ФЭНДОМ

Китайская Народная Республика
Flag of the People's Republic of China National Emblem of the People's Republic of China.svg
[[Image:{{{Карта}}}|200px|{{{Карта}}}]]
Год основания: 1949
Официальный язык: Китайский
Форма правления: Социалистическая республика
Столица: Пекин
Глава государства: Председатель
Глава правительства: Премьер Государственного Совета
Правящая партия: Коммунистическая партия Китая
Государственная религия: Светское государство
Территория: 9 633 138 км²
Население 1 389 568 345 чел.
Валюта: Китайский юань
Китайская Народная Республика' (кит. трад. 中華人民共和國, упр. 中华人民共和国, пиньинь Zhōnghuá Rénmín Gònghéguó, палл: Чжунхуа Жэньминь Гунхэго, сокращённо КНР или просто Китай) — государство в Восточной Азии, крупнейшее по численности населения государство мира, занимает третье место в мире по территории, уступая России и Канаде.

Граничит с Россией, Монголией, Казахстаном, Кореей, Вьетнамом, Лаосом, Индией, Мьянмой, Непалом, Бутаном, Пакистаном, Филиппинами и Японией

Государственно-политическое-устройство

Согласно Конституции 1992 года, Китайская Народная Республика является унитарным социалистическим государством демократической диктатуры народа.

Главой государства является Председатель КНР, избираемый Всекитайским Собранием Народных представителей на пять лет и имеющий право занимать эту должность не более двух сроков подряд. 

Высшим органом государственной власти является Всекитайское собрание народных представителей, состоящее из 3000 депутатов, избираемых региональными собраниями народных представителей сроком на 5 лет. Сессии ВСНП созываются на ежегодной основе.

После объединения Китая и Тайваня, в КНР разрешена многопартийная система, в частности была разрешена партия Гоминьдан

История

"Социализм с китайской спецификой"

Alg deng xiaoping

Реформатор Китая, Дэн Сяопин.

Сразу после смерти Мао Цзэдуна и раргрома Банды Четырех, стал вопрос о том каким путем идти Китаю дальше. Обозначилась явная конкуренция между прагматиками во главе с Дэном Сяопином, и консерваторами во главе с Хуа Гофэном. Однако путем интриг глава консерваторов Хуа Гофэн, был снят с поста Председателя ЦК КПК, и заменен на союзника Дэна Ху Яобана. Сам Дэн Сяопин занял пост Председателя Военного Совета, контролируя армию. С этого момента начались глубокие реформы в Китайской экономике, и в обществе.  В команду Дэна в те годы входил Цжао Цзыян, который не смотря на отсутствие специального экономического образования руководил внедрением самых важных экономических новшеств в Стране. Неординарность реформ заключалась в том что Чжао Цзыян уже провел их в провинции Сычуань еще когда Председатель Мао был жив.
Chao Chiyang

Чжао Цзыян.

Дэн Сяопин же увидел на примере провинции какой должна быть новая экономическая модель страны, и быстро подхватывал новшества.

Весь комплекс реформ, и идеологическая программа поддерживающая эти реформы называлась "Социализмом с Китайской спецификой". Ху Яобан, сторонник Дэна Сяопина, прилагал огромные усилия для сдерживания консерваторов-маоистов, и просоветских уклонистов, в эти годы ведеться усиленная пропаганда против перечисленных. Однако во избежания столкновений между различными политическими группировками, не происходит развенчивания культа личности Мао Цзэдуна, на подобие как в СССР в 1956 году был развенчан культ личности Сталина.

Реформы шли своим чередом, уровень жизни в Китае рос, благодаря открытости миру, в Китай потекли инвестиции, в основном на побережье, из-за чего внутренние районы, и особенно сельская местность плохо развивались. Но с введением рыночных методов, уровень производства продовольствия вырос, равно как и производство техники, и электроники.

Изначально Дэн Сяопин шел по пути углубления реформ, для того чтобы стилизировать китайскую экономику к экономике Гонгконга и Макао которые он желал вернуть, тем самым усилив экономический рост.
44319

1989 год. Печальный итог первого этапа реформ.

 Однако проходя эту реку, Дэн забыл нащупать камни, вообщем как и его ближайший на это время сподвижник, и идейный вдохновитель реформ Чжао Цзыян. Углубление реформ, и введение в обиход закона о рентабельности производств, вызвал по мимо роста новой смешанной экономики КНР так же и рекордную безработицу, особенно в сельских районах в которые не шли инвестиции. Это привело к расколу в партии, одна часть была за продолжение реформ тем самым призывая во первых забыть о нуждах народа, а во вторых потерять монополию на власть. А другая часть собственно была за то чтобы остановить на время реформы, и заняться создавшимися проблемами, сохраняя монополию. Вскоре после смерти представителя Реформаторов Ху Яобана, случилось восстание на площади Тяньаньмэнь. Чжао Цзыян был отстранен от власти, его место занял Цзян Цзэминь, а Дэн Сяопин принял курс на стабилизацию. 
Picture22

Цзян Цзэминь.

В последующие годы с возвращением Гонгконга и Макао в конце 90-х, "Социализм с Китайской спецификой" получил еще одно идеологическое вливание но уже от Цзяна Цзэминя, который ввел в практику "Теорию о трех представительствах", благодаря которой был открыт путь в КПК бизнесменам, тем самым став завершительной фазой вхождения Гонгконга и Макао в Китай. 

В нынешнее время когда Коммунистическая Партия Китая уже не занимает лидирующей роли, при многопартийности, "Социализм с Китайской спецификой" тем не менее остаеться регулирующей теорией в социальной и экономической политики Китая. Однако сейчас слово Социализм не имеет идеологической окраски, и трактуеться как единство, равноправие, и согласие всего народа. Партия Гоминьдан вновь разрешенная в 2010 году после объединения Тайвани с КНР так же приняла Социализм с Китайской спецификой в качестве одной из основных идеологий, но под названием Национального Китайского Социализма.

"Одна страна - две системы"

Во время реформ экономики, и открытия Китая всему миру, Дэн Сяопин поднял вопрос о возвращении Гонгконга и Макао Китаю. До него этот вопрос поднимал Хуа Гофэн, но тогда переговоры с Британией были прекращены, так как Британцы не желали отдавать Гонгконг Китаю, и менять тамошнюю экономическую систему. 

Для того чтобы вернуть Гонгконг Дэн Сяопин решил пойти по пути углубления реформ, и стилизации экономики под стандарт Гонгконга, однако тогда бы монополия партии на власть стала бы под вопросом. После трагедии на площади Тяньаньмэнь в 1989 году, Китай пошел по пути стабилизации экономики. Хоть сам Дэн ушел из политики, его влияние на паритию было еще велико. 

0b1b97062b89da59ae9129c66eca7eaa

Гонгконг (Сяньган) сегодня.

Вскоре Дэн выдвигает новую программу: "Одна страна - две системы". Суть программы заключалась в том что Китай не будет менять экономическую ситему Гонгконга и Макао, и Китай не будет перестраиваться под два региона. Эта идея понравилась Британии, и в 1997 году Гонгконг вернулся в состав Китая, а через два года и Макао.

Сразу после возвращения данных территорий были созданы два особых административных района, что подстегнуло развитие Макао, и Гонгконга, так как они получили новые территории, и подстегнуло развитие прибрежных районов Китая, куда бизнесмены Гонгконга, и бизнесмены из остального мира имеющих доли в Гонгконге инвестировали все больше и больше средств. 

Macau china

Макао (Аомынь) сегодня.

Все это благоприятно сказывалось на экономику Китая, и на промышленный потенциал, что привело ко второму промышленному буму в Китае. Плюс ко всему, "глобальное потепление отношений с Россией" где в эту пору случилось экономическое чудо, позволило закупать сырье, продовольствие, и необходимую технику у России, плюс получать инвестиции оттуда. Это привело к созданию крупных Русско-Китайских конгломератов, и созданию Харбинской Экономической Зоны. 

В целом в годы Китайского экономического чуда данная программа, оправдала себя, хотя и создала много новых проблем, такие как например отставание сельского хозяйства, развитие только определенных районов Китая, и идеологический барьер. Третья проблема была эффективно преодолена Цзян Цзэминем создавшим теорию о трех представительствах, открывшей дорогу в партию бизнесменам. 

Данный принцип в это же время использовал и Ли Джин Ха, при объединении КНДР и Республики Корея в Демократическую Конфедеративную Республику Корё. Что завершило 7-ми летний период устранения различий, и объединения Корейского народа в одну нацию. Справедливости ради стоит заметить что похожую программу выдминул Ким Ир Сен еще в 1987 году, и в 1993 согласно ей же был подписана двухсторонняя ассоциация между КНДР и РК, открывшая границы между двумя государствами, и открывшую путь к объединению которое завершил Ли Джин Ха. Среди Корейцев и некотарых Китайцев бытует на этот счет миф о том что Дэн Сяопин нагло украл идею с двумя системами у Ким Ир Сена, и у Ли Джин Ха.

Taibei Тайбэй 1

Тайбэй сегодня.

Уже в новом тысячилетии встал вопрос о статусе Тайвани. В 1949 году по окончанию гражданской войны в Китае там расположилось правительство Националистического Китая во главе с Чаном Кайши. По прошествии минувших десятилетий к власти на острове пришли коренные жители Тайвани. И после начавшихся реформ в Китае, появилась идея возвращения Тайвани в состав Китая. Данную идею долгое время отвергало правительство Тайвани, однако под давлением России и ДКРК которые были посредниками на переговорах, Тайвань пошла на переговоры. Так как экономика Тайвани так же была капиталистической, в дело вновь пошла программа "Одна страна - две системы". В 2008 году Тайвань вошла в состав Китая, на правах Особой Автономной Республики. Но для окончательного объединения потребовалось провести масштабные реформы власти в КНР. В частности была разрешена партия Гоминьдан. Упразднена монополия на власть КПК. И Всекитайское Собрание Народный Представителей стало многопартийным. В 2010 году были проведены первые демократические выборы в ВСНП. Согластно поправки к конституции КНР Председателя КНР теперь избирал не съезд партии а ВСНП  на период дальнейших демократических реформ.

Данная программа изменила Китай, и открыла новую эру в истории этой великой страны, и народа. 

Битва за Африку

С конца 1990-х, между тремя сторонами большой политики - Россией, США и Китаем началась гонка за Африку, цель которой - установление сфер влияния на черном континенте. В ходе этой гонки, КНР застолбила собственную сферу влияния в Эфиопии, Сомали, Судане и Уганде, а также в Тунисе и Западной Африке. В частности, Китай начал вести поставки оружия и экономической помощи в Сомали. В это же время, правительство Китая нейтрально отреагировало на учения "Гефест", проводимые Россией и странами ОДКБ, а также представители Китая воздержались на голосовании по поводу Иракской кампании.

Современность

Экономика

Согласно Конституции, КНР является социалистическим государством, однако около 70% внутреннего валового продукта обеспечивается частными предприятиями. В соответствии с поправками к Конституции, принятыми в 2004 году, частная собственность является «неприкосновенной». Официально КНР называет свой нынешний экономический строй "строительством социализма с китайской спецификой". Оценки отдельных экономистов о формах экономики в Китае сильно разнятся. 

С 1980 года по 2012 год экономика КНР выросла в 30 раз, однако после новой социальной политики рост ВВП Китая снизился. Во многом рост объясняют переходом Китая на рыночную экономику, а резкое падение - как растрату экономического потенциала.

Основными статьями экспорта Китая в страны мира являются электрооборудование, товары легкой промышленности и мебель. 

Однако с 1990-х и 2000-х годов, Китай впал в зависимость от импорта российских товаров и сырья. Несмотря на всю мощь экономики и низкую цену рабочей силы, устаревшее китайское производство уступает российскому.

Внешняя политика и международные отношения

Китайская Народная Республика входит в состав таких организаций как ООН, ШОС, ВТО. Также, Китай имеет ряд союзников в Юго-Восточной Азии и Африке (Судан, Эфиопия, Сенегал, Мадагаскар и др.)

Отношения с Россией

Отношения с Кореей

Население

Вооруженные силы

Народно-освободительная армия Китая (НОАК, кит. упр. 中国人民解放军, пиньинь: Zhongguo Renmin Jiefang Jun, палл.: Чжунго Жэньминь Цзефан Цзюнь) — официальное название вооружённых сил КНР, крупнейших по численности в мире (2 250 000 человек на действительной службе).

По законодательству Китая, воинская повинность предусмотрена для мужчин с 18 лет, добровольцы - с 18 до 49 лет, резервисты - до 50 лет. В военное время может быть мобилизовано до 600 миллионов человек. 

Основными родами войск являются Сухопутные войска, Военно-воздушные силы, Военно-морской флот, Стратегические ракетные силы и Народная вооруженная милиция. Общая численность НОАК составляет 2 млн. 400 тыс. человек, а так же 7350 танков, около 2500 самолётов, и 700 боевых кораблей. На вооружении Китая стоит 240 ядерных боеголовок. Однако Вооруженные силы испытывают проблему устаревания многих образцов боевой техники, включая самолеты.

С 1979 года Китай перешел на тактику использования мобильных групп, что связано с поражением в Китайско-вьетнамской войне.