ФЭНДОМ

Мое мнение о покидающем свой пост консуле Моро - однозначно. Он возможно являлся самым достойным во всей Франции человеком для столь высокой должности. Во многом именно благодаря ему Франция обрела покой, закрепила лидирующее положение в европейской политике. Занимая эту должность, я надеюсь быть достойным своего предшественника. (Лазар Карно, после вступления в должность консула)
Моро наивен как ребенок и уперт как подросток. За это его можно уважать. (Николя Сульт)
Моро был малое дитя в обществе обезьян. (Шарль Моррас)
Жан Виктор Моро
фр. Jean Victor Marie Moreau
ЖанВикторМоро(РФ)

Flag of France
Консул Государственного совета Республики
с 25 декабря 1799 года
Соправитель: Эммануэль-Жозеф Сийес (25 декабря (9 ноября) 1799 года — 20 января 1800 года)
Flag of France
Главнокомандующий армией республики
с 25 декабря 1799 года по 2 сентября 1813 года
 
Гражданство: Французское королевство - Французская республика
Рождение: 13 февраля 1763 года
Род: Моро
Партия: Республиканский клуб (фактически)
Деятельность: Военачальник, политик

Жан Виктор Моро - французский полководец, политик, первый консул государственного совета французской республики. Участвовал в перевороте 18 брюмера, который прекратил существование директории. Создатель конституции VII года республики. Будучи главнокомандующим армии и лидером страны, одержал победы в войнах второй, третьей и четвертой коалиций.

Биография

До переворота 18 брюмера

Жан Виктор Моро родился 13 февраля 1763 года в достаточно богатой семье адвоката Габриеля Луи Моро, бывшего советником короля. Также в семье родились еще 15 детей, из которых лишь 8 не умерли в детстве. Отец был обезглавлен в 1794 году..

В 1791 году, после великой французской революции, Виктор Моро пошел в армию, став батальонным командиром в армии Пишегрю. В 1793 году стал дивизионным генералом после участия в завоевании Голландии. В 1794 году одержал блестящую победу в битве под Туркуэном, командуя французской армией, чем зарекомендовал себя.

В 1796 году был назначен командующим Рейн-Мозельской армией. Во время одной из операций в Германии, армия Журдана, с которой вместе он отправился в поход в Германию, была разбита, и генерал Моро вынужден был совершить отступление. Это отступление стало, как писали про него, "одним из самых замечательнейших стратегических движений, когда-либо исполненных". Сохранив французскую армию, оно посеяло семена славы Моро как великого полководца.

Война 2 коалиции и переворот 18 брюмера

Начало войны второй коалиции Виктор Моро застал в Париже и не был прикреплен к армии. До марта генерал лишь следил из столицы за ходом войны, но не принимал в ней участие, лишь давая интервью парижским газетам, создавая письма политического характера, благодаря чему уже тогда стал ярым республиканцем и критиком директории в глазах публики. Во многом именно из-за этой критики, которая была в основном направлена на прошлую войну, где армия была в Италии была доведена до ужаснейшего состояния, Моро и был назначен директорией командующим италийской армии - чтобы избавиться от него в Париже.

Став командующим армией и заняв место Шерера, Моро продолжил то, чем занимался Андре Массена в прошлую войну, а именно восстанавливать дисциплину и готовить армию к наступлению. Что, кстати, тогда оценивалось как абсолютное безумие, ведь недавно от рук Суворова, Бонапарта и Карла Тешенского италийская и резервная вторая италийская армии были побеждены, деморализовались и разложились. Не говоря уже о том, что армии не хватало всего: треть офицеров ходила частично в своей гражданской одежде, сапог категорически не хватало, а пушек осталось всего 34. Также не хватало всего остального боезапаса. После разгрома армии в Италии в прошлой войне почти все это было либо утеряно французами во время отступления, либо утеряно австрийцами под Лионом.

Однако, не смотря на жесткость и самые строгие наказания, солдаты любили своего командующего, беспрекословно слушались его приказов, благодаря чему в армии за короткое время воцарил порядок. К лету, когда русские войска были в Швейцарии, Моро принимает решение пойти-таки в атаку на армию Карла Тешенского, находящуюся тогда в Апеннинах на осаде Генуе, в которой была заперта армия Макдональда, что ставило ее под угрозу уничтожения. (о критике данной инициативы современниками см. ниже).

Операция была исполнена блестяще, армия Карла Тешенского стала неспособна в дальнейшем вести боевые действия, а армия Макдональда была спасена. Это все сыграло большую роль в становлении французской армии и ее боевого духа, а в Париже начался всплеск патриотических волнений. Митинги против директории сменились празднованиями победы с французскими кокардами, от чего директория была счастлива. Однако к сентябрю Моро неожиданно был ранен. Во время прогулки на лошади недалеко от Новары в него стрелял австрийский солдат и попал в ногу. Солдата поймали, ранение не оказалось серьезным, но Моро вскоре приболел. Поэтому вынужден был оставить армию и вернуться в Париж.

Но болезнь была подстроена. После победы под Ромарионе с генералом связались агенты Сийеса и Дюко - лидеров так называемых "реформистов", которые предложили Моро, как самому почитаемому и уважаемому генералу Франции роль "оружия'' готовящегося переворота. Вернувшись в Париж, Моро был встречен населением, вышедшем на празднества в честь его возвращения как героя Франции. Моро был крайне доброжелателен с публикой, здоровался, жал руки, обнимался с накидывающимися на него гражданами. Директория была счастлива, особенно счастлив был Баррас. Он считал, что может таким образом успокоить народ, осчастливить его с помощью Моро, понизив градус волнений. Чтобы и Моро его не повышал, Баррас даже предложил Моро жениться на своей бывшей любовнице - Жозефине Богарне, дал некие дары. От брака Моро отказался, но дары принял, тем самым обеспечив какую-то уверенность в лояльности Моро к директории.

Но Баррас прав не был. 9 ноября, или 18 брюмера по революционному календарю, Моро, Мюрат и Люсьен Бонапарт организовали разгон совета старейшин и совета пятисот. Ворвавшись в последний на Моро напали депутаты, после чего Мюрат со словами "Разгоним-ка эту публику" вошел вместе с гренадерами в зал и разогнал депутатов. Позже часть из них были догнаны на улице для подписания декретов о временном консульстве. Сийес и Дюко подали в отставку, а Баррас был заставлен это сделать - переворот был свершён.

Сийес и Дюко планировали поделить власть между собой и создали проект конституции, где Моро стал бы главнокомандующим и резидентом Тюильри. Но Виктор Моро, воспользовавшись практическими безграничными возможностями в короткий период безвластия, начал воплощать свои политические амбиции и идеи в жизнь. Как человек, имеющий за спиной армию, он отверг конституцию, предложенную Сийесом. Взамен Сийес написал другую - более демократическую, но и она была отвергнута. Генерал написал свою версию конституции, по которой главный государственный орган исполнительной власти - государственный совет, законодательный корпус, как и раньше делится на палаты - совет пятисот и совет старейшин, а главный судебный орган - верховный суд Франции. При этом государственный совет возглавляет консул верховного совета, который Моро приготовил для себя.

Моро получил почти безграничную власть в период, пока конституция еще не принята народом на плебисците, законодательный корпус еще не собран. Однако вместо того, чтобы воспользоваться властью, главнокомандующий армией республики отправляется на запад - в Германию, возглавить армию. 3 декабря он громит армию коалиции при Гогенлиндене. Победа была блестящей, а Моро закрепил за собой славу великого полководца, которого сравнят с античным героем во Франции. Не все, однако, были рады возвышению Моро, но все же большинство население его поддерживало. После победы и заключения перемирия он возвращается в Париж. Поскольку совет пятисот уже подписал декреты о назначении Моро первым консулом, то голосование Моро не проводит, а проводит плебисцит по доверию первому консулу (по конституции - консулу верховного совета) и плебисцит по одобрению конституции. В обоих случаях - абсолютное большинство голосует за.

Война 3 коалиции

Мир, подписанный после войны 2 коалиции, будет короток. К маю 1803 года отношения Британии и Франции накаляются до предела, и Виктор Моро принимает решение о наступлении, посылая войска в Ганновер. После, он возглавляет армию в одном из самых известных его походов - в Австрию. К июлю армия Моро начнет наступление в Германию, а к сентябрю случится битва за Зальцбург, в которой последний был блестяще взят силами французов.

В Австрии Моро перегруппировал армию, отправив Карно в Тироль, А Мюрат в это время захватывал Венецию. Австро-русские войска приняли этот факт, как возможность атаковать французов и оттеснить их в Баварию. В бою за Улмерфельд был ранен друг Моро Жанн Ланн, армия отступила, сдав город, к Штайру.

Перед сражением за Штайр Моро призвал Карно и Мюрата немедленно подойти к городу, что и было исполнено. 22 октября началось сражение за Штайр, в котором Жанн Лан умер, как и тысячи французских солдат. Битва оказала немалое впечатление на великого полководца. Победа в битве не была однозначной, армия французов не отступила ровно как и армия противников. Потери были огромны, поэтому стороны конфликта подписали перемирие сразу после завершения кровавой бойни, и чуть позже был подписан мирный договор."Геройские полки" из армии Франции прошли триумфальным маршем по Елисейским полям, были, как и сам Моро, торжественно встречены парижанами.

После этой войны Моро начал проводить куда более демократическую политику, чем раньше. Карно был назначен министром внутренних дел, то есть стал вторым человеком в стране после самого консула. Моро принял внешнеполитическую мирную позицию. Он желал существенно укрепить французскую экономику и промышленность, вытеснить британский капитал из Европы. Для укрепление позиций он идет на союз с Пруссией.

Причиной установления мирной внешней политики было желание Моро укрепить Францию и ее экономику и промышленность до достаточного уровня, ожидая проявления слабости со стороны противников. Политическая ситуация в Вене была, как и предполагал консул, нестабильная. Недовольство монархией возрастало, не смотря на то, что император Франц II сменился на Франца I вместе со сменой Священной Римской Империи на Австрийскую. Российская экономика тоже начала страдать из-за экономической политики расходов на военные нужды (Александр I их сильно повысил). Таким образом, время играло на стороне Франции, и Моро, понимая это, не шел на конфликт.

Война 4 коалиции

Когда четвертая революционная война началась, Моро был в недоумении:

Мы с Пруссией начали сближение для продления столь важного для Франции мирного времени, а не для новой войны!

Благодаря военной реформе, армия Франции смогла в кратчайшие сроки добраться до Пруссии. Однако Моро был занят не войной в первое ее время. Моро мыслил наперед, думая о том, что будет после войны. Встречаясь с прусским королем и прусскими политиками, укрепляя союз с этим государством, он как бы и не предполагал, что война может быть не выиграна. Делая все, что мог в Позене и Берлине, ради укрепления положения после войны, он был весь в делах: весь день его состоял из встреч и интервью, благодаря чему он сильно понравился французской публике и политикам. Один только король относился к коллеге с недоверием, но и тот ничего против Моро не предпринимал, тем боле во время войны.

Лишь к сентябрю он наконец возглавил французскую армию в битве за Позен и отправил ее в контрнаступление.

Реформы Моро и Карно

После окончания войны второй коалиции, когда были сформированы все органы власти, в стране начался экономический рост. Прекратились митинги против власти, в казне наконец появились достаточные деньги, а в казармах - солдаты. Виктор Моро в первые года своего правления проводил жесткую протекционную политику, пресекающую коррупцию жестокими наказаниями, благодаря чему коррупция была побеждена уже через полгода после становления Моро консулом.

Одной из главных реформ Моро в то время была финансовая реформа. Были созданы министерство финансов и казначейства. Министерство финансов отвечало за поступление денег в казну, а казначейство - за трату денег. Таким образом траты денег из казны стали куда эффективней. Также была проведена административная реформа - главное преобразование Франции до войны 3 коалиции. Назначались меры городов и деревень, сбор налогов осуществлялся специальными органами на местах, благодаря чему, как и благодаря министерству финансов, повысились поступления денег в бюджет. Также был создан банк Франции, который отвечал за эмиссию и хранение денег.

Не обошлось и без военной реформы. Моро, как опытный офицер, понимал, что французской армии нужно преобразование. В тот период власти Моро большинство денег из бюджета тратились на армию, поэтому она наконец получила все, что было так необходимо. Помимо этого была изменена система деления армии. На смену старой, где главным армейским подразделением была армия, теперь им является корпус. Корпусы передвигаются независимо друг от друга, могут соединяться, разъединяться на дивизии, и при этом каждый корпус имел собственную артиллерию и кавалерию. Специально под Мюрата был создан кавалерийский корпус, однако на тот момент он не был многочисленным.

Отставка и жизнь после политики

2 сентября 1813 года, почти на 14-ый год своего правления, Жан Виктор Моро подает в отставку. Неожиданный уход Моро из должности консула естественно поставил вопрос о новом консуле. 4 сентября был проведен митинг в поддержку уходящего консула. Вышедших было примерно 5 тысяч человек, которые собралсь напротив Тюильри, где еще находился Моро. На вопрос о том, почему он уходит, консул ответил:

Я сделал достаточно на этом посту. Я больше не чувствую, что могу дать что-то Франции, будучи ее консулом. Я сделал все... Но не считайте, что я покидаю вас! Я буду с вами всегда! Всегда я буду с вами во времена довольствия и нужды, во времена мира и войны, протеста и воззвания к отцам! И пускай об этом помнит каждый гражданин нашей Страны, которую мы вместе построили за эти годы...

Эта речь была продублирована во все газеты Парижа и всей Франции. После смерти Моро эта короткая речь станет одной из самых знаменитых в истории Франции, культовой и часто цитируемой. Есть версия, основанная на этом отрывке, а также на нескольких записях в дневниках, что Моро заранее знал о диктатуре Сульта, войнах и революционном терроре во Франции, которые случатся после его отставки и смерти.

По конституции, написанной Моро, новый консул должен быть избран на выборах, но теперь с одной поправкой: на 5 лет. Бывший консул ожидал и расчитывал на победу Лазара Карно, своего коллеги. Все его 4 года правления Моро был фактическим соправителем. Он активно вел переписку с нынешним главой государства, давал советы, планы реформ. В этих письмах можно проследить, однако, понижение интереса Моро к политике, он все меньше интересуется парламентскими спорами и, иногда, даже бывает не в курсе новостей, которые в Париже были на слуху чуть ли не у всех.

Во временном коснульстве

Моро очень спокойно провел эти 4 года правления Карно, побывав в Париже лишь 4 раза. Однако смерть второго консула Франции шокировала Виктора даже больше, чем все остальное население. Виктор срочно возвратился в Париж, сразу после известия о смерти коллеги. Как раз в день его прибытия (13 февраля) в совете пятисот обсуждали кандидатуру временного консула. Сийес, глава переворота 18 брюмера, уважаемый республиканский деятель, был поддержан почти половиной депутатов, но после речи Моро, не видящего иного кандидата из имевшихся, Сульт получил почти единогласную поддержку.

Однако Моро пусть и был уже фактически национальным героем Франции, но парижане успели его подзабыть за 4 года, тем более в такой сложившейся суматохе. 15 февраля Моро снова выступает в совете пятисот, где обсуждалось погребение Лазара Карно в парижском Пантеоне

Делая гражданина Лазара Карно министром внутренних дел, я точно знал, что именно он достоин занять эту должность. Преданный республике, гражданин и генерал, что привел нашу страну к славным победам в Бельгии и Рейне, что никогда не предавал свое дело и своих сограждан, что, не смотря ни на что, был верен идее. Из всех, когда либо живших в нашей стране, он больше всех достоин быть почетно похороненным в Пантеоне. Народ Франции не должен забыть своего героя.

Характер и личность Моро

О Моро можно судить неоднозначно. Большинство биографов и историков 20-го века считают, что Моро пренебрег своими республиканскими взглядами, когда стал консулом. Другие считают, что он не мог поступить иначе, чтобы сохранить республику и привести ее к успеху. Что бы то ни было, Моро со временем становился все более и более демократичным правителем, все больше отдавая полномочия свои органам власти. Конечно же есть и альтернативная точка зрения о том, что Моро был демократическим лидером лишь на показ, сохраняя при этом полноту власти. Историк Франсуа Гизо назвал в одном из своих произведений Виктора Моро "романтиком", за его часто лирические письма.

Не могу я не думать о судьбе Республики, даже отойдя от политики. Где бы я ни был, Франция в моем сердце, и я ее буду там хранить до самой смерти!

Как полководец, Моро был любим своими солдатами за добрый нрав. Никогда он не наказывал невиновных, всегда общаясь со своими солдатами в первой, второй и третьей революционных войнах, он вникал в ситуацию в рядах и завоевывал любовь подданных. Тем не менее он был строг и жёсток в делах дисциплины, благодаря чему и привел к победе свою армию во второй революционной войне.

Оценки деятельности

Виктор Моро во весь свой срок правления и после подвергался критике в различной степени. Однако еще во времена его офицерства современники-офицеры принимались оспорить решения Моро. Первый такой случай был во время знаменитого июльского наступления италийской армии, в котором Моро повел армию на австрийцев, хотя мог запереть Суворова и Бонапарта в Альпах, чем поспособствовать ее уничтожению. Даву, еще до битвы при Ромарионе, сказал, что "настолько элементарными правилами войны пренебрегать нельзя! а русских нужно уничтожить в Альпах, в Генуе подождут!", чем после посеял нелюбовь Макдональда - командующего армией в Генуе, из-за чего Макдональд позже не вступал в милитаристскую военную партию, пока ее лидером был Даву. Позже, когда армия русских отступила из Италии из-за приказа Павла I, Даву, естественно, признал неправоту.

В начале своего правления Моро был крайне авторитарен. Против его власти, почти единоличной, выступал немало известный Лазар Карно. Ярый республиканец критиковал Моро за захват власти и создания собственного единоличного правления, при этом срок его полномочий даже не был определен. Помимо него Моро критиковали и другие политики и деятели культуры. В тетрах даже ставились пьесы, в которых Моро выступал в качестве Гая Юлия Цезаря, захватившего власть. Что, впрочем, не вызывало удовлетворение публики, так как она целиком и полностью поддерживала консула.

Естественно отношение бывших критиков, а особенно Карно, изменилось, когда после войны третьей коалиции Моро пошел навстречу республиканцам. Карно был назначен министром внутренних дел, а сам Моро сократил свои полномочия (см. характер и личность Моро).

Многие представители республиканцев были недовольны отставкой Моро. Пусть следующим правителем и стал его товарищ и сподвижник Лазар Карно, но во многом именно это и привело в последующим к диктатуре Сульта, с которой бывший консул пусть и был не согласен, но ничего не мог поделать. До сих пор отставка признается республиканцами как главная ошибка Моро. Сам Моро, конечно, не жалел о своей отставке, даже во время правления Сульта.

Моро также являлся и является одним из объектов критики социалистов и якобинцев во Франции. По мнению большинства из них, го конституция не предполагала коллективного правления, к какому якобинцы стремились, а лишь свою диктатуру. А его буржуазные экономические реформы, из-за которых экономика Франции пусть и ощутила рост, но, по мнению социалистов, спала и упала в кризис в середине 19-ого века.

По мнению же роялистов (особенно Морраса) - Моро не был причиной экономического и политического роста Франции. Роялисты считали, что слегка умеренная власть короля куда лучше справилась бы с задачей, а диктатор Моро экономический рост лишь тормозил.

Появившийся из провинции генерал, явно не удостоившийся по описанным ранее мною причинам звания "великого полководца", а также не имевший никакого соответствующего образования, навыков и деятельных советников, не мог быть хорошим лидером, мог лишь довольствоваться своей несправедливо полученной славой и властью, изредка возбуждая народ своими "преобразованиями" и словами о "правом деле" республики. (Шарль Моррас)

Наследие