занялись привычным для себя делом - начали устраивать погромы не-укранцев. Один из таких, случившийся 3 мая в Одессе, закончился переходом города под власть спешно сформированного "Комитета самообороны", провозгласившего Одесскую Республику и обратившегося за помощью к братьям-сепартистам из Юзовки. Те, видимо, получив отмашку из Москвы, снова перешли в наступление: 4-го числа они берут Гуляй-Поле, в тот же день начинаются бои под Павлоградом, которым овладели на следующее утро. Последним сражением, которое случилось исключительно в рамках Гражданской войны (то-есть, до того, как она перешла в часть Европейской кампании), был штурм ополченцами Полтавы 5-6 мая: как только до Берлина дошла новость о ее падении, Вильгельм III, посетив кирху, отдал долгожданный приказ о вводе немецких войск на территорию Украинского королевства. Только и ждавший этого Врангель мгновенно признает юзовское и одесское правительства и объявляет войну как Украине, так и Беларуси с Балтикой и Финляндии, бросая вызов всему блоку Центральных Держав. Европейская война началась... 

"Дипломатия в полночь" 

Посол ГИ

Филипп фон Шварценштейн, посол ГИ в Украине.

Активная фаза дипломатических игр вокруг судьбы Украинского королевства началась с обращения Скоропадского к Вильгельму III с верноподданническим письмом, где первый чуть ли не умолял оказать поддержку путем введения в Украину частей Рейхсеера. К данному письму была приложена аналитическая записка посла Германской Империи в Украине - Филиппа фон Шварценштейна. В ней он убеждал свое правительство в неспособности украинской армии своими силами сдерживать натиск повстанцев и говорил о возможной утрате Украины для всех Центральных Держав и расширении на неё сферы влияния России. Если бы это случилось, то, во-первых, Европа потеряла бы свою дешевую кормилицу, а во-вторых, русская армия приблизилась непосредственно к границам Австро-Венгрии и Болгарии, которые не хотели такого поворота событий. Как видно, утрата Украины была бы серьезнейшим геополитическим поражением Берлина, которое нельзя было допускать. Было очевидно, что если ситуация примет действительно плохой для Киева оборот, то немцы окажут требуемую ими помощь. 

По свидетельствам очевидцев, император уже 23 апреля приказал готовить план ввода частей на территорию Украины, рассчитывая закончить с этим как можно быстрее. Однако здесь в игру вступило представительство России в Германии: ее посол на встрече с канцлером указал тому, что Россия не даст в обиду "доблестных повстанцев", и ввод войск на Украину будет чреват перерастанием конфликта в общеевропейский. Ожидавший сопротивления с этой стороны, канцлер проявил решительность: на следующей же встрече он передал слова монарха: "Германия не боится побежденных, а их мнение Нас не интересует", как бы намекая Москве на ее место в этом мире. Продолжавшиеся еще несколько дней переговоры явственно зашли в тупик: дипломатам было приказано правительствами не идти ни на какие значительные компромиссы, а просто тянуть время, что они с переменным успехом и делали. За это время Россия успела заручиться поддержкой прошлых союзников по Антанте, достигнув взаимопонимания даже с красной Италией - реваншизм оказался сильнее идеологических противоречий. Германская Империя заставила своих союзников подтвердить их обязательства и была уверена в своей способности за несколько недель, ну, максимум, за месяц пройти от границ до Москвы, давая на этот раз такой урок русским, который они никогда не смогут забыть. Бессмысленные переговоры в то же время заставили ополчение остановить победоносное наступление и дали время украинской армии перегруппироваться после начавшегося было "драп-марша". Но это же время использовали и русские с немцами, проводя мобилизации и подтягивая войска к границам. Петр Врангель считал, что единственным шансом Российского Государства на победу будет быстрый перенос военных действий на вражескую территорию, для чего уже были заготовлены лучшие дивизии его армии под командованием наиболее способных генералов и были составлены соответствующие воинские планы. 

Последняя встреча дипломатов Германской Империи и Российского Государства состоялась днем 5' мая. 'На ней обмен мнениями произошел достаточно быстро: стороны взаимно отказались от каких-либо уступок, а немецкий посол даже передал своему русскому коллеге, что, в общем-то, решение о вводе войск на Украину принято, ждут только приказа самого главы государства. Представитель Москвы отвечал молчанием, опасаясь сказать что-либо лишнее. Тогда, раздраженный пустой тратой времени, своих сил и здоровья, пожилой граф произнес "Wir werden Sie bestrafen.Genau wie damals." (рус. Мы вас покараем. Точно как тогда): это вывело из себя уже посла РГ. Встав со стула и направившись к двери, он проронил, не оборачиваясь к собеседнику: "Наш барон и наша нация хотят войны. Ваше уничтожение есть главная наша цель еще с прошлых лет". Российское диппредставительство немедленно отправилось домой, отозванное Верховным правителем: они не успели еще отплыть от побережья Германии, как, исполняя приказ Врангеля, русские полки перешли границы с Финляндией, Балтийским герцогством, Беларусией и Юзовской Республикой, причем войдя в последнюю подобно освободителям и помощникам в благом деле освобождения страны. 

Ход военных действий 

Восточный фронт

Наступление РГ: падение "Санитарного коридора" 

Танки РГ

Танки Российского Государства на марше, май 1940

Российская армия давно готовилась к броску на Запад. Утрата территорий Российской Империи воспринималась обществом как недопустимое национальное унижение, которое необходимо исправить. С самого начала правления Петра Врангеля такие настроения всячески поддерживались и преумножались путем проведения грамотной агитации в официальных средствах массовой информации. Россия в 1930-х годах представляла собой страну, проходившую курс на стремительную милитаризацию, оправдываемую стремлением руководства к переосмыслению результатов "Великой войны", с которыми Москва не была более согласна. 

По приказу Петра Николаевича, утром 6 мая российская армия одновременно переходит границу со всеми своими соседями на Западе. Он рассчитывал на быстрый успех, веря как в силу собственного оружия, так и в слабость соседей по сравнению с войсками РГ. Действительно, расчет оправдывается: в тот же день под контроль агрессора перешли Витебск, Орша, Нарва и их окрестности. Удостоверившись, что все будет идти по плану, Врангель отдал приказ южным фронтам начать атаку: 7 мая русские перешли государственную границу Грузии и вошли в Азербайджан, присоединенный, по итогам прошлой войны, к самой Османской Империи. Продвижение на Украине шло первое время по занятой пророссийскими повстанцами местности, что позволяло идти без боев к позициям, все еще удерживаемым армией Украинского королевства.

Беларусь

Солдаты 23-й дивизии ведут бой под Гомелем.

Здесь же вскрылась главная беда союзников Германской Империи - внутренняя хрупкость и слабость, наличие нерешенных за мирное время вопросов внутренней политики, которые не позволили властям консолидировать общество. Так, как только русские войска перешли границу, в Беларуси дезертирство стало массовым: мало кто хотел воевать против восточных соседей, к которым этот народ исторически тяготел. Социал-демократическому правительству также не удалось договориться о сотрудничестве с националистами: в результате законная и легитимная власть в Минске осталась без вооруженной поддержки, чем и было обусловлено ее скорое падение - а армия РГ получила пополнение и какое-никакое, но дополительное вооружение. Наступление развивалось стремительно и у московского руководства не оставалось сомнений в успешности первой части операции. К тому же от перешедших на сторону Москвы генералов удалось немного узнать о военных планах "Центральных держав": как оказалось, Россия успела ударить первой, ведь уже на следующий год Берлином была запланирована операция по окончательному уничтожению России как таковой (ну, или такую информацию предоставили врангелевской "охранке" пленники, в надежде получить лучшие условия содержания). Публикация этих данных в "Сыне Отечества" вызвала очередной подъем патриотизма и германофобии в обществе: теперь оно стало единым как никогда прежде и даже люди, бывшие известными пацифистами, стали вести пропаганду в пользу "мудрой предупредительной войны". БНР де-факто прекратила свое существование уже 9-го мая, когда Минск перешел под контроль РГ, а немногочисленные части, не пожелавшие перейти на сторону победителей, ушли в леса - партизанить и выжидать прихода немцев-спасителей. Большинству министров БНР удалось сбежать в Литву, оставшиеся были пойманы и доставлены в Москву для суда над ними как над "врагами русского народа и пособниками германского варварства". 

Русские

Солдаты 17-й дивизии в Таллине.

Балтийское герцогство было проектом Вильгельма II, призванным обеспечить лучшую жизнь остзейским немцам, которые в новом государстве были и политической, и финансовой элитой, обладая всеми правами человека и гражданина. Из них формировался кабинет, они занимали практически все должности, они доминировали в экономике страны, беспощадно подавляя любые выступления против сложившихся порядков. Это вызвало подъем национально-освободительного движения эстонцев и латышей, которое старательно подогревалось и из Парижа, и из Москвы. Переход русскими войсками границы и занятие ими же Нарвы послужило сигналом для выступления радикалов всех сортов - от эрвистов до "солидаристов" - все сплотились против ненавистного режима. Герцогство моментально взорвалось: подготовленные акции немедленно смешались со стихийными, парализовав жизнь страны. Все более-менее крупные города Балтии стали ареной кровавых боев между повстанцами и полицией, в которых армия, состоящая из местных, немедленно заняла сторону восставших. Бои сопровождались кровавыми погромами остзейцев, плативших страшную цену за предвоенное господство: насильничество, мародерство и убийства стали нормой. Пользуясь наступившим хаосом и поддержкой местного населения, русские части без проблем продвигаются по территории Балтийского герцогства, практически не встречая сопротивления, способного их задержать. 8 мая прошла эвакуация немецких частей и части этнических остзейцев из Таллина, немногочисленные сохранившие лояльность Адольфу I войска, не давая неприятелю отпора, убегают, теряя на ходу амуницию и оружие, по направлению к Риге. Тем же днем захвачена Тарту, пали Резегне, Пайде и Валга. Идет массовая запись эстонцев и латышей в русскую армию: они желают воевать против Германской Империи и ее сателлита-Балтии. 

Как только украинские руководители узнали о начале глобального конфликта, Василь I отдал единственный приказ, который можно было в данной ситуации назвать адекватным: все войска Украинского королевства отступали за Днепр, где планировалось создать оборонительную линию с опорой на эту могучую реку. Это решение было принято после короткого совместного совещания генералитета и правительства, на котором первые убедили вторых что им не удастся все равно сохранить Левобережье, но спасти армию все еще можно. Однако они недооценили испуг, мгновенно распространившийся по всей украинской армии при известии, что российские части перешли границу и стремительно идут навстречу: как только отход был узаконен, он превратился в столь знакомый "драп-марш". Зачастую не доходило до боестолкновений: украинцы предпочитали или убегать, или сдаваться в плен - это зависило чаще всего от местажительства конкретного солдата или офицера.