ФЭНДОМ

Любовь на фоне гражданской войны

«Любовь на фоне гражданской войны». Молодая пара на Красной площади обнимается после участия в акции в поддержку Ельцина.

Конституционный кризис в Российской Федерации — политическое противостояние между двумя ветвями власти (исполнительной и законодательной) по вопросу конституционного устройства Российской Федерации. Противостояние завершилось конституционным собранием и последующем всенародном референдумом на котором была принята новая конституция.

С одной стороны конфликта стоял президент Российской Федерации Борис Ельцин, правительство во главе с председателем Юрием Скоковым, мэр Москвы Юрий Лужков и ряд региональных руководителей, а также часть народных депутатов — сторонники Ельцина; с другой стороны — руководство Верховного Совета и большая часть народных депутатов во главе с Русланом Хасбулатовым, а также вице-президент Российской Федерации Александр Руцкой.

Предпосылки противостояния

Противостояние мотивировалось различиями в представлениях сторон конфликта о реформировании конституционного устройства суверенной России и путях её социально-экономического развития. Президент выступал за скорейшее принятие новой Конституции, усиление президентской власти и либеральные экономические реформы. Верховный Совет и Съезд, напротив, выступали за сохранение всей полноты власти у Съезда народных депутатов (до принятия новой Конституции)[1], и против при проведения радикальных экономических реформ.

По мнению сторонников Президента причины конфликта заключались в чрезвычайно широких полномочиях Съезда Народных депутатов, которые позволяли ему мешать работе исполнительной власти. Сторонники Верховного совета, обычно признаю главной причиной конфликта — стремление президента к получению широких полномочий, в обход системы разделения властей.

История кризиса

Отставка правительства и первый компромисс

1 декабря 1992 года в Москве открылся седьмой Съезд народных депутатов, на протяжении всей работы которого депутаты и руководство Верховного Совета подвергали критике правительство Егора Гайдара, в результате чего 9 декабря Съезд не утвердил представленную Борисом Ельциным кандидатуру Гайдара на пост председателя правительства. Важно отметить, что незадолго до этого президент предложил, а Съезд поддержал законопроект, согласно которому назначение министров обороны, внутренних и иностранных дел должно происходить с согласия Верховного совета, в обмен на это было дано обещание о назначении Егора Гайдара на пост главы правительства.

Гайдар на VII Съезде Народных депутатов

Выступление Егора Гайдара на VII Съезде Народных депутатов.

10 декабря президент Ельцин, выступая на Съезде, подверг резкой критике работу депутатов, предложил к обсуждению идею всероссийского референдума по вопросу о доверии Съезду и Президенту.

11 декабря по инициативе председателя Конституционного суда В. Д. Зорькина прошли переговоры президента Ельцина и председателя Верховного Совета Хасбулатова. В результате компромисса Съезд замораживает часть только что принятых поправок к Конституции, ограничивающих полномочия президента, и соглашается назначить на весну 1993 года референдум по вопросу доверия Президенту и Съезду Народных депутатов.

На следующий день, 12 декабря, Съезд принял Постановление «О стабилизации конституционного строя Российской Федерации». Согласно принятому документу, 14 декабря Съезд на основе «мягкого» рейтингового голосования должен был отобрать три кандидатуры на должность председателя правительства, одну из которых президент представил бы Съезду для утверждения, а на 6 марта 1993 года назначался референдум по вопросу доверия россиян Президенту и избранным в 1990 году народным депутатам. В результате, 14 декабря было проведено многоступенчатое голосование, по итогам которого председателем правительства был утверждён Юрий Скоков.

Мартовский референдум

6 марта состоялся референдум, включавший 4 вопроса:

Да-да-нет-да

Агитация сторонников президента

  1. Доверяете ли Вы президенту Российской Федерации Б. Н. Ельцину? (56,4% за)
  2. Одобряете ли Вы социально-экономическую политику, осуществляемую президентом Российской Федерации и правительством Российской Федерации с 1992 года? (50,9% за)
  3. Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов президента Российской Федерации? (52,1% за)
  4. Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов Российской Федерации? (67,2% за)

В референдуме приняли участие 65,21% избирателей.

11 марта Центральная комиссия всероссийского референдума признала его состоявшимся. Официальные итоги референдума были таковы: по первому и второму вопросам решения приняты, так как за них проголосовало более половины граждан, принявших участие в референдуме. По третьему и четвёртому вопросам решения не приняты, так как за них проголосовало менее половины граждан, имеющих право участвовать в референдуме (согласно действовавшему законодательству, для принятия решения по двум последним вопросам необходимо было набрать большинство голосов от общего числа избирателей).

Противостояние Президента и Съезда Народных депутатов

После Всероссийского референдума, 7 марта 1993 года Борис Ельцин освободил Александра Руцкого от всех полномочий (не сняв при этом с должности Вице-президента).

12 марта 1993 года в Москве открылся VIII Съезд народных депутатов. В тот же день было принято Постановление «О мерах по осуществлению конституционной реформы в Российской Федерации», которое фактически отменяло постановление VII Съезда «О стабилизации конституционного строя Российской Федерации» и вновь ограничивала власть президента.

Выступление президента 20 марта 1993 года

Выступление Бориса Ельцина по телевидению

20 марта Ельцин выступил с телевизионным обращением к народу, в котором подвёл итоги внеочередного съезда депутатов и объявил о приостановке действия Конституции и введении «особого порядка управления страной», который фактически приостанавливал работу Съезда Народных депутатов и Верховного Совета. Впрочем, данный указ противоречил нормам действовавшей конституции России. Большинство россиян поддержали решительные действия президента[2].

На мне как на президенте лежит государственная обязанность обеспечить сохранение единства и целостности Российской Федерации, межнационального согласия в стране. На мне как на президенте России лежит государственная обязанность обеспечить дальнейшее продвижение преобразований. Вижу во всем этом свой гражданский, свой патриотический, да и свой человеческий долг. — слова Бориса Ельцина в ходе выступления по телевидению 20 марта 1993 года.

На экстренном заседании Верховного Совета РФ 21 марта Александр Руцкой открыто осудил действия президента, призвал Верховный Совет, Конституционный суд, Генеральную прокуратуру подойти к решению этого вопроса спокойно, демократическим образом.

26 марта в Москве собрался IX (чрезвычайный) Съезд народных депутатов.

28 марта Съезд отклонил проект постановления о назначении досрочных выборов президента и народных депутатов, а также провёл голосование по вопросу об отрешении Ельцина от должности президента (одновременно проводилось голосование по вопросу об освобождении от должности председателя Верховного Совета — Руслана Хасбулатова). За отрешение президента от должности проголосовало 617 (то есть менее 2/3 от 1033 зарегистрированных депутатов), против — 268. Пропрезидентское меньшинство на Съезде народных депутатов спасло президента от импичмента. Кризис затягивался.

Конституционное совещание и июльский референдум

Попытки конституционного суда примирить стороны провалились, так как предложенный им «нулевой вариант» (одновременный роспуск Съезда Народных депутатов и Верховного Совета при досрочных выборах Президента) не устраивал Президента, поскольку в таком случае после выборов ему пришлось бы вновь работать со Съездом, обладающим очень большими полномочиями. Верховный совет, впрочем, также не хотел сохранения действующей конституции, поскольку в существующей редакции правительство не было подотчётно совету.

Митинг за Ельцина

Митинг в поддержку Президента Ельцина

Опубликованный позднее Президентом проект конституции не устраивал Верховный совет из-за слишком широких полномочий президента, а предложение группы депутатов Верховного совета сохранить действующую конституцию – не устроило самого президента.

Поскольку сам Борис Ельцин не был уверен в успешности решения конституционного кризиса «силовым вариантом», то он стал давить на Верховный совет с тем, чтобы решить сложившееся противоречие возвращением постановления «О стабилизации конституционного строя Российской Федерации» на время экономических реформ. Обстановка ещё и накалялась тем, что прошёл слух о том, что вскоре будет созван Чрезвычайный Съезд Народных депутатов на котором вновь будет поднят вопрос об отречении Бориса Ельцина от должности.

В этих условиях, вечером 9 апреля, по телевидению выступил соавтор реформ «500 дней», Григорий Явлинский с предложением открыть конституционное совещание, чтобы на нём решить сложившийся кризис. Хотя первоначально президент отказался от данного предложения, тем не менее, угроза скорого отречения от должности заставила его созвать конституционное совещание. Конституционное совещание возглавил представитель от Конституционного суда и сам Григорий Явлинский, как человек несвязанный с государственными органами власти. Позднее, к конституционному совещанию присоединились представители от Верховного совета, которые не желали получить пропрезидентскую конституцию.

В ходе совещания был принят проект конституции Российской Федерации, который брал за основу премьер-президентскую систему Франции. Новая политическая система предполагала достаточно широкие полномочия президента, избираемого на всенародных выборах, и, в то же время, большие полномочия парламента. Особенность такой системы заключалась в особом положении премьер-министра и правительства – главу правительства назначает исключительно президент, но лишь парламент имеет право смешения министров и роспуска правительства. Благодаря этому, правительство было подотчетно исключительно парламенту. Кроме того, президент обладает правом «слабого» отлагательного вето и правом роспуска парламента. В тоже время Парламент может объявить президенту импичмент 2/3 голосов каждой из палат. Наконец, важнейшая особенность конституции для самого Бориса Ельцина это то, что она ставит президента в особое положение «на схваткой», позволяя перекладывать политическую ответственность на правительство и парламент.

Заседание ЦИК

Заседание Центральной избирательной комиссии по результатам референдума и досрочных выборов

Такая конституция должна была помочь России избежать политических кризисов в будущем. Окончательная версия новой конституции Российской Федерации была опубликована 30 апреля. В тоже время обе стороны согласились провести досрочные выборы с тем, чтобы в один день провести референдум по вопросу принятия новой конституции, избрания нового парламента и президента. Выборы и референдум был назначен на 18 июля 1993 года.

18 июля состоялось всенародное голосование по Конституции России, в ходе которого за новую Конституцию проголосовало 71% участников референдума. Вместе с тем прошли выборы в Совет Федерации и Государственную Думу первого созыва. Досрочные выборы президента не выявили победителя — ни один из кандидатов не набрал необходимых 50% голосов избирателей (Борис Ельцин набрал лишь 46,3%). На 1 августа был назначен второй тур президентских выборов.

Примечания

  1. Первоначально предполагалось, что после принятия Конституции Российской Федерации значительные полномочия будут переданы Верховному Совету России. При этом Съезд народных депутатов, после всенародных выборов Верховного Совета нового созыва (намеченных на 1995 год) — и вовсе прекратит своё существование.
  2. По данным Всероссийской центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), позицию Бориса Ельцина, заявленную в обращении к гражданам России, поддержали 57% (23% высказались против).