ФЭНДОМ

Иерусалимское королевство
600px-Vexillum Regni Hierosolymae.svg Arms of the Kingdom of Jerusalem (Ströhl).svg
Год основания: 1099
Официальный язык: Латынь, старофранцузский и итальянский
Форма правления: Сословно-представительная монархия
Титул правителя: Король Иерусалима, Вавилона и всей Азии
Правящая династия: Анжуйская
Законодательный орган: Парламент Иерусалимского королевства
Столица: Иерусалим
Религия: Католицизм (официальная), православие, ислам, иудаизм
Площадь: 1 300 000 км²
Население: 7 550 000 чел.
Валюта: Денье
Отремер
Иерусалимское королевство (лат. Regnum Hierosolymitanum, старофр. Roiaume de Jherusalem, итал. Regno di Gerusalemme) - христианское государство на Ближнем Востоке, охватывающее территории Палестины и Египта. Возникло в 1099 году в результате Первого крестового похода.

Помимо общепринятого названия, в официальных документах для обозначения королевства применяются термины Королевство Востока, Королевство Азии, Латино-Иерусалимское королевство и Отремер (от фр. outre-mer - "земля за морем")

Крупнейшие города - Каир, Иерусалим, Александрия, Акра, Тир.

Государственное устройство

Иерусалимское королевство - монархическое государство, главой которого является король, передающий власть по наследству с согласия баронов королевства. С 1118 года действует принцип, согласно которому следующим королем Иерусалима становится ближайший родственник предыдущего короля, в момент смерти последнего находящийся на территории Востока.

С последней трети XII века полный титул иерусалимских королей звучит так: "Король Иерусалима, Вавилона[1] и всей Азии" (лат. Rex Hierosolem, Babylonem et totius Asiae).

Власть короля ограничивается условиями Ассиз Иерусалимского королевства, посвященных высшему сословно-представительному и судебному органу власти - Парламенту, состоящему из нескольких палат, главными из которых являются Высшая курия или Суд ленников, где заседают знать и духовенство под личным председательством короля, и Нижняя курия или Суд горожан. Существуют так же Торговый суд, Морской суд, Сирийский суд и др. с ограниченной юрисдикцией, созывающиеся не регулярно и не имеющие той власти, что и две основные палаты.

Рассмотрению Парламента подлежат вопросы о войне, мире, договорах и союзах с христианскими и мусульманскими державами, введении чрезвычайных налогов, субсидий правительству в критических случаях, мероприятиях против истребления полей саранчой и мышами, отправление посольств и т. д.

Карта Отремера

Карта Ближнего Востока в 1140 году

Система управления

Система управления Иерусалимским королевством практически полностью заимствована из Франции XI века. Вторым лицом в государстве, после короля, является коннетабль, в ведении которого находятся командование армией, сбор наемников и председательство в суде по делам, относящимся к военной сфере. Коннетаблю подчиняется маршал, отвечающий в армии за лошадей и раздел добычи после победы, а так же командующий наемниками.

Следующей в иерархии идет должность сенешаля, который является председателем Высшей курии в случае отсутствия короля, управляет королевскими замками, заведует финансами и сбором налогов. Так же на сенешаля возложены функции проведения церемонии коронации. Камергер или дворецкий управляет королевским домом и слугами, кравчий или виночерпий отвечает за королевский стол и виноградники.

Главой бюрократической организации формально является канцлер, выполняющий так же функции королевского секретаря. Однако отсутствие разветвленного бюрократического аппарата и общая децентрализованность королевства ведет к крайне низкой роли канцлера в государственной иерархии. Ниже канцлера формально значится должность бальи, однако ее реальное значение гораздо выше, т. к. бальи исполняет обязанности управления королевством в случае отсутствия или недееспособности короля, т. е. выступает регентом.

Также значительную роль в королевстве играет латинский патриарх Иерусалимский.

Список королей Иерусалима

Портрет Имя Супруга (и) Правление Родственные связи
Амори I Амори I
Завоеватель
1136 - 1187
Агнес де Куртене
(1157-1163)
10 февраля 1163 11 июля 1187 Сын Фулька Анжуйского и королевы Мелисенды, младший брат Балдуина III
Мария Комнина
(1167-1187)
Иоанн Иерусалимский Иоанн I
Великий
1179 - 1236
Алиса де Планси
(1194-1210)
11 июля 1187 16 марта 1236 Сын Амори I
Маргарита де Куртене
(1210-1235)
Амори II Амори II
1205 - 1264
Мария Антиохийская
(1228-1257)
16 марта 1236 16 февраля 1264 Сын Иоанна I
Иоанн II И Иоанн II
1230 - 1271
16 февраля 1264 27 ноября 1271 Сын Амори II

Правление Амори I

Коронация Амори I

Коронация Амори I

10 февраля 1163 года скончался иерусалимский король Балдуин III. Несмотря на то, что у него не было детей, казалось, что проблем с наследником не возникнет, так как оставался младший брат короля - Амори, граф Яффы и Аскалона, однако при его воцарении возник острый конфликт, вызванный поведением супруги Амори - Агнес де Куртенэ - и ее окружения, состоящего преимущественно из эдесских баронов. В результате патриарх потребовал, чтобы брак графа был аннулирован, прежде чем он станет королем. Формальным предлогом стало то, что Амори и Агнес находились в слишком близкой степени родства.

В итоге 18 февраля Амори I все же был коронован. Его брак с Агнес аннулировали, однако их дети - Сибилла и Балдуин - были признаны законными и не исключались из линии наследников престола.

Ко времени его восшествия на престол влияние Иерусалимского королевства на Ближнем Востоке неуклонно снижалось - в 1144 году Зенги, эмир Алеппо, захватил Эдессу, уничтожив хронологически первое государство крестоносцев, в 1148 году провалился Второй крестовый проход, в результате чего Дамаск попал в руки Нур ад-Дина, сына Зенги, а Византия установила сюзеренитет над Антиохийским княжеством.

Это предопределило разворот политики иерусалимских королей на юг, где их целью стал стремительно слабеющий Фатимидский Египет.

Завоевание Египта

Походы 1163 и 1164 годов

Уже в 1163 году Амори провел свой первый рейд на Египет. Воспользовавшись предлогом, что халиф не заплатил ежегодную дань, какую обязался платить еще по договору с Балдуином III, король вторгся во владения Фатимидов и разбил визиря Диргама при Пелузии. Диргам отступил к Бельбейсу и приказал открыть плотины Нила и затопить дельту реки. Франки вынуждены были повернуть назад.

Сирийская армия в горах

Сирийская армия в горах Синая во время песчаной бури

Меж тем старый враг Диргама - бывший визирь Шавар, изгнанный им и нашедший прибежище в Сирии, - сумел убедить Нур ад-Дина Дамасского помочь ему вернуть власть над Египтом. В апреле 1164 года армия под командованием одного из полководцев Нур ад-Дина, Ширкуха, вступила в Египет и 1 мая заняла Каир. Диргам был убит, а Шавара снова восстановили в должности визиря. Однако он не выполнил свое обещание Нур ад-Дину признать того сюзереном Египта с выплатом ежегодной дани, и обратился к Амори I с просьбой помочь ему изгнать сирийцев из страны. В июле крестоносное воинство перешло Синай и совместно с Шаваром осадило Ширкуха в Бельбейсе, но уже 12 августа в сражении при Хариме Нур ад-Дин нанес сокрушительное поражение Боэмунду III Антиохийскому и Раймунду III Триполитанскому, взяв обоих князей в плен, а затем взял замок Баниас.

Известия о поражениях в Сирии заставили Амори I снять осаду с Бильбейса - с Ширкухом был заключен договор, по которому обе стороны обязались вернуться домой. В октябре второй поход Амори на Египет завершился.

Война 1167-1168 годов

В 1166 году Амори I и визирь Шавар заключили договор о взаимопомощи, что вызвало незамедлительную реакцию Нур ад-Дина - уже в январе 1167 года 2-тысячное войско Ширкуха вторглось в Египет, переправилось через Нил, обогнуло Каир с юга и вышло к подножию пирамид в Гизе. 18-летний халиф аль-Адид обратился за помощью к Амори, обещая взамен вечный союз и щедрую дань, и вскоре король лично явился в Египет во главе армии. Перейдя через Нил, он перерезал дорогу на Каир для Ширкуха, вынудив того отступать на юг. 18-19 марта состоялось сражение при Эль-Бабейне, не принесшее победы ни одной из сторон. Тем не менее, Амори отступил в Каир, а Ширкух двинулся на север и без труда взял Александрию.

Осада Александрии крестоносцами

Осада Александрии крестоносцами

Однако Ширкух недооценил франков - армия Амори не была разбита и вскоре он сам взял в осаду Александрию, где заперся племянник Ширкуха Саладин, в то время как его дядя ушел в Верхний Египет. Положение Александрии ухудшалось с каждым днем и город был обречен на голод, поэтому Ширкух вынужден был пойти на попятную - летом стороны заключили под Каиром новый договор, по которому Амори I позволил сирийцам свободно покинуть Александрию. В августе Ширкух и Саладин ушли, оставив франков хозяевами Египта.

Египет оказался во власти Амори I, чем он не преминул воспользоваться - в октябре франки разоружили гарнизоны Александрии и Бельбейса, после чего по приказу короля окружили Каир. Визирь Шавар приказал сжечь старый город, а сам со своими сторонники заперся в новом, отправив гонца к Нур ад-Дину с просьбой о помощи, однако тот был перехвачен. В начале 1168 года среди осажденных в Каире начался голод и 5 января халиф аль-Адид с помощью армянской и суданской гвардии, в которых служило немало христиан, совершил государственный переворот, арестовав Шавара и вступив в переговоры с Амори.

Обустройство Египта

6 января франки вошли в Каир - Шавар был выдан и обезглавлен, аль-Адиду дали возможность пользоваться халифскими почестями до самой смерти, которая наступила в 1171 году. Государство Фатимидов фактически прекратило свое существование: в Каир, Александрию, Гизу, Фустат и другие города заступили франкские гарнизоны, Бельбейс был передан во владения Ордену госпитальеров, магистр которого, Жильбер д’Эссайи, был одним из главных идеологов завоевания Египта. Мусульман отстранили от руководства страной, все вооруженные формирования, кроме халифской гвардии, распустили.

Завоевание Египта

Присяга египетских вельмож на верность Амори I

Одновременно Амори I направил послания в Константинополь, Рим, Палермо, Пизу и Париж, извещая христианские государства о завоевании им Египта и прося прислать колонистов для его заселения. Первым откликнулся византийский император Мануил I Комнин, с которым Амори породнился еще 29 августа 1167 года, взяв в жены его дальнюю родственницу Марию Комнину. С Мануилом I был заключен военный союз: в обмен на признание своего сюзеренитета над Антиохией, император ромеев соглашался помочь Иерусалиму в войне с Нур ад-Дином.

Король Франции Людовик VII и император Священной Римской империи Фридрих I Барбаросса также признали за Амори статус правителя Египта. Столь блестящий успех вызвал волну энтузиазма в среде европейского дворянства - вскоре на Ближний Восток хлынул поток переселенцев, в основном состоящих из мелких феодалов или же представителей побочных ветвей древних родов, которые рассчитывали обрести власть и богатство в Египте и которым Амори I щедро жаловал сеньории на покоренных землях. Так, Конрад и Бонифаций Монферратские получили в управление сеньорию Гесем с центром в Гелиополе, Стефан Сансерский, ставший впоследствии зятем Амори I, получил титул князя Фаюмского, Амори и Жоффруа де Лузиньяны стали сеньорами Асьюта и Акмима. Особенно много ленов получили выходцы из Бургундии, Эльзаса и Фландрии.

Договор особого рода был подписан с Пизанской республикой - в обмен на право беспошлинной торговли по всему Египту, основание факторий в Александрии и Каире и свободу от судебной юрисдикции местных сеньоров пизанцы обязались защищать побережье Египта с моря, в связи с чем в Александрийском порту постоянно стояла пизанская эскадра. В 1174 году аналогичный договор был заключен с Сицилийским королевством.

Войны на востоке

Боевые действия в Сирии

Нур ад-Дин

Средневековый рисунок, изображающий Нур ад-Дина, преследуемого крестоносцами

Узнав об осаде крестоносцами Каира, Нур ад-Дин поспешил оттянуть их силы из Египта внезапным ударом в районе Дамаска. Однако когда армия Ширкуха выступила в поход, Каир уже был взят, и Нур ад-Дину пришлось прекратить боевые действия. В 1169 году Ширкух атаковал замок Керак в Моавской земле, однако 23 марта был убит в сражении под стенами замка, из-за чего сирийская армия с большими потерями отступила. После этого поражения наступательный потенциал Нур ад-Дина иссяк - весь 1170 год он был вынужден вести бои с Артукидами в Западной Армении, а 15 мая 1174 года скончался в самый разгар подготовки похода против франков.

Единственный сын Нур ад-Дина ас-Салих был еще юн, поэтому между родственниками и соратниками его отца немедленно вспыхнули междоусобицы, в результате которых государство Зенгидов распалось на части. Наиболее успешным претендентом на власть оказался племянник Ширкуха Саладин, 27 ноября взявший Дамаск и изгнавший оттуда ас-Салиха. Однако уже 11 мая 1175 года при осаде замка Изаз Саладин был убит подосланными ас-Салихом ассасинами, в результате чего последнему удалось вернуть контроль над Дамаском.

Борьба за наследство Нур ад-Дина продолжалась вплоть до смерти ас-Салиха в 1181 году - вскоре после убийства Саладина против него восстали его двоюродные братья, итогом чего стала битва при Хама 1176 года, в которой ас-Салих потерпел сокрушительное поражение, однако не сложил оружие и продолжил бороться сначала с Сейф ад-Дином, ставшим эмиром Дамаска, а после его смерти в 1180 году уже с Изз ад-Дином. В итоге последний все же сумел объединить Сирию под своей властью, однако к тому времени франки, воспользовавшись более чем 10-летним затишьем на восточной границе, сумели не только вернуть крепости, отобранные у них Нур ад-Дином, но и укрепить свою оборону на этом рубеже.

Фараонов остров

Крепость на Фараоновом острове

Война на Красном море

Завоевание Египта открывало перед Иерусалимским королевством широкие перспективы экспансии на Красном море. Первым, кто предпринял морской поход вдоль Аравийского побережья, был Рено де Шатильон, получивший от Амори I титул лорда Кользума. Под его руководством была перестроена небольшая деревушка Суэц, где располагалась удобная гавань на Красном море, и осенью 1182 года франки соорудили здесь 5 галер. После того, как они прошли успешные испытания, в феврале 1183 года Шатильон отправился на них в поход на Мекку.

Без боя франки овладели крепостью на Фараоновом острове, покинутым арабами после завоевания Египта, и затем отправились на юг вдоль западного берега Аравии. По пути воины Рено захватывали и грабили все прибрежные селения, местные жители в панике бежали вглубь пустыни. Шатильон сумел подкупить племя бедуинов, которые обещали показать дорогу к Медине и Мекке. Однако в мае, будучи в дневном переходе до Медины, франки были атакованы армией Катады ибн Идриса, шарифа Мекки. В тяжелом бою Рено де Шатильон потерпел поражение и вынужден был отступить.

Несмотря на то, что первый поход христиан на Мекку кончился неудачно, он показал всю уязвимость позиций мусульман в данном регионе. Когда в июне воины Шатильона вернулись в Палестину, их встретили как героев. Поход 1183 года убедил многих христиан в необходимости дальнейшей экспансии на Красном море - по приказу Амори I Эйлат был перестроен, став главным портом христиан на Красном море. Начал также создаваться постоянный флот.

Внутренняя политика

Парламент Иерусалима

Заседание парламента Иерусалимского королевства

Контроль над Египтом в сочетании с выходом в Красное море позволил иерусалимскому королю получить в свои руки неиссякаемый источник доходов от транзитной торговли между Западом и Востоком. Благодаря этому власть Амори I укрепилась, и он смог действовать независимо от крупных баронов и Парламента - теперь политика королевства определялась Королевским советом, состоящим из наиболее приближенных к Амори лиц, а Парламент лишь санкционировал его решения. Так, в 1171 году под давлением Амори была принята так называемая Ассиза о верности, согласно которой все держатели фьефов в Иерусалимском королевстве, независимо от того, являются ли они напрямую вассалами короля, обязаны приносить ему тесный оммаж, то есть напрямую подчиняться короне. Кроме того, сеньорам запрещалось судить своих вассалов без одобрения Высшей курии, а те, в свою очередь, признавались равно обязанными защищать друг друга пред лицом сеньора. Своей возросшей властью Амори часто пользовался, отбирая лены у нерадивых вассалов, существенно увеличив королевский домен.

В 1173 году Амори I вступил в открытый конфликт с Орденом тамплиеров после того, как один из рыцарей-храмовников, Готье дю Мениль, перебил посольство от вождя ассасинов, провалив тем самым важные переговоры. В ответ на отказ магистра ордена выдать преступника король атаковал резиденцию тамплиеров в Сидоне и захватил виновника. В 1174 году Амори обратился к папе римскому с просьбой об упразднении Ордена, однако Александр III не решился вступить в открытый конфликт с тамплиерами, ограничившись лишь буллой, в которой обязал их не действовать без ведома иерусалимского короля.

Тамплиеры

Тамплиеры, охраняющие паломников

Важным вопросом оставались взаимоотношения короля с церковью. Покорение Египта поставило вопрос о судьбе Александрийской патриархии, глава которой уже много лет жил в Константинополе. Патриарх Иерусалимский Амори де Нель настаивал на том, чтобы включить Египет в его юрисдикцию, однако король, опасаясь концентрировать церковную власть в одних руках, поставил в Александрии отдельного патриарха, которым стал Фредерик де ла Рош. Это вызвало протесты со стороны Византии, поэтому Амори I пришлось специальным указом подтвердить, что вся собственность, которой до 1167 года владел греческий патриарх Александрийский, останется в руках греков.

Амори I даже на фоне веротерпимых иерусалимских королей отличался особым вниманием к представителям иных конфессий - в 1168 году король лично принял у себя предстоятеля Коптской церкви Марка III, а с правителем Киликийской Армении Торосом II был подписан договор о переселении на территорию королевства 3-тысяч армянских солдат с семьями, которые должны были укрепить армию Иерусалима. В 1180 году, после смерти Амори де Неля, король назначил новым патриархом Иерусалимским бывшего архиепископа Тирского Вильгельма - видного историка и знатока церковного права. При его участии была основана школа при патриаршем дворе, из которой в дальнейшем вырос Иерусалимский университет.

Семья

В 1157 году сочетался браком с Агнес де Куртене, дочерью Жослена II, графа Эдессы. Брак аннулирован в феврале 1163 года. Из трех детей, родившихся у Амори и Агнес, выжило двое:

  • Сибилла (ок. 1160 - 1204), в 1174 году вышла замуж за Стефана I, графа Сансера и князя Фаюмского, а после его смерти в 1191 году - за Конрада Монферратского. Единственный выживший ребенок - Гильом I де Сансер (1178 - 1235);
  • Балдуин (1161 - 1185), страдал проказой, умер неженатым. В 1179 году отказался от прав на престол и был избран верховным магистром Ордена Святого Лазаря.
Амори и Мария

Свадьба Амори I и Марии Комнины

Второй женой Амори в 1167 году стала Мария, дочь Иоанна Дуки Комнина и правнучка византийского императора Иоанна II Комнина. В браке с ней родились:

  • Изабелла (1172 - 1223), первым браком в 1183 году сочетавшаяся с Онфруа IV де Тороном, лордом Трансиордании, а вторым в 1197 году - с Генрихом II, графом Шампанским. От двух мужей имела 7 дочерей, 2 из которых умерли в детстве;
  • Эльвиса (1178 - 1214), с 1190 года жена Рено де Гранье, сеньора Сидона, который до того успел побывать мужем Агнес де Куртене. После смерти Рено в 1202 году выдана замуж за Балдуина IX, графа Фландрии и Эно. В двух браках имела двух сыновей и трех дочерей;
  • Иоанн I (1179 - 1236), король Иерусалима;
  • Филипп (1180 - 1227), граф Яффы и Аскалона, в 1207 году женившийся на Мелисанде Арсуфской, от которой имел шесть сыновей и одну дочь;
  • Маргарита (1185 - после 1229), 1-й муж - Гуго II, граф Галилейский и Тиверийский, а после его смерти в 1204 году - Одо Монферратский, лорд Суэца и Янбу. Единственный сын от второго брака - Жан Монферратский.

Правление Иоанна I

Амори I к старости испытывал серьезные проблемы со здоровьем - современные историки считают, что король страдал диабетом, из-за чего со временем практически перестал покидать свою резиденцию в Наблусе. Скончался он 11 июля 1187 года, передав власть старшему из выживших сыновей - Иоанну, которому на тот момент было 8 лет.

До совершеннолетия наследника страной должен был управлять регентский совет, в который вошли Раймунд III, граф Триполи, Стефан Сансерский, Рено де Шатильон, великий магистр Ордена госпитальеров Роже де Мулен, патриархи Ираклий Иерусалимский и Иосия Александрийский и некоторые другие. Возглавить совет должен был ближайший друг и сподвижник скончавшегося Амори I - Миль де Планси, сеньор Трансиордании. Полномочия регентского совета прекращались по достижении принцем Иоанном 15-летнего возраста.

Крестоносцы и мусульмане

Армии крестоносцев и мусульман

Регентство

Битва при Тивериадском озере

Узнав о смерти Амори I, активизировался главный враг Иерусалима - эмир Дамасский Изз ад-Дин. Регентский совет раздирали противоречия - Миль де Планси не пользовался поддержкой большинства баронов из-за стремления проводить курс покойного короля на максимальную централизацию власти, чем и воспользовались мусульмане - в ноябре 1187 года Изз ад-Дин объявил франкам священную войну и осадил крепость Курси на восточном берегу Тивериадского озера. Однако это нападение привело к сплочению регентов - 30 ноября было принято решение о сборе рыцарского ополчения, и 5 декабря оно встретилось с армией сирийцев в битве под стенами Курси.

Армия крестоносцев сумела зайти в тыл противнику, растянувшему войска из-за необходимости вести осаду замка. Первая же атака рыцарской кавалерии, возглавленная Роже де Муленом и Рено де Шатильоном, пришлась на ставку Изз ад-Дина - его гвардия была мгновенно сметена, эмир вынужден был спасаться бегством. Потеряв командира, обратились в бегство и прочие солдаты Зенгидов. Довершила разгром сирийцев атака туркополов - легкой кавалерии, набранной из туземцев христианского вероисповедания. Потери мусульман составили от 15 до 18 тыс. человек - то есть более половины всех сил Зенгидов. После этого они надолго утратили наступательную инициативу.

Для крестоносцев победа при Тивериадском озере стала отправной точкой дальнейшей экспансии на восток - укрепилось положение регента Миля де Планси, что помогло ему продолжить курс на укрепление королевской власти, армия Иерусалима продемонстрировала высокую боеспособность, возросло убеждение в неготовности мусульман к организованному отпору франкам.

Франко-сирийская война

Осада Баальбека

Франки под стенами Баальбека

В 1188 году франки совершили поход на крепость Босра в 70 милях к югу от Дамаска. Застигнутый врасплох гарнизон не сумел оказать достойного сопротивления, в результате чего после короткого штурма крепость была взята. В марте 1189 года Раймунд III Триполийский осадил Баальбек - важнейшую мусульманскую крепость на юге Сирии, падение которой создавало прямую угрозу для столицы государства Зенгидов. Правитель города Бахрам-шах был еще ребенком, однако старейшины Баальбека успели известить эмира Изз ад-Дина о приближении армии франков, в результате чего тот немедленно бросил имеющиеся у него силы против Раймунда.

2 апреля произошло сражение под стенами города, в котором крестоносцы одержали победу, разгромив силы Изз ад-Дина, однако понесенные потери вынудили Раймунда в том же месяце снять осаду. Самостоятельно продолжать войну он не мог, поэтому вынужден был обратиться к своему злейшему врагу Милю де Планси. В ноябре того же года иерусалимские и триполийские рыцари выступили в новый поход на Баальбек. На сей раз Бахрам-шах не стал дожидаться осады и сбежал из города, бросив его на произвол судьбы. Тем не менее, осада растянулась на 3 месяца - лишь 13 февраля 1190 года гарнизон Баальбека капитулировал. Во взятом городе крестоносцы освободили несколько тысяч пленных, захваченных мусульманами за последние 30 лет.

После захвата Баальбека регенты всерьез рассматривали возможность взятия Дамаска своими силами без помощи из Европы. Весь 1190 и начало 1191 года ушло на подготовку похода - были мобилизованы все имеющиеся у иерусалимского короля резервы, в том числе многочисленное пешее ополчение, набранное из коптов, армян и даже проживавших на территории королевства мусульман. В результате под началом Миля де Планси и Раймунда Триполийского оказалось крупнейшее войско в истории государств Отремера - почти 30 000 человек. Франки были так уверены в победе, что накануне похода Планси официально присвоил своему пасынку Онфруа IV де Торону титул графа Дамасского.

Сражение при Дамаске

Сражение при Дамаске

Поход начался в мае 1191 года - Раймунд III наступал с севера из района Баальбека, а Миль де Планси и Рено де Шатильон - с юга, от Босры. 24 июня две армии сошлись под стенами Дамаска и приступили к планомерной осаде. Однако даже с 30 000 воинов невозможно было полностью блокировать столь большой город, как Дамаск - Изз ад-Дин продолжал получать подкрепления и переписываться с вассальными эмирами Алеппо и Мосула. Кроме того, между крестоносцами вновь разгорелись споры - относительно судьбы еще не завоеванной Сирии и стратегии ведения войну. 28 июня смертельно заболел престарелый Рено де Шатильон, выступавший за немедленный штурм Дамаска. Это вызвало ропот у простых крестоносцев, в среде которых имя Рено пользовалось большой популярностью, - многие подозревали, что его отравили по приказу Раймунда или де Планси. 29 июня к Дамаску подошли войска Мосула и Алеппо, из-за чего мусульмане получили численный перевес. Решив не доводить дело до битвы, в которой шансов на победу было немного, регенты дали приказ отступить от города.

Боевые действия продолжались вплоть до смерти Изз ад-Дина в 1193 году, однако, несмотря на все усилия Зенгидов, они так и не сумели отбить назад Босру и Баальбек. Новый эмир - Арслан-шах I - пошел на перемирие, признав все завоевания крестоносцев.

Экспансия на юг

Поход на Дамаск отнял у Иерусалимского королевства значительные силы и ресурсы, поэтому регентское правительство вынуждено было отказаться от активного ведения боевых действий. Тем не менее, на юге королевства - прежде всего в Египте - местные феодалы располагали возможностями продолжать борьбу с мусульманами. В частности, после смерти Рено де Шатильона власть над Суэцким портом и значительный флот на Красном море по наследству перешел его зятю Вильгельму Монферратскому по прозвищу Длинный меч. В 1193 году он инициировал новую экспедицию на Мекку, добившись поддержки своего замысла от Миля де Планси и магистра госпитальеров Роже де Мулена. Была снаряжена эскадра, в 2 раза превосходившая по размеру флотилию Рено де Шатильона 1182-1183 годов, и в сентябре 1193 года суда франков вышли из Суэца и Эйлата, соединившись близ Фараонова острова 1 октября.

Захват Янбу

Вильгельм Монферратский командует штурмом Янбу

В отличие от рейда Шатильона, преследовавшего в первую очередь разбойные цели, Вильгельм Длинный Меч, получивший от Миля де Планси титул адмирала Красного моря, поставил задачу закрепиться на аравийском побережье. 7 января 1194 года, после успешного штурма была взята крепость Янбу в 100 милях к западу от Медины - Вильгельм назначил лордом города своего старшего сына Райнальда, а сам с Роже де Муленом двинулся дальше и в марте разорил Джидду, морские ворота Мекки.

Не смотря на то, что закрепиться в Джидде крестоносцам не удалось, а попытки взять Мекку и Медину были заведомо обречены на провал из-за малочисленности христиан, экспедиция 1193-1194 годов имела большие последствия, способствуя проникновению франков на юг и вытеснению мусульман с торговых путей Красного моря.

Самостоятельное правление

Семья

Правление Амори II

Примечания

  1. Вавилоном в XII веке франки чаще называли Каир, т. о. титул "Король Вавилона" означает господство над Египтом.
Продолжение следует...