ФЭНДОМ

Колчак, Александр Васильевич (1874-1919) - русский военный и
Колчак.png

Верховный правитель Российского государства А.В. Колчак.

политический деятель, полярный исследователь и учёный-океанограф, участник Русско-японской, Первой мировой и Гражданской войн. Вождь и руководитель Белого движения, Верховный правитель России (1918—1919 гг.).

Родился в Петербурге, в семье генерал-майора по Адмиралтейству В.И. Колчака. Получил домашнее образование. Окончил три класса 6-й Петербургской классической гимназии (1888), Морской кадетский корпус (1894).

1895-1899 гг. проходил службу на крейсерах "Рюрик" и "Крейсер" на Тихом океане. Увлёкся океанографией и гидрологией. 1900-1902 гг. участвовал в экспедиции барона Э. В. Толля по Северному Ледовитому океану. В 1903 занимался поисками следов экспедиции.

В японскою войну, сначала на крейсере "Аскольд", потом командиром миноносца "Сердитый". Ранен. Был в плену. По возвращении награждён золотым Георгиевским оружием.

1906 - 1912 гг. в Морском генеральном штабе. С 1912 г. на Балтийском флоте.

Во время первой мировой войны занимался минными постановками на Балтийском море. Командир минной дивизии (1915). Вице-адмирал, командующий Черноморским флотом (1916).

Не смотря на отрицательное отношение к февральским беспорядкам в Пертограде, присягнул Временному правительству. Выступал за продолжение войны и поддержание железной десциплины в армии и на флоте, за что министр - председатель Керенский вынудил его выйти в отставку и отправится в США для консультирования американских специалистов об опыте использования русскими моряками минного оружия на Балтийском и Чёрном морях.

Прибыв в Японию, Колчак узнал об Октябрьском перевороте, ликвидации Ставки Верховного Главнокомандующего и начатых большевиками переговорах с немцами. В Токио вручил британскому послу просьбу о приеме в английскую действующую армию, но после получения телеграммы русского посланника в Китае Кудашева, уехал в Маньчжурию для формирования русских воинских частей.

Из-за разногласий с атаманом Семёновым и управляющим КВЖД генералом Хорватом оставил Маньчжурию и выехал в Россию, намереваясь вступить в Добровольческую армию ген. Деникина.

Осенью 1918 г. прибыл в Омск. После переворота 18 ноября 1918 г. избран Верховным Правителем Российского государства, признан на этом посту всеми руководителями Белого движения.

После неудач Белого Восточного фронта летом и осенью 1919 г. был вынужден 12 ноября покинуть Омск. 14 ноября эшелон Верховного Правителя был пущен под откос диверсантами Особого отдела 3-й советской армии. Тяжелораненый адмирал был доставлен 16 ноября в Новониколаевск, где, перед смертью, подписал свои последнии указы: о передаче полномочий Верховного Правителя ген. Деникину, назначении В.Н. Пепеляева главой правительства Русской восточной окраины, ген. Каппеля главкомом войск Западной Сибири, ген. Семенова главкомом войск Забайкалья и Дальнего востока.

Скончался 18 ноября 1919 г. Останки были перевезены сначалав Иркутск, а после окончания гражданской войны в Петербург. Похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры.

Также на ФЭНДОМЕ

Случайная вики