Фэндом

Альтернативная История

Королевство Испания (Победа при Босуорте)

2003статьи на
этой вики
Добавить новую страницу
комментариев18 Поделиться
Королевство Испания
Испанский флаг.png Герб Испании.png
Год основания: 1469 (брак Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского)
1516 (единое королевство)
Официальный язык: Испанский
Форма правления: Монархия
Главы государства: Короли
Столица: Толедо (до 1561)
Мадрид (с 1561)
Религия: Католицизм
Площадь: 554 700 км²
Население: 6 200 000 чел.
Валюта: Реал
Карта страны

Королевство Испания (исп. Reino de España; официальное название - Королевство Кастилии и Арагона, исп. Reino de Castilla y Aragón, так же встречается название Католическая монархия) - государство на Пиренейском полуострове, включающее в себя так же ряд островов в Средиземном море. С начала XVII века - крупнейшее по площади государство мира[1].

Королевства Испании как единого государства, формально, не существует - Кастильская корона и Арагонская корона считаются самостоятельными образованиями, более того, каждое из них является федерацией множества королевств. Термин "Испания" применяется лишь как собирательное название.

Крупнейшие города - Мадрид, Барселона, Толедо, Палермо, Гранада.

Государственное устройство

Основа для союза Кастилии и Арагона была заложена в 1469 году, благодаря браку Изабеллы Кастильской и Фердинанда Арагонского, который в 1475 году по Сеговийскому соглашению был признан в качестве равноправного с Изабеллой правителя Кастилии. В 1481 году и Изабелла получила равные с супругом права в Арагоне.

Лишь с 1516 года Кастилия и Арагон получили одного монарха, однако это не повлекло за собой слияния королевств - формально обе короны сохраняли независимость друг от друга.

Кастилия и Арагон не являются монолитными образованиями. Кастильская корона включала в себя королевства Кастилию, Леон, Толедо, Галисию и т. д. В состав Арагонской короны входят королевства Арагон, Сицилия, Валенсия, Майорка, Сардиния и т. д. Все многочисленные королевства имеют свои администрации и законы, во многом единообразные, но в ряде мест имеющие значительные отличия.

Органом сословного представительства являются Кортесы - отдельные в каждой части королевства. С 1188 года, наряду с дворянством и духовенством, в их работе участвуют депутаты от горожан.

Список королей

Портрет Имя Супруга (и) Правление Связь с предшественниками
Изабелла Кастильская.jpeg Изабелла I Католичка
(1451–1504)
Фердинанд II Арагонский
(1469–1504)
13 декабря 1474
в Кастилии
26 ноября 1504
в Кастилии
Дочь Хуана II Кастильского
14 апреля 1481
в Арагоне
Фердинанд II.jpg Фердинанд V и II Католик
(1452–1516)
Изабелла I Кастильская
(1469–1504)
15 апреля 1475
в Кастилии
Сын Хуана II Арагонского
20 января 1479
в Арагоне
23 января 1516
в Арагоне
Анна д'Альбре
(1506–1516)
Хуан III.jpg Хуан III Африканский
(1478–1536)
Джованна Неаполитанская
(1495–1518)
26 ноября 1504
в Кастилии
2 марта 1536 Сын Изабеллы I и Фердинанда V
Ипполита Неаполитанская
(1519–1526)
23 января 1516
в Арагоне
Фердинанд VI.jpg Фердинанд VI Чудо мира
(1512–1541)
Франческа Неаполитанская
(1533–1541)
2 марта 1536 10 декабря 1541 Сын Хуана III
Хуана I.jpeg Хуана I
(1535–1559)
Альфонсо XII Испанский
(1550–1559)
10 декабря 1541 18 октября 1559 Дочь Фердинанда VI
Альфонс XII.jpeg Альфонсо XII Наваррский
(1510–1579)
Хуана I Испанская
(1550–1559)
10 марта 1550
регент с 1541
26 января 1568 Сын Фердинанда V, сводный брат Хуана III
Изабелла II Испанская
(1559–1568)
Изабелла II.jpeg Изабелла II
(1540–1568)
Альфонсо XII Испанский
(1559–1568)
18 октября 1559 Дочь Фердинанда VI
Альфонсо XIII.jpeg Альфонсо XIII
(1561–1612)
Филиберта Лотарингская
(1587–1568)
26 января 1568 21 июня 1612 Сын Альфонса XII и Изабеллы II
Хуан IV.jpeg Хуан IV Крестоносец
(1590–1621)
21 июня 1612 28 февраля 1621 Сын Альфонса XIII

Правление Изабеллы I и Фердинанда V

19 октября 1469 года был заключен брак между наследницей кастильского трона принцессой Изабеллой и наследником трона Арагона принцем Фердинандом. Этот брак вызвал негодование короля Энрике IV Кастильского, который лишил свою сестру титула престолонаследницы. Однако кастильская знать не признала этого решения и 13 декабря 1474 года, после смерти Энрике, Изабелла была провозглашена королевой.

Изабелла и Фердинанд.jpg

Изабелла I и Фердинанд V

Ее соперницей была Хуана, отцом которой формально считался Энрике IV, но реальное происхождение было сомнительным. Ее права поддержала Португалия, но в ходе войны победу одержали сторонники Изабеллы. В 1479 году, с восшествием Фердинанда на престол Арагона, возникла династическая уния Кастилии и Арагона, ставшая фундаментом для будущей Испании.

Внешняя политика

Завершение Реконкисты

Немедленно после укрепления своей власти, Фердинанд, ставший одновременно "Фердинандом V Кастильским" и Фердинандом II Арагонским", приступил к осуществлению своего давнего замысла - завершение Реконкисты. Для этого необходимо было покорить последнее государство мавров на Пиренейском полуострове - Гранадский эмират.

Фердинанду удалось найти спонсоров для военной кампании - папа римский, а так же частные лица охотно жертвовали ему деньги. В 1482 году катильско-арагонское войско вступило на территории эмирата и стала медленно продвигаться к Гранаде. В 1487 году пали "морские ворота" эмирата - Малага, в 1489 году - хорошо укрепленная крепость Баса, последнее препятствие на пути к столице.

Падение Гранады.jpg

Падение Гранады

Гранада пала 2 января 1492 года, после 10 лет войны. Эта победа укрепила престиж католических монархов, оппозиция, ранее считавшая Изабеллу и Фердинанда узурпаторами, сплотилась вокруг них. Кроме того, в войне испанцы впервые массово применили артиллерию: бомбарды и пушки, что в дальнейшем предопределило техническую модернизацию армии. Условия мира были достаточно мягкими для мусульман - насильно их никто в христианство обращать не стал. Однако в дальнейшем Изабелла и Фердинанд отошли от многих условий мирного договора, что вылилось в целый ряд восстаний.

Неаполитанская война

Основная статья: Неаполитанская война

В 1494 году началась война между "Миланской лигой" итальянских государств и Неаполитанским королевством. Разгром крайне непопулярного в своей стране Альфонса II Неаполитанского стал закономерным явлением - в мае 1495 года он оказался с семьей на Сицилии, владении Арагона, где и умер.

Сын и наследник Альфонса - Фердинанд, более известный как принц Ферратино, - обратился за помощью к родственникам из династии Трастамара. Фердинанд Арагонский был недоволен усилением Милана, наступившем после свержения династии Трастамара в Неаполе. Им так же двигало желание наказать папу Александра VI - испанского ставленника, который тем не менее выступил против его неаполитанского родственника. К войне Фердинанда подталкивала и Венеция, враждебная Милану.

Битва при Семинаре.jpg

Битва при Семинаре

В ноябре в Палермо прошли сражу две свадьбы - принц Ферратино женился на дочери Фердинанда и Изабеллы Хуане, известной по прозвищу "Безумная", а наследник испанского трона Хуан Астурийский (будущий Хуан III) взял в жены Джованну Неаполитанскую. Эти браки легли в основу союза двух ветвей династии Трастамара, просуществовавшего более столетия.

10 февраля 1496 года испанцы разбили армию Рене Лотарингского при Семинаре и 7 июля вступили в Неаполь. Началось победоносное шествие испанцев по Италии, остановленное лишь армией германского императора Максимилиана I при Понте-Таро 15-16 февраля 1497 года.

Итоги войны были главным образом технические - испанцы завершили перевооружение армии, создали постоянный артиллерийский парк, а основным родом войск вместо рыцарской конницы стала пехота.

Колониализм

20 мая 1499 года из Кадиса вышла экспедиция Алонсо де Охеды и Америго Веспуччи, которые рассчитывали вслед за Христофором Колумбом проложить путь в Индию и Китай. Однако когда через 24 дня путешественники ступили на побережье нового континента, уже мало кто верил, что ими открыт путь в Азию. Экспедиция исследовала побережье материка от Суринама до залива Маракайбо, посетила острова Карибского моря и в феврале 1500 года вернулась в Испанию. Позже картограф Иоганн Оттмар, а вслед за ним и Мартин Вальтзеемюллер присвоили открытому экспедицией континенту название "Америка" в честь Америго Веспуччи.

Уже в 1502 году Охеда основал на американском побережье крепость Санта-Крус - первую испанскую колонию в Новом Свете.

Внутренняя политика

Герб Инквизиции.png

Эмблема испанской инквизиции

В эпоху, когда ни один из европейских монархов не обладал развитым полицейским аппаратом, Изабелла и Фердинанд сумели организовать целое полицейское "войско" - Святую Эрмандаду. Первоначально этот орган, возникший в XIII веке, боролся с разбойниками. В него принимали в том числе и рыцарей, что со временем превратило Эрмандаду в военизированную организацию. В 1476 году ее действие распространилось на все королевство, а с 1498 года она непосредственно подчинялась королю.

Благодаря Эрмандаде было покончено с преступностью на дорогах, что облегчило торговлю внутри страны, но она так же стала и орудием короля в борьбе с феодалами и еретиками. Для борьбы с последними существовала инквизиция - орган церковного суда, с 1478 года так же подчиненный монархам. Жертвами инкивизиции становились обратившиеся в христианство иудеи и мусульмане (марраны и мориски), заподозренные в тайном исповедании прежней веры, и христиане-испанцы, обратившиеся в иную религию. Самым распространенным наказанием был штраф, тем не менее в случае рецидива могла быть назначена и смертная казнь. Всего за первые двадцать лет правления Фердинанда и Изабеллы было осуждено на смерть 1 500 человек. В 1492 году из Испании были изгнаны все иудеи, а в 1502 - мусульмане. Конфискации имущества у осужденных значительно обогатили королевскую казну.

Правление Хуана III

Юный Хуан III.jpg

Обучение Хуана, принца Астурийского - будущего Хуана III

После смерти Изабеллы I 26 ноября 1504 года возник острый спор из-за наследования кастильского трона - Фердинанд V, который считался равноправным королем Кастилии, настаивал на том, что смерть его супруги не является основанием для лишения его кастильского трона. В то же время, кортесы, собравшиеся в Толедо, избрали королем сына Фердинанда и Изабеллы - Хуана III. Отношения между отцом и сыном накалились и лишь через год они пришли к соглашению, по которому Хуан становился королем Кастилии, а после смерти отца должен был получить еще и корону Арагона.

Таким образом, в 1504-1516 годах уния Кастилии и Арагона фактически распалась.

Внешняя политика

Война Священной лиги

Основная статья: Война Священной лиги

Кьоджа.jpg

Битва при Кьодже

Еще при жизни Изабеллы, Фердинанд Арагонский ввязался в войну против Венецианской республики, которую организовали папа Урбан VII и император Максимилиан I. 21 августа 1504 года испанский флот нанес венецианцам поражение при Кьодже. Смерть Изабеллы развязала ее супругу руки - Фердинанд заключил с кайзером Максимилианом договор, по которому Кипр, Крит, Ионические острова, Котор и Кьоджа отходили Арагонской короне. Лишь после этого испанский флот принял участие в десанте на венецианские острова.

В итоге война значительно усилила Арагон, но Кастилия не получила ничего, что обострило отношения Хуана III с отцом.

Алжирская война

Основная статья: Алжирская война

После разгрома Гранадского эмирата в Африку хлынул поток мусульманских эмигрантов, жаждавших отомстить Испании. Уже в 1501 году вспыхнуло восстание гранадских мусульман, поддержанное из-за моря. Это побудило Фердинанда Арагонского организовать экспедицию в Северную Африку. Хуан III поддержал идею отца и 3 сентября 1505 года объединенная испанская армада отплыла в сторону Африки.

Кортес.jpg

Эрнан Кортес

До 1512 года испанцы шли от победы к победе, подчинив все побережье Алжира от Марокко до Туниса. Однако появление в регионе братьев Барбаросса, поддержанных Османской империей, резко осложнило ситуацию - за 5 лет он отвоевал у испанцев почти все захваченные крепости. К этому времени Фердинанд Арагонский уже умер, и Хуан III мог действовать более свободно. В декабре 1517 года испанские войска во главе с Эрнаном Кортесом перешли в наступление и разбили братьев Барбаросса. Старший из них - Арудж - погиб в бою. В 1521 году Хуан III принял титул "король Алжира". А 29 августа того же года в битве при Беджае Кортес нанес окончательное поражение Хайреддину Барбароссе.

Усиление Испании сделало неизбежным ее столкновение с Османской империей - в 1524 году ее армия вторглась на Кипр и захватила остров. В 1530 и 1533 годах состоялись неудачные для турок вторжения на Крит. А в августе 1534 года турецкое войско высадилось в Тунисе. Свергнутый тунисский султан обратился за помощью к Испании, обещая в случае победы признать себя вассалом христианского короля, и в 1535 году флот Франсиско Писсарро пристал к берегам Карфагена. В двухдневном сражении при Хербет-эль-Клах турки были разбиты и Писсарро вступил в город Тунис. Однако не смотря на разгром, турецкое влияние сохранялось. Смерть Хуана III помешала испанцам перейти к решающим действиям по покорению Туниса - эта задача была решена только в следующее правление.

Наварра-0.png

Карта владений Наварры

  Территория королевства Наварра

  Владения дома д'Альбре (к Наварре с 1517)

  Владения дома де Фуа (к Наварре с 1536)

Отношения с Наваррой

Кроме Испании и Португалии на Пиренейском полуострове оставалось еще одно независимое королевство - Наварра, расположенное между Испанией и Францией. В 1483 году умер наваррский король Франциск и знать королевства разделилась на две части - одни поддерживали его сестру Екатерину, а другие - дядю Иоанна. Борьба за наследство продолжалась до 1497 года, когда королевой была признана Екатерина.

Т. к. Иоанн де Фуа ориентировался на французов, испанцы поддержали Екатерину - в 1506 году овдовевший Фердинанд Арагонский женился на ее старшей дочери Анне д'Альбре. После смерти Екатерины, королем Наварры стал ее сын Генрих II д'Альбре, который погиб 8 октября 1521 года в битве при Альденхофене. Королевой Наварры стала Анна, а после ее смерти в 1532 году - Альфонсо II, ее сын от Фердинанда Арагонского и сводный брат Хуана III. Ему же достались сеньория Альбре, виконство Лимож и графство Перигор во Франции, а после пресечения рода де Фуа - виконтства Нарбонна и Беарн, графства Бигор и Фуа. Т. о. владения наваррского короля во Франции превысили по площади его владения собственно в Наварре.

Колониальная политика

Колонизация Нового Света

Испанцы в Лиме.JPG

Испанцы в Перу

В 1507 году испанцы начали колонизацию островов Карибского моря - Сан-Хуан, Гаити и Кубу, где они столкнулись с англичанами, что едва не привело к большой войне. Другим объектом их интересов стало побережье Дарьенского залива - место смычки Колумбии и Америки. В 1513 году Васко де Бальбоа пересек Панамский перешеек и вышел к побережью Тихого океана. Спустя шесть лет здесь был основан порт Панама, ставший центром испанской экспансии в Новом Свете.

Наибольшим успехом стало завоевание империи инков в 1529-1532 годах экспедицией Паскуаля де Андагои из 250 человек. Испания получила огромные ресурсы золота и серебра, которыми изобиловало горное Перу. Это привело к "революции цен" - подорожанию продукции и обесцениванию валюты. Сказочно обогатилась казна и слои, связанные с трансатлантической торговлей, но непоправимый удар оказался нанесен по феодалам и свободным землевладельцам, что привело к упадку крупного земледельческого хозяйства в континентальной Испании.

Колонизация Азии

Основная статья: Фернан Магеллан

Первую колонию испанцев в Азии основал Фернан Магеллан. В ходе Тихоокеанской экспедиции 1519-1521 годов его корабли обогнули южную оконечность Америки, открыв Магелланов пролив, и достигли островов Сан-Лазаро, лежащих севернее Индонезии. 7 апреля 1521 года испанцы вошли в порт Себу, правитель которого - раджа Хумабон - признал себя вассалом испанского короля и согласился принять христианство.

Сражение испанцев и тагальцев.jpg

Завоевание островов Сан-Лазаро

Магеллан пытался установить более прочную власть Испании над островами, однако сил у него было явно не достаточно, поэтому в 1523-1524 годах он организовал новую экспедицию, которая должна была завоевать новооткрытые территории.

К 1527 году Сан-Лазаро, а также северные из Островов пряностей были им завоеваны - местных правителей испанцы свергли, население было насильно обращено в католицизм. Однако власть испанцев оказалась непрочной - тагальцы, населявшие архипелаг, не смирились с владычеством иноземцев и ждали только часа, чтобы восстать.

Внутренняя политика

В отличие от своих родителей, опиравшихся на духовенство, Хуан III своей главной опорой сделал чиновничество и нарождающуюся буржуазию. Главой правительства в 1534 году стал герой Алжирской войны, простой рыцарь Хуан де Падилья, который предложил целый ряд реформ, направленных на создание сильной центральной администрации.

Хуан III-0.jpg

Хуан III

В условиях нарастающей Реформации, когда от католической церкви откололись Германия, Швеция, Прибалтика, Хуан III предпринял меры по недопущению религиозных потрясений. Но если во Франции и Англии это выразилось в ужесточении церковного контроля за населением, то в Испании, наоборот, позиции инквизиции ослабли - Хуан III посчитал, что главной причиной победы лютеранства в такой огромной стране, как Священная Римская империя, являлись проблемы внутри церкви, а значит необходимо очистить ее от недостатков и тогда "ересь" не возникнет. Воспользовавшись своим правом назначения епископов, король многих наиболее одиозных клириков отправил в отставку, лично выбрав наиболее авторитетных церковников им на смену.

Это привело к обострению отношений с римской курией - влияние Испании в коллегии кардиналов стало падать. Если в в 1450-1520-х годах три папы было испанцами, то в дальнейшем ими в основном были англичане и итальянцы.

Правление Фердинанда VI

Король Хуан III умер 2 марта 1536 года. От своей жены - Джованны Неаполитанской - он долго не имел детей, а когда родился его единственный сын Фердинанд, то он оказался слабым и крайне болезненным мальчиком, по-видимому страдавшим эпилептическими припадками - возможное следствие близкого родства между родителями. Фердинанду VI в момент восшествия на престол было 23 года. Его не считали сильной личностью, поэтому предполагалось, что он будет играть пассивную роль в правлении, а вся власть сосредоточится в руках министров. Однако Фердинанд нашел в себе силы побороть мучившую его болезнь и взять власть в собственные руки. Позднее он получил прозвище "Чудо мира" (лат. Mirabilia mundi) за то, что вопреки собственному здоровью сумел стать успешным правителем.

Фердинанд VI-0.jpg

Фердинанд VI

Его короткое пятилетнее правление отмечено масштабными реформами - прежде всего в 1537 годубыли значительно демократизированы Кортесы, испанский парламент, в котором было разрешено участвовать представителям буржуазии и свободного крестьянства. Тем самым был сделан шаг на пути к буржуазной монархии. Тем не менее, данная реформа, принятая в Кастилии, нашла сопротивление в Арагоне, где крестьяне получили допуск к работе парламента только в 1634 году.

В 1538 году король объявил, что Кортесы отныне будут собираться не реже, чем раз в три года. Так было положено начало постоянно действующему парламенту. В 1539-40 годах целый ряд реформ расширил привилегии городов.

Но главным мероприятием Фердинанда VI стал разгром Турции и окончание Алжирской войны - к тому времени война шла более 30 лет, теперь она превратилась в противостояние сильнейших держав в Средиземноморье за контроль над Африкой и морскими путями в нее. Силы Испании подходили к концу. Но и Османская империя была утомлена - ей приходилось одновременно вести войны с Габсбургами, Сефевидами и Трастамара, растягивая войска между Венгрией, Ираном и Алжиром. Стороны жаждали последнего боя, который бы решил исход войны.

Испания и Турция не имели сухопутных границ, а значит борьбе предстояло развернуться на море. Вскоре стало понятно, что целью турок станут Ионические острова, удобный перевалочный пункт, откуда можно было контролировать пути между Италией и Грецией. В сентябре 1538 года османский флот под началом Пири-реиса в составе 122 галер и галеотов отплыл с острова Кос в Эгейском море.

Превезе.jpg

Битва у Превезе

Фердинанд VI не терял времени даром - он все усилия приложил для создания коалиции государств против Турции, куда вошли Португалия, Неаполь, Милан, король Адрии Оттавиано Борджиа и папа Урбан VIII (Лоренцо Кампеджо). Был собран гигантский флот - 176 галер и галеотов, а также 140 мелких судов. Солдат у коалиции было впятеро больше, чем у турок. 28 сентября в сражении при Превезе, в котором участвовал и сам король, турки были разбиты. Спустя год были изгнаны османские инсургенты из Туниса. В 1540 году Алжирская война завершилась полной победой Испании.

Фердинанд VI скончался на следующий год после окончания война. Не смотря на свое короткое правление он заложил основы дальнейшего бурного развития Испании и ее военных и экономических успехов. До сих пор в Испании его имя стоит в одном ряду с Изабеллой I и Фердинандом V - если первые формально объединили Испанию в единое государство, то их внук сплотил испанцев в единую нацию.

Правление Альфонсо XII

Умирая, Фердинанд VI добился от кортесов Кастилии и Арагона, впервые в истории собравшихся на общем заседании, избрать правителем королевства на период малолетства его дочери наваррского короля Альфонсо II, сына Фердинанда Католика от его второй жены Анны д'Альбре.

Альфонсо II Наваррский.jpg

Альфонсо II, король Наварры. Будущий Альфонсо XII Испанский

Альфонсо правил Испанией 38 лет, причем только 18 из них он был королем под именем Альфонсо XII. В 1541-1550 годах он был регентом при несовершеннолетней Хуане I, на которой потом женился, став формально королем. После смерти Хуаны, детей от которой у Альфонсо не было, в 1559 году он женился на ее сестре и наследнице Изабелле II и вторично стал королем. Когда же в 1568 году умерла и Изабелла, он вторично был избран регентом уже при своем сыне Альфонсо XIII и оставался им до самой своей смерти.

Не смотря на это, в Испании его продолжали называть "королем" даже когда формально он им уже не был, а весь период с 1541 по 1579 год де-факто был временем правления Альфонсо XII.

Внешняя политика

Война за баварское наследство

Основная статья: Война за баварское наследство

Отношения с католическими странами

Колониализм

Внутренняя политика

Правление Альфонсо XIII

Продолжение следует...

Примечания

  1. С учетом колониальной империи - около 14,6 млн км2

Также на Фэндоме

Случайная вики