ФЭНДОМ

Войны на постсоветском пространстве
Дата

12 - 19 декабря 2004

Место

Северо-Казахстанская и Костанайская области

Причина

Положение русских в Северном Казахстане, желание проведения НБП и другими националистами "русской ирреденты"

Итог

Победа Казахстанских войск

Противники
Красный флаг Русская Народная Республика

200px-National Bolshevik Party.svg Национально-Большевистская Партия

Лимонка Батальон "Смерть"

Красный флаг Русское ополчение

РНЕ Русское Национальное Единство

Славянский Союз Славянский Союз

НСО Национал-социалистическое общество

Romanov Flag.svg Организации русских националистов

Альтернативный флаг Добровольцы из России

ВВД Казаки добровольцы

Flag of Kazakhstan.svg Республика Казахстан
  • МВД Казахстана МВД Казахстана
  • ВС Казахстана Вооруженные силы Казахстана

600px-Flag of Russia 1991-1993.svg Россия

Командующие
неизвестно неизвестно
Силы сторон
неизвестно неизвестно
Потери
неизвестно неизвестно
Конфликт в Северном Казахстане (казах. Солтүстік Қазақстандағы қақтығыстар) (12 - 19 декабря 2004) - боевые действия проходившие на территории Северо-Казахстанской и Костанойской обалстях Казахстана, проходил как боевое столкновение полиции и вооруженных сил Республики Казахстан с одной стороны и отрядов самопровозглашённой - Русской Народной Республики, которая руководилась в основном представителями Национал-Большевситской Партии, а также другими структурами радикальных русских националистов, которые рассматривали конфликт в Северном Казахстане как начало "русской ирреденты", которая затем поспособствует смене "антинародной, оккупационной" власти в России. Конфликт окончился победой казахских войск и восстановлением контроля над северными территориями.  

Предыстория

В риторике российских ультраправой и национал-патриотической оппозиции, негативно настроенной по отношению к действующей российской власти, пик противостояние радикалов и российского правительства пришелся на осень 1996-ого года, во многом повышение популярности радикальной оппозиции легко обосновывалось кризисом доверия к умеренной оппозицией, на фоне провалившейся попытки импичмента Президенту Бычкову. Тем не менее, за весь небольшой период "рассвета" радикалам не удалось трансформировать свою популярность в реальные результаты, за исключением, пожалуй, победы на выборах в Ставропольскую Думу. Позднее Фронт Национального Спасения распался на множество организацией, так или иначе поддерживающих идею объединения территорий с русским населением вместе с свержением российской власти.

Особого места заслуживает Национал-Большевистская партия - возглавляемая писателем Эдуардом Лимоновым, которая комбинировала ультраправую идеологию с Большевизмом. Лимонов неоднократно выдвигал идею о создании "единого Русского государства, на территории России, Украины, Белоруссии, Прибалтики и Северного Казахстана", НБП имело свои представительства на Украине, в Белоруссии и в Казахстане, время от времени проводя в республиках различные акции, вроде захвата Башни моряков в Севастополе на День Независимости Украины в 1999-ом году. По воспоминаниям Лимонова над планом восстания в Северном Казахстане он начал работать с начала ещё в 2001-ом году, рассматривая его как первый шаг для осуществления будущей революции во всей России, тем не менее по мере улучшения экономической ситуации количество членов партии сокращалось, а реальных действий по отношению к Казахстану не применялось, по мнению многих близких к Лимонову людей, решение "шокировать весь мир" пришло к Лимонову после того как партия оказалась в состоянии кризиса и число её членов в начале 2004-ого года составило всего 30 тысяч человек. С начала 2004-ого года было подготовлено несколько крупных отрядов, самый известный - Батальон "Смерть", их целью было взять в течение нескольких дней взять под контроль Северо-Казахстанскую и Костанойскую области, объявить там русское государство, после чего по планам Лимонова по всему Северному Казахстану прокатилась бы волна восстаний русского населения и "был бы взят путь на прямую войну, которой уже не избежать и от которой не получится увернуться", при этом по мнению военных экспертов у нацболов и их союзников из маргинальных националистических движений не было шансов захватить крупные многотысячные города - Петропавловск и Костонай. Всего для участия в операции, которая в официальной партийной прессе называлась как "поездка на экскурсию по северным территориям Республики Казахстан" должно было принять участие более 3 тысяч человек, однако, в конечном итоге их число сократилось до полутора тысяч, связано это было как с не хваткой оружия, которое по большей части закупалось на чёрном рынке, так и с не желанием многих членов НБП полноценно участвовать в подобной "войне". Тем не менее, Лимонову удалось верно выбрать время для осуществления своей операции, на фоне сверх не популярной монетизации льгот популярность российского руководства упала как никогда.

Вторжение, объявление Русской Народной Республики

То как боевики Национал-Большевистской партии оказались на территории Казахстана серьезно разнилось от случая к случаю, часть бойцов уже некоторое время жила на территории двух областей, контроль над которыми должны были взять Национал-Большевики, другая часть формирований начало массово переходить русско-казахстанускую границу в начале февраля, позднее несколько национал-большевиков с оружием было схвачено казахскими пограничниками, однако, данные инциденты фактически оказались проигнорированы соответствующими органами среднеазиатской республики. Вооружение боевиков НБП было довольно разнообразным, начиная от пистолетов и охотничьих ружей, заканчивая полноценными автоматами. Отдельную роль в событиях играло казахское отделение Национал-Большевистской, которое было запрещено властями страны ещё в конце 2002-ого года, оно фактически действовало в подполье, но тем не менее сыграло важную роль в подготовке восстания, в особенности в сёлах на севере Северо-Казахстанской и Костанайских областей. Отдельным пунктом должно было стать восстание в Восточном Казахстане, но там оно в конечном итоге сорвалось, из-за трудности переброски в оперативном порядке больших сил на территорию востока страны

Сами активное действия начались рано утром 12 декабря, по большинству источников, с событий в Кызылжарском районе, где несколько десятков вооруженных национал-большевиков окружили здание полиции и администрации села - Бишкуль, местная полиция не очень активно сопротивлялась, чиновники же администрации были выведены на улицу, взятие первого села произошло без единого выстрела, в это же время другие группы национал-большевиков принялись "реквизировать" транспортные средства у населения села, которые далее использовалось как для построения "заграждений" на дороге, так и для последующих поездок в сторону Павлодара, который находился всего в нескольких километрах от села. Подобные же действия отряды национал-большевиков осуществили во многих других сёлах и небольших городках Северного Казахстана, тем не менее, отказавшись от планов "блицкрига", по большей части занятие администраций и отделений полиции проходило спокойно, тем не менее, в городе районного значения - Житикаре, самом большом населенном пункте, занятом национал-большевиками завязался серьезный бой между боевиками и казахстанской полицией, в ходе которого 12 национал-большевиков было убито, около полутора десятков было ранено, также при исполнении своих обязанностей погибло 6 казахских полицейских, тем не менее контроль над городом размером в 35 тысяч человек был взят национал-большевиками. Именно его как временную столицу "восстания" приняло решение использовать руководство НБП, именно там около 1 дня по Москве и 4 часов по местному времени Эдуард Лимонов выступил перед собравшимися национал-большевиками на главной площади города. В своей речи он объявил о возвращении старого названия города, некогда носившего название "Весёлого". Он назвал это первым шагом: "Весёлого, развесистого русского бунта!". Тогда же он объявил о начале жизни "второй, новой России", которая получила название - Русская Народная Республики, сразу после выступления Лимонова над зданием городской администрации был повешен красный флаг, который был объявлен новым флагом РНР. На площади произошла "народная люстрация", чиновники, казахи по национальности были скинуты в мусорные контейнеры, чиновники русские по национальности прошли через процедуру "гражданской казни", в ходе которой были раздеты и по морозу отправлены домой. В целом в результате действия НБП под контроль боевиков менее чем за сутки оказалась территория 9 районов в двух областях Казахстана.

В то же время в столицу Казхастана приходили не очень понятные сведения, лишь после выступления Лимонова в Житикаре стало окончательно понятно с чем столкнулся Казахстан, был срочно созвано заседание Совета Безопасности Республики Казахстан, а сразу после него Нурсултан Назарбаев позвонил в Москву Галине Старовойтовой, где между двумя руководителями государства прошёл, как позднее вспоминала первая женщина Президент, в довольно жесткой форме, что было связано с всеобщим непониманием ситуации происходящей в регионе, тем не менее уже после выступления Назрабаева по телевидению была создана особая контактная группа между двумя правительствами. Вечером Нурсултан Назарбаев выступил по телевидению и призвал казахстанский народ сплотиться для противостояния "экстремистам угрожающим государственной безопасности", в обеих областях был введен режим Чрезвычайной Ситуации, руководство Казахстана объявило о планах разгромить боевиков в течение нескольких дней, направив в области войска, которые должны были прибыть на позиции для разгрома боевиков к утру, в то же время были приведены в боевое состояние пограничные части Казахстана, тем не менее, в условиях отсутствия точной информации о количестве Нацболов и их возможном подкреплении снимать пограничников с границы, было чрезвычайно опасно.

"Объявление войны" стойко было воспринято в рядах боевиков, Лимонов объявил, что Назарбаев и Москва пытается "задушить русскую национальную революцию" и призвал к сопротивлению, Лимонов, который несколькими часами ранее объявил себя Временным Диктатором РНР, заявил, что революция находится под угрозой и объявил о начале формирования, так называемой Русской гвардии, создаваемой на добровольной основе из местного русского и казахского населения поддержавшего боевиков "в традициях чёрной гвардии Нестора Ивановича Махно", сам Лимонов вместе с этим объявил РНР "пристанищем абсолютной свободы", сам Лимонов называл государство "республикой веселья". Сразу после объявления декрета "о защите национальной революции" началось массовое реквизирование средств у населения для того чтобы остановить продвижение казахской бронетехники, валились деревья, на дорогах создавались широкие искусственные заторы, в это же время наиболее тяжелым был конфликт с бойцами - Комитета Национальной Безопасности Казахстана, между боевиками и спецслужбой начались полноценные бои, в первую очередь Национал-Большевиков интересовали арсеналы, КНБК, в которых находилось большое количество, которое требовалось боевикам для сопротивления в ходе грядущей операции. За первый день боёв погибло 8 сотрудников КНБК, вскоре оружие перешло под контроль боевиков и они были готовы 13 декабря встретить наступающие силы.

В это же время активно события развивались и в Москве, после сообщений о том, что НБП осуществило фактическое вторжение в соседнюю страну в Москве в штаб-квартиру партии пришли с обыском, тем не менее сотрудники Полиции обнаружили лишь совершенно здание, с несколькими активистами, вся документация заранее была либо вывезена, либо уничтожена. Начались обыски в квартирах многих крупных деятелей партии, но большинство были уже не в Москве и задержать их не представлялось возможным. Вечером 12-ого декабря, через несколько часов после выступления Нурсултана Назарбаева около двух сотен московских активистов НБП перекрыли движение на Тверской улице и принялись раздавать москвичам буклеты с призывами отправляться в Северный Казахстан и присоединяться к РНР и к грядущей революции. Мэр Москвы - Юрий Лужков сначала заявил, что ничего не знает о происходящем несанкционированном митинге, видимо, желая тем самым в очередной раз показать свое влияние в противовес Кремлю, в результате митинг был разогнан ОПОНом лишь после личного приказа Министра Внутренних Дел - Владимира Васильева. Подобные же акции были организованы различными отделениями НБП по всей России с призывами граждан России к тому чтобы отправляться в Северный Казахстан для защиты "своего будущего и будущего своего народа".

Первые бои

Отряды казахской полиции специального назначения и силы Внутренних Войск начали прибывать на территорию занятую боевиками рано утром 13-ого декабря, при этом их продвижение серьезно затягивалось из-за ранее построенных баррикад и заграждений, в это же время многие члены НБП смогли добраться до крупных городов Казахстана, где начали активно прибегать к тактике "городской гурильи", был обстрелян полицейский участок в Павлодаре, произошла неудачная попытка покушения на акима Северо-Казахстанкой области - Таира Мансурова, в результате которой глава области получил ранения и был доставлен в больницу, произошло также нападение на офис правящей партии "Нур-Остан". Пожалуй, самой крупной акцией стала попытка национал-большевиков захватить центральное здание Северо-Казахстанского государственный университет имени Монаша Козыбаева, занятия в университете были отменены, а потому после нескольких перестрелок с охраной над главным зданием Университеат был вывешен красный флаг РНР, представители партии попытались зачитать заявление руководства Русской Народной Республики подъехали казахстанские полицейские, началась стрельба, в ходе которой которой четыре члена НБП погибло. Как позднее вспоминал осужденный в 2005-ом году Председатель Комитета национальной безопасности Республики Казахстан позднее так говорил о событиях в Павлодаре: "То что все эти акции случились за один день, ярко показало того, что они готовились на протяжении долго времени, вероятно, на протяжении нескольких лет".

В это же время первые бои завязались на территории занятой боевиками, те показали неплохую подготовку и смогли на протяжении нескольких часов в отдельных местах сдерживать наступление казахстанских силовиков, при этом довольно быстро стало понятно, что использовать против вооруженных национал-большевиков стандартные средства для разгона различных митингов, не представляется возможным, поэтому уже с вечера силы Внутренних Войск начали активно применять летальное вооружение, тем не менее, сами Внутренние Войска не были слишком успешны в противостоянии с Национал-Большевиками в виду отсутствия практического опыта в вооруженных конфликтах, Назарбаев тем же вечером вновь выступил по телевидению, обратившись к казахстанскому народу с просьбой разрешить использование в регионе вооруженных сил, по Конституции для этого требовалось официальное разрешение обеих палат Казахского парламента - как Мажалиса так и Сената, голосование было назначено на утро 14 декабря, прекрасно понимая какие будут результаты голосование стягивание войск началось ещё поздно вечером, в то же время давление со стороны внутренних войск фактически прекратилось.

Голосование началось 14 декабря сразу после открытия нижней палаты Парламента, тем не менее, без инцидентов не обошлось, прямо перед парламентом самосожжение произвел 19-летний член Казахстанского отделения НБП - Валерий Виноградов, тем самым желая показать свой протест против использования вооруженных сил против "народной революции", тем не менее это не помешало голосованию и все депутаты обеих палат проголосовали за использование военных сил против боевиков. Ещё до того как голосование было завершено начались первые бои с использованием полноценного летального оружия, после того в наступление было взято несколько районов, ранее находившихся под контролем боевиков. В это же время наступление казахской армии в Житикаре провалилось, боевики подорвали два БТР казахской армии, поэтому "блицкриг" против "Весёлого града" оказался фактически сорван, из-за опасностей больших потерь со стороны казахского командования.

В это же время активно развивались события по другую сторону границы, в Тюменский край и Омскую область прибывали люди желающие присоединиться к "народному восстанию", по большей части они являлись представителями различных ультраправых либо ультралевых организаций и партий, в частности массово прибывали в Ишим ближайшую железнодорожную станцию по пути в Казахстан. В это же время по решению губернатора Киричука в город было стянуто огромное число полицейских и отрядов ОПОНа, дороги на юг оказались перекрыты, а в городе оказались "закрыты" сотни националистов, желавших присоединиться к восстанию. Вечером 14-ого декабря в город прибыл известный музыкант лидер группы "Гражданская оборона" - Егор Летов, прервавший свое турне по городам центральной России. Вечером он дал сторонникам "Народного восстания" концерт, который закончился массовыми беспорядками и взятием городской администрации Ишима, вскоре было созвано "Народное вече", которое объявило город не подчиняющимся законам России, а "народный мэр" - Василий Черкесов объявил о присяге РНР. Администрация была занята на протяжении всей ночи и была освобождена силами ОПОНа лишь рано утром 15-ого декабря, в ходе столкновений Полиции и "мятежников" погибло двое последних, ещё четверо было тяжело ранено. Тем не менее, несмотря на жесткий разгон сторонников РНР несколько десятков россиян смогло прорваться через границу и в следующие дни присоединиться к силам РНР, сформировав несколько добровольческих отряд в составе "Русской гвардии". Тем не менее, уже 15-ого числа межправительственной комиссией России и Казахстана удалось прийти к общему решению относительно совместных действий, которые должны были начаться 16-ого декабря.

Все 16-ое декабря ситуация в занятом боевиками регион напоминала настоящий праздник, отсутствие наступление со стороны казахских войск рассматривалось как фактическое перемирие между "бунтарской России" и Казахстаном и признание победы восстания, тем не менее предчувствую скорый "ответный удар" из российских добровольцев начали в срочном порядке формироваться добровольческие отряды, которые влились в состав вооруженных сил РНР. В тот же день решением Диктатора был сформирован Русский Комитет Государственной Безопасности, в задачи которого среди прочего входила борьба с дезертирством в рядах вооруженных сил РНР, контрразведка, а также по воспоминаниям Эдуарда Лимонова для грядущих диверсий на "вражеской территории", тем не менее, даже формирование РКГБ так начато и не было. Кроме того вечером того же дня Эдуард Лимонов официально сформировал Русский Совет - орган исполнительной власти на территории РНР, большинство постов в нем получили малоизвестные соратники Лимонова по НБП, а вот пост Министра Культуры и Пропаганды, Егор Летов, который был ещё за день до этого задержан в Ишиме и также заочно был восстановлен в рядах Национал-Большевистской Партии.

Разгром РНР

В то время как на территории РНР шло создание различных организация для управления будущим "объединённым русским государством" шли активные переговоры совместной русско-казахстанской комиссии, в результате которых шло обсуждение грядущей операции против боевиков. В конечном итоге, было принято решение отказаться от участия полицейских формирований Казахстана и ограничиться вооруженными силами и казахскими пограничниками при активном участии российской пограничной службы.

Операция против боевиков началась рано утром 17-ого декабря с массивного наступления по всем позициям организованной Казахскими войсками, многие боевики оказались просто не готовы к столь активной и неожиданной атаке, при этом казахские войска приняли решение ограниченно применить против боевиков артиллерию, активное участие в боях проявили и пограничники, которые теперь не опасались прорыва с севера смогли начать полноценное наступление на южные, занятые "Лимоновцами" района двух Казахстанских областей. При этом сразу после начала наступления боевики начали массово сдавать в плен, многие бросали оружие и отправлялись в сторону российской границы, желая сдаться именно российским пограничникам, а не наступающим казахским войскам.

Активное наступление продолжалось по всей "линии фронта" весь день и к концу 17-ого декабря столица РНР была взята под контроль казахскими силовиками. Надо отметить, что Русский Совет успел выпустить и распространить через факс "Призыв к русским людям", который однако, не смог серьезно помочь РНР в сопротивлении регулярным войскам. Большая часть руководства Республики исчезла из поле зрения как своих сторонников так и журналистов вечером 17-ого декабря. В то же время наиболее отчаянно сопротивлялся батальон НБП "Смерть", бои за железнодорожный вокзал Житикара продолжались около 15 часов и привели к большим потерям с обеих сторон, вокзал был взят под контроль вооруженных сил лишь к утру 18-ого декабря, когда оставшиеся в живых бойцы батальона сдались.

Большая часть городов и регионов были взяты под контроль казахстанских военных к концу дня 17-ого декабря, тем не менее разрозненные и ослабленные силы Русской Гвардии, отступили в самые северные районы контролируемые РНР, однако, там на них активно давили казахстанские пограничники, в следующие два дня добивая небольшие осколки боевиков РНР. В это же время Комитет Национальной Безопасности Казахстана активно искал руководство "русских ирредентистов", которые по большей части пропали во время штурма столицы восстания, тем не менее, на первых порах любые попытки найти "революционеров" оказались не успешными. В тоже время уже на территории России 18-ого декабря было восстановлено железнодорожное движение на юге Тюменского края, полицейские начали покидать регион, а "особый режим" для российских пограничников был фактически отменен. Тем же вечером по Казахстанскому телевидению Нурсултан Назарбаев объявил о победе казахстанских вооруженных сил над "преступной, бандитской агрессией". Тем не менее "особый" режим контроля в некоторых регионах Северного Казахстана сохранялся вплоть до конца января 2005-ого года. Также Назарбаев пообещал, что лидеры боевиков будут задержаны в ближайшее время.

Если в Казахстане победа в конфликте была воспринята довольно радостно, то ситуация в России оказалась куда сложнее, фактически все крупные парламентские силы, за исключением НПР осудили действия радикалов в Северном Казахстане, в то же время оппозиция воспользовалась ситуацией продолжив критиковать российское правительство с совершенно разных позиций. Отдельным вопросом стала судьба НБП, на собственность партии был наложен арест, а в отношении руководства Национал-Большевиков были возбуждены уголовные дела по статье - 205 "Терроризм", в следующие месяцы неоднократно поднимался вопрос о запрете Национал-Большевистской Партии на территории России (партия оказалась запрещена на Украине в январе 2005-ого и в марте того же года на территории Белоруссии), тем не менее попытки запрета партии оказались фактически заблокированы Конституционным Судом, что вызвало волну недовольство в Казахстане. Более того, в следующие несколько месяцев партия пережила "новое рождение" и огромный приток молодых сторонников, которые активно проводили акции на территории России. Несмотря на это, в конечном итоге, после потери большей части руководства активность НБП снизилась, Эдуард Лимонов был заочно исключен на съезде партии в декабре 2008-ого года, на фоне международного финансового кризиса, когда партия перешла от частных акций к более активной политической деятельности и поддержки НПР, а также ОКПР. Запрет также не коснулся многочисленных националистических, неонацистских и леворадикальных групп, поддержавших беспорядки и объявление РНР, все они продолжали свое существование, а события наоборот способствовали их укреплению, из ветеранов "северной фаланги Русской Республики" - как именовали свои действия участники беспорядков в Ишиме было образовано движение "Русские", которые, однако, не предпринимали каких-либо чрезвычайных акций вплоть до 2010-ого года.

В Казахстане несмотря на опасения витавшие в российском обществе, ситуация изменилась незначительно, произошло лишь ещё большее укрепление личной власти Нурсултана Назарбаева, вместе с тем произошёл ряд крупных отставок, так уволен и под суд был отдан Нартай Дутбаев, с 2001-ого года возглавлявший Комитет Национальной Безопасности Казахстана, его пост занял Таир Мансуров, Аким Северо-Казахстанской области, бывший посол в России, который после покушения получивший статус народного героя, пост Премьера же занял - Нуртай Абыкаев, глава Администрации Президента, оба руководителя были близки Назарбаеву и представляли "северный клан" в казахском руководстве, наиболее ориентированный и экономически связанный с Москвой. В тоже время после событий на севере страны в казахстанском обществе вновь возникла дискуссия о статусе русского языка и несмотря на то что никаких шагов в конченом итоге в отношении русского языка предпринято не было, это стало частым рычагом влияния Алма-Аты на Москву в процессе решения различных экономических споров и вопросов. В самом Казахстане конфликт называется, не иначе как, как продолжительный "террористический кризис".

Потери, судьба участников

Точная цифра погибших в ходе активной фазы конфликта неизвестна, тем не менее, руководство Казахстана назвало цифру в 18 кадровых военных, 48 полицейских и 25 сотрудников КНБК и 47 гражданских (как простых жителей городов и поселений занятых нацболами, так и чиновников). В то же время многочисленные общественные казахстанские организации заявляли, что потери серьезно превосходят официальные данные, предоставленные Министерством Обороны и Министерством Внутренних Дел более чем в два раза. Организация солдатских матерей "Матери Житикара" назвала цифру в 244 погибших человека с казахстанской стороны и гражданских в ходе, продолжавшегося всего неделю конфликта. Подсчитать число потерь со стороны боевиков фактически не представляется возможным, тем не менее фонд "Русская память" тесно связанный с НБП в России в своем докладе в 2007-ом году написал о не менее чем 290 погибших русских националистов, национал-большевиков и ещё около 30, которые затем погибли или умерли в тюрьмах на территории России и Казахстана.

В то же время судьба руководителей РНР длительное время оставалось неизвестным, Эдуард Лимонов исчез из поля зрения как своих сторонников, так и журналистов ещё 17-ого декабря 2004-ого года, уже через несколько дней "диктатор восстания" был по линии Интерпола объявлен в международный розыск, тем не менее, более полугода каких-либо сведений о судьбе Лимонова не было, активно обсуждалась его гибель во время боев в Северном Казахстане. Первые доказательства того что Лимонов жив и здоров появились через год после восстания, когда ращение Эдуарда Вениаминовича, датированное июлем 2005-ого года было показано на очередном съезде НБП в декабре 2005-ого года, (после "Революции, которую предали" съезды партии всегда проходили в середине декабря), на записи Лимонов призвал продолжить борьбу и объявил, что в ближайшее время вернется в Россию. Тем не менее, в следующие месяцы и годы он так и не вернулся на Родину, время от времени контактируя с соратниками через подобные видеобращение, чье количество с каждым годом сокращалось. При этом ни СБР, ни КНБК, не какая-либо другая разведывательная служба не могла выйти на Лимонова, который, в 2008-ом году выпустил книгу "Жизнь в шалаше" в которой описал, что активно передвигается по миру "не задерживаясь в одном месте, больше чем на две недели" и что уже успел побывать на всех континентах. В это же время он все сильнее удалялся от партийной работы и в декабре 2008-ого года был исключен из партии. Лимонов, весной 2009-ого года из одной из своих "конспиративных квартир" в Индонезии дал интервью BBC, в котором заявил, что "НБП - мертва" и что он собирается создать новую партию, также он заявил о скором крахе капитализма в России под воздействием экономического кризиса и об общем кризисе капитализма в мире. В следующие годы Лимонов призвал "Весь мир солидаризироваться в борьбе с американским империализмом, с гидрой "Арабской весны"". Тем не менее, последнее обращение Лимонова к публике и к "народу" датируется осенью 2013-ого года. Настоящее местонахождение Лимонова неизвестно, но как заявил "Ведомостям" пожелавший остаться неизвестным соратник Лимонова, на весну 2016-ого года бывший Диктатор РНР "проживает в России и вполне доволен жизнью, от политики отошёл".

В культуре