ФЭНДОМ

  1. REDIRECT Шаблон:Государственный деятельКарл I Мрачный (21 марта 1227 года - 7 января 1285 года, Александрия) - граф Анжу и Мэна в 1246-1251 годах, граф Прованса и Форкалькье в 1246-1251 годах, король Египта с 1251 года, король Иерусалимский с 1266 года. В юности, до Седьмого крестового похода и восхождения на трон новообразованного Египетского королевства, носил прозвище Анжуйский в честь дарованного старшим братом, королем Людовиком IX, апанажа. Прозвище "Мрачный" получил за то, что почти никогда не улыбался и был человеком довольно тяжелого нрава.

Детство и юность

Карл родился спустя несколько месяцев после смерти отца, короля Франции Людовика VIII Льва, умершего от дизентерии, которой он заразился в ходе войны против графа тулузского. В отличии от своих братьев Роберта и Альфонса, получивших от отца богатые апанажи в лице графств Артуа и Пуату, он не получил ничего, пока в 1246 году Людовик IX не даровал ему графства Анжу и Мэн; также он возвел Карла в рыцари. Благодаря дипломатии Людовика и его матери, королевы Бланки Кастильской, Карл тогда же женился на Беатрисе, младшей из дочерей графа Прованса и Форкалькье Раймунда Беренгере IV и наследнице его владений. Став графом Прованским, Карл столкнулся с оппозицией, в которую вошли большинство городов и дворян, на стороне которой стояла и жена Людовика Маргарита Прованская, старшая из дочерей Раймунда, считавшая себя законной наследницей отцовских владений, а также теща Карла, графиня Беатриса Савойская.

Седьмой крестовый поход

В 1248 году Карл, как верный брат и вассал, отправился вслед за Людовиком IX в крестовый поход против айюбидского султаната в Египте. В ходе боевых действий Карл отличился в сражениях близ Александрии (16 декабря 1249 года) и при Фарискуре (29 февраля 1250 года), где французы разбили войска Айюбидов, причем в первом из этих сражений Карл спас положение, не допустив смешения боевого порядка, которое могло бы позволить мусульманам разгромить армию крестоносцев по частям. Поэтому когда 9 ноября 1251 года Каир был взят французами, Людовик IX с согласия прочих вождей крестового похода возвел Карла в короли Египта. Понимая, что, находясь в Египте, он не сможет уделять достаточного внимания своим французским владениям, а также узнав о мятежах в Провансе, он вернул в королевский домен принадлежащий ему апанаж, а также отказался от Прованса в пользу Маргариты Прованской.

На троне Египта

Начало правления

К 1252 году организованное сопротивление мусульман в Египте было сломлено, однако в 1253-1254 годах в Верхнем Египте, менее подконтрольном завоевателям-"франкам", продолжались выступления мамлюков и местного населения, особенно бедуинов, против христианского владычества. Понимая, что не может подавить этот мятеж силами одних рыцарей и наемников, прибывших с ним в Египет, Карл начал создавать ополчения из местных коптов, предоставляя им неограниченные полномочия по борьбе с исламским сопротивлением. В ходе согласованных действий "франков" и коптов, значительная часть мусульманского населения была изгнана или убита; многие новообращенные мусульмане, бывшие коптам и принявшие ислам ради налоговых льгот, теперь вновь стали коптами или даже приняли католицизм.

Вследствие политики Карла этноконфекссиональный состав населения Верхнего Египта - самого плодородного района созданного крестоносного королевства - резко изменилось. Лучшие земли были розданы в лен "франкским" феодалам. Вместе с тем, Карл, осознаая необходимость подстраиваться под египетские реалии, внедрил систему, в рамках которой все ленники были непосредственными вассалами короля, а также обязаны следить за проведением ирригационных работ. Кроме того, хотя мусульманское население зачастую изгонялось из крупных городов Египта, куда заселялись общины итальянцев и провансальцев, король стремился не допустить излишней самостоятельности городов от королевской власти, как в Утремере. Кроме того, остатки мусульман получили возможность остаться в Египте в обмен на уплату повышенных налогов. Всё это обеспечило скорое установление в Египте порядка.

В 1254 году Папой Римским стал Александр IV, стремящийся добиться примирения церквей, в связи с чем в Египет были направлены папские легаты. Благодаря их усилиям, поддержанным королевской властью, несколько коптских епископов организовали "копто-католическую" церковь, признающую верховенство Папы и католическую догматику при сохранении коптской догматики; некоторые копты ради возможности делать карьеру при королевском дворе вошли в неё. К унии склоняли и представителей Александрийской православной церкви. Вместе с тем, понимая, что он нуждается в поддержке коптского населения, Карл Мрачный не прибегал слишком активно к насилию для принуждения коптов и прочих египетских христиан-некатоликов к унии, удерживая от этого и папских представителей, склонных к фанатизму.

Отношения с монголами

В январе 1256 года началась монгольская кампания на Ближнем Востоке, направленная сперва против исмаилитов-низаритов (разгромлены в 1256-1257 годах), а потом - против багдадских халифов Аббасидов (Багдад пал 20 февраля), монголы под командованием Хулагу столкнулись с контролирующей Левант державой Юсуфа ан-Насира, в которую бежали недобитые мамлюки, что позволило ей стать гегемоном Ближнего Востока и стремиться к отвоеванию Египта. В этой связи Карл Мрачный установил с монголами союзные отношения, отправив им роскошные дары (оформленные для них как "дань") в обмен на возможность вернуть под контроль христиан земли к западу от Иордана. Идеологически союз обосновывался тем, что многие знатные монголы склонялись к принятию христианства и покровительствовали немусульманам на завоеванных землях ими исламского мира.

Осенью 1259 года монголы вторглись во владения ан-Насира, двигаясь к его столице - Халебу (Алеппо). Одновременно армия Карла Мрачного и баронов Иерусалимского королевства, которых он убедил в необходимости сотрудничества с Монгольской империей, двинулась на Иерусалима. 20 сентября Карл разгромил на подступах к Иерусалиму армию эмира Кутуза, после чего Иерусалим был взят крестоносцами и очищен от нехристианского населения; к концу 1260 года земли к западу от Иордана были взяты под контроль, а восточный берег Иордана передан рыцарским орденам госпитальеров и тамплиеров, построивших там свои замки для защиты от набегов бедуинов. 18 января султан ан-Насир и эмир Бейбарс были разбиты под Халебом монголами, и Сирия перешла под контроль завоевателей. Кроме того, князь Антиохии Боэмунд VI также выступил на стороне Карла и восстановил связь по суше между графством Триполи и Антиохией, отобрав у мамлюков побережье Южной Сирии.
Byzantium1300-0

Государства Леванта в 1289 году

Управление в Утремере

Де-факто Карл Мрачный уже с 1253 года (после смерти прошлого бальи, короля Кипра Генриха) был королем Иерусалима, управляя всем королевством, в том числе и приморскими городами, однако первые шесть лет он довольствовался скромным титулом бальи: титулярным королем Иерусалима был Конрадин Гогенштауфен. Однако вскоре Карл стал и истинным королём: в 1266 году Конрадин по настоянию французов и Папы Римского Климента IV передал титул Карлу, после чего вассалами Александрии стали Антиохия, Кипр и Триполи. Вскоре, благодаря разумной и взвешенной политике Карл Мрачный смог установить мир как в Египте, так и на Леванте: опустошенная набегами сарацин Палестина вновь начала принимать цивилизованный вид. Кроме того, были скреплены связи с вассалами и прочими христианскими государствами: сын Карла, также Карл, получил в жены Иоланду де Лузиньян, дальнюю родственницу короля Кипра, а сам Карл после смерти своей жены Беатрисы вторично женился на дочери киликийского царя, которая, однако, умерла в 1270 году.

В 1269 году Карл Мрачный вместе с братом Людовиком Святым и королем Сицилии Конрадином атаковали тунисское государство Хафсидов, где получили приют сторонники прежнего короля Сицилии, Манфреда. Союзники быстро занял большие территории, а собственно Карл захватил Триполитанию и юг Туниса, дойдя до города Габес. Крестоносцы, однако, вскоре столкнулись с неблагоприятным климатом и враждебным населением, поддержкой которого воспользовались правители Алжира, Абдальвадиды, вторгшиеся в 1275 году в Тунис и разгромившие сицилийские войска у города Джендубы, где погиб и король Конрад. На следующий год сицилийцы эвакуировались из Африки, а египтяне отступили в Триполи, который смогли успешно удержать и позднее.