Фэндом

Альтернативная История

Королевство Франция (Победа при Босуорте)

2003статьи на
этой вики
Добавить новую страницу
комментариев15 Поделиться
Королевство Франция
Французское королевство.png Герб Валуа.png
Год основания: 843
Официальный язык: Французский
Форма правления: Монархия
Главы государства: Короли
Столица: Париж
Религия: Католицизм
Площадь: 480 000 км²
Население: 18 000 000 чел.
Валюта: Ливр
Карта страны

Королевство Франция (фр. Royaume de France, так же Французское королевство, Франция) — государство в Западной Европе, занимающее территории между Лионским и Бискайским заливами и проливом Ла-Манш.

Крупнейшие города - Париж, Марсель, Лион, Тулуза, Бордо.

Государственное устройство

Франция - монархическое государство, во главе которого стоит король. С 987 года наследование трона осуществляется внутри династии Капетингов. В 1328 власть перешла боковой ветви Капетингов - Валуа. Король обладает фактически неограниченной властью.

Высший сословно-представительный орган - Генеральные Штаты, состоящие из трех палат по числу сословий (духовенство, дворянство и третье сословие, представленное в основном верхушкой горожан). Голосование проходит попалатно - для принятия решения необходимо согласие минимум двух палат. Основная функция Генеральных Штатов - квотирование налогов.

С XIV века короли созывают нотаблей - более компактный орган, депутаты которого не избирались, а назначались.

В некоторых провинциях существуют парламенты - высшие судебные органы, под юрисдикцию которых попадает почти половина территории страны.

Список королей

Портрет Имя Супруга (и) Правление Связь с предшественниками
371px-Charles VIII Ecole Francaise 16th century Musee de Conde Chantilly.jpg Карл VIII Любезный
(1470–1498)
Маргарита Австрийская
(1492–1498)
30 августа 1483 7 апреля 1498 Сын Людовика XI
Карл IX Валуа.jpg Карл IX Благословенный
(1498–1549)
Маргарита Орлеанская
(1519–1549)
7 апреля 1498 10 ноября 1549 Сын Карла VIII
Карл X.jpeg Карл X
(1520–1569)
Елизавета Английская
(1538–1569)
10 ноября 1549 30 октября 1569 Сын Карла IX
Ричард I.jpeg Роберт III
(1545–1600)
Луиза де Колиньи
(1571–1602)
30 октября 1569 26 октября 1600 Сын Карла X
Генрих II.jpeg Генрих II
(1584–1633)
Франсуаза Лотарингская
(1608–1633)
26 октября 1600 9 февраля 1633 Сын Роберта III

Правление Карла VIII

Анна Божё.jpg

Анна де Божё

Людовик XI скончался 30 августа 1483 года, оставив трон 12-летнему сыну - Карлу VIII.

"Безумная война"

Основная статья: Безумная война

Регентом при малолетнем короле стала его старшая сестра Анна де Божё. Однако против нее очень быстро сложилась дворянская оппозиция - т. н. "Лига общего блага", возглавленная герцогом Луи Орлеанским, который сам претендовал на то, чтобы стать регентом. Однако армия сохранила лояльность Анне и к 1485 году, казалось, оппозиция была подавлена.

Но орлеанской партии удалось заручиться поддержкой извечных соперников Франции - Священной Римской империи, Англии и Кастилии. В 1488 году французы потерпели поражение в Бретани при Сент-Обен-дю-Кормье, а годом позже - под Амьеном. Положение дел в королевстве стало критическим.

Однако французам повезло - начались раздоры внутри самой "Лиги", из нее стали выходить ключевые участники. Кроме того, вступление иностранных держав в войну делало "лигистов" изменниками в глазах населения. 10 мая 1491 года Луи Орлеанский был прощен и получил назад конфискованные владения. В том же году Карл VIII был объявлен совершеннолетним.

Карл VIII.jpeg

Карл VIII

Новый король не был одаренным политиком или дипломатом, зато проявил себя как талантливый полководец - за 2 месяца его солдаты возвратили утраченные в ходе войны Франш-Конте и Артуа. По итогам Зундгаусского мира 15 февраля 1492 года эти земли навсегда вошли в состав Франции. Кое-чем, правда, пришлось пожертвовать - так, по договору, независимость получила Бретань, фактическим правителем которой стал Максимилиан Габсбург, в том же году женившейся на герцогине Анне. Лишилась Франция и Булони - город достался англичанам, которые к тому же теперь получали ежегодно 50 000 экю в качестве выплат от французского короля.

Дальнейшее правление

Карл VIII в 1494 году женился на Маргарите Австрийской - дочери Максимилиана Габсбурга. Она была моложе супруга на 10 лет, единственный сын и наследник короля - дофин Карл - появился на свет только 2 апреля 1498 года, когда его отцу было 27 лет. А всего лишь через пять дней - 7 апреля - входя в слишком низкую дверь и ударившись головой о косяк, Карл VIII получил сотрясение мозга, после чего впал в кому, и скончался спустя девять часов.

Правление Карла IX

Франция была потрясена смертью короля, ведь теперь ими правил 5-дневный младенец - подобная ситуация последний раз создавалась почти 180 лет назад, когда королем стал новорожденный Иоанн I. Тогда монарх прожил менее недели, вот и теперь оппозиция подняла голову, рассчитывая, что в скором времени трон займет главный смутьян Луи Орлеанский.

Регентство

Маргарита Австрийская.jpg

Маргарита Австрийская

Формально регентшей стала мать малолетнего короля - Маргарита Австрийская, однако его тетка Анна де Божё, которая фактически возглавляла страну 7 лет назад, сохранила достаточное влияние, чтобы направлять действия молодой и неопытной невестки. Кроме того влияние на регентшу оказывала ее подруга Луиза Савойская - вдова графа Ангулемского. Эти три женщины фактически и управляли страной в 1498-1519 годах, в период малолетства короля.

В целом курс стал более пацифистским - с Англией и Священной Римской империей были установлены дружеские отношения, Франция отказалась от поддержки традиционного союзника Шотландии, когда та вступила в войну с англичанами.

Мятеж герцога Орлеанского

Уже в 1499 году Луи Орлеанский поднял очередной мятеж против регентов, требуя согласия на развод со своей женой - Жанной, теткой короля, с которой более чем за 20 лет у него не было детей. На сей раз лозунгом восстания было избавление от власти "австриячки". Мятеж быстро был разгромлен, т. к. на этот раз соседние державы поддерживали власть Маргариты. Тем не менее, регентша не стала проводить репрессии против мятежника - в обмен на отказ от расторжения брака с Жанной, владения Луи Орлеанского были объявлены наследственными в его доме. После смерти герцога они должны были достаться его двоюродному племяннику - Франсуа Ангулемскому.

Самостоятельное правление

В начале 1519 года Карл IX был объявлен совершеннолетним. Официально его именовали "Карл Благословенный", т. к. он стал королем в пятидневном возрасте и дожил глубокой старости, однако в народе за ним закрепилось прозвище Карл Кривой. Скорее всего это было связано с особенностями внешности - у короля рано выпали зубы и он вынужден был носить протез.

Сразу по достижении совершеннолетия Карл женился на Маргарите Орлеанской - сестре первого принца крови герцога Франсуа Орлеанского. Супруга была старше короля на несколько лет, однако это не помешало браку оказаться счастливым - уже в 1520 году родился сын, дофин Карл.

Карл IX.jpg

Карл IX

Внешняя политика

Война за имперский трон

Основная статья: Германская война

В январе 1519 скончался император Максимилиан I Габсбург. Хотя у него был сын Филипп, который считался логичным претендентом на престол, Карл решил выставить свою кандидатуру на голосование коллегии выборщиков на том основании, что он является внуком предыдущего императора по женской линии. Однако голосование выборщиков сложилось не в его пользу и императором стал Филипп II.

Это не остановило Карла - он объявил избрание своего дяди следствием подкупа голосов и в марте 1520 объявил ему войну. На стороне Франции выступили Милан, Наварра, Модена и Феррара, а также папа римский Мартин VI, признавший законность притязаний Карла IX на имперский престол. На первом этапе успех сопутствовал французам - были заняты Фландрия и Верхний Рейн, восток Бретани, у англичан удалось отобрать Кале. Однако сокрушительное поражение при Альденхофене лишило французов практически всех завоеваний - в итоге к осени 1523 года создалась угроза для Парижа с запада и востока. Только чудом герцог Орлеанский сумел ликвидировать опасность взятия столицы, однако уже на следующий год 14 августа он потерпел поражение под Верденом, ставшее для него последним.

9 августа 1525 года был подписан Компьенский мир, по которому Франция теряла Аррас, но приобретала Кале. Таким образом, война кончилась совсем не так, как того хотел Карл IX.

Франко-османский альянс

В 1529 году началась война между Габсбургской и Османской империями. Еще за несколько лет до этого османы завязали переговоры с французами - общий враг в лице Филиппа II привел к объединению католического короля и мусульманского султана. В итоге Франция признала османского марионетку Яноша Запольяи венгерским королем и предоставила тому несколько артиллерийских расчетов. Во время Алжирской войны турецкие корабли получили право использовать порт Тулон в качестве своей базы.

Сулейман Великолепный.JPG

Сулейман Великолепный в тиаре

Официально союз был подписан в 1535 году. Карл IX и Сулейман Великолепный договорились помогать друг другу в случае войны с Германией - к этому времени принятие последней евангелизма в качестве официальной религии настолько обострило отношение Габсбургов с католическими странами, что папа Пий IV призвал отложить идею крестового похода против турок во имя борьбы с "лютеранской ересью". Когда в 1540 году началась очередная война турок против Священной Римской империи за обладание Венгрией, Франция честно выполнила условия союзного договора - в 1542 году ее войска атаковали Германию с запада.

Во Франции союз с Турцией косвенно повлек за собой такое явление как ориентализм - при королевском дворе вошли в моду восточные мотивы, получившие свое отражение в живописи, архитектуре и других сферах.

Отношения с Англией

В поисках союзников против Германии Карл IX обратился к своему давнему врагу - Англии. 29 июня 1537 года монархи двух королевств встретились близ Кале и подписали союзный договор направленный против Габсбургов. Он подвел черту под двухсотлетним соперничеством Англии и Франции - Эдмунд I официально отказывался от претензий на французский трон и отдавал свою дочь Елизавету замуж за дофина Карла. В свою очередь Карл IX согласился уважать английские интересы в Бретани и прекратить поддержку Шотландии.

В 1544 году был заключен договор с новым королем Англии Эдмундом II - тот добился от Карла IX согласия на брак своего сына и единственной дочери герцога Бретонского Марии. В качестве компенсации Франция освобождалась от ежегодных выплат в пользу Англии в 50 000 экю.

Осада Вердена.jpg

Карл IX под стенами осажденного Вердена

Война семи королевств

Основная статья: Война семи королевств

К 1542 году система союзов, которую выстраивал Карл IX, была сформирована и он решился на выступление против Германии. 22 апреля 15 000 солдат маршала Монморанси вступили на территорию Лотарингии, правитель которой присоединился к французам. 31 августа франко-лотарингское войско разгромило имперцев в сражении при Гогенцоллерне.

Однако война, начавшаяся под религиозными лозунгами защиты прав католиков внутри Священной Римской империи очень скоро потеряла свое религиозное содержание - католические Дания и Пфальц примирились с кайзером. Шотландия, в которой так же сохранялся католицизм, объявила войну Франции и Англии. В результате имперцы взяли реванш при Сен-Кантене и уже собирались перенести боевые действия на территорию Англии и Франции. Карл IX, видя распад коалиции, пошел на заключение мира, по условиям которого ему досталась Лотарингия.

Внутренняя политика

Войны, которые вел Карл IX, серьезно ударили по французской аристократии - в битвах погибли герцог Орлеанский и сеньор д'Альбре. От естественных причин пресеклась династия герцогов Алансонских. Герцог Бурбон был казнен по обвинению в измене. Их владения пополнили королевский домен, что привело к усилению власти монарха. Процессы централизации, остановленные на время Безумной войной, возобновились с новой силой.

Усиление власти короля сказалось в прекращении созывов Генеральных Штатов - Карл IX созывал их лишь однажды. Кроме того, он все активнее вмешивался в дела провинций, смещая и назначая губернаторов - особых представителей короля, которые должны были снизить роль избираемых органов власти в провинциях - парламентов.

Начало Реформации

Кальвин.jpg

Жан Кальвин

Ослабление позиций аристократии, а также слабость буржуазии и горожан привели к тому, что проповедь Мартина Лютера не нашла отклика во Франции. Король не был заинтересован в реформе церкви, т. к. согласно конкордату, заключенному с папой Мартином VI, именно он назначал епископов и получал доходы от церковной десятины. Однако в дальнейшем ситуация поменялась.

В 1530-е годы в Женеве французами Жаном Кальвином и Гийомом Фарелем была основана новая ветвь протестантизма - реформатство. Идеи реформатства получили гораздо большую поддержку среди французов, особенно жителей юга, где традиционно сильные позиции имели еретики - альбигойцы и катары. Если высшая аристократия, для которой принятие протестантизма после победы Реформации в Германии стало равным измене королю, не откликнулась на проповедь Кальвина, то низшее дворянство, а также зажиточные горожане и нарождающаяся буржуазия охотнее становились реформатами, видя в новой вере знамя борьбы за свои права. Тем не менее, к моменту смерти Карла IX процессы религиозного обновления не зашли слишком далеко и король не видел смысла принимать меры к подавлению реформатов, или гугенотов, как их называли во Франции. Нередко он вступался за протестантов, которых тот или иной парламент приговаривал к казни.

Французский Ренессанс

Именно при Карле IX началось бурное развитие французской культуры, столпом которой стал сатирик Франсуа Рабле. В 1-й половине XVI века растет интерес к французскому языку, создаются Национальная библиотека и Королевский колледж, противопоставивший себя Сорбонне, бывшей в ту пору опорой схоластики. Был задуман институт изучения древних языков, руководителем которого Карл видел известного гуманиста Эразма Роттердамского, однако тот отказался. Была основана королевская типография, заложившая основы книгопечатания. Карл IX покровительствовал художникам, в том числе итальянцам Рафаэлю и Челлини.

Правление Карла X

Карл X.jpeg

Карл X

Новым королем стал 29-летний Карл X. Он рос в окружении военных - ближайшими друзьями будущего короля были Гаспар де Колиньи и Франсуа де Гиз, ветераны войны семи королевств, сторонники агрессивной внешней политики. Тем не менее, те годы, что Карл X был у власти в целом были мирными в сравнении с предыдущим правлением. Свою энергию король тратил на укрепления мира внутри королевства, важнейшим условием которого он считал объединение католиков и реформатов перед лицом угрозы евангелической Германии.

Внешняя политика

Савойское наследство

17 августа 1553 года скончался герцог Карл III Савойский, крайне непопулярный в народе. При нем Савойя лишилась Женевы и других швейцарских владений, проводились репрессии против протестантов. Поэтому как только герцог умер, жители восстали, предложив Карлу X помощь в борьбе с его наследником Эммануилом Филибертом. В октябре французская армия вошла в Савойю. Карл X, который приходился внуком Луизе Савойской, старшей сестре покойного Карла III, объявил себя герцогом Савойским, аннексировав большую часть герцогства. На роль правителя оставшегося не оккупированным Пьемонта был приглашен Жак, граф Женевский, приходившийся покойному Карлу III племянником.

Однако Эммануил Филиберт не смирился с потерей владений - вооружив армию из кондотьеров и заручившись поддержкой герцога Милана, он вторгся в Пьемонт и 7 ноября захватил его столицу - Турин. Французы под командованием Колиньи подошли к городу и начали его осаду. Сил у Эммануила Филиберта явно было недостаточно, чтобы противостоять огромному королевству, а герцог Милана не горел желанием ввязываться в войну с Францией, поэтому после двух месяцев осады Турин капитулировал. Эммануил Филиберт признал Карла X герцогом Савойским, а своего кузена Жака Женевского князем Пьемонтским. Для себя он просил сохранить лишь отцовский титул графа д'Аоста. 24 февраля 1554 года договор о разделе савойского наследства был подписан, после чего война прекратилась.

Колонизация Америки

Антарктическая Франция-0.jpg

Карта Антарктической Франции

Еще в 1-й половине XVI века была организована экспедиция Джованни да Верраццано в Новый Свет, однако все попытки заложить постоянные поселения в нем неизменно терпели крах.

1 ноября 1555 года адмиралом Николя Дюраном де Виллеганьоном - бывшим рыцарем-госпитальером, обратившимся в кальвинизм, - была основана первая французская колония в Новом Свете, в районе залива Рио-де-Жанейро. Виллеганьон мечтал создать в колонии условия, в которых не существовало бы религиозного притеснения. Ее центром стал Форт Колиньи, названный в честь адмирала Гаспара де Колиньи, покровительствовавшего французским протестантам. Неподалеку от него возник город Шарлевилль, получивший имя короля Карла X.

Андре Теве - походный капеллан экспедиции - придумал название для колонии: "Антарктическая Франция". Идея основания гугенотской колонии была горячо подхвачена лидерами реформатов - адмиралом Колиньи и даже Жаном Кальвином. В Антарктическую Францию потянулось множество переселенцев.

Усиление активности французов в Бразилии было негативно воспринято португальцами - в марте 1560 года губернатор Мем ди Са осадил Форт Колиньи, но был разгромлен, т. к. на помощь французам пришли коренные бразильцы, ненавидевшие португальцев. В январе 1567 года потерпела поражение и вторая попытка уничтожить колонию Францию.

Внутренняя политика

Лопиталь.jpg

Канцлер Мишель де л'Опиталь

При Карле X популярность реформатства во Франции достигла своего пика - около 15% населения стали протестантами. Реформаты нашли сочувствия у многих французских политиков, в том числе адмирала Колиньи, который однако, не смотря на свои симпатии к учению Кальвина, официально не принял новую веру из политических соображений.

В 1560-е годы, с началом религиозных войн в Англии, король счел за благо предпринять ряд мер, направленных на сохранение в стране религиозного мира, чтобы не допустить повторения английского сценария. Помимо поощрения миграции протестантов в Новый Свет, Карл X принял ряд эдиктов, предоставившим им льготные права в южных провинциях, где доминировали сторонники Реформации. Протестанты, переселявшиеся с севера и востока страны на юг, получали от короля субсидии. Кроме того, было собрано несколько церковных соборов, на которые в частности были приглашены и лидеры реформатов, чтобы хоть как-то сгладить религиозные противоречия. Канцлером Мишелем де л'Опиталем была предложена формула, по которой верность королю для француза должна быть важнее верности религии. Эта формула нашла поддержку среди аристократии, напуганной как ужасами гражданской войны в Англии, так и опытом "Безумной войны", когда феодальная усобица едва не привела к расчленению Франции между соседями.

Кульминацией политики компромисса стала помолвка наследника престола дофина Роберта и Луизы де Колиньи, которая в дальнейшем должна была привести к символическому "браку" католической и реформатской церквей. Свадьба однако состоялась уже после смерти Карла X.

Правление Роберта III

Внешняя политика

Война за баварское наследство

Основная статья: Война за баварское наследство

Продолжение следует...

Также на Фэндоме

Случайная вики