ФЭНДОМ

Русский/Russian: Данный русскоязычный таймлайн "Империя Ольденбургов" является копией англоязычного таймлайна "The Nordic Glory", находящегося на викии Alternative History Wiki. Это означает, что любая правка в каждом из таймлайнов будет в скором времени сделана и в другом таймлайне.
Английский/English: This "Империя Ольденбургов" timeline in Russian is a copy of the English language timeline of "The Nordic Glory" on Alternative History Wiki. This means that any edit in any of the timelines will be soon made in the other timeline as well.

Династия Габсбургов к концу XV- началу XVI веков близко подошла к объединению Германии, усилив власть императора и имперского правительства, ограничив произвол князей. Однако их противостояние Реформации и неготовность к секуляризации церковных земель привело к тому, что протестантизм стал знаменем княжеской оппозиции, с помощью чужеземцев (шведов и французов) разрушившей имперское единство

А что, если бы Габсбурги поддержали Лютера?..

Развилка

В реальной истории Филипп Габсбург, сын императора Максимилиана I, имел от своей жены Хуаны Безумной, королевы Кастилии шестерых детей, старший из которых, Карл V, позднее стал императором Германии и королем Испании. Предположим, что Хуана так и не смогла родить мужу ни мужского, ни женского наследника

Империя Ольденбургов

Датско-голландская уния

После смерти бездетного Филиппа в 1506 году единственным наследником Максимилиана и правительницей Нидерландов и Франш-Конте стала его дочь Маргарита. На тот момент Нидерланды вели на море борьбу с Ганзой, установившей монополию на торговлю со странами Балтики. В связи с этим Маргарита выбрала в мужья датского принца Кристиана, поскольку Дания также боролась с Ганзой, поддерживавшей шведских сепаратистов, стремившихся к выходу из состава Кальмарской унии

Объединенные силы датско-голландского флота пиратствовали на Балтике, топя ганзейские торговые суда и блокируя города Ганзы (Любек, Гамбург, Бремен). Это вынудило ганзейцев к 1512 году пойти на ряд уступок; в частности, предоставить торговцам из Нидерландов возможность торговать с Швецией и Ливонией (до того, по сути, представлявших из себя сырьевые придатки Ганзы). Также за счет участияв этой войне Кристиан приобрел большой авторитет в Дании как победитель ганзейцев

Одновременно с этим, управляя Нидерландами совместно со своей супругой и Генеральными штатами, Кристиан приобрел большой опыт политических интриг и лавирования между различными аристократическими группировками. Вместе с тем, как и в реальной истории, он стремился ввести в родной Дании порядки по образцу голландских, ликвидировав крепостное право и ослабив дворянство в пользу бюргеров, а также установить абсолютную монархию

Усмирение Швеции

В 1513 году скончался отец Кристиана, король Дании Ганс I, и Кристиан был избран на престол датским и норвежским дворянством. Однако знать Швеции, де-факто независимой от Дании, отказалась избрать Кристиана на престол. Однако Кристиан II, будучи правителем сказочно богатых Нидерландов, мог нанять первоклассную армию, и в 1518 году датчане разбили шведских мятежников в битве при Баннкюрке, в которой погиб лидер шведских сепаратистов- регент Стен Стуре Младший

Заняв Уппсалу и Стокгольм, Кристиан II объявил себя наследственным королем Швеции, после чего изгнал ганзейцев из всех трех подвластных королевств- Дании, Норвегии и Швеции, чем нанес экономике Ганзейского союза, наживавшегося на экспорте шведского железа, тяжелый удар, и восстановил единство Кальмарской унии. Монополия на вывоз железной руды была передана торговцам Нидерландов

Избрание Кристиана II императором

Реформация

Список значимых дат и событий

1498 год – роды у кастильской принцессы Хуаны прошли неудачно, Элеонора – её первая и единственная дочь – умерла во младенчестве. Сама Хуана потеряла способность иметь детей, хотя пока что её муж, Филипп Габсбург, титулярный герцог Бургундии (де-факто правит Нидерландами и Франш-Контэ), не догадывается об этом обстоятельстве.

1504 год – кайзер Священной Римской империи Максимилиан I Габсбург, которого беспокоит то, что Хуана Кастильская не может родить наследника Филиппу, выдает свою дочь Маргариту замуж за датского принца Кристиана, наследника престола Кальмарской унии. Начиная с 1504 года, когда со смертью матери Хуаны – Изабеллы Кастильской – Филипп становится кастильским королем и переселяется в Испанию, Маргарита является наместником Нидерландов от имени брата, а Кристиан Датский – её соправителем.

1506 год – смерть Филиппа Габсбурга. Регентом при бездетной и сошедшей с ума Хуане объявлен её отец Фердинанд Арагонский, наследником престола – муж младшей сестры Хуаны Марии, король Португалии Мануэль I. Правительницей Нидерландов – уже в качестве «герцогини Бургундии» - становится Маргарита, Кристиан – по-прежнему её соправитель. Кроме того, Максимилиан I, сославшись на Privilegium Minus, разрешающий наследование Австрии по женской линии, объявляет зятя наследником родовых земель Габсбургов (Австрии, Штирии, Каринтии, Крайны, Тироля, ленов в Швабии и Эльзасе).

Максимилиан приобщает Кристиана к управлению империей. Под влиянием тестя будущий датский король, с одной стороны, ещё сильнее укрепляется в своих симпатиях к централизованной монархии и стремлении сокрушить скандинавскую аристократию, поддерживаемую Ганзой, с опорой на нидерландскую буржуазию, с другой – набирается жизненного опыта и некоего политического благоразумия, учится не «рубить с плеча». В 1507 году у Кристиана и Маргариты рождается долгожданный сын, названный Филиппом.

1513 год – смерть отца Кристиана Ганса; королем Дании, Норвегии и Швеции был избран Кристиан, вошедший в историю как Кристиан II. Главной целью своего правления в скандинавских странах он ставит ликвидацию ганзейского влияния на экономику и внутреннюю политику Кальмарской унии и зависимости королевской власти от феодалов и риксрода (государственного совета), а также отмену крепостного права в Дании. Своим нидерландским подданным он обещает неограниченный доступ к скандинавским рынкам в обмен на субсидии для усмирения дружественных Ганзе шведских сепаратистов.

1516 год – после смерти Фердинанда Арагонского, ранее успешно завоевавшего Алжир, местное мусульманское население восстает против испанцев. Мануэль I, король Португалии, регент Кастилии и Арагона при Хуане Безумной, сосредотачивает свои силы на борьбе с мусульманами в Магрибе и к концу своего правления (1521 год) подавляет алжирский мятеж, изгнав оттуда османских корсаров братьев Барбаросса. Его сын Жуан (Хуан) III, со смертью отца также коронованный как соправитель Хуаны, принимает титул императора Испании (ведь под его властью – все королевства Пиренейского полуострова: Португалия, Кастилия, Арагон и Наварра) и короля Алжира, хотя Алжире сохраняются зависимые от испанцев мусульманские государства, такие как султанат Зайянидов.

1517 год – сословия Нидерландов вотируют экстраординарный налог, на деньги от которого Кристиан формирует крупную армию, громящую в битве у озера Осунд регента Швеции Стена Стуре-младшего, вождя шведских сепаратистов. Взятие Стокгольма и массовые казни сепаратистского руководства, изгнание королем ганзейцев из скандинавских стран. Экономическое проникновение нидерландской буржуазии в Скандинавию способствует началу становления скандинавского капитализма.

1519 год – смерть Максимилиана I. На роль кайзера две основные кандидатуры – король Дании, Норвегии и Швеции Кристиан II и король Франции Франциск I. Из-за того, что Кристиан сочувствует учению Лютера, кандидатура Франциска поддержана Папой. Кристиан, чтобы привлечь к себе сторонников, обещает князьям долю при разделе церковных земель в пределах империи. Кристиану удается заручиться поддержкой курфюрстов Бранденбурга, Саксонии и Майнца – последнему, архиепископу Альбрехту, он обещает секуляризовать его княжество, сделав его наследственным владением (что привлекает на сторону Кристиана и брата Альбрехта, курфюрста Бранденбурга).

Франциска I поддерживают курфюрсты Кельна и Трира – князья церкви, а также курфюрст Пфальца. Из князей помельче его сторону держат баварцы, лотарингцы и герцог Саксонский Георг (упертые католики), а также герцог традиционно враждебного Габсбургам Гелдерна. Большинство князей в надежде поживиться церковными землями поддержало Кристиана, но король Венгрии и Чехии Лайош II воздержался от голосования под давлением Папства, из-за чего и Франциск, и Кристиан объявляют о своей победе. Франции помогают города Ганзы, спонсирующие противников Кристиана в Скандинавии.

1520 год – начало боевых действий. Из-за того, что Кристиан II вынужден отвлечься на подавление восстания своего дяди Фредерика в Дании и Густава Вазы в Швеции, Франциск I предпринял успешное наступление на Рейн, заняв Франш-Контэ, соединившись с курфюрстами Трира, Кёльна и Пфальца и вторгшись в Нидерланды.

1521 год – подавление Кристианом восстаний в Дании и Швеции. Маргарита Габсбург, супруга Кристиана, организует оборону Нидерландов и добивается вотирования нового экстраординарного налога, позволяющего её мужу снова сформировать крупное войско. Германские князья-протестанты во главе с курфюрстом Саксонии Фридрихом Мудрым разбивают союзных Франции Георга Саксонского и Вильгельма Баварского, после чего при поддержке враждебных церковных князьям имперских рыцарей во главе со сторонником Реформации Ульрихом фон Гуттеном взяли крепости на Рейне.

1522 год – разгром французской армии при Аахене. Боевые действия постепенно затухают, тем более что в войну на стороне Кристиана II угрожает вступить король Англии Генрих VIII, а финансовые средства самого Франциска подходят к концу, и лишь негативное отношение к лютеранской ереси пока что сдерживает его. При посредничестве Испании в 1523 году заключено франко-имперское перемирие, согласно которому Франциск I отказывается от претензий императорскую корону в обмен на уступку Артуа и Франш-Контэ. Кристиан II, в свою очередь, признает французским захваченное Франциском I в 1515 году Миланское герцогство (ранее номинально – часть империи). Внутри самой империи подлежали прощению светские князья, участвовавшие в мятеже против кайзера; но подлежали секуляризации в пользу кайзера такие церковные княжества, как Кёльн и Трир (их курфюршеские права были переданы ландграфу Гессена и герцогу Клеве), а также Мюнстер, Падерборн, Оснабрюк и Зальцбург. Ряд других церковных княжеств и иных владений были секуляризованы светскими князьями. Кроме того, князья-католики получали право исповедовать свою религию в пределах империи, но не должны были преследовать последователей Лютера, живущих в их владениях. В Скандинавии результатом подавления мятежей Густава Вазы и Фредерика Голштинского стало окончательное упразднение выборной монархии и установление режима сильной королевской власти, ограничение полномочий риксрода в пользу короля.

1526 год – битва при Мохаче, разорение Венгрии османами. Ввиду отсутствия у кайзера в этой АИ средств на венгерскую войну – он зависит от доброй воли Генеральных Штатов Нидерландов – на троне Венгрии утверждается Янош Запольяи, ставленник Османской империи, при котором Венгрия превращается в османского вассала подобно Валахии и Молдавии. Зато сословия Чехии, уже исповедующей гусизм (утраквизм) и склоняющейся к протестантизму, избирают Кристиана II своим королем.

1530 год – османы, обеспечив с разгромом Венгрии безопасную границу своей империи в Европе, нападают на кызылбашский шиитский Иран, пользуясь малолетством шаха Тахмаспа, и к 1535 году отторгли у Ирана Месопотамию, Грузию и Армению.